Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методология библиотековедения





Мет-гия-учение о методах деят-сти,это теория методов науч. исслед. Мет-гия изуч. технологию получения знаний и создает предпосылки для выбора наиболее рациональных путей познания.Мет-гия выполняет разл. функц.:нормативные и дескриптивные. Дескрептивные имеют дело с ретроспективным описанием проделанных иссл-ий и помогает изучить тенденции и формы развития познания:1вычленяет систему категор. и понятий;2опред-ет методы иссл-ия;3опред-ет особен-сти кажд.этапа иссл-ия. Нормативные- нормативный методологич. анализ помогает разраб-ть реком-ции и правила ведения работы:1обеспечить правильную постановку проблемы;2предлож.оптимальные средства для решения задач,кот.стоят перед иссл-лем;3норматив.знания обеспечив. организацию всего иссл-ия.В кач-ве всеобщ. теории кот. разраб-т всеобщ.законы развития общ-ва и мышления выступ.философия,но фил-фия выступ. и в кач-ве общей мет-гии науки.Исходя из осн.положен.общей мет-гии строятся частные мет-гии(мет-гия б/вед.,кот. строится на базе общей науч. мет-гии и имеет черты,кот.отраж.объектив.содерж. библ.науки). В 1997г. сборник «Библ.дело.Термин.словарь» мет-гия б/вед- область библ.науки,изуч-ая общие и частные методы науч.иссл-ний,принципы подхода к иссл-нию.. Мет-гия и методика библ.иссл-ний- инструментарий познания библ.практики,ср-во,способы,процедуры из кот.мет-гия-область общей стратегии науч.исслед.,а методика-тактика науч.исслед. Скворцов «мет-гия б/вед»-система наиболее общих исходных основополаг. принцип и способ. познания,организации и построения теоретич.деят-сти и учен.об этой системе, исходя из этого мет-гия б/вед. это 1мировая философия,обращенная в сторону познания;2наука-логика;3специф.для библ.теории и практ. законы и принципы библ.дела;4свойственная б/вед.мет-ка науч.иссл-ний;5наиболее общ. и стабил.формы организации науч.иссл-ний.Основ. ядро мет-гии б/вед оределяют:филос. и логич. законы,принципы,категор.,закономерности б.дела,т.к.они регулируют процесс развития б/вед. Фил-метод.основание б/вед. Фил-фия явл-ся общей мет-гией.В фил.важно для б/вед гносеология(теория познания).Основополаг-е значен.имеют законы и принцип. диалектики,фил-ие категор. З-н единства и борьбы противополож. нет противоп-стей без их единства и нет единства без противополож. Единство противополож. относително,а борьба противополож. обсалютна,т.о.з-н объясняет внутр-ий источник всякого движения.Н-р: библ.наука и практика представл. собой единство,т.е. без практики нет б/вед,в тоже врем.без б/вед.нет развития б.дела. З-н перехода кол-ва в кач-во -накоплен.колич-х изменен.приводит к кач-ым измен.,к переходу от старого кач-ва к новому.Н-р:увелич. в древности б-к обусловило возник-ие б\ведч.мысли,позже развитие и накопление предпосылок перешло в новое кач-во,т.е.б/ведч.мысль перешла в развитие б/вед.как науки. З-н отриц.отриц. говорит о преемственности,связи нового со стар. Методологич.значение з-нов диалектики закл. в том, что они помог. б/вед.не только объяснить прошл,настоящ,предсказ.будущ,но и направить мысль иссл-ля в более рационал.русло.Фил-кие категор.:сущности и явления;содерж.и формы;причины и следствия;целого и части;практики. Логико-методологич.основ.б/вед. методологич.ценность для б/вед. представл.отдельн.положения формальной логики.Особое знач.имеют основ.законы логики,теория понятия,суждения,умозаключ, З-н тождества каждая мысль приводимая в умозаключ.при повторении должна иметь одно и тоже устойчивое содержание. Теория понятия-б. дело оперирует понятиями,образуя из них суждения,умозаключ.В б.деле понятие-инстумент и предмет труда б-ря. З-ны: Столяров: «структурный з-н внутренней упорядоченности б-ки»(б/ка как система состоящ.из подсистем); Фрумин: «З-н непрерывного роста б-к,их взаимод. и диференциац.»(разделение на типы,виды б-к). Научно-методол.основы б/вед. включ:общенауч,частные,качествен.методы познания. Общенауч.м-ды:анализ (расчленение на элементы); синтез (соединение); абстрагирование (выделение отдельных св-в,н-р кажд.читатель имеет свои признаки); формализация (познание содержания объектов, с помощ.выявл.эл-в и формы); сравнение;м-д терминолог.анализа (определяет сущность и смыслов.значен.библ.терминов); м-д операционализ. понятий (процесс сравнения анализ-хабстрактных понятий с фактами); м-д контент-анализа –м-д изуч.текстов; м-днауч.наблюд.; м-д эксперимент (в основе гипотеза,кот.треб.проверки); м-д опроса (для сбора инфо.-анкетир,интерв.); м-д эксперт.оценок;моделирование (исслед-иебиб.объектов на их моделях,кот.аналогич.объекту). частно-науч.м-ды м-ды изуч. читат: м-данализа чит.формул.,анализ карточ.обрат связи;м-д изуч. фонда: м-д статист. анализа фонда, м-д изуч.обращаемости фонда.

