Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профес.компетенция методиста





Билет 1

Библиотековедение как наука

Библ/вед. - наука о библ. деле, изучающая принципы общ-ого пользования док-ми, а также закономерности и пробл. функционирования развития библиотек и библ. сетей. Библ/вед.- (межгосуд. ст-т по библ. делу 2003 г.) это науч. дисципл., изуч-ая теорию, историю, методологию, технологию, методику и орг-ию библ. дела. Разные точки зр. На объект. Скворцов- объект: системная триада: а)инф-ия, объективированная в виде публикаций б)читатель в) библиотекарь. Предмет: взаимод. чит. и б-ря, опосред. через публикацию. Столяров – объект:. библиотека как система со всеми ее элементами и связями. Предмет - исследование отношений и связей элементов (подсистем) б-ки, как систем. объекта, между собой и с внешним окружением. Методология (Скворцов): Система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теор. д-ти, а также учения об этой системе. Конкретиз. методологию можно выдел. ее составл(Скворцов).: 1. мировая философия; 2. наука логика,3 специф. для библиотековед. законы, закономерности, принципы, 4.свойств. библиотековед. методика научного исследов-я 5.наиб. общ и стабильн. Формы орг-ции науч. исслед..(1,2,3-ядро методологического библиотековед). Методологич. знание в библиотековед. выступает в форме предписаний и норм, в виде описаний фактически выполн. деятельности (научно исследов., практич. работы). В конце 20 нач 21 в. произошли значит. политич., социальные, экономич. изменения в обществе, кот. повлекли за собой измен. внешней среды функциониров. б.науки, а также потребовали пересмотра ряда теоретич. положений. Выд-т 6 концепций научного знания: 1. Формально-техническая (с сер. 19 в. До 30-40-хг. 20в.,сущн. библиотековед. сводилась к вопр. практич. обустройства б-к Шретингер-бил/вед-это практ. знания в обл. библ. Дела, Хавкина делит б/вед на теор. и прикладн-практич.); 2. Документолистская (Столяров, Терешин, сущность б/вед. свод. в изуч. взаимод. чит-ля и д-та, кот. происх. через б-ря. Столяров считал, что главной категорией явл. Д-т, а подсист. БФ, состоящ из д-ов, явл. Базисным для для функц. Б-ки как сист.) 3. Информацион. (Скворцов,преобладает не док-т, а информация, инф. Подход использ при рассмотрении всех проблем б/вед: 1. Сущностной харак-ой б/вед. явл. его инф-ая направленность, 2 главн. Тенденц. Соврем. б/вед.- движ к инф-ой парадигме и придание б/вед всех стран статуса единой научной дисципл. на инф. концепц. Скворцов строит теоретич. обоснов. б/вед..), 4. Когнитивная (знание), 5. «Процессная» Леонова; 5. «Понимающая» в рамках нормативн. подхода.(Гусева и Смолина)

Стр-ра б/вед. (Чубарьян впервые предложил) 1. Общее б/вед, которое изучает принципы, закономерности процесса организации общественного использования книжных фондов, исследует методологию, обще-теоретич. и др. вопросы которые составляют научную основу для всех других разделов б/вед. 2. Частное библ/вед – следующ дисципл:а) библ. фонд б) библ каталог в) библ. обслуж.г) библ. менедж.д) история библ дела е) технические средства библ работы. Библ/вед связано почти с 40 научн дисципл. и мы можем выделить 5 уровней: 1 Связь библ/вед с философ, ист., теорией культ. – эти науки имеют общетеор-ое и методологич-ое значение для б/вед;2Связь библ/вед с родственными науками, их связывает частичная общность объекта исследования. Связь с книвед, библиографией.3 Такие науки на стыке взаимодействия с которыми возникли новые научные дисциплины: библиотековедения и социология (социология чтения), б-ведения и педагогики, библиотечная психология, экономика библ. дела, библ. статистика 4Те науки, с которыми библии/вед берет отдельные теоретические положения, идеи, факты (логика, лингвистика, кибернетика) 5 Науки, которые не имеют ничего общего с библ/овед (математика), но библ/вед берет с этих наук методы науч. исслед.. (например, _контент-анализ).

