Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты эмпирического исследования профессионального самоопределения





 

Анализируя результаты, можно сделать вывод о том, что выбор профессии на современном этапе для большинства выпускников школ является серьезной жизненной проблемой и решать они ее стараются также серьезно, примеряя будущую профессию к себе, своим интересам, хорошим перспективам. Стоит задуматься над тем, что многие выпускники выбирают, прежде всего, учебное заведение, а не профессию, многие сферы деятельности остаются без внимания выпускников, многие потенциальные специалисты мало знают об особенностях своей профессии, плохо знают рынок труда. Необходимо дальнейшее совершенствование профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, как специалистов службы занятости, так и других заинтересованных структур.

По результатам исследования, мотивацией выбора профессии является в 49% ответов – престижность профессии, в 49% ответов возможность много заработать, в 41,6% - ее интересы для меня, в 14% - качества личности, присущие представителям этой профессии, в 11,2% - возможность реализовать с ее помощью свои способности, в 11,2% - возможность использовать ее для продвижения по службе.

Хочется отметить, что все учащиеся имеют два главных ориентира – профессионализм и материальный достаток. Около половины опрошенных отметили, что хотели бы добиться высокого профессионализма и успеха. Причем это скорее жизненная цель, а не способ ее достижения. В целом, можно говорить о взаимосвязи жизненных целей старшеклассников и способов их жизненной стратегии. Однако нельзя сказать о полной сформированности взглядов учащихся. Как и насколько полно они будут сформированы, будут зависеть от множества факторов, в том числе от системы образования.

Ответственность за принятие решение о будущей профессии перекладывается на родителей, семью, тем самым молодежь фактически не решает проблему профессионального определения самостоятельно. Как правило, в семье в зависимости от системы ценностей родителей, происходит обсуждение и выбор будущей профессии, подготовка к тому образу жизни, который, по мнению родителей, занимает приоритетное место. В выборе профессии для детей родители в основном ориентируются на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице. Фактически влияние родителей в юношеском возрасте остается преобладающим. Это вполне соотносится с данными И.С. Кона о том, что в серьезных областях духовной жизни авторитет родителей и педагогов для молодежи остается преобладающим. В формировании мировоззрения, политических взглядов, в выборе профессии молодежь больше склонна считаться с мнением представителей старшего поколения. Вместе с тем проведенные исследования показали, что в отношении выбора профессии сильное влияние оказывает престижность самой профессии, материальная сторона и другие социальные моменты, которые преломляются мнениями не только старших, но и товарищей. Данная позиция выпускников школ сформирована новыми рыночными условиями.

Родители о профессиональных намерениях детей знают в 19,6% случаев, одобряют - 50,4%, не знают – 8,4%, не одобряют – 2,8%.

По результатам исследования выявлены предпочтительные профессии старшеклассников: гуманитарные, экономические, технические. В таблице 1 приведены три наиболее часто выбираемых профессий.

 

Таблица 1

Наиболее часто выбираемые старшеклассниками профессии, (%)

Профессии 11 класс
гуманитарные 32%
экономические 45,2%
технические 20,4%
Не определились с выбором 15,6%

 

На сегодняшний день спрос на выпускников экономических вузов остается высоким, но ближайшие три – четыре года наступит значительное перепроизводство специалистов. При этом экономические специальности, как видно из таблицы 1, остаются лидерами среди профессий, выбираемых старшеклассниками.

Второе место по востребованности принадлежит выпускникам технических вузов, которые специализируются в области информационных технологий.

Безусловно, на выбор профессии влияет и устойчивый молодежный стереотип престижных профессий. А вот специальности, связанные с сельским хозяйством, старшеклассники «обходят».

После окончания школы 42% учащихся ответили, что поступят в вуз, 22,4% в техникум, 8,4% в ПТУ и 5,6% устроятся на работу.

В ходе опроса выяснились представления старшеклассников о престижных и не престижных профессиях (см.рис.1).

Рис. 1. Представления старшеклассников о престижных и не престижных профессиях

 

К числу первых ребята относят банковское дело. Кроме того, наибольшей популярностью среди молодежи пользуются такие сферы деятельности, как экономика и финансы, вычислительная техника, здравоохранение и косметология, сфера управления, органы безопасности. Наименее популярны: жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, связь, бытовое обслуживание.

