Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сдвиги в модели AD-AS в классической и кейнсианской моделях.





Сдвиги в модели AD-AS в классической и кейнсианской моделях.

Общее экономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели ОЭР. Синтезированная модель ОЭР.

Общее экономическое равновесие (ОЭР) - такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками.

В общем виде экономическое равновесие - это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (землей, трудом, капиталом, деньгами), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества - с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизацией использования ресурсов.

Классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) базируется на
основных постулатах классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента» на рынке труда — гибкая ставка номинальной зарплаты. Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В
результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе, денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе — номинальные переменные и абсолютные цены.
3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий ОЭР в реальном секторе экономики.



СИНТЕЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОЭР

В основе модели лежит классическая модель, соединенная с моделью IS-LM с гибкими ценами (рис. 16.34).

1. На рынке труда под воздействием изменения ставки реальной заработной платы, устанавливается равновесие спроса и предложения труда при полной занятости.

2. В соответствии с производственной функцией обеспечивается производство на уровне естественного объема ВНП.

3. Исходя из модели IS-LM определяется совокупный спрос.

4. Равенство совокупного спроса и совокупного предложения дают равновесный уровень цен. Уровень цен и ставка реальной заработной платы определяют номинальную ставку заработной платы.

Таким образом, на всех рынках возникает устойчивое равновесие, если оно нарушается на одном рынке, то другие рынки будут реагировать так, чтобы нейтрализовать это отклонение.

 

Макроэкономическое неравновесие: проявление, причины последствия.

Макроэкономическое неравновесие, или нестабильность, означает отклонение ключевых показателей национальной экономики от нормального значения. Дело в том, что в рыночной экономике состояние равновесия, рассмотренное в предыдущей главе, постоянно нарушается. Это проявляется в экономических кризисах, инфляции, безработице. Со времени первого экономического кризиса, охватившего промышленность Англии в 1825 г., перед экономической наукой встали проблемы выяснения причин этих явлений, методов борьбы с ними, снижения потерь, вызванных цикличностью рыночной экономики. В настоящее время общепринятой считается точка зрения, согласно которой экономическая политика государства должна быть нацелена на сглаживание циклических колебаний экономики, преодоление разрушительных экономических кризисов.

Макроэкономическое неравновесие может быть свойственно экономике в любой системе. Содержание его - отклонение от устойчивого (нормального) состояния системы. Нормальное состояние рыночной экономики - совпадение (равенство) совокупного спроса и совокупного предложения. Нормальное состояние плановой экономики характеризуется их несовпадением - всеобщим хроническим интенсивным дефицитом.

Инфляция — это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты. Вместе с тем экономисты, например Пол Хейне, отмечают, что изменяются цены не только товаров, но и измерителя их ценности — денег. Формулируя это понятие образно, он отметил, чторечь идет не об увеличении размера предметов, а об уменьшении масштабов линейки, используемой для их измерения.

 

Антициклическая политика.

 

Антициклическая политика государства представляет собой совокупность фискальных и денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении, обратном текущей рыночной конъюнктуре. В периоды спада производства государство противодействует падению совокупного спроса путем роста государственных расходов финансируемых за счёт бюджетного дефицита, и снижения налогов, т.е. использует фискальные инструменты. Данная политика, реализуемая в рамках кейнсианской теории, носит краткосрочный характер.

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, кᴏᴛᴏᴩое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, ɥᴛᴏбы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы будут^

· денежно-кредитная (или монетарная)

· и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Как указывалось в главе 2, изменение совокупного спроса влечет за собой изменение объема производства и уровня цен. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.

Недостатками фискальной и монетарной политики будет то, что их действие пробудет не мгновенно, а через некᴏᴛᴏᴩый период времени, называемый лагом. Временной лаг возникает из-за того, что для проведения стабилизационной политики крайне важно определить фазу цикла, что не всегда легко, принять (четко сформулировать и законодательно оформить) ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее решение и найти средства для проведения решения. К примеру, если государство решит снизить налоги, то в законодательном органе крайне важно утвердить новые налоговые ставки и найти источник денежных средств, кᴏᴛᴏᴩый компенсирует сокращение доходов государства, вызванных уменьшением налогов.

Существование лагов может привести к тому, что проводимая государством стабилизационная политика только усилит колебания. Так, если правительство решит проводить сдерживающую политику, сократив госрасходы, повысив налоги или уменьшив денежную массу, то пока решение будет выполнено, экономическая ситуация может измениться и ограничительные меры наложатся на фазу спада, углубляя ее.

До сих пор под стабилизационной политикой предполагались активные меры государства, воздействующие на национальное производство, недостатками кᴏᴛᴏᴩых являлись временные лаги. Пассивная экономическая политика лишена данных недостатков.

Под пассивной политикой понимают наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Стоит заметить, что они предполагают автоматическое изменение какого-либо элемента при изменении макроэкономической ситуации. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся подоходный налог и налог на прибыль (в фазе подъема налоговые поступления увеличиваются, что сдерживает рост, в фазе спада — сокращаются); пособия по безработице и другие социальные выплаты (увеличиваются в фазе спада); субсидии отдельным отраслям экономики (также возрастают в фазе спада).

