|
Глава 3.Основные направления повышения эффективности инвестиционной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Стратегические цели инвестиционной деятельности предприятия - это описанные в формализованном виде прогнозные параметры состояния его инвестиционной деятельности, позволяющие управлять ею в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты. 1. Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия: По виду ожидаемого эффекта: ∙экономические цели - обеспечивают получение инвестиционного дохода или иных экономических результатов; ∙внеэкономические цели - обеспечивают решение социальных задач, повышение имиджа предприятия, экологическую безопасность и тому подобное. 2. По направлениям инвестиционной деятельности: ∙цели реального инвестирования - определяются по отраслевой и региональной направленности реальных инвестиций; ∙цели финансового инвестирования - перспективы приобретения контрольных пакетов акций других предприятий, параметры формирования портфеля финансовых инвестиций; ∙цели формирования инвестиционных ресурсов - темпы формирования собственных инвестиционных ресурсов, структура формируемых ресурсов и их стоимость. 3. По объектам стратегического управления: ∙цели предприятия - определяющие в системе стратегических целей; ∙цели отдельных стратегических зон хозяйствования - обеспечивают эффективную деятельность стратегических объектов в структуре предприятия; ∙цели отдельных стратегических хозяйственных центров - обеспечивают инвестиционную поддержку формирования и развития "центров ответственности". 4. По направленности инвестиционной деятельности: ∙внутренние цели - определяют направления развития внутренних инвестиций ∙предприятия (развитие производственной деятельности, решение социальных проблем коллектива и тому подобное); ∙внешние цели - направления и ожидаемые результаты внешних инвестиций предприятия (отечественных и иностранных). 5. По приоритетному значению: ∙главная цель - максимизация благосостояния собственников предприятия; ∙основные цели - обеспечивают реализацию главной цели; ∙вспомогательные цели - все прочие цели. 6. По характеру влияния на результат: ∙прямые цели - прямо связаны с конечными результатами инвестиционной деятельности (главная цель, ряд основных целей); ∙поддерживающие цели - обеспечивают реализацию прямых стратегических целей (использование новых технологий, совершенствование организационной структуры управления и другие). 7. По направленности воспроизводственного процесса: ∙цели развития - направлены на обеспечение прироста активов или собственного капитала предприятия; ∙реновационные цели - обеспечивают своевременную замену амортизируемых основных средств и нематериальных активов в рамках простого их воспроизводства. Основные требования к формированию стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия: 1. Подчиненность главной цели инвестиционной деятельности - максимизации благосостояния собственников предприятия; 2. Ориентация на высокий результат инвестиционной деятельности, обеспечивающий наиболее полное использование инвестиционного потенциала; 3. Реальность - ограничение по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней среды и внутреннего потенциала; 4. Измеримость - выражение в конкретных количественных показателях; 5. Однозначность трактовки - одинаковость и ясность воспринимаемости всеми менеджерами и исполнителями; 6. Научная обоснованность - учет объективных экономических законов, использование современного методологического аппарата, установление системы взаимосвязей отдельных целей; 7. Гибкость - возможность корректировки системы и отдельных стратегических целей при изменении факторов внешней среды ила или параметров внутреннего потенциала. Этапы формирования стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия: 1. Анализ тенденций основных показателей инвестиционной деятельности с целью выявления закономерностей и особенностей развития параметров инвестиционной деятельности и определения степени влияния на них внешних и внутренних факторов. При стабильном состоянии инвестиционной среды анализ выполняется за два-три года, в условиях ее нестабильности он должен соответствовать стратегической перспективе. 2. Формулирование главной стратегической цели инвестиционной деятельности предприятия. Главная цель конкретизируется в определенном показателе и определяется количественно (например, обеспечить за 3 года рост собственного капитала в 3 раза за счет реконструкции производства). 3. Определение желательных и возможных тенденций показателей инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение главной цели. Выявляются основные параметры инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающие реализацию главной цели. Определяется, какие из них могут быть получены за счет благоприятных условий внешней и внутренней среды. 4. Определение нежелательных, но возможных тенденций результатов инвестиционной деятельности, препятствующих достижению главной цели. Выявление неблагоприятного влияния отдельных внешних и внутренних факторов на реализацию главной цели инвестиционной деятельности для разработки мероприятий по их нейтрализации. 5. Учет объективных ограничений в достижении желаемых параметров стратегической инвестиционной позиции предприятия. К таким ограничениям относятся: -размер предприятия; -возможный объем инвестиционных ресурсов; -стадия жизненного цикла предприятия. 6. Формирование системы основных стратегических целей инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение ее главной цели. К таким целям можно отнести: -темп роста объема инвестиций в развитие предприятия; -минимально приемлемая доходность инвестиция; -предельно допустимый уровень инвестиционного риска; -структура инвестируемого капитала предприятия и др. 7. Формирование системы поддерживающих целей, включаемых в инвестиционную стратегию предприятия. В качестве таких целей могут быть установлены: -уровень отраслевой диверсификации инвестиций; -уровень региональной диверсификации инвестиций; -соотношение объемов внешних и внутренних инвестиций; -предельный уровень ликвидности объектов инвестирования; -предельный уровень средневзвешенной стоимости инвестиционных ресурсов и другое. 