По результатам исследования имеют представления о многих профессиях 47,6%, знают немного о профессиях 25,2% и о профессиях знают мало 5,6% опрошенных.

Знают о том, где можно взять информацию о профессиях 64,4% опрошенных, 14% - не знают.

О профессиональных качествах, необходимых человеку определенной профессии, знают 67,2% опрошенных, не знают 11,2%. На вопрос, пользуется выбранная профессия спросом на рынке труда «да» ответили – 22,4%, «нет» ответили – 5,6% и «не знаю» 44,8% опрошенных.

Более половины опрошенных (53,2%) испытывают спокойствие и уверенность в будущем, и остальные (25,2%) неуверенность и беспокойство.(см.рис.2).

Рис.2. Уверенность в будущем

 

Качественный анализ результатов анкеты по структуре мотивов выбора профессии у учащихся 11 классов позволяет отметить, что современному старшекласснику присуща большая самостоятельность и в то же время низкая информированность в мире современных профессий, определяющие выбор будущей профессии. Так, значительная часть учеников 9 класса (58%) считает свой выбор самостоятельным, отмечая при этом, не высокий уровень влияния родителей и друзей на выбор будущей профессии. Хотя, связь между выбираемой профессией старшеклассником и профессией родителей имеется (28%). В целом влияние родителей, семьи на развитие ценностных ориентации в профессиональной сфере не подлежит сомнению, хотя старшеклассники часто не ценят и редко предпочитают конкретные профессии родителей. Также, в большинстве случаев, ученики 11 класса (86%) затрудняются определить отношение учителей к их выбору профессиональной деятельности. Возможно, это говорит о том, что постановка профориентационной работы еще не получила необходимого развития в структуре профессиональной деятельности школьного учителя. Более половины учеников 11 класса (54%) отмечают сильное влияние таких мотивов как "возможность всестороннего развития личности и расширения кругозора, возможность наиболее полного раскрытия склонностей", в выборе будущей профессии, а не "полезность стране", что свидетельствует о не достаточных возможностях добиться личного престижа через овладение профессией (т.е. выбор профессии является попыткой реализации ощущения собственного я). При анализе трудностей, возникающих при выборе будущей профессии получились следующие результаты: большинство респондентов отметили отсутствие каких-либо трудностей, а если трудности и возникали, то из-за того, что у старшеклассников низкий уровень информированности (незнание мира профессий, их требований к личности, незнание своих способностей и т. п.), а также низкий уровень ресурсного обеспечения в освоении тех или иных профессий.Интересы являются важной составной частью направленности личности. Профессиональные интересы у старшеклассников формируются на основе имеющихся познавательных интересов, и обладает существенным значением в профессиональном выборе.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлён как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями.

Прежде всего, мы определили, в какой степени выражены у старшеклассников интересы и склонности к данной профессии. Кроме склонностей и интереса какой-либо профессии, существенным компонентом является наличие общих и специальных способностей оптанта, которые могут овладеть данной специальностью, а также учитываются результаты успеваемости в школе. Что касается понятия успеваемости, то успешной деятельностью ученика можно считать лишь такую деятельность, итогом которой является высокая успеваемость по всем предметам, а также хорошая оценка за работу, то есть достижения заданной цели. Если ученик добился цели, то есть хорошо учиться в школе, то он может рассчитывать на интересующую его специальность. В профессиональном выборе, выборе профессии у него не будет затруднений.

На этапе стимулирования размышления самоопределяющихся старшеклассников над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора была использована методика «За и против». При выявлении наиболее предпочитаемой профессии старшеклассниками с помощью опросника «За и против 1» были получены следующие данные, описанные в таблице 2.

Таблица 2

Выбор старшеклассниками предпочитаемой профессии

Группа профессий Выбрали Норма Не выбрали
Чел. (%) Чел. (%) Чел. (%)
Странствия            
Наука            
Медицина            
Торговля            
Служение Богу            
Инженеры            
Герои            
Артисты            

Продолжение таблицы 2

Группа профессий Выбрали Норма Не выбрали
Чел. (%) Чел. (%) Чел. (%)
Рабочие            
Юристы            
Тяжелое производство            
Бизнес            
Творцы            
Домашнее хозяйство            
Преступления            
Управления            
Бродяги            
Крестьяне            
Педагоги            
Городской транспорт            

 

Согласно полученным данным видно, что 8 человек, что составляет 32% от всей выборки, выбрали профессию из группы «странствия». Сюда относят такие профессии, как: водители дальних рейсов, участники экспедиций. Нейтрально к данным профессиям относятся 9 человек, что составляет 36% от всей выборки. Для них данные профессии не имеют особого интересна. Не выбрали профессии из этой группы 8 человек, что составляет 32% от всей выборки.