В больш. отраслей наука развивается на 4 уровнях: 11. Академический уровень (АН, разработка общетеоретических проблем) 2. отраслевой (научно-исслед. ин-т, отдельные ведомства и т.д.) Библ. наука в РБ развивается на 3 и 4 уровнях: 3 – специальные кафедры (АБИС) БГУКиМ; - проводит теоретические и фундаментальные исследования библиографовед, библ/вед, информатики. Исследования проводятся в соответствующих единицах Республ. института проблем культуры. 4. Науч-исслед. (методические) отделы крупных универс. и спец. биб-к (Например: НББ, ЦНБ им. Коласа, обл. б-ки). Они проводят исслед. в отрасли библ/вед, книговед, информатики, библиографовед..

Методы науч исслед: 1. общенаучные методы (используемые в разных дисциплинах) 2. специальные методы: I Общенаучные:а. Метод терминологического анализа (возник в лингвистике) позволяет выделить сущность и смысл значения современных библ. терминов путем исследования их истории и развития. б. Метод операционализации понятий. Когда надо выделить абстрактное понятие и наполнить его конкретным практическим смыслом. в. Научное наблюдение: полное или выборочное; длинное или короткое; явное или скрытое; г. Опрос (анкетирование или интервьюирование). д. Эксперимент; е. Метод экспертных оценок (индивидуальные и коллективные оценки); ж. Моделирование (изучается не сам объект, а его модель, а выводы переносятся на научный объект). II. Специальные методы (на примере фонда) а. Статистический метод изучения фонда. Когда данные, помещенные в бланк статистических отчётов, позволяют вычислить производные данные, позволяет выявить соответствие структуры фондов инф-ым потребностям читателей (документообеспеченность, читаемость, обращаемость и т.д.). б. Библиографический метод. Когда содержание нового библиографического указателя пособия приравнивается к соответствующим разделам каталога, который отражает раздел фонда. Узнаем на сколько этот раздел укомплектован новой литературой. в. Аналитический метод. Делается подсчет количества записей на книжном формуляре или на листке терминов возврата и выявляется читаемость каждой книги.

 

 

Билет 2

Билет 3

Библиотека как система

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Образуют систему – совокупность элементов. Изучение системы состоит в выявлении ее элементов, подсистем и связей между элементами и подсистемами, т.е. ее структуры; установлением признаков и параметров, характеризующих систему; определении функции, выполняемых элементами (подсистемами) внутри и вне ее (во внешней среде), ее свойств. - В конце ХIХ в. специалисты начали рассматривать библиотеку, как системное образование.

В редакции 2002 года, следующие определение Б-ка – это структурное образование, у Мотульского б-ка – это социальный институт.

Эволюция взглядов о б-ке как системе. Изучение б-к как системы подготовлено длительной историей развития б/в. Первоначально б-ка как понятие включало какой-либо один элемент: помещение для хранения, специальное оборудование, набор д-тов, контингент читателей и т.д. Известные б/веды 20 в. - Рубакин, Хавкина, Чубарьян – б-ку создает взаимосвязь нескольких элементов. В 48г. Марков – 2-х элементную систему (книга и читатель). Ее стали придерживались многие.Хавкина – 3-х элементную систему - + библиотекарь. В 67г. Карташов – взаимоотношения б-ря, читателя и книги, используя понятия системного подхода. Черня к – значительно углубил позицию Карташова, дав развернутую хар-ку роли каждого элемента в системе К-Б-Ч. Далее эту систему разрабатывал Фрумин – подробно раскрыл внутренние и внешние вязи между элементами, а также вытекающие из них ф-ции б-ки. В 70-е годы 20 в. Столяров предложил рассматривать библиотеку из 4-х элементов (70-80-е гг.) считает, что библиотека как система состоит из 4 подсистем: 1. Библиотечный фонд (БФ) – основа функционирования всей системы библиотеки. 2. Контингент абонентов (КА), наличие КА придает смысл и цели существования б-ки как системы 3. Библиотечный персонал (БП) управляет всей деят-тью б-ки как системы 4. Материально-техническая база (МТБ), выполняет функцию места действия, обеспечения материальных возможностей, в которой происходит деят-ность б-ки. Между подсистемами существуют прямые и обратные связи

БФ – прямые связи

1. Библиотечный фонд и контингент абонентов

Количество и содержание документов в библиотечном фонде влияют на характеристику контингента абонентов их количество, состав и потребности. Смена профиля влияет на контингент абонентов.