8. Построение "дерева целей" инвестиционной стратегии предприятия. Это позволит увязать главную, основные и поддерживающие цели инвестиционной стратегии предприятия с учетом их приоритетности и ранговой значимости. На основе системы целей инвестиционной стратегии предприятия разрабатываются стратегические направления его инвестиционной деятельности. При этом решаются следующие задачи: определение соотношения различных форм инвестирования, определение отраслевой и региональной направленности инвестиционной деятельности. Факторы, определяющие соотношение форм инвестирования: 1.Функциональная направленность деятельности предприятия. Институциональные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность преимущественно на рынке ценных бумаг, поэтому основной формой их долгосрочной инвестиционной деятельности будет инвестирование в акции, облигации, сберегательные сертификаты и тому подобное, так называемые финансовые вложения. Для производственных предприятий преимущественной формой инвестирования будут вложения в форме капитальных вложений, покупки недвижимости и т.п., так называемые реальные вложения. 2. Стадия жизненного цикла предприятия. На стадиях "детства", "юности" "ранней зрелости" преобладают реальные инвестиции, лишь на стадии "окончательной зрелости" предприятие может увеличить долю финансовых инвестиций. 3. Размеры предприятия. Инвестиционная деятельность небольших и средних производственных предприятий осуществляется преимущественно в форме реальных инвестиций, поскольку для финансового инвестирования у них отсутствуют свободные ресурсы. Крупные предприятия имеют доступ к внешним источникам финансирования, что позволяет им осуществлять финансовое инвестирование в больших объемах. 4. Характер стратегических изменений производственной деятельности. В современной литературе выделяются две характеристики стратегических изменений производственной деятельности предприятия - постепенные и прерывистые изменения. Постепенные стратегические изменения связаны с относительно незначительными объемами изменения производственной деятельности по периодам. В этом случае формируемые предприятием инвестиционные ресурсы потребляются, как правило, на реальное инвестирование. Прерывистые стратегические изменения характеризуются скачкообразными существенными отклонениями объемов производственной деятельности от традиционной тенденции. При этом у предприятий накапливается значительный объем временно не используемых инвестиционных ресурсов, который может быть использован на финансовое инвестирование. 5. Прогнозируемая ставка процента на финансовом рынке определяет соотношение доли реального и финансового инвестирования предприятия. В реальном инвестировании рост ставки процента увеличивает стоимость инвестиционных ресурсов и снижает их объем. В финансовом инвестировании с ростом ставки процента норма чистой прибыли по финансовым инструментам растет, вызывая рост объемов финансовых инвестиций. 6. Прогнозируемый темп инфляции. Прогнозируемый рост темпов инфляции повышает долю реального инвестирования, поскольку цены на объекты реального инвестирования, как правило, возрастают пропорционально инфляции. Объемы финансового инвестирования в этом случае будут снижаться, так как инфляция обесценивает не только размер ожидаемой инвестиционной прибыли, но и стоимость самих финансовых инструментов. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности предприятия является наиболее сложной задачей разработки инвестиционной стратегии и решается в несколько этапов. На первом этапе исследуется целесообразность отраслевой концентрации или диверсификации инвестиционной деятельности. Стратегия отраслевой концентрации, связанная с высоким уровнем инвестиционного риска, может быть использована на первых стадиях жизненного цикла предприятия. По мере удовлетворения потребности в продукции (услугах, работах) потребителей необходимо перейти к стратегии отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности. На втором этапе исследуется целесообразность различных форм отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенных отраслей, например в строительстве и промышленности строительных материалов, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности и т.п. Это позволяет существенно снизить инвестиционные риски. Основной недостаток этой стратегии заключается в том, что смежные отрасли имеют одинаковый отраслевой жизненный цикл, усиливающий инвестиционный риск в отдельные периоды (периоды спада). На третьем этапе исследуется целесообразность различных форм диверсификации инвестиционной деятельности в рамках не связанных между собой отраслей. За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла существенно снижается уровень инвестиционных рисков. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности предприятия связано с двумя основными условиями. Размер предприятия. Небольшие и средние предприятия осуществляют деятельность в пределах одного региона. Для них возможности региональной диверсификации инвестиционной деятельности ограничены недостаточным объемом инвестиционных ресурсов и усложнением управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью. Продолжительность функционирования предприятия. На первых стадиях жизненного цикла хозяйственная и инвестиционная деятельность осуществляется, как правило, в рамках одного региона. По мере развития предприятие может распространить свою деятельность на ряд регионов. Параметры оценки результативности инвестиционной стратегии предприятия: ∙Согласованность инвестиционной стратегии с общей стратегией развития предприятия. ∙Согласованность инвестиционной стратегии предприятия с факторами внешней инвестиционной среды. ∙Согласованность инвестиционной стратегии предприятия с его внутренним потенциалом. ∙Внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии: согласованность целей и целевых стратегических нормативов; соответствие целей и нормативов содержанию инвестиционной политики; согласованность мероприятий инвестиционной стратегии по направлениям и периодам. ∙Реализуемость инвестиционной стратегии: достаточность инвестиционных ресурсов, технологичность инвестиционных проектов, наличие на фондовом рынке необходимых финансовых инструментов и тому подобное. ∙Экономическая эффективность реализации инвестиционной стратегии.