Профессии из категории «наука» выбирает 1 человек, что составляет 4% от всей выборки, к этим профессиям относят: теоретиков, методологов, экспериментаторов и лаборантов. 22 человека, что составляет 88% от всей выборки, нейтрально относятся к данным профессиям, у 2 испытуемых (8%) выражен явный негативизм.

Врачи, медсестры, санитары, тренеры определяют профессию медицина. Для 8 испытуемых, что составляет 32% от выборки, характерно предпочтение данных профессий, у остальных 17 человек (68%) бурной реакции данный профессии не вызвали.

Такую профессию как торговля старшеклассники не особо выбирают 2 человека, что составляет 8% от всей выборки, выбрали данную категорию профессий, к ним относят торговля и коммунально-бытовое обслуживание. У 18 человек (72%) данные профессии никакого интереса не вызвали. Для 5 старшеклассников (20%) данные профессии не приемлемы.

Профессии, относящиеся к группе «Служение Богу», выбрали 14 испытуемых, что составляет 56% от всей выборки. Служение Богу выполняют священники, монахи и послушники. 7 человек, что составляет 28% от всей выборки, относятся к данной категории нейтрально, 4 старшеклассника (16%) вообще не проявили свой интерес к ним.

К категории «инженеры» относятся конструкторы и программисты, 10 человек, что составило 40% от всей выборки старшеклассников, выразили явный интерес к данным профессиям, а 12 испытуемых (48%) относятся к ним нейтрально.

Профессии из категории «герои» вызвала интерес всего лишь у 5 человек (20%), а 14 испытуемых, что составляет 56% от всей выборки, относится к ним безразлично. К данным профессиям относятся: армия, милиция, органы безопасности, спасатели, пожарники.

Профессии из группы «артисты» определяют спортсмены-профессионалы, также относится театр, кино, эстрада, цирк. Станочники, сборщики, слесари, операторы это рабочие. Адвокаты, прокуроры, судьи, консультанты относятся к профессиям из категории «юристы». Тяжелое производство включает профессии шахтеры, металлурги, нефтяники, моряки. У 64% данные профессии не вызвали никакого интереса, они относятся к ним нейтрально, 4 человека, что составляет 16% от всей выборки, выбрали профессии «артисты». Профессии из категорий «рабочие» и «юристы» выбрали по 5 старшеклассников (20%) из данной выборки. 6 испытуемых, что составляет 24% от всей выборки, предпочли для себя профессии из группы «тяжелое производство». Отказываются от профессий из группы «рабочие» и «юристы» по 4 человека (16%) из данной выборки, а от профессий типо шахтеры, металлурги, нефтяники отказались 3 старшеклассника, что составляет 12% от всей выборки.

К профессии из категории «бизнес» склонны 20% старшеклассников. Экономисты, бухгалтеры, бизнесмены, коммерсанты занимаются бизнесом. У 14 человек, что составляет 56% от всей выборки, не выражен яркий интерес к данным профессиям. Для 6 испытуемых (24%) характерно отрицание этой категории.

К профессии творцы относятся архитекторы, художники, писатели, композиторы. Творцами хотели бы стать 7 опрошенных, что составляет 28% от всей выборки, остальная часть 18 человек (72%) не выражает большого интереса.

Гувернантки, прислуги, телохранители это те, кто относится к профессиям из категории «домашнее хозяйство». Данные профессии выбрало 6 старшеклассников, что составляет 24% от всей выборки, остальные старшеклассники выбирают более престижные профессии (56%).

К профессиям из группы «преступления» и «бродяги» большинство старшеклассников относятся категорически, 16 и 15 испытуемых, что составляет 64% и 60% от всей выборки соответственно, не выбрали данные профессии. Остальное большинство 7 и 6 человек (28%) и (24%) соответственно относятся к ним нейтрально. К группе преступления относятся воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели. К бродягам относятся бомжи, цыгане, профессиональные «нищие».