2. Библиотечный фонд – библиотечный персонал

Читатель не может самостоятельно усвоить информацию сконцентрированную в библиотечном фонде. Возникает потребность в библиотекаре, который осуществляет связь между читателем и фондом.

3. Библиотечный фонд и материально-техническая база

Библиотечному фонду требуется помещение, специальное оборудование, документ требует относительной материальной, биологической, физико-химической обработки.

Библиотечный фонд, как подсистема влияет на библиотеку как систему в целом. 1. Фонд составляет основу деятельности библиотеки. 2. Через фонд библиотека реализует все социальные функции. 3. Библиотечный фонд создает круг абонентов, которые пользуются библиотекой. 4. Характеристика библиотечного фонда определяет тип и вид библиотеки.

Существуют и обратные связи библиотечного фонда с другими подсистемами.

Как 3 подсистемы влияют на библиотечный фонд.

1. Потребности контингента абонентов влияют на состав и величину фонда

2. Библиот. персонал – библиотекарь собирает, комплектует, дорабатывает документы фонда, справочно-инф-ый аппарат, обслуживает читателя материалами фонда.

3. Материально-техническая база – средства автоматизации выделяют характеристики фонда. Величина библиотечного фонда влияет на технологию и возможности комплектов, обработки, размещения и хранения фонда.

Внутренние связи внутри системы и внешние связи подсистем с внешним миром (политика, экономика, право и т.п.)

Затем некоторые исследователи добавили еще 5-ый элемент (СБА0, но наиболее обоснованной остается концепция Столярова.

 

Билет 4

Билет 5

Анализ деятельности б-к

Одна из форм метод-ой деятельности – анализ б-к. Цель анализа –показать главное,новое, рациональное в работе б-к,то, что должно пропагандироваться и внедр-ся,вскрыть причины недостатков,указ-ть пути их ликвидации. Анализ деят-сти б-ки проводится на основе плана ее работы,статистич. и текстового отчета,дневников работы,читател.формуляр.,протоколов массовых мероприятий. Главн.критерием оценки деят-сти б-ки явл-ся выполнение задач,стоящих перед б-кой как идеологич-им,культ-просветит и информац. учреждением. Количественный анализ –это ан-з статистических данных,характер-х многостороннюю деят-сть б-к(пров-ся ан-з плана и его выполнения,ан-з струк-ры показ-лей за неск.лет,сравнит.ан-з отдел.даннх)количественные показатели:читаемость(выдача на читателей),обращаемость(выдача на фонд),книгообеспеченность(книж фонд на кол-во читателей).Качественный ан-з- задача-проанализ-ть содерж.работы б-ки и его специфику. Обращ-ся вним. на дифференц.обслужив.пользоват.,выделение пользоват-х групп,ведется ли работа с ними,уровень работы с польз-ми.Формы аналитической работы: заключ.на планы и отчеты б-к,обзоры деят-сти б-к(за период); годовые статист.сводки.Рез-т аналитич. деят-сти оформл-ся письменно или доводится до б-к устно(на совещ,семинарах).Заключения на планы и отчеты сост-ся для определения соответствия задач,кот. перечислены в плане. В заключ.выявляется динамика развития б-ки,устанавл-ся повышается ли уровень работы б-ки, улучш.ли показатели по сравнен. с предыд. периодом. Устанавл-ся степень обоснования показ-лей их реальность,оценив-ся как проводится массовая работа,разнообразие форм работы. Обзоры деят-сти б-к сост-ся с целью дать хар-ку,ан-з состояния дел в этих б-ках,показать как выполнены основные задачи,подвести итоги за опред.период,вскрыть причины недостатков,наметить меры для их устранения.

Одной из форм гос-ой статистич.отчетности явл-ся бланк 6НК включает след.таблицы: 1. МТБ (типы б-к,кол-во б-к, ко-во зданий,помещения для фонда,польз-лей) 2. кол-во пользователей и посещений, 3. формирование и использование библ.фонда (насчитывается на конец года; сколько поступило за отчетный год;книг,периодики,электр.д-тов; выбыло за год; перераспределено за год; выдано за год) 4. межбибл.абонемент(кол-во заявок напрвлен.в центры межбибл.абонемента,с их удовлетворено) 5. сведения о персонале(всего,с каким образованием),6. кол-во б-к системы Мин-ва к-ры по группах оплаты труда. В конце указ-ся рук-ль, кто составил,контактные телефоны.