 

 

Билет 19.

1 Управление библиотечным фондом (УБФ) это постоянное, объективное целесообразное упорядочение, изменение (при сохранении качества специфики) состава, величины и стр-ры БФ, его приведение в соответствие с задачами библиотеки и информационными потребностями ее абонентов. Управление библиотечным фондом имеет стр-ру и выполняет управленческие функции. Стр-ра управления БФ включает в себя 2 подсистемы: 1. управляемую или объект управления. 2. управляющую или субъективное управление информирование связи между подсистемами и внешней средой. Субъектом управления библиотечным фондом выступает лицо, которому поручено управление людьми, выделяют 2 подсистемы: социального управления как способ воздействия на сотрудников библиотеки (субъект – субъективные отношения) и управление технологическими процессами ФБФ (субъект – объективные отношения). Объект управления библиотечным фондом – поток док-ов, циркулирующих в процессах создания, развития и использования фонда. Социальное управление ФБФ иначе можно назвать руководством ФБФ, технологическое управление – управлением ФБФ, а совокупность этих двух видов – управлением БФ. Руководство ФБФ – это воздействие на организационные, экономические, морально-психологические отношения между людьми, формирующими БФ. Высший эшелон руководства – руководители библ. дела страны, республики, региона, ЦБС. На средних уровнях – зав. отделом, сектором. Специалист низшего уровня – это библиотекари. В процессе управление библиотечным фондом велика роль информации без нее управление невозможно. Библиотечный фонд – как объект имеет 4 рода связей: информация из внешней среды; управляющие воздействия от субъекта управления; БФ перед библиотечным персоналом информацию о своем состоянии, фонд имеет связь на выходе с внешней средой. Поскольку фонд предназначен для абонентов, необходимо иметь полное представление об их составе и ИП. Изучение использования БФ: Существуют разные методы анализа использования БФ. Метод непосредственного обращения к абонентам б-ки (кроме анализа библ. документации ведется контакт с абонентами. Изучение отказов: Отказ может быть скрытым и явным. Скрытый - результат непроявленного абонентом или не зафиксированного б-рем информационного запроса. Возникает по вине библиотекаря. Явный отказ может быть обоснованным или не обоснованным. Биб-рям необходимо вести постоянный учет и анализ всех отказов, а также, по возможности, ликвидировать их. Изучение б-ого фонда делится на этапы: 1.Подготовительный - определяет очередность, сроки, исполнителей. 2.Приступает к изучению намеченного раздела БФ. 3.Обработка и анализ данных. 4.Проведение принятых решений в жизнь. Методы изучения БФ: 1)Мметоды повседневного изучения БФ - при просмотре новых поступлений, при организации тем. полок, выставок, при расстановке возвращенных Д. 2)Специальные методы изучения БФ - статистический анализ данных. 3) Б/гр методы изучения Ф - дают представление о его наполнении конкретными Д. Суть - сличение б/гр пособий с каталогами б-ки. В процессе УБФ и объект и субъект его последовательно выполняют следующие функции: планирование, организацию, регулирование, учет, контроль и анализ. В основе ФБФ лежат планы его развития. Планирование предполагает выбор цели, на достижение которой направлено формирование БФ. Задача планирования – обеспечить целесообразное, целенаправленное, динамичное, поэтапное развитие БФ.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.