Руководители, инспекторы, чиновники это профессии из категории «управление». 20 человек, что составляет 80% от всей выборки, не проявили особого интереса к данной категории, 3 испытуемых (12%) отказались от этих профессий и всего у 2 человек (8%) выражен интерес к ним.

Крестьянским делом занимаются агрономы, зоотехники, ветеринары, фермеры, механизаторы. Данная группа заинтересовала 10 старшеклассников, что составляет 40% от всей выборки и также 10 испытуемых (40%) выразили свое недовольство этими профессиями.

Профессии из группы «педагоги» определяют психологи, социальные работники, тренеры, воспитатели. У 14 старшеклассника (56%) они не вызвали особого восторга, 9 человек (36%) сделали положительный выбор.

К городскому транспорту относятся водители такси, автобуса, троллейбуса, трамвая, поездов. Данная категория вызвала интерес у 15 старшеклассников, что составляет 60% от всей выборки старшеклассников. 10 человек (40%) относятся к группе «городской транспорт» нейтрально.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунки 3.

Рис. 3. Выбор старшеклассниками предпочитаемой профессии

Примечание: 1-странствия, 2-наука, 3-медицина, 4-торговля, 5-служение Богу, 6-инженеры, 7-герои, 8-артисты, 9-рабочие, 10-юристы, 11-тяжелое производство, 12-бизнес, 13- творцы, 14-домашнее хозяйство, 15-преступления, 16-управления, 17-бродяги, 18-крестьяне, 19-педагоги, 20-городской транспорт.

Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы: наиболее предпочтительной профессией для старшеклассников является служение Богу и городской транспорт. Данный выбор можно объяснить тем, что старшеклассники ориентируются на социально-приемлемые профессии, нацеленные на принесение пользы обществу, результатом этого выбора может быть нехватка знаний о мире профессий и возможностей на рынке труда. Самой не выбираемой является преступления и бродяги. Такому выбору в первую очередь способствовало мнение общества, родителей, данные категории не является как таковым профессиями, а считается образом жизни, при этом социально не одобряемым образом жизни. Также большинство старшеклассников выбрали профессии из группы «инженеры», склонность к данному выбору формируют, прежде всего, родители, которые пытаются привить им свою точку зрения, так как старшеклассники полностью зависят от родителей. Данные профессии являются очень доходными, практичными и всегда востребованными. Мнения опрошенных разошлись по профессиям из категорий «странствия» и «крестьяне». Данные особенности можно объяснить, во-первых, возрастающими перспективами работы в деревнях, на селе, во-вторых, с одной стороны профессии группы «странствия» это является романтично и интересно, а с другой стороны для данных профессий характерен высокий риск, который пугает будущих выпускников.

При выявлении наиболее развитых психологических качеств и способностей старшеклассников был проведен опросник «За и против 2», в результате полученные следующие данные, описанные в таблице 3.

Аккуратность для 14 испытуемых, что составляет 56% от всей выборки, не является важным качеством, лишь для 5 человек, что составляет 20% от всей выборки данное качество приемлемо, они считают себя очень аккуратными, относящимися к вещам, поступкам, словам бережно. У 6 испытуемых, что составляет 24% от всей выборки, данное качество отсутствует.

Таблица 3

Выбор старшеклассниками психологических качеств и способностей

Группа качеств и способностей Выбрали Норма Не выбрали
Чел. (%) Чел. (%) Чел. (%)
Аккуратность            
Воля            
Память            
Координация движений            
Логичность            
Выносливость            
Внешние данные            
Умение общаться            
Нравственность            
Чувство красоты            
Предприимчивость            
Жизненный опыт            

 

Такое качество как воля для 15 старшеклассников, что составляет 60% от всей выборки, не играет важной роли, оно предпочтительно лишь для 2 человек (8%). 8 испытуемых (32%) данное качество не выбрали.

Для 10 человек, что составляет 40% от всей выборки, характерно нейтральное отношение к такому качеству как память, 11 человек, что составляет 44% от всей выборки, выделили, что данное качество им не свойственно или развито не в достаточной мере.

К четкой координации движений большинство старшеклассников, то есть 14 человек, что составило 56% от всей выборки, не приспособлено. 8 человек (32%) относятся к нему нейтрально. И лишь 3 испытуемых, что составило 12% от всей выборки, способны и склонны выполнять работу, которая предполагает хорошую моторику и координацию движений.