Билет 6

1 Сістэма бібліятэчнага абслугоўвання гарадскога і сельскага насел

Система б-к – это совокупность б-к разных типов и видов, разных ведомственных принадлежностей, которые организовываются в целях оптимизации обслуживания населения.

«Положение об организации совокупной сети б-к РБ», 1993г. – определяет общие принципы организации и размещения б-к на территории республики. Цель организации сети – *макс.приближение книги к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения населения; *рациональное размещение б-к и их ресурсов; *обеспечение взаимодействия, *государственно-общественный х-р организации библиотечного дела. Организация сети б-ки должна соответствовать определенным условиям: *обеспечение рац.обслуживания населения независимо от места проживания, учебы; * исключение необоснованного дублирования БФ; * координация и кооперация, * централизация сети.

В Законе сказано, что управление библиотечным делом в Б. носит госуд.-общественный х-р и осуществляется формами гос. управления, мин-вами, ведомствами и обществ.организациями, которые имеют сетки б-к.

Формы управления библиотечным делом: 1. Государственное 2. Профессиональное 3. Ведомственно-административное 4. Общественное

Деятельность ЦБС

1. Централизованное комплектование и обработка литературы для филиалов

2. Доставка литературы в филиалы. 3. Создание планов и отчетов

4. Информация о новых поступлениях в единый фонд ЦБС. 5. Координация деятельности с другими б-ми.

Координация в библиотечном деле – это согласованный раздел библиотечной работы для совместного использования библиотечных ресурсов. Виды:

1.Функциональная (согласование работы по одному или нескольким направления)

2.Комплексная (согласование работы по всем направлениям)

Направления и формы координации:

1. Координация комплектации фондов (осуществляет координацию комплектования отечественной и иностранной литературой) – организация единых справочно-информационных фондов, создание системы депозитарного хранения фондов

2. Координация информационной и справочно-библиографической работы:

а) создание единого координационного плана информационно-библиографического обслуживания

б) совместная подготовка библиотечных указателей

в) совместная организация выставок литературы, просмотра информации

г)совместные мероприятия по пропаганде библиотечных знаний3.

3. Координация научно-методической и научно-исследовательской работы. Реализует:

а) совместная организация и проведение научно-практических семинаров в отрасли библиотековедения

б) совместное ведение методических пособий

в) издание межведомственных сборников, которые обобщают опыт работы библиотек разных ведомств

г) совместные мероприятия по повышению квалификации сотрудников

д) межведомственные - научные исследования

4. Координация обслуживания абонентов по МБА

Методический мониторинг

Методический маниторинг-это с-ма слежения за изменениями в биб-м деле.Он призван обесп-ть восход-й поток инф-и о деят-ти б-к, анализ кот-й позволил бы судить об ур-не их работы и во вторых о новш-х в биб-м деле и их распростр-нии в сети б-к. Попытки построения с-мы слежений за работой б-к, изменениями в ней уже давно предприн-сь метод-ми службами. объектами такого слеж-я были библ-е кадры, показ-ли работы б-к, содерж-е их деят-сти. Его рез-ты отраж-сь в сравнит-х статистич-х таблицах, обзоров деят-ти б-к, различн-го рода картотеках: соц.-эконом-го профиля региона обслуж-я, биб-й сети, биб-х кадров.Однако всего этого еще не достат=но для операт-го слежения за измен-ми в деят-ти б-к.Получ. данные позв-т оценивать ур-нь биб-й деят=ти и разраб-ть метод-е реком-ции по соверш-ю работы б-к. Источниками получ-я свед-й явл-ся различн. биб-ая документ-ия (отчетная, плановая, информ-ая); матер-лы совещ. конф. семинары биб-х раб-в, публик-ции местной период-й печати. Осн-м методом, позвол-м получать и анализ-ть инф-ию явл.обследование деят-сти б-к. Задача облед-я: изуч-е практики работы б-ки, в целях выявл. новшеств, анализа и оценки сильных и слабых сторон ее деят-сти. Обсл-я биб-к м.б. Фронтальными, когда анализ-ся работа б-и по всем участкам и направлен-м ее деят-ти, и Тематическими, когда изуч-ся работа б-ки по опред. вопросу или теме. В процессе подг-ки обслед-я, сост-ся план, в кот-м намеч-ся методы и документация, кот. будет разраб. в процессе обслед-я. Итоговым док-м анализа чит-х формуляров будет сводная табл-ца их анализа. Рез-ом изуч-я биб-го обслуж-я населения будет карта-схема размещения сети нестационарных б-к и др.Собранный при обсл-ии фактич-й мат-л подверг-ся анализу и оценке, на осн. кот. дел-ся выводы об ур-не работы б-ки, об успехах и недост-ках ее деят-ти. Итоги обсл-ия отраж-ся в справке, в ней указ. тема и сроки провед. обслед-я, перечисл-ся посещенные б-ки, указ-ся лица, принявшие участие в обследовании. Далее в справке рассказ-ся о том полож-м что им-ся в практике обслед-ой б-ки, также перечисл-ся работа, провед-я методистом во время посещ-я биб-ки. В закл-нии дается общая оценка деят=ти б-ки и предлож-я по улучш. ее работы.

