Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»





Реферат

Тема: «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

Исполнитель: Попова Александра Андреевна

Руководитель: Бирюлёва Эдуардовна высшая квалификационная категория, учитель истории и обществознания

 

 

Г.Краснотурьинск

 

2012 год

 

Оглавление

Введение

Глава 1.

1.1.Причины сиротства.

Глава 2. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Глава 3. Практические аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

3.1. Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.2. Как происходит лишение родительских прав

3.3. Опека и попечительство над детьми

3.4. Права и обязанности опекуна

3.5. Порядок усыновление (удочерение) детей

3.6. У ребенка должна быть семья

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

[1]В постсоветский период в Российской Федерации постоянно увеличивается число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным Государственного Комитета по Статистике всего учтено таких детей и подростков:

- в 1991 году - 414,5 тысяч детей,

- в 1993 году - 460,4 тысяч детей,

- 1997 года - 596,8 тысяч,

- 1999 - 636,9 тысяч,

- 2000 - 123,2 тысяч детей,

из них в 329 тысяч находятся под опекой и попечительством в семьях, 153,5 – на усыновлении, 170,2 тысяч – в государственных учреждениях.

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов.

С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства.

Предмет исследования: система опеки и попечительства, усыновления над детьми в России.

Основная гипотеза: несмотря на существующие формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, они малоэффективны и требуют изменений.

Цель работы: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Задачи данной работы:

1. Осветить правовой аспект современного российского законодательства.

2. Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Раскрыть технологии принятия ребенка на усыновление, под опеку, в приемную семью.

Глава 1.

"Дети умирают, умирают от холода, алкоголя, наркотиков. Умирают по одной-единственной причине, искусно замаскированной цивилизованными взрослыми под объективные экономические факторы. Дети умирают от недостатка любви", - считает Рубен Гальего, бывший детдомовец, а ныне букеровский лауреат. Его размышления о причинах трагедии и судьбах целой армии так называемых "детей с трудной судьбой" обнажают одну из острейших проблем нашего времени.

«Дети улицы», «лишние дети», «дети с трудной судьбой» — острейшая проблема нашего времени. Как ими становятся? Какие причины заставляют родителей отдавать детей в руки судьбы и государства?

В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях мы часто встречаемся с такими понятиями как сиротство и социальное сиротство. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство – актуальные проблемы современности.

В 1997 году контингент детей, воспитывающихся в домах ребёнка, составляют:

v 33.9% — из семей алкоголиков;

v 25.6% — из семей с плохим материальным обеспечением;

v 23.8% — из семей с асоциальным поведением; 4.7% — дети, чьи родители находились в заключении;

v 11.9% — дети-подкидыши [48, с. 40].

Таким образом, социальные сироты составляют 88.1% детей, находящихся в детских домах.

Основные виды сиротства:

  • Собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
  • Дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  • Алкогольные зависимости у родителей ребенка;
  • Дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
  • Юное материнство

Глава 2.

13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г.

Права и обязанности опекуна

Опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать подопечного ребенка, заботиться о его здоровье и всестороннем развитии, совместно проживать с подопечным (раздельное проживание до­пускается с подопечным старше 16 лет с согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитета).

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно с учетом мнения ребенка и рекомендаций уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патроната (муниципалитета) определять способы воспитания подопечного ребенка, образовательное учре­ждение и форму обучения ребенка, обязан обеспечить получение ребенком основного общего образо­вания.

Опекун (попечитель) вправе требовать возврата ребенка любыми лицами, его удерживающими без законных оснований, не вправе препятствовать общению ребенка с родственниками, в том числе родителями, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе без предварительного согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитета) совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, жилого помещения, на которое ребенок имеет право пользования.

Лицо, назначенное опекуном над имуществом ребенка, обязано обеспечивать его сохранность и использование в интересах ребенка.

Опекун обязан извещать уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитет) о своем переезде, об изменении статуса ребенка.

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попе­чительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

 

У ребенка должна быть семья

Ребенок - самое близкое и дорогое в жизни каждого взрослого человека. Его первый крик, плач, его первая улыбка. Вот он уже подрос, делает первые шаги, с интересом изучает окружающий мир. Его первые слова "мама", "папа" - и Ваша жизнь наполняется новым содержанием. Потому что ребенок - то единственное существо, которое независимо от Ваших поступков и Вашего отношения к нему будет Вас любить и идеализировать.

Постепенно он станет совсем взрослым, но для Вас, родителей, он так и останется самым родным и близким человеком. Радость общения и любовь родителей, что может быть лучше для ребенка?

Но есть дети, которые растут без родителей, не зная ласки материнских рук, заботливой опеки отца. Ненужные никому дети, что может быть ужаснее? Разве может быть такое в цивилизованной стране? Разве не хочется им, чтобы был рядом родной человек, взял на ручки или поцеловал? Дети, оставшиеся без попечения родителей. Раньше их называли беспризорниками, сегодня - социальными сиротами.

Лишаясь семейного очага, ребенок теряет возможность реализовать свое право на свободное развитие личности, на проявление лучших своих качеств. Но самое печальное, что воспитанники детских домов выходят в самостоятельную жизнь беззащитными, неподготовленными.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Заключение.

Опека (попечительство) и приемная семья – формы в некоторых аспектах сходные между собой. В том и в другом случае ребенка берут в семью на определенный срок – до 18 лет в приемные семьи и на попечительство и до 14 лет – под опеку. При достижении 18-летия лицо, находившееся до этого возраста на воспитании в приемной семье или под опекой, имеет такие же льготы и права, как дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, в частности, на получение жилплощади, материальной помощи. Но обе формы не имеют материального стимула. Мизерное количество приемных семей в России – один из показателей законодательного несовершенства данной формы воспитания детей.

Несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Законодательным путем введен ряд положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.

Гипотеза данной курсовой работы нашла свое подтверждение: формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, требуют доработок и изменений в законодательном плане. Особенно это касается формы «приемная семья», которая не оправдала себя, хотя существует в Российском законодательстве уже 6 лет. Совершенствование и реформирование форм воспитания детей, находящихся без попечения родителей необходимо для современной России.

Приложение 1

Был проведен опрос среди сверстников, на эту тему.

Результаты показаны в виде диаграммы

 

 

 


[1] http://www.referat.ru/referats/view/17439

Реферат

Тема: «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

Исполнитель: Попова Александра Андреевна

Руководитель: Бирюлёва Эдуардовна