Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ





РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Тема: Эмоции

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций.

2. Значение эмоций в жизни человека.

3. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей».

Заполните таблицу «Теории эмоций в отечественной психологии».

Теории эмоций в отечественной психологии

Таблица

Исследователи Название теории Краткое описание
     

 

Приведите примеры переживания различных эмоциональных состояний из своей жизни или из художественной литературы.

Предположим, один человек очень сильно ненавидит другого человека. При встрече он приходит в возбуждение, злится, ругается. Потом иногда вспоминает про объект неприязни, и опять - уже в меньшей степени - приходит в возбуждение, злится, ругается. Но большую часть времени он ведет себя как обычно, совершенно не вспоминая про существование объекта неприязни. И лишь встречи или воспоминания вызывают... негативные эмоции. Вот и получается, что это чувство ненависти - всего лишь цепочка из негативных эмоций, распределенная во времени. Такие долгоиграющие чувства точнее было бы обозначать через термин "отношение". В данном примере можно сказать, что у первого человека имеется ко второму отношение ненависти.

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Изард К. Эмоции человека. М., 2008.

3. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ, Астрель, 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: «Мир», 2004. – т.1.

2. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

3. Психология эмоций (Хрестоматия) / Под ред. Вилюнаса В. К. СПб.: Питер, 2007.

Тема: Воля

Вопросы для обсуждения:

1.Общее понятие о воли. Основные признаки воли в поведении человека.

2.Волевые качества личности.

3. Развитие воли у человека.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

- Рубинштейн С.Л. «Воля». -/ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. - С. 588-602.

Заполнить таблицу «Воля».

Воля

Таблица

Определение воли Функции воли Физиологические основы воли Теории воли Волевые качества личности
осознанное, целенаправленное управление человеком своей деятельностью; следует отметить, что волевая активность характерна только для человека. Побудительная(стимулирующая), тормозная Борьба мотивов, Волевые действия, движения,   Гетерономные Автономные   Сила воли, решимость, самообладание, смелость, настойчивость, упрямство, импульсивность, податливость

 

2. Записать в терминологический словарь следующие понятия:

Борьба мотивов – (от лат. movert – приводить в движение, толкать) – психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Б.м. характеризуется одновременным существованием в психике личности, "сшибкой" взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.

Волевое усилие – мобилизация внутренних ресурсов человека для преодоления препятствий, создающая дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживающаяся как состояние значительного напряжения

Воля- способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

Импульсивные действия – действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений.

Инициативность- способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям.

Настойчивость- волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели.

Принятие решения- в ыбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов.

Решительность- это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. У решительного человека начавшаяся борьба мотивовзавершается принятием и исполнением решения.

Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельст

Сила воли- сила самоконтроля, использующаяся для того, чтобы преодолеть непродуктивные импульсы и достичь трудных целей.

Уверенность- тон и словесные выражения, показывающие, что субъект не сомневается в высказываемом, полностью убежден в своей правоте.

Целеустремленность -способность человека преодолевать препятствия на пути к цели.

 

4.Определите авторство:

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. (Автор: _______________________)

Всякое волевое действие является целенаправленным действием. ….. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова – все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью. (Автор:___________________)

Основная литература:

1. Ильин Е.Л. Мотивация и воля. - СПб.: Питер, 2011.- 512 стр.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006.

3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

Тема: Характер

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о характере.

2. Типология характеров. Понятие акцентуации характера.

3.Формирование характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Установите соответствие между типами акцентуации (по А.Е. Личко) и некоторыми их характеристиками:

 

A. Интровертный тип 1. Жажда общения, говорливость.
B. Экстравертный тип 2. Застенчивость, замкнутость, пугливость.
C. Неврастенический тип 3. Дурное самочувствие, утомляемость, раздражительность
D. Сензитивный тип 4. Замкнут, трудно идет на контакт.
E. Демонстративный тип 5. Эгоцентризм, потребность восхищения.

Заполните таблицу «Типы и типологии характера в психологии».

Тема: Темперамент

Вопросы для обсуждения:

1. Типы темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Заполнить таблицу «Типы темперамента».

Типы темперамента

Таблица

Тип темперамента Характеристика Реакции
быстрота сила
       

 

Заполнить таблицу «Свойства психики, составляющие темперамент».

 

Тема: Способности

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о способностях. Виды и классификация способностей.

2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

3. Развитие способностей: условия и предпосылки для формирования способностей, начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшее развитие, выявление резервных возможностей для развития его способностей.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Способности-

Талант-

Тест-

Френология-

3. Прочитать и законспектировать Теплов Б.М. «Способности и одаренность». Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. ‑ С. 333-338.

Зарубежные теории личности

Таблица

Название теории Представители Определение личности Структура личности
       

 

Зарубежные теории мотивации

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
психоаналитическая теория мотивации    
поведенческая теория мотивации    
познавательная теория мотивации    

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям:

3. Составить сравнительную характеристику мотивации животных и мотивации человека, выделите их фундаментальные различия, развитие в филогенезе биологических механизмов мотивации.

4. Составить классификацию потребностей.

Основная литература:

1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.-528 с.

2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.-512 с.

3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2009.

Дополнительная литература:

1.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.

2.Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.2-е перераб. СПб.:Питер; М.:Смысл, 2003.

Тема: Самосознание и его место в структурной организации личности

Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады)

1. Понятие о Я-концепции.

2. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности.

3. Развитие самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Общение

Таблица

Определение понятия Структура Виды Уровни Функции Исследователи общения
           

 

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с.

3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

Дополнительная литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М., 1995.

2.Горянина В.А. Психология общения. М.: «Академия», 2007.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. – Спб., 2001.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

Тема: Личность и деятельность

Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады)

1. Личность и деятельность: понятие о деятельности, структура деятельности.

2. Виды и характеристики деятельности: труд, учение, общение, игра.

3.Деятельность как основополагающая причина развития личности (подход А.Н. Леонтьева).

4. Деятельность и сознание личности.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Деятельность

Таблица.

Определение понятия виды деятельности структура деятельности характеристики деятельности этапы развития человеческой деятельности
         

 

2. Охарактеризуйте понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности».

3. Прочитайте и законспектируйте: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. («Деятельность и личность» – С. 122-157).

4. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: автоматизация, активность, действие, интериоризация, операция, учение, труд, игра, навык, привычка, умение, экстериоризация.

 

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2006.

4. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2010.

 

 

РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Тема: Эмоции

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций.

2. Значение эмоций в жизни человека.

3. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей».







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.