 

Билет 7

I. Формальные.

1. Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог в котором библиографические записи размещаются в алфавитном порядке фамилий, либо названий документов.

2. Нумерационный К – где БЗ размещаются в порядке нормативно-технических и др. документов (для научно-технических библиотек).

3. Хронологический – это каталог в котором записи предоставлены в соответствии года издания документа.

4. Географический – записи размещены в соответствии с географическими названиями.

5. Топографический – в соответствии с расстановкой документа на полке.

II. Реальный (в основе построения лежат реальные признаки документа):

1. Систематический – записи размещаются по отраслям знаний в соответствии с определённой системой (ББК, УДК и др.).

2. Предметный каталог – записи размещены в алфавитном порядке предметных рубрик

3. Комплексно-системный каталог – записи размещаются по комплексам и их подразделениям, а внутри систематический и алфавитный порядок (в с/х библиотеках)

4. Региональный каталог – отражение литературы по регионам (страноведческий и краеведческий)

5. Словарный – записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик, а также фамилий авторов, названий документов.

Ш. По назначению: 1. читательский; 2.служебный.

IV. По охвату фонда: 1.генеральный – отражает всю литературу. 2.центральный – каталог конкретной библиотеки, которая имеет филиалы, размещенные далеко друг от друга. 3.Сводный каталог – отображает фонды нескольких библиотек.

V. По видам документов: 1. каталог книг; 2. нотных изданий; 3.дисертаций и др.

понятие о системе каталогов как средстве многоаспектного раскрытия состава и содержания фонда.

Формы каталогов. Существуют на протяжении всей истории. Различают формы библиотечных каталогов которые видоизменяли ее наиболее постоянной оказались печатные и карточные каталоги. Первоначально появились в форме книжных изданий /преимущество – можно тиражировать/, и использовать их за пределами библиотеки; недостатки: не отражают реальный состав фонда. Карточные каталоги – позволяют оперативно исключать выбывшую литературу, оперативно включать сведения о новых поступлениях, кроме того карточные каталоги позволяют одни и те же карточки размещать в различных порядках с той необходимостью в соответствии с необходимыми требованиями, пример:

Традиционные каталоги; иллюстрированные Блоккарточные; горизонтальные и вертикальные

Более современным считается электронный каталог. По сути, этот каталог соединяет в себе все существующие виды каталогов, это система каталогов. Поэтому традиционные карточные каталоги являются уже устаревшей формой ведения библиотечной работы. Только Центральная детская б-ка г. Минска смогла охватить весь свой фонд ЭК.

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Характеристика таблиц ББК.

ББК в нашей стране начали разрабатываться в довоенный период. В 1938 г. Траповский опубликовал таблицы ББК, где детализировал отделы, освещающие деятельность КПСС, ВЛКМС. в своих таблицах он образовывает отдел марксизма-ленинизма. В его таблицах вводятся новые библиографические деления для республик и областей. В 1944 г. выходят таблицы Русинова. В послевоенный период разработкой таблиц занимается Амбарцумян. Его таблицы долгое время использовались в публичных б-ках, разработан вариант для обл. б-к.