Заключение. Одной из важнейших сфер деятельности любого предприятия является инвестиционная, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение предприятием выгод в течение определенного периода времени. Осуществление инвестиций порой рассматривается как «произвольная» форма деятельности фирмы в том смысле, что последняя может осуществлять, или не осуществлять подобного рода операций. В результате проведенного исследования были решены следующие задачи: - выделены методы и подходы к оценки финансового состояния и инвестиционной привлекательности; - осуществлён анализ финансового состояния ОАО «Газпром»; - разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния и инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром». Инвестиционная привлекательность предприятия - совокупность свойств фирмы, предопределяющих ее способность к эффективному функционированию и развитию на базе освоения собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий, как часть экономического анализа, представляет собой элемент системы управления предприятием и является частью управленческой деятельности. Его функции в системе управления реализуются через принятие обоснованных решений о целесообразности вложений инвестиционных средств в тот или иной объект или через формирование положительного инвестиционного образа предприятия на рынке капитала. Анализ инвестиционной привлекательности осуществлялся на базе предприятия ОАО «Газпром». ОАО «Управляющая компания «Газпром»» является одним из лидеров на российском рынке. В общем, для удачной работы ОАО «Газпром» возможно посоветовать применение следующих успешных механизмов: - стратегический маркетинг с его ориентацией на перспективу, на ускоренное, стойкое становление в критериях конкурентной борьбы; - целенаправленное составление и воплощение инновационной работы, собственно гарантирует рыночным субъектам текущую и многообещающую конкурентоспособность; - плодотворное управление персоналом, включающее исследование концепции кадрового маркетинга организации, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров; - формирование и становление прогрессивной системы управления денежными средствами.
Список литературы. 1. Шеремет А. А. Теория экономического анализа. /А.А. Шеремет. М.: ИНФРА-М.2014.-365с. 2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: [учебник] / под общ. ред. В.И. Стражева.- Мн.: Высш. шк.,2014. - 938 с. 3. Бабков А.Г. Рейтинговая оценка деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика, 2014. № 14. С. 59-64. 4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - Т. 2. - К.: Ника-Центр, 2013. - 512 с. 5. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 473 с. 6. Герасимов Б.И. Управление качеством: учебное пособие/ Б. И. Герасимов, В.С. Антонов/ Под ред. Герасимова Б.И. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 338 с. 7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 256с. 8. Гличев А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задачи АПК// Стандарты и качество.- 2013. - №4 - С. 441. 9. Гончарук А.Г. Теоретические аспекты управления инвестиционной привлекательностью предприятия /А.Г. Гончарук // Экономичный форум. - 2013. - № 3. - С. 344. 10. Графова Г.Ф. Нормативная база рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия. // Аудитор, 2013. № 6. С. 29-35. 11. Грачев А.В. анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Финпресс», 2014. 12. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2014. - 112 с. 13. Давыдов А. И. Инвестиционная привлекательность. / А.И. Давыдов, К.В. Яриш // Финансы - 2013. - № 2. - 364с. 14. Джурабаева Г.К. Методология оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия // Известия УрГЭУ, 2013. № 10. С. 64-72. 15. Ерышев А. А. Инвестиционная привлекательность организации // Финансы и кредит, 2013. № 6. С. 2-7. 16. Иванченко О.Г., Григорьева А.Н. Методика комплексного анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия // Экономика электроэнергетики, 2014. № 3. С. 14-24. 17. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации. // Экономический анализ: теория и практика, № 8, 2013. 18. Королёв А. А. Финансовый анализ / А. А. Королёв. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 432 с. 19. Комаров Е.И. Бережливое производство как инструмент повышения эффективности работы предприятия// Промышленная политика в РФ. - 2013. - №12. - С.338. 20. Крапивницкая С.М. Рейтинговая оценка акционерных сообществ/ С.М. Крапивницкая, А.В. Мешков // Сборник техничного университета. Серия экономичная. - Выпуск 19. - ДонДТУ, 2014.- C. 112. 21. Кровон А. А. Анализ финансового состояния и предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. 22. Левченко Н.А. Процесс формирования благоприятного инвестиционного климата на промышленном предприятии // Известия вузов. Северо-Кавказский регион, 2014. № 4. С. 61-63. 23. Мазурова И.И. Прогнозирование и оценка финансовой устойчивости предприятия.//Мазурова И.И., Романовский М.В., Булат А.С., Перонко И.А. Под ред. Мазуровой И.И., Перонка И.А./Санкт-Петербург - Краснодар. 2013. 24. Майорова Т.В. Инвестиционная деятельность: [уч. пособие] / Т.В. Майорова. - Киев.: ЦУЛ, 2013. - 376 с. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|