Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ





Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Факторы профессионального самоопределения

 

Старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации. Е.А. Климов предлагает интересную модель – «восьми угольник основных факторов выбора профессии», которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов старшеклассника:

Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. [15]

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. [4]

Позиция сверстников.

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

Информированность.

Важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

Склонности.

Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде восьмиугольника, а при оценке ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи лучшей профессиональной перспективности с тем или иными факторами. В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает характеристики консультируемого старшеклассника и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы.

ВЫВОДЫ

 

В наше время накоплен значительный опыт профориентационной работы, разработаны принципы, методы, формы и система профориентации молодежи. Этому активно способствуют взаимодействие педагогических коллективов, различные предприятия, средства массовой информации.

Организационную роль в работе по профориентации старшеклассников призваны также выполнять учебно-методические кабинеты. Такие кабинеты созданы и успешно работают в общеобразовательных школах. Функционируют районные центры прфессиональной ориентации.

Необходимо, чтобы каждый старшеклассник перед выбором профессии проходил психологическое обследование. Психолог должен объяснить все недостатки и достоинства выбираемой профессии, чтобы в процессе обучения и работы не произошло разочарования в выбранном жизненном пути, т.е. учащийся должен осознанно выбирать профессию.

В процессе професиионального самоопределения старшеклассников предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.

В первой главе рассматривается сущность профессионального самоопределения старшеклассников, и рассмотрели ключевые понятия: "профессиональная ориентация", "профессиональное самоопределение".


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ВЫВОДЫ

 

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:

1. При исследовании мотивов выбора профессии при помощи анкеты - опросника у 49% испытуемых важным мотивом выбора является престижность профессии, у 49% старшеклассников - возможность много заработать. Для 41,6% опрашиваемых - важен интерес профессии, 14% старшеклассников - привлекают качества личности, присущие представителям этой профессии. В 11,2% важен мотив определяющий возможность реализовать с ее помощью свои способности, также в 11,2% - возможность использовать ее для продвижения по службе. Хочется отметить, что все учащиеся имеют два главных ориентира – профессионализм и материальный достаток. Возможно, это определяется современной экономической ситуацией, когда главной потребностью для многих людей материальный достаток, а это возможно благодаря успеху и престижной работе.

Также при анализе вопросов направленных на выявление предпочитаемой профессии для старшеклассников можно сделать следующие выводы: профессии гуманитарного цикла выбирают 32% испытуемых, приоритетными являются экономические профессии (45,2%), технические профессии предпочитают 20,4% опрашиваемых, не определились с выбором 15,6% старшеклассников. На вопрос анкеты относительно того знают и одобряют ли родители выбор старшеклассников в 19,6% случаев родители знают о выборе своего ребенка, одобряют – 50,4%, не знают – 8,4%, не одобряют – 2,8%. После окончания школы 42% учащихся ответили, что поступят в вуз, 22,4% в техникум, 8,4% в ПТУ и 5,6% устроятся на работу.

Также в ходе опроса были выявлены представления старшеклассников о престижных и не престижных профессиях. В результате самой престижной оказалась профессия – банкир (28%), второе место, в данной выборки, занимают экономисты и программисты (25,2%) и (22,4%) соответственно от всей выборки от всей выборки. Рабочие профессии не являются для старшеклассников престижными, профессию сварщик выбрали лишь 19,6% испытуемых.

При выявлении наиболее предпочитаемой профессии старшеклассниками с помощью опросника «За и против 1» были получены следующие особенности: наиболее предпочтительной профессией для старшеклассников является служение Богу (56%) и городской транспорт (60%). Данный выбор можно объяснить тем, что старшеклассники ориентируются на социально-приемлемые профессии, нацеленные на принесение пользы обществу. Самой не выбираемой является преступления (64,5%) и бродяги (60,5%). Также большинство старшеклассников выбрали профессии из группы «инженеры» (40,5%), склонность к данному выбору формируют, прежде всего, родители, которые пытаются навязать им свою точку зрения своим детям, пользуясь тем, что старшеклассники полностью зависят от них. Данные профессии являются очень доходными, практичными и всегда востребованными.

Выявляя наиболее развитые психологические качества и способности старшеклассников, был проведен опросник «За и против 2», в результате были получены следующие особенности данной выборки: для старшеклассников характерно выборы в пользу таких качеств, как: внешние данные (60%), умение общаться (40%), предприимчивость (40%). Также необходимо отметить отсутствие выборов на такие психологические качества, как: память (44%), координация движений (56%), нравственность (36%). Многие старшеклассники отметили недостаточную развитость у себя памяти. На наш взгляд это может быть связано с собственной недооценкой себя, а также с тем, что педагоги предают оценке памяти очень весомое значение, на качество «координация движений» также выпало мало выборов, это может быть связано гиперактивностью учащихся, нежеланием выполнять кропотливую работу, требующую развитость мелкой моторики.

