|
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИСтр 1 из 4Следующая ⇒ РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Тема: Эмоции Вопросы для обсуждения: 1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций. 2. Значение эмоций в жизни человека. 3. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей». Заполните таблицу «Теории эмоций в отечественной психологии». Теории эмоций в отечественной психологии Таблица
Приведите примеры переживания различных эмоциональных состояний из своей жизни или из художественной литературы. Предположим, один человек очень сильно ненавидит другого человека. При встрече он приходит в возбуждение, злится, ругается. Потом иногда вспоминает про объект неприязни, и опять - уже в меньшей степени - приходит в возбуждение, злится, ругается. Но большую часть времени он ведет себя как обычно, совершенно не вспоминая про существование объекта неприязни. И лишь встречи или воспоминания вызывают... негативные эмоции. Вот и получается, что это чувство ненависти - всего лишь цепочка из негативных эмоций, распределенная во времени. Такие долгоиграющие чувства точнее было бы обозначать через термин "отношение". В данном примере можно сказать, что у первого человека имеется ко второму отношение ненависти. Основная литература: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. 2. Изард К. Эмоции человека. М., 2008. 3. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ, Астрель, 2009. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. Дополнительная литература: 1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: «Мир», 2004. – т.1. 2. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 3. Психология эмоций (Хрестоматия) / Под ред. Вилюнаса В. К. СПб.: Питер, 2007. Тема: Воля Вопросы для обсуждения: 1.Общее понятие о воли. Основные признаки воли в поведении человека. 2.Волевые качества личности. 3. Развитие воли у человека. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Прочитать и законспектировать: - Рубинштейн С.Л. «Воля». -/ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. - С. 588-602. Заполнить таблицу «Воля». Воля Таблица
2. Записать в терминологический словарь следующие понятия: Борьба мотивов – (от лат. movert – приводить в движение, толкать) – психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Б.м. характеризуется одновременным существованием в психике личности, "сшибкой" взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий. Волевое усилие – мобилизация внутренних ресурсов человека для преодоления препятствий, создающая дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживающаяся как состояние значительного напряжения Воля- способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Импульсивные действия – действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений. Инициативность- способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям. Настойчивость- волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Принятие решения- в ыбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов. Решительность- это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. У решительного человека начавшаяся борьба мотивовзавершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельст Сила воли- сила самоконтроля, использующаяся для того, чтобы преодолеть непродуктивные импульсы и достичь трудных целей. Уверенность- тон и словесные выражения, показывающие, что субъект не сомневается в высказываемом, полностью убежден в своей правоте. Целеустремленность -способность человека преодолевать препятствия на пути к цели.
4.Определите авторство: Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. (Автор: _______________________) Всякое волевое действие является целенаправленным действием. ….. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова – все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью. (Автор:___________________) Основная литература: 1. Ильин Е.Л. Мотивация и воля. - СПб.: Питер, 2011.- 512 стр. 2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология. 4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. Дополнительная литература: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. Тема: Характер Вопросы для обсуждения: 1. Общее представление о характере. 2. Типология характеров. Понятие акцентуации характера. 3.Формирование характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Установите соответствие между типами акцентуации (по А.Е. Личко) и некоторыми их характеристиками:
Заполните таблицу «Типы и типологии характера в психологии». Тема: Темперамент Вопросы для обсуждения: 1. Типы темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. 2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. 3. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности. Задания для самостоятельной работы студентов: Заполнить таблицу «Типы темперамента». Типы темперамента Таблица
Заполнить таблицу «Свойства психики, составляющие темперамент».
Тема: Способности Вопросы для обсуждения: 1. Общее представление о способностях. Виды и классификация способностей. 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 3. Развитие способностей: условия и предпосылки для формирования способностей, начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшее развитие, выявление резервных возможностей для развития его способностей. Задания для самостоятельной работы студентов: Способности- Талант- Тест- Френология- 3. Прочитать и законспектировать Теплов Б.М. «Способности и одаренность». Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. ‑ С. 333-338. Зарубежные теории личности Таблица
Зарубежные теории мотивации Таблица
2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: 3. Составить сравнительную характеристику мотивации животных и мотивации человека, выделите их фундаментальные различия, развитие в филогенезе биологических механизмов мотивации. 4. Составить классификацию потребностей. Основная литература: 1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.-528 с. 2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.-512 с. 3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология. 4.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2009. Дополнительная литература: 1.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 2.Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008. 3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.2-е перераб. СПб.:Питер; М.:Смысл, 2003. Тема: Самосознание и его место в структурной организации личности Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады) 1. Понятие о Я-концепции. 2. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. 3. Развитие самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания. Задания для самостоятельной работы студентов: Общение Таблица
Основная литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. 2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с. 3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. 4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 365 с. Дополнительная литература: 1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М., 1995. 2.Горянина В.А. Психология общения. М.: «Академия», 2007. 3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. – Спб., 2001. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. 5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990. Тема: Личность и деятельность Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады) 1. Личность и деятельность: понятие о деятельности, структура деятельности. 2. Виды и характеристики деятельности: труд, учение, общение, игра. 3.Деятельность как основополагающая причина развития личности (подход А.Н. Леонтьева). 4. Деятельность и сознание личности. Задания для самостоятельной работы студентов: Деятельность Таблица.
2. Охарактеризуйте понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности». 3. Прочитайте и законспектируйте: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. («Деятельность и личность» – С. 122-157). 4. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: автоматизация, активность, действие, интериоризация, операция, учение, труд, игра, навык, привычка, умение, экстериоризация.
Литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005. 3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2006. 4. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2010.
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Тема: Эмоции Вопросы для обсуждения: 1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций. 2. Значение эмоций в жизни человека. 3. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей». Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|