Такое качество, как логичность выбрали для себя 9 испытуемых, что составляет 36% от всей выборки, для таких испытуемых характерно строгая последовательность в рассуждениях, способность учитывать все существующие стороны в исследуемом объекте. Особого интереса данное психологическое качество не вызвало у 15 испытуемых, что составляет 60% от всей выборки.

Выносливыми оказались 5 человек, что составляет 20 от всей выборки старшеклассников, особого интереса к этому качеству не выразили 14 испытуемых (56%), у 6 человек (24%) данное психологическое качество отсутствует.

Также важным при принятии на работу для 15 человек, что составляет 60% от всей выборки, является внешние данные работника, 6 испытуемых (24%) не обращают особого внимание на данные качества человека.

В выборе профессии главным качеством является умение общаться, однако, у многих испытуемых - 7 человек (28%) данное качество отсутствует, то есть это говорит о неумении взаимодействовать с окружающими, договариваться, принимать совместные решения и 10 человека (40%) оценили себя как способные эффективно общаться.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, данное психологическое качество было выбрано всего 3 испытуемыми, что составляет 12% от всей выборки. У 9 старшеклассников это качество отсутствует, 13 человек (52%) относятся к нему с неопределенностью.

Чувство красоты, способность созерцать, получать наслаждение от прекрасно у 7 человек (28%) интереса не вызвало, 17 испытуемых (56%) относятся к нему нейтрально.

Предприимчивость относится к важным лидерским качествам и для 6 человек (24%) оно не характерно. Для 7 испытуемых, что составляет 28% от всей выборки, не играет важной роли, для большинства 12 человек (48%) данное качество характерно.

Также, для 16 старшеклассников (64%) жизненный опыт не играет особого значения при устройстве на работу или нахождении престижной работы. Лишь 5 человека, что составляет 20% от всей выборки, придают огромную значимость данному качеству. Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Выбор старшеклассниками психологических качеств и способностей

Примечание: 1-аккуратность, 2-воля, 3-память, 4-координация, 5-логичность, 6-выносливость, 7-внешние данные, 8-умение общаться, 9-нравственность, 10-чувство красоты, 11-предприимчивость, 12-жизненный опыт.

 

Таким образом, согласно рисунку 4 можно сделать следующие выводы.

Что для данной выборки старшеклассников характерно выборы в пользу таких качеств, как: внешние данные (60%), умение общаться (40%), предприимчивость (40%). Доминирование выборов относительно внешних данный связано, прежде всего, со значимостью внешности для юношей и девушек, они оценивают окружающих с точки зрения категории «привлекательный – не привлекательный» и считают, что это не только важно, но и таким же образом оценивают их и другие люди.

Что касается умения общаться, то доминирование положительных выборов связано с высокой потребностью старшеклассников в общении, а также предъявлений многим профессиям (особенно работа с людьми) требований связанных с умением устанавливать новые контакты, уметь эффективно общаться, взаимодействовать с окружающими. Наравне с общительностью, коммуникабельностью многие работодатели предъявляют высокие требования и к предприимчивости, так как такой человек открыт для всего нового, продуктивно использует свой творческий потенциал, зная эти требования, старшеклассники осознанно выбирают именно эти качества.

Также необходимо отметить отсутствие выборов на такие психологические качества, как: память (44%), координация движений (56%), нравственность (36%). Многие старшеклассники отметили недостаточную развитость у себя памяти, это может быть связано с собственной недооценкой себя, а также с тем, что педагоги предают оценке памяти очень весомое значение, из урока в урок память функции памяти постоянно отслеживаются и строго оцениваются учителями. На качество «координация движений» также выпало мало выборов, это может быть связано гиперактивностью учащихся, нежеланием выполнять кропотливую работу, требующую развитость мелкой моторики и четкое согласование всех движений тела. Данные профессии относятся к рабочим и соответственно, по мнению многих старшеклассников, являются мало престижными. Нравственность также не характерна для многих старшеклассников, данная особенность была продиктована, прежде всего, современной ситуацией, когда добро, благородство, совесть отходят на второй план.

