|
Классификация конкурентных преимуществ объектов
Признак классификации
| Виды преимуществ
| Примеры преимуществ
|
|
|
| 1. Отношение к
системе (организации,
стране и т.п.)
| 1.1. Внешние (по
отношению к
системе)
| Благоприятный климат страны.
Качественная инфрастуктура региона, в котором расположена организация.
Стабильная политическая система страны.
Современная информационная сеть страны
| | 1.2. Внутренние
(в системе)
| Принятые обществом ценности организации.
Модульная автоматизированная технология.
Квалифицированные кадры организации
| 2. Сфера возникновения
преимуществ
| 2.1. Природно-
климатические
| Страна, богатая природными ресурсами.
Экономически выгодное географическое положение страны.
Умеренно-континентальный климат
| | 2.2. Политические
| Устоявшиеся рыночные отношения в стране.
Стабильность политической ситуации в стране.
Оглаженная законодательная система в стране.
Низкий уровень общей преступности в стране
| | 2.3. Технологические
| Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране.
Высокий уровень автоматизации производства
и управления.
Низкий уровень износа основных производственных фондов.
Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации.
Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе.
Мобильность технологий
| | 2.4. Культурные
| Ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности.
Высокая организационная культура.
Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба
| | 2.5. Экономические
| Устойчивая налоговая система.
Устойчивая система государственного регулирования экономики.
Применение в организации методов моделирования и исследования операций.
Наличие в организации отлаженной системы менеджмента.
Наличие стратегии обеспечения экономической
безопасности страны.
Качественная кредитно-финансовая система страны.
Высокая квалификация кадров.
Достаточное финансирование НИОКР и образования.
Приоритет в стратегиях будущих интересов
| 3. Содержание
фактора преимущества
| 3.1. Качество
товара (услуги
и т.п.)
| Известная в мире торговая марка.
Высокая надежность объекта.
Красивый и современный дизайн.
Комфортность.
Оптимальная производительность (скорость,
мощность и т.п.)
| | 3.2. Цена товара
| Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба.
Высокий уровень унификации.
Безотходная технология.
Высокая конкуренция у поставщиков.
Наличие товаров-заменителей для потребителей товара организации.
Высокий уровень конкуренции у изготовителей
данного товара
| | 3.3. Затраты у
потребителя
товара
| Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара.
Высокая ремонтопригодность товара.
Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя
| | 3.4. Качество
сервиса товара
| Высокий уровень конкуренции у изготовителей
данного товара.
Качественная упаковка товара.
Надежный имидж изготовителя.
Обоснованные гарантии в сопроводительной
документации.
Наличие станции (предприятия и т.п.) гарантийного и послепродажного обслуживания товара.
Качественная инфраструктура рынка
| 4. Метод или
средство получения преимущества
| 4.1. По наследству (объективно)
| Природные ресурсы страны.
Известная торговая марка товара
| | 4.2. Обучение
| Квалифицированные специалисты по отдельным
направлениям и отраслям науки и практики.
Изобретатели
| | 4.5. Внедрение
новшеств
(инновации)
| Создание товаров на основе патентов.
Внедрение патентованной новой технологии.
Внедрение ноу-хау в области менеджмента.
Освоение нового рынка.
Внедрение новой технологии в области рекламы
товара
| | 4.4. Перемещение
| Переезд индувидуума в район (город) с развитой инфраструктурой.
Перемещение организации в район с хорошим
климатом и дешевыми трудовыми ресурсами
| 5. Место реализации преимущества
| 5.1. Рабочее
место
| Система "канбан" (точно в срок).
Научная организация труда.
Автоматизированное рабочее место конструктора
| | 5.2. Организация
| Система менеджмента, ориентированная на
достижение конкурентоспособности.
Высокая конкуренция на "входе" организации.
Системы автоматизированного проектирования
(САПР)
| | 5.3. Регион
| Качественная производственная инфраструктура региона.
Экологичность региона.
Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе
| | 5.4. Отрасль
| Высокая конкуренция в отрасли.
Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли.
Наличие отраслевого центра научно-технической информации.
Наличие отраслевого патентного фонда
| | 5.5. Страна
| Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны.
Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом
| | 5.6. Мировое
сообщество
| Высокий уровень унификации и стандартизации
разных сфер деятельности.
Защита прав человека.
Интеграция и кооперирование.
Взаимопомощь стран
| 6. Время (продолжитель-ность) реализации преимущества
| 6.1. Стратегические факторы преимущества
| Применение опережающей базы сравнения
при планировании обновления товара на пятилетний период.
Повышение квалификации кадров.
Развитие НИОКР.
Новые модульные технологии.
Экономическая политика, ориентированная на экспорт
| | 6.2. Тактические
факторы
преимущества
| Современная система рекламы.
Эффективная система мотивации труда.
Соблюдение графика ремонта оборудования.
Заимствование у конкурентов ноу-хау в области
менеджмента
| 7. Вид получаемого эффекта
от реализации
преимущества
| 7.1. Научно-
технический
| Получение патента.
Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов.
Освоение новых информационных технологий
| | 7.2. Экологический
| Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов.
Уменьшение отходов производства.
Повышение эргономичности производства.
Улучшение экологичности выпускаемых товаров
| | 7.3. Социальный
| Прирост добавленной стоимости (прибыли) на
одного работника по сравнению с конкурентами.
Повышение безопасности труда.
Улучшение условий труда и отдыха.
Увеличение продолжительности жизни работников (жителей).
Повышение уровня образованности работников
| | 7.4. Экономический
| Прирост объема продаж.
Прирост удельной прибыли.
Сокращение срока окупаемости инвестиций.
Повышение производительности труда.
Ускорение оборачиваемости оборотных
средств (капитала).
Увеличение удельного веса товаров, конкурентоспособных в промышленно развитых странах
|
Для автоматизации процесса поиска и изучения конкурентных преимуществ по конкретным объектам (товар, услуга, организация, регион и т.д.) рекомендуется их кодировать. Например, такое конкурентное преимущество организации, как оформление патента на новое изобретение в области техники будет иметь следующие цифры по признакам классификации: 1.2; 2.3; 3.1; 4.3; 5.2; 6,1; 7,1. Приглашение в организацию высококвалифицированного уникального специалиста: 1.2; 2.5; 3.1; 4.4; 5.2; 6.2; 7.3. Конкурентное преимущество страны в области природных ресурсов: 1.1; 2.1; 3.2; 4.1; 5.5; 6.1; 7.4.
По конкретным товарам, услугам и т.д. каждому субъекту (стране, регионам, организациям) рекомендуется на основе разработанной нами классификации составить информационно-справочные материалы по конкурентным преимуществам своих объектов по сравнению с конкурентами или ведущими мировыми достижениями. С целью экономии средств составление подобных материалов обязательно следует централизовать (но с участием владельцев или изготовителей объектов); в одиночку, например организации, с этой работой на справиться. Материалы должны иметь гриф "Для служебного пользования" или "Коммерческая тайна".
На наш взгляд, абстрактные и малоинформационные матрицы и "ромбы" могут применяться только на стадии предварительного анализа конкурентных преимуществ разных объектов.
Предложенная нами классификация конкурентных преимуществ глубже и охватывает большинство аспектов экономики и менеджмента развития разных объектов, позволяет автоматизировать процесс поиска и изучения конкурентных преимуществ.
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества, либо формирование нового преимущества. Этому вопросу посвящена настоящая книга.
Функция планирования включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров) с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга,
Содержание остальных функций коротко раскрыто в п. 4.9.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|