При выявлении профессиональных ценностей старшеклассников, использовался опросник «За и против 3», в результате были получены следующие данные, отражающие особенности выборки: для испытуемых важными качествами являются общение (56%), престиж (40%), чувство полезности (60%), деньги (40%). Также необходимо отметить важную особенность, что в настоящее время старшеклассники очень мало уделяют внимание своему здоровью, для них не является эта ценность важной, основополагающей. Еще одна особенность старшеклассники не нацелены на риск и являются по жизни не азартными людьми у 52% учащихся «азарт жизни» имеет отрицательные выборы.

Для выявления связи между опросниками «За и против» был использован корреляционный анализ Пирсона, в результате чего были выявлены множество статистически достоверных отрицательных и положительных связей. Положительная связь говорит о том, что при увеличении одного параметра другой также увеличивается и наоборот, отрицательная связь свидетельствует, что при увеличении одной переменной другая уменьшается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Возникает вопрос, почему не прекращаются научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению.

Во-первых, из-за постоянных изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области профориентации. Во-вторых из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу его многоаспектности и многогранности, что ведет к хроническому отставанию практики от теории и теории от жизни. И в - третьих, это отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалистов будущих профессионалов.

Практика работы общеобразовательных школ показывает, что учителя имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.

Поиск новых подходов к решению этих проблем в сегодняшней России обусловлен сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще только складываются, вызывая подчас немало сомнений.

Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Но еще имеет место серьезное ослабление внимания к вопросам социально - профессионального самоопределения учащихся во всех типах учебных заведений и прежде всего в общеобразовательной школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. Все это свидетельствует о том, только согласованная и целенаправленная работа педагогических коллективов школ и других образовательных учреждений положительно сказывается на общем повышении качества психологической и практической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Известно, что процесс социально-профессионального самоопределения непрерывный, осуществляемый на всех этапах обучения и жизни. Сегодня намечается и еще одна немаловажная тенденция: возрождается интерес к проблеме самореализации, самоопределения со стороны практических работников.

Развитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультативной помощи.

Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы - это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то проблема оценки правильности профессионального выбора приобретает особую сложность.

Итак, фактор общественной престижности продолжает оставаться решающим при выборе профессии. По-прежнему выпускники школ ориентированы на получение ставших уже массовыми профессий менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров. Хотя, как доказывает проведенное исследование, интересными для выпускников являются профессии, связанные с общением и приносящими полезность окружающим, однако субъективные представления старшеклассников о выбранной ими профессии не соответствуют реальной действительности.

По результатам исследования учителям старших классов средней общеобразовательной школы №6 предлагаются такие рекомендации.

1. Психологам, социальным педагогам оказывать помощь школьникам в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем.

2. Выполнять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодёжью профессий с учетом интересов, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующую развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого – педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и приносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает старшеклассника от соблазнов сегодняшней жизни).

В качестве гипотезы выдвинули предположение: чем объективнее представление старшеклассников о востребованности профессий на рынке труда с представлениями самого рынка труда, тем ближе старшеклассники к выбору профессии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М: "АспектПресс", 2004. - 365с.

2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос, 2004. – 246 с.

3. Берг В. Карьера - суперигра. - М.: АО Интерэксперт, 1998. - 272 с.

4. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Мысль, 1990. - 220 с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Совершенство, 1997. - 297 с.

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва - Ярославль: ДИА - пресс, 2001 – 263 с.

7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р.Гинзбург // Мир в психологии и психология в мире - 1995 - № 3 - с. 21-28.

8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

9. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии - 1988 - №2 - с.138-141.

10. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. - с.386-387.

11. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.:ИП РАН, 1994. – 318 с.

12. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс, 2000 - № 3. – с. 36-38.

13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособ. - М.: Из-во МГУ, 1995. – 224 с.

15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2007. – 304 с.

16. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - №2. - 95 с.

17. Климов Е.А.Человек как субъект труда и проблемы психологии. Вопросы психологии - 1984.- №4. - с.5-11.

18. Маслоу А.Мотивация и личность: Перевод с английского. – СПб: Питер, 2006. – 352 с

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

20. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 246 с.

21. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. – М.: Академия, 2008. – 319 с.

22. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

23. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

24. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 184 с.

25. Сафин В.Ф. Психологические аспекты самоопределения личности.// Психологический журнал – 1984. - №4 - с.65-73.

26. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения. - Тула: ОЛЛИ, 2004. - 90 с.

27. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии. – 2005. - №1. – С. 34-36.

28. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М. 1996. – 178 с.

29. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. - М.: Из-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: Из-во НПО МОДЕК, 2005. – 240 с.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Активизирующий опросник "За и против"

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.