При выявлении профессиональных ценностей старшеклассников, которые можно реализовать в тех или иных профессиях использовался опросник «За и против 3», в результате были получены следующие данные, описанные в таблице 4.

Таблица 4

Выбор старшеклассниками профессиональных ценностей

Группа ценностей Выбрали Норма Не выбрали
Чел. (%) Чел. (%) Чел. (%)
Деньги            
Власть            
Здоровье            
Азарт жизни            
Духовный поиск            
Общение            
Престиж            
Чувство полезности            

 

Как можно увидеть на таблице 4 для 10 человек, что составляет 40% от всей выборки, характерны наличие ценности – деньги, такие старшеклассники нацелены на зарабатывание денег, получение высокой заработной платы и при выборе работы для них это будет главный критерий. Для 8 испытуемых, что составляет 32% от всей выборки, данное деньги не играют важной роли в жизни.

Власть для 13 старшеклассников (52%) не является особо значимой, властными себя считают только 4 испытуемых (16%) как правило, это оказываются лидеры. Для 8 человек (32%) власть вообще не имеет ценности.

Для 21 испытуемых, что составляет 84% от всей выборки, ценность здоровья мала, остальные 4 человека (16%) вообще эту ценность не выбрали. 13 старшеклассников (52%) считают себя не азартными людьми, не любят совершать необдуманные поступки, рисковать. 9 человек (36%) относятся к азарту нейтрально.

У 15 испытуемых, что составляет 60% от всей выборки, интереса к ценности «духовный поиск» не обнаружено, а 6 человек (24%), склонны к духовным исканиям, просвещению, созерцанию.

Общение для 14 человек (56%) является значимой ценностью, 7 испытуемых, что составляет 28% от всей выборки, не выбрали для себя данную ценность. Предпочитаемой ценностью для 10 человек (40%) является престиж их будущей профессии. Для 7 старшеклассников (28%) это не имеет особого значения. У 8 человек (32%) эта ценность не вызвала особого интереса.

Для 15 старшеклассников (60%) важно чтобы их будущая профессия была полезна обществу. Для 8 испытуемых (32%) данная ценность не является основополагающей. Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 5.

Рис.5. Выбор старшеклассниками профессиональных ценностей

Примечание: 1-деньги, 2-власть, 3-здоровье, 4-азарт жизни, 5-духовный поиск, 6-общение, 7-престиж, 8-чувство полезности.

 

Таким образом, как можно проследить по рисунку 5 для данной выборки характерно значимость таких ценностей, как: общение (56%), престиж (40%), чувство полезности (60%), деньги (40%). То есть для старшеклассников главной ценностью является общение, это связано прежде всего с требованиями, которые предъявляют работодатели ко многих профессиям и развить у себя данное качество, данную способность является очень ценным. Престижность профессии также является значимой, так как в настоящее время это может обеспечить хорошее будущее, отличную заработную плату и открыть множество возможностей. Данное ценность возможно у старшеклассников сформировали их родители, которые желают своим детям беззаботное будущее. Также важным является такая ценность, как: «чувство полезности», ребята хотят принести пользу обществу, тем самым заработать себе авторитет значимой, полезной личности. Даже педагоги в рассказах о профессиях уделяют этой ценности огромное внимание, считая, что человек, прежде всего, рожден приносить пользу обществу. Ценность деньги также является значимой, это сформировалось в результате зависимости людей от материального благополучия, в настоящее время человек кидает все силы на зарабатывание денег.

Также необходимо отметить важную особенность, что в настоящее время старшеклассники очень мало уделяют внимание своему здоровью, для них не является эта ценность важной, основополагающей. Это можно объяснить особенностями возраста, когда здоровье стоит на последних местах. Также старшеклассники не нацелены на риск и являются по жизни не азартными людьми, считают, что в жизни лучше не рисковать, а спокойной проживать ее, об этом говорят, доминирование отрицательных выборов по шкале «азарт жизни» (52%).

С целью определения связи между данными, полученными по методике «За и против 1», «За и против 2» и «За и против 3» было проведено корреляционное исследование, с использованием корреляции Пирсона.

В результате данного исследования были получены следующие статистически достоверные связи, описанные в таблицах 5-7.

