Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа по рассказу «Детская площадка»





Логопед читает рассказ о детской площадке в зоопарке. По мере рассказывания на доске выставляются картинки-под­сказки. Каждое предложение дети проговаривают хором или индивидуально.

Пришли медвежонок, лисенок, ежонок и олененок на дет­скую площадку. Они решили играть в салочки. Первым стал догонять всех медвежонок. Он осалил лисенка, лисенок — ежонка, а ежонок олененка. Когда закончилась игра, все звери сели пить чай с вареньем.

Дети закрывают глаза, логопед смешивает сюжетные кар­тинки. Вызванный ребенок должен восстановить правильную последовательность событий. Затем желающие самостоятельно пересказывают рассказ.

Задание можно усложнить.

На детскую площадку пришли другие звери: слоненок, тигренок, львенок, жеребенок. Кто кого стал догонять?

IV. Итог занятия

После окончания игры зверята стали угощать друг друга любимыми лакомствами: слоненок — бананами, овощами, тигре­нок и львенок — костями и мясом, жеребенок — травой, овсом.

ТЕМА: ГЛАГОЛЫ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО РОДА ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

• Цель: Закрепление навыка различения и правильного упот­ребления в речи категорий рода глаголов прошедшего време­ни единственного числа.

Ход занятия

I. Организационный этап

Организуется сюжет «Поход в кукольный театр». Появ­ляются две куклы (мальчик и девочка) — близнецы. Лого­пед объясняет, что их имена одинаковые. У девочки Вали красное шелковое платье, большой розовый бант и на голове шляпка. У мальчика Вали серый красивый костюм, белая рубашка, полосатый галстук. Эти дети дружат между собой. Они любят подражать друг другу и выполнять одинаковые действия.

Логопед дает задания детям: Пейте воду, бегайте, пойте. Про каждого ребенка составляются предложения с опорой на вопросы:

Кто? Что делает? Валя пьет, бегает, поет.

II. Обучающий этап

Логопед предлагает детям вспомнить, что делали мальчик Валя и девочка Валя.

Пилы воду, бегали, пели.

Эти ответы проговариваются хором и индивидуально. Далее логопед обращает внимание на то, как по-разному мож­но спросить (говорить) про мальчика и девочку, если они вы­полняют одинаковые действия.

Валя (что делал?) пел, бегал, пил воду. Валя (что делала?) пела, бегала, пила воду. При этом интонационно выделяется соотношение имени, окончаний вопроса и глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

Дается сопоставление этих вопросов

Он — что делал? Пел, бега4, пил воду. Она — что делала? Пела, бегала, пила воду.

III. Этап закрепления

Дети выбирают двух других кукол, у которых тоже одина­ковое имя: Женя.

Девочке и мальчику Жене даются другие задания: ниспть, рисовать, шить. Аналогично составляются предложен ил пос­ле выполненных действий. Он — Женя — что делал?

Писал(а),рисовал(а), шил(а). Она — Женя — что делила?

Игра «Кто самый внимательный?»

Детям раздаются картинки с изображением действии, выраженных глаголами прошедшего времени женского и мужского рода. Логопед задает вопрос: Про кого можно ска зать: летал(а), спал(а), ел(а), упал(а)? Дети поднимают со ответствующие картинки.

IV. Игра «Помоги Незнайке исправить ошибку»

На фланелеграфе оформляется сюжет, например:

Мальчик ломает палку.

Девочка разбивает чашку.

Мальчик ловит мяч.

Девочка моет руки.

По каждому сюжету составляется предложение. Заранее оговаривается, что имена у детей одинаковые — Женя (Валя).

Фланелеграф убирается. Дети вспоминают, что делали Женя и Валя. Незнайка, показывая сюжетную картинку, рас­сказывает о выполненных действиях:

Валя(девочка) разбил чашку; Женя (девочка) мыл руки; Валя (мальчик) сломала палку; Женя (мальчик) ловила мяч.

V. Итог занятия


Логопед еще раз напоминает, что про действия, выполняе­мые мальчиком и девочкой, спрашивают по-разному — Что делал? Что делала? И по-разному рассказывают. Детям пред­лагается составить предложения про Женю и про Валю, что они делали. Если логопед показывает бант и шляпку, то дети рассказывают про Женю (Валю)-девочку, если кепку и брюки, то про Женю (Валю)-мальчика.


Литература

1. Алексеева М. М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1998.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

3. Ефименкова JI. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М„ Филичева Т. Б. Логопе­дия. М., 2003.

5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Се­ливерстова. М., 1987. Вып. 2.

6. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

7. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2003.

8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.

9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Ле­виной. М., 1968.

10. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Се­ливерстова. М., 1986.

11. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошколь­ников с общим недоразвитием речи. М., 2002.

12. Федоренко JI. П., Фомичева И. А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

13. Филичева Т. В., Соболева А. В. Развитие речи дошкольни­ков. М„ 2003.

14. Филичева Т. В., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы ло­гопедии. М., 1989.

15. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение де­тей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.

17. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. М., 1981.


Содержание

Введение................................................................................................................ 3

1 Психолого-педагогическая характеристика детей

4—6 лет с общим недоразвитием речи...................................................... 5

2 Изучение детей с общим недоразвитием речи............................ 20

Обследование интеллекта.......................................................................... 23

Обследование слуха....................................................................................... 24

Обследование внимания и памяти.......................................................... 25

Обследование общей и мелкой моторики............................................. 26

Обследование речи.......................................................................................... 26

3 Методика коррекционно-педагогической работы (первый год обучения) 51

Первый год обучения. Средняя группа.

Дети со II уровнем речевого развития.................................................... 53

Второй год обучения. Дети с III уровнем

речевого развития........................................................................................... 69

Третий год обучения (подготовительная группа)........................... 119

4 Работа воспитателя в группе для детей с ОНР.......................... 143

5 Рекомендации к работе музыкального руководителя... 160 Приложения

1. Лексический материал для логопедических

занятий.............................................................................................................. 165

2. Иллюстративный материал для развития мыслительной деятельности (Упражнения

на выделение четвертого лишнего предмета)..................................... 171

3. Рекомендации по использованию лексического материала по ознакомлению с окружающим миром

и развитию речи на занятиях воспитателя.......................................... 177

Примерные конспекты занятий............................................................. 186

Литература...................................................................................................... 211

Но вопросам оптовых закупок обращаться: тел./факс: (495) 785-15-30, e-mail: trade@airis.ru Адрес: Москва, пр. Мира, 104

Наш сайт: www.airis.ru

Вы можете приобрести наши книги с II00 до 1730, кроме субботы, воскресенья, в киоске по адресу: пр. Мира, д. 104, 4 этаж, тел. (495) 785-15-30

Адрес редакции: 129626, Москва, а/я 66

Издательство «АЙРИС-пресс» приглашает к сотрудничеству авторов образовательной и развивающей литературы. По всем вопросам обращаться по тел.: (495) 785-15-33, e-mail: editor@airis.ru

Учебное издание

Филичева Татьяна Борисовна Чиркина Галина Васильевна

УСТРАНЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Практическое пособие

Ведущий редактор М.К.Антошин Выпускающий редактор Н.А.Светлова Редактор О. В. Белова Художественный редактор Ю. Б. Курганова Технический редактор С. С. Коломеец Компьютерная верстка Г.В.Доронина Корректоры В.И.Евстигнеева, З.А.Тихонова

Подписано в печать 21.07.08. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 14. Усл.-печ. л. 14. Тираж 4000. Зпкаа № 4619.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.