ББК – это универсальная таблица, строго научная, в основу построения которой положено учение о трех областях реального мира: наука о неживой природе, о живой природе и обществе. Основные деления таблиц представляют собой циклы наук, внутри каждого цикла последовательность наук отражается согласно видам и формам движения материи от простых к сложным, так цикл прикладных наук объединяет науки о законах и средствах воздействия человека на природу, а так же о ее использовании. Цикл по общественным наукам включает науки об общественном сознании и культуре, в целом классификационные деления таблиц ББК способствуют раскрытию содержания единого фонда б-ки.

ББК отличается от других классификаций тем, что энциклопедична, иерархична и является комбинационной классификацией, универсальной по содержанию и достаточно детализированной. Индексирование в таблицах буквенное и арабские цифры. Основные деления:

1. общенаучные и междисциплинарные знания (разрабатывается),

2. естественные науки,

3. техника, технические науки,

4. сельское и лесное хозяйство, сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки,

5. здравоохранение и медицина,

6/8 общественные и гуманитарные науки,

9. литература универсального содержания.

Помимо основного ряда в таблицах ББК используется система типовых делений: ОТД – общие типовые деления (тематические –тематика, формальные – форма документа я7), ТТД – территориально-типовые деления (для определения территории), СТД – специальные типовые деления (для конкретной отрасли). АПУ – это перечень предметов с указанием классификационных индексов.

В настоящее время существуют следующие варианты таблиц ББК: 1960-1968 гг. – ББК для научных б-к (полный вариант в 25 выпусках, 30 книгах), 1968-1972 – сокращенный вариант таблиц для научных б-к (5 вып. из 7 книг), 1977 г. – ББК для массовых б-к (84 – 2-е изд., 86 – переизд., 97 рабочие таблицы ББК для массовых б-к), 1978-1986 ББК для детских и школьных б-к (2-е в 94 г. на белорусском языке), 1980-1984 – для областных б-к в 4 вып., 1989 – ББК для краеведческих б-к. к концу 80-х гг. на всей территории СССР были внедрены эти таблицы (1979 – в публичных, 1980 – в школьных, 1990 – завершился перевод фондов на таблицы ББК). В настоящее время 12 тыс. б-к Беларуси используют эти таблицы. С 60-х гг. таблицы переводятся на европейские языки, позже на вьетнамский. Сейчас эти таблицы используются в Германии, Болгарии, Чехии, Монголии, Кубе, Вьетнаме.

Стр-ра: основные деления классификации, - вспомогательные таблицы (типовых делений), - алфавитно-предметный указатель. Соединение основных с типовыми делениями образует развернутую таблицу. Основной ряд ББК для массов, детск, школьн. обознач. арабскими цифрами, а для научн. – буквами. Основные таблицы. Таблицы ББК для массовых биб-к состоят из нескольких видов таблиц: - основных, - общих, - территориальных, - специальных типовых делений. Основной ряд ББК должен возглавлять отдел «Общенаучное и междисциплинарное знание». Следующие отделы охватывают 3 основные области научного знания: естественные науки, прикладные науки (техника, с/х, медицина), общественные и гуманитарные науки. Замыкает основной ряд ББК отдел «Лит-ра универсального содержания». Пример: 30 – Техника и технические науки. Система вспомогательных делений. Таблица общих и территориальных типовых делений, типовых делений социальных систем, таблиц специальных типовых делений, обслуживающих отдельные отрасли науки. Общие типовые деления таблица содержит тематические (история науки) и формальные (библиографические пособия, сборники). Я94 рекламные издания. Территор. типовые деления. Предназначены для единообразного подразделения материала по региональному признаку. АПУ. Помогает быстрому поиску понятий, терминов, которые отражены в основных делениях таблиц. Существует несколько видов записи в АПУ: - простые, - гнездовые, - сложные записи.