 

Политика занятости.

 

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Политика занятости государства должна решать два основных вопроса:

· во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;

· во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Политика занятости рассматривается в узком и широком понимании. В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В этом случае объектом государственного воздействия является безработное население, а целью политики – минимизация безработицы и смягчение ее последствий. В широком понимании политика занятости представляет собой относительно самостоятельную часть социально-экономической политики, направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест; формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и перспективами развития экономики; рациональное распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам; эффективное использование рабочей силы. Объектом политики занятости в этом случае является все трудоспособное население, а целью – реализация права не только на свободно избранную и полную, но и продуктивную занятость, сопряженную с высоким уровнем социальной защиты граждан.

Политика занятости – органическая часть экономической политики. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

Основу для формирования методологических подходов к оценке государственной политики занятости составляет определение целей и задач необходимых преобразований на рынке труда. В условиях плановой системы управления трудом государство выступало в качестве единственного субъекта политики занятости. В рыночной экономике большая часть рабочих мест создается в негосударственном секторе. Прямое влияние на состояние занятости со стороны правительства ограничено. Государственная политика занятости превращается в политику содействия занятости.

Методы проведения государственной политики содействия занятости можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение уровня циклической безработицы и методы, направленные на снижение естественного уровня безработицы.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк (1)

где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

ЧБк — численность безработных на конец календарного периода

Таким образом, показатель социальной эффективности политики занятости безразмерен и имеет однозначную трактовку. Умножение фактического уровня безработицы в регионе на увеличенный на единицу показатель социальной эффективности политики занятости позволит определить тот уровень безработицы, который был бы зафиксирован в регионе, если бы органы службы занятости вообще не снимали безработных с учета. Чем больше значение рассчитанного по формуле (1) показателя, тем выше социальная эффективность политики занятости.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.

Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.

В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.

Основные источники инфляции

· Повышение номи­нальной заработной платы (например, под давлением проф­союзов, когда ее увеличение не обус­ловлено повышени­ем производитель­ности труда)

· Увеличение цен на сырье и энер­гию (вследствие чего нарушается механизм предло­жения)

· Увеличение налогов

Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

· Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушает­ся со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, кото­рый толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

· Инфляция предложе­ния (издержек) – увеличение издержек производства (вслед­ствие роста заработ­ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще­нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше­му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция — инф­ляция, сопровождае­мая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одно­временным повыше­нием уровня цен

Виды инфляции

По характеру протекания:

· открытая – отличается продолжи­тельным ростом цен на товары и услуги;

· скрытая (подавленная) – возникает при неизмен­ных розничных ценах на товары и услуги и одно­временном росте денеж­ных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен

· умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и посте­пенно (до 10% в год);

· галопирующая – быстрый рост цен (при­мерно 100—150% в год);

· гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

По степени рас­хождения роста цен по различ­ным товарным группам

· сбалансирован­ная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

· несбалансиро­ванная – цены различных товаров по отношению друг к дру­гу постоянно меняются.

Последствия инфляции

Для сферы производства:

· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

· обесценение всего фонда накопления;

· обесценение кредитов;

· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

· перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

· отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются;

· обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления;

· определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить;

· снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

· владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию;

· потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

· поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер;

· кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

· деньги теряют свою ценность и перестают выпол­нять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для эконо­мики, так как рост денежной массы стимулирует дело­вую активность, способствует экономическому росту, ус­коряет процесс инвестирования.

На практике измерение инфляции сводится к определению основных видов индексов цен. Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса), рассчитываемый для неизменного набора товаров, или с неизменными весами. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Предположим, что за базовый принят 1991 г. В этом случае нам необходимо рассчитать стоимость рыночного набора в текущих ценах, т.е. в ценах данного года (числитель формулы) и стоимость рыночного набора в базовых ценах, т.е. в ценах 1991 г. (знаменатель формулы).

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

§ ИЦ0 — индекс цен предыдущего года (например, 1999),

§ ИЦ1 — индекс цен текущего года (например, 2000).

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

 

Антиинфляционная политика.

  Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика- это комплекс мер по регулированию экономики, направленныхна борьбу с инфляцией. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. Цель антиинфляционной политикигосударства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Мировой опыт показывает, что при борьбе с инфляцией используются две основные линии антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика(или регулирование спроса) - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы, через снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы т.п. Эта политика, как правило, вызывает замедление экономического роста, и даже кризисные явления.

2. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.
2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.
3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни. 4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

Кривая Филлипса

 

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы у Кейнса и Фридмена неодинаковы. Кейнс исходит из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждает, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному росту и «нормальной» занятости. Кейнс делает упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен — сторонник жесткой денежной и фискальной политики.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Подводя некоторый итог, отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.

 

Сдвиги в модели AD-AS в классической и кейнсианской моделях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.