Таблица 5

Корреляционные связи между данными полученными по опросникам «За и против 1» и «За и против 2»

Шкалы Корреляци­онные связи Уровень значимости
Качество Аккуратность - профессия герои 0,40 p≤ 0,05
Качество Память – профессия управления 0,50 p≤ 0,01
Качество Умение общаться – профессия наука -0,50 p≤ 0,01
Качество Чувство красоты – профессия педагоги 0,50 p≤ 0,01
Качество Предприимчивость –профессия странствия 0,51 p≤ 0,01

 

Исходя из полученных результатов корреляционного анализа видно, что статистически достоверная положительная связь была найдена между психологическим качеством - аккуратность и профессией относящейся к категории «герои» (r=0,40). Это значит, что при увеличении одной переменной, другая также увеличивается и наоборот. Данную связь можно объяснить тем, что такие профессии как: милиция, пожарники, спасатели требуют аккуратной, «ювелирной» работы и данное качество в этих видах деятельности играет немало важную роль.

Статистически достоверная положительная связь была обнаружена между психологическим качеством – память и профессией из категории «управление» (r=0,50). Возможно, это связано с тем, что данное качество, по мнению старшеклассников, является важным дополнением в структуру личности любого лидера. А люди, профессии из категории «управления», являются лидерами по жизни.

Статистически достоверная отрицательная связь была обнаружена между психологическим качеством – умение общаться и профессиями относящиеся к категории «наука» (r=-0,50). Это значит, что при увеличении одной переменной другая стремительно уменьшается. Данная особенность, возможно, связана с не сформированностью представлений у старшеклассников о профессиях, которые занимаются наукой. Считая, что теоретики, экспериментаторы, научные деятели живут в своем замкнутом мире, без взаимодействия с окружающими.

Также статистически достоверная положительная связь была найдена между чувством красоты и профессиями относящиеся к категории «педагог» (r=0,50). Для любого человека, который работает социальным работником, воспитателем, учителем, данное качество является очень значимым. В своей деятельности данные люди стремятся приобщить своих воспитанников, школьников к прекрасному, увидеть всю красоту окружающего мира. А данное приобщение возможно только через собственный пример.

Еще одна статистически достоверная связь была найдена между психологическим качеством – предприимчивость и профессиями из категории «странствия» (r=0,51). Возможно, это связано с тем, что людям, работа которых связана с путешествиями, поездками, необходимы такие качества как решительность, предприимчивость. Так как в дороге может случиться все что угодно и умение предпринять какие-либо действия в критических ситуациях является немало важным качеством.

Таблица 6

Корреляционные связи между данными полученными по опросникам «За и против 1» и «За и против 3»

Шкалы Корреляцион­ные связи Уровень значимости
Профессия странствия – ценность здоровье 0,49 p≤ 0,01
Профессия странствия – ценность азарт жизни 0,54 p≤ 0,01
Профессия странствия - ценность престиж 0,60 p≤ 0,01
Профессия наука - ценность общение -0,50 p≤ 0,01
Профессия торговля – ценность духовный поиск -0,49 p≤ 0,01
Профессия торговля - ценность общение 0,42 p≤ 0,05
Профессия служение Богу - ценность власть -0,44 p≤ 0,05
Профессия герои - ценность власть 0,40 p≤ 0,05
Профессия творцы – ценность чувство полезности 0,51 p≤ 0,01
Профессия домашнее хозяйство – ценность жизненный азарт 0,41 p≤ 0,05
Профессия преступления - ценность престиж 0,49 p≤ 0,01
Профессия крестьяне – ценность жизненный азарт 0,42 p≤ 0,05
Профессия городской транспорт - ценность чувство полезности 0,43 p≤ 0,05

Согласно полученным связям, описанным в таблице 6 можно заметить, что статистически достоверные положительные связи были найдены между такими ценностями, как: здоровье, азарт жизни, престиж и профессиями относящиеся к категории «странствия». Это означает, что при увеличении одной переменной, другая также увеличивается и наоборот. Это можно связать с тем, что человек, который путешествует стремиться постичь новое в жизни, у него появляется жизненный азарт. Также многие школьники считают профессии из категории «странствия» очень доходными, значимыми и работать по данным профессиям является престижно. Это можно объяснить тем, что для старшеклассников данные профессии являются очень романтичными, увлекательными, приключенческими. А ценность здоровья здесь можно объяснить тем, что путешествия, смена обстановки, как правило, положительно влияют на самочувствие человека и на его здоровье в це







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.