Таблицы ББК для массовых б-к, ББК «Средние таблицы», которые планируется заменить ББК для областных библиотек. Нетрадицион. стр-ра таблицы. Посвящ. разделу «История». Отделы 60 и 63 «История, исторические науки». Выпуск 2-ой включает такие общественно-экономические разделы 65-экономика, экономич.науки, 66-политика, политология, 67- право, юридические науки, 68-военное дело, военные науки. Всего издано 4 выпуска данных таблиц. Особенности: для каждого выпуска сформирован и представлен алфавитно-предметный указатель. Имеется доп. выпуск, который включает таблицы типовых делений, общих типовых делений, территор. Издано 4-е издание для детских и школьных библиотек. Существует электронная форма ББК в виде БД «ББК». Эта база является аналогом печатного издания ББК «Рабочие таблицы для массовых библиотек» с дополнениями по отделу 63 «История, исторические науки». БД имеет 2 режима работы: это граб ББК, представл. основыне деления таблицы

и плоскость поиска, которая работает по принципу поисковой системы по ключевым словам, основным таблицам, таблицам основных делений.

 

Билет 11

Билет 12

Философия б/вед

В связи с обращ.б/ведов к идее фил-фии и науковедения возникло движение от идеологии к фил-фии б.дела. Батлер попыт-ся представить фил-фию б/вед. как науч.теорию,кот.служит для контроля за практич.деят-стью б-к. Дантон попыт-ся обоснов-ть отличие фил-фии от библ.науки,т.к.американские спец-ты рассм-ли эти понятия как синонимы.Опираясь на идеи Дьюи Дантон связывал фил-фию с мышлением и деят-стью практиков,кот.должны были определить задачи и цели б-к в системе обществ-х отношений. Соколов под фил-фией зарубеж б/вед. понимает-совокупность руковод-х принципов б.деят-сти и теоретич.полож.,объясняющих библ.явление.Выделил направл.в зарубеж. б/вед.:формально-дедуктивное;культурно-просветит;либерально-демократич.;эстетическое;коммуникационное; Современные подходы к философскому обоснованию б/ведч.проблем: Маркетинговый подход:сторонники обосновывают фил-фию маркетинга,как новое мышление б.науки.,но внутри направления нету единства взглядов:одни преувеличивают значение маркетинга в б.деле,другие полагают,что не правомерно сводить теорию и практику б.дела только к маркетингу.По мнению Ванеева этот подход принижает гуманистическую сущность современной б-ки Информационный подход его суть: в кач-ве новой фил-фии б.дела предлаг-ся фил-фия доступности инфо для всех. Просветительский опир-ся на просветительство,как фил-ю б.дела.В основе лежат гуманистические идеалы,и предназначение б-ки видят в сохранении дух-х достижений чел-й цивилизации. Ванеев понятие «философия б-ки» наиболее отвечает фил-им представлениям:т.к.1 б-ка явл-ся объектом изуч.б/вед.,2такой подход основывается на филос-х понятиях сущности и явления.Постижение сущности предмета составл.задачи фил-фии. На основе этих фил-х понятий б-ка предст-ся:на уровне абстрактного мышления,как нечто идеальное; б-ку рассм-ют на уровне предметного мышления,как реальное собрание док-тов. В кач-ве идеального представления б-ки можно говорить о фил-ии б-ки,как филос-ой основе б.науки,что хар-ет сущность б-ки. Если кас-ся внешней формы сущ-ия б-ки,то нельзя говорить о фил-фии, а нужно говорить о идеологии б.дела.,т.е. о той системе идей,кот.рук-ся б-ки в св. работе Вывод: фил-ия б-ки и есть фил-ия б\вед, т.к. объектом исследов. яв-ся сама б-ка. Акилина фил-ия б-ки междисциплинар.учение,кот.рассм-т б-ку в ряду соц-х и культ-х ценностей чел-ва,развиваемое на стыке наук:б/вед,этика,история. Направление взглядов на проблему идеологии 1.спец-ты отказ-ся от идеологии в б.деле:идет призыв «двигаем б/вед от идеол.к фил-ии»(нельзя допускать одностороннего идеологич. влияния на читателя,завис-сть б-ки от гос-ва не отвеч.духу плюрализма.) 2. спец-ты выступ. за сохран. и развитие идеологич.функции б-к. любая б-ка нах-ся под влиянием господствующих в общ-ве идей,теорий и б-ка кот. предст. св. фонды читателям участв. в идеалогич. процессе. Вывод: фил-фия и идеология не противостоят друг другу,они диалектически взаимосвязаны и если фил-фия относ-ся к б.науке,то идеология связана с практич.деятельностью б-ки

 

 

Билет 13

1. Теория формирования библиотечного фонда

 

Библиотечный фонд это систематизированная совокупность документа, соответствующая задачам, типу, профилю библиотеки, а также информационным и потребностям ее абонентов, предназначен для хранения документов до тех пор, пока они представляют для абонентов ценность.

