|
В изучении психики человека (ХIХ – начало ХХ вв.)
Психологические направления
| Представители
| Основные идеи
| Ассоциативная психология
(зародилась ХVIII в.)
| Д. Беркли
Д.Юм
Д. Гартли
Д.С. Миль
Г. Спенсер
А. Бэн
И.Ф. Гербарт
В. Вундт
Т. Браун
| Ассоциации являются главным принципом, объясняющим психическую жизнь человека. В первую очередь ассоциации – это память организма как ответ на сенсорный опыт, все, что некогда было воспринято благодаря механизму ассоциации будет сохранено памятью в увиденном ранее порядке. Ассоциация – это связь, в которую вступают элементы внутреннего опыта, т.е. актуализация одного элемента целостного опыта приводит к актуализации всего фрагмента опыта.
Основой ассоциации являются механические или физиологические процессы (Д. Гартли).
Ассоциации – это связи, в которые вступают не только мономодальные фрагменты опыта (например зрительные образы), но и полимодальные фрагменты, устанавливаются связи между ощущениями, идеями, движениями
Законы ассоциации: 1) условием образования ассоциации являются смежность во времени или в пространстве и их повторение; 2) ассоциации зависят от силы исходного ощущения, новизны, близости, природных способностей индивида и его здоровья (Т. Браун).
| Структура-лизм
(структурная психология)
| Э.Б.
Титчинер
О.Кюльпе
| Сфокусированность на проблеме структуры психических переживаний индивида.Субъективная жизнь индивида носит организованный характер. Элементы ее составляющие, находятся в иерархической связи, определяя общий рисунок внутренней жизни человека. Исследование структур психической жизни человека позволяет, описать и объяснить своеобразие внутреннего мира.
Предмет психологии – сознание как сумма переживаний субъекта в данный момент времени, метод – интроспекция (Э.Б. Титчинер).
| Функциона-
лизм
| Ф. Брентано
К. Штумпфа
Х. Эренфельс
Т. Липпс
У. Джеймс
Дж. Дьюи
Д. Энджелл
Г. КУэрр
Р. Вудвордс
| Сознание человека активно и направлено на объекты внешнего и внутреннего мира. Сознание нельзя рассматривать как простую совокупность ощущений, восприятий и представлений, это лишает сознание активности. Активность формирует конкретное содержание сознания. Отличие явлений сознания от физических явлений состоит в том, что первые сущностно активны.
Психология – это наука об актах сознания.
|
Современные психологические направления
В изучении психики человека (ХХ век)
Психологические направления
| Представи-
тели
| Основные идеи
| Бихевиоризм
| Дж. Уотсон
Ф. Скиннер
А. Бандура
| Считают, что психология должна быть построена по аналогии с естественно-научными дисциплинами Предметом психологии является поведение, так как только его можно объективно изучать. Душа человека не может быть изучена объективно, поэтому необходимо отказаться от всяческих попыток ее проанализировать. Человек – это существо динамически изменяющееся. Психология должна вскрыть закономерности научения человека тем или иным поведенческим стереотипам.
Описывать поведение человека можно формулой «стимул-реакция» (S - R)Классическое обусловливание - устойчивый рисунок поведения может быть сформирован при опоре на врожденные безусловные реакции организма (Дж. Уотсон).
Оперантное обусловливание –это подкрепление одобряемого поведения, а не безусловного рефлекса (Ф. Скиннер).
Еслиподкреплять социально одобряемые стереотипы поведения,то вероятностьих повторениямногократновозрастает(А. Бандура)
| Психоанализ
(глубинная психология)
| З. Фрейд
А. Адлер
К. Юнг
А.Фрейд
Э. Эриксон
Э. Фромм
К. Хорни
О. Ранк
| Человек – это существо иррациональное. Познать человека – значить познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определенным образом. Для объяснения психических структур человека вводят понятия: бессознательное, архетипы, защитные механизмы. Человек – это продукт своего времени, продукт общества, но он также и продукт глубинных слоев психики. Только познание этих глубинных слоев психики дает человеку возможность ставить перед собой задачи реального управления собой и организации своего бытия
| Когнитивная психология
(генетическая психология Ж. Пиаже)
| Ж. Пиаже
А. Валлон
Л. Коберг
Дж. Брунер
Фестингер
У. Найсер
Дж. Миллер
Г. Келли
| Рассматривают человека как существо разумное. Мышление человека, его познавательная сфера – главный атрибут, отличающий его от всех живых существ. Изучают особенности восприятия человеком информации, ее запоминание, воспроизведение, переработка и трансформация. Рассматривают стадиальность и этапность развития когнитивной сферы человека, детерминанты ее развития, влияние социокультурной среды на становление интеллекта, роль наследственности, обучения и воспитания в развитии познавательной сферы.
| Гештальт
психология
| М. Вертгеймер
В. Келлер
К. Кофка
К. Левин
| Восприятие – это многосложный процесс, который определяется той психической структурой, которая складывается в познавательной сфере в момент восприятия того или иного явления. Поэтому для познания человеческого сознания мы должны изучить закономерности формирования целостных психических структур восприятия(целостность восприятия).
| Гуманистическая психология
| А. Маслоу
К. Роджерс
Ш. Бюллер
В. Франкл
Г. Мюррей
О. Олпорт
Р. Мэй
| Человек – является единичным, конкретным, уникальным и неповторимым, поэтому абстрактное изучение человека ничего не может дать исследователю. Чтобы постичь человека, необходимо постичь то уникальное, что есть в нем. Ввели в психологию такие категории: саморазвитие, самоактуализация, образ Я, самооценка, смысл жизни, ценности, моральный выбор. Человеческое поведение является итогом последовательной обработки информации индивидом и принятия соответствующего решения. Задача гуманистической психологии – описать внутреннюю жизнь и переживания человека.
| Деятельностный подход
| Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
С.Л. Рубинштейн
Д.Б. Эльконин
Л.И. Божович
Л.В. Занков
А.В. Запорожец
П.Я.Гальперин
| Отечественная психологическая школа. Психика человека неразрывно связана с деятельностью.Деятельность характеризует особенности взаимодействия человека с окружающей средой, и обеспечивает человеку высокий уровень решения жизненно важных задач. Психика – это не автономные ощущения, восприятия и переживания, а система психических действий, без которых человеческое бытие теряет свою сущность. Человек по своей природе социальное существо.
|
34.
Джорж Беркли 1709
| «Опыт новой теории зрения» (о теории зрительного восприятия)
| Дж.Локк
| «Опыт о человеческом разуме» (изучение проблем сознания, восприятия собственного опыта)
| Давид Гартли 1749
| «О человеке, его строении, его обяз-х и его упованиях» (психика как естественное начало. все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга).
| Д.Юм
| «Исследование о человеческом познании»
|
35.
Ананьев Б.Г.
| Направленность «основная жизненная направленность, направленность – влечение, желание, интерес, стремление»
| Леонтьев А.Н.
| Направленность личности … «смыслообразующий мотив»
| Мясищев
| Направленность – «доминирующее отношение к себе, предметам, + общий уровень развития личности»
| Рубинштейн С.Л.
| Определял направленность как «динамическую тентнцию»
|
36.
Петренко В.Ф.
| Имплицитная теория. Это представления о качествах личности. Проводится факторный анализ, который позволяет оценить и объединить качества и связи между отдельными компонентами в личное семантическое пространство
| Анциферова Л.И.
| Динамическая концепция. Рассматривает выход личности за свои пределы, условия достижения и оптимального жизненно-деятельного состояния, поиск новых мотивов.
| Альбуханова Славская К.А.
| Теория жизненного пути. Главное понятие – ответственность. Своим отношением к жизни субъект придает ей направление и движение.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|