Формирование библиотечного фонда – под ним понимают создание, постоянное развитие библиотечного фонда и поддержание его в работоспособном состоянии. Библиотечный фонд сформирован правильно, если его основные характеристики соответствуют задачам библиотеки и информационным потребностям пользующихся их абонентов. Это является целью формирования библиотечного фонда. Принцип формирования:

1. Селективность или отбор – он происходит по критерию ценности и включает в себя следующее: распознавание образца документа, сопоставление этого образца с признаками модели фонда, изымание документа из внешнего потока. 2. Конгруэнтность – соответствие – библиотечного фонда задачам библиотеки, интересам и запросам читателей. 3. Профилирование – координирование – четкое (размежевание/ разграничение фонда разных библиотек по тематике, видам – координирование, профилирование – специализация фонда.4. Систематичность – понимается следование заранее намеченной системе мероприятий. Теория отбора: Занимались Рубакин, Хавкина, Покровский, Григорьев. Отбор – это установление необходимости наличия документов в библиотечном фонде с последующим их извлечением из потока по критерию ценности. Цель отбора принять решение о целесообразности включения документов в библиотечный фонд, его местонахождении в том или ином структурном подразделении фонда. «вида отбора:

Первичный – выделяют источники из которых черпают сведения о необходимых в библиотеке документов. Это библиографические пособия книжных магазинов и т.д. Из потока документов выделяют нужные и стремятся их приобрести.

Вторичный отбор – по результатам использования документов и под воздействием изменений в задачах библиотеки, первоначально отобранные документы переоцениваются. Критерии качества (КК) – признак, по которому судят, заслуживает ли документ приобретения: основным критерием качества является ценность – это предпочтительность одного документа другому. Критерий эффективности - минимальные трудовременные затраты библиотекарей на его осуществления при требуемом качестве результата. Концепция полноты отбора. Библиотеки стремятся к документам, которые с точки зрения своего профиля являются наиболее важными. Три вида полноты: 1) Избыточность и недостаточность – если полнота фонда намного превышает потребности абонентов – избыточность, а если не обеспечивает их в оптимальных пределах – недостаточная 2) Исчерпывающая и относительная полнота библиотечного фонда – исчерпывающая – имеющая высшую степень ненасыщенности документами. 3) Информационная и документальная полнота. Информационная – относится к объему той информации/по семантическому содержанию), которой располагает библиотечный фонд. Документальная – распространяются на внешние характеристики библиотечного фонда.

Ядро библиотечного фонда – наиболее ценные для данной библиотеки документы должны быть актуальными, доступными, научными, всегда быть в цене.

2. Аўтаматызацыі бібліятэк і АБІС.

Библиотека является сложным объектом с точки зрения ее автоматизации, что объясняется ее полифункциональностью, множеством стоящих перед ней задач и многовариантностью их решения. Кроме того, в библиотеке существуют процессы, не поддающиеся формализации (т.е. их нельзя представить единообразно, алгоритмизировать), а следовательно, и автоматизации вообще или частично. (Алгоритм – запланированная изначально последовательность шагов в осуществлении какой-либо операции.)

Автоматизация библиотеки начинается с определения всех ее основных функций, операций, процессов и т.д. Обычно эту работу в библиотеке осуществляет специально сформированная для этой цели рабочая группа, состоящая из ведущих специалистов различных структурных подразделений библиотеки, а также экспертов, привлеченных из сторонних библиотек и организаций. Рабочая группа ставит задачу по автоматизации библиотеки перед разработчиками (или поставщиками) АБИС, и качество проектирования системы во многом определяется качеством предпроектного обследования библиотеки как объекта автоматизации и качеством постановочных задач на автоматизацию, сформулированных рабочей группой, осуществлявшей обследование. При определении постановочных задач они должны быть в достаточной степени детализированы (так, например, при проектировании АБИС для библиотеки Конгресса США перед автоматизаторами было поставлено около 300 задач).

Формализация библиотечно-информационных процессов заключается в их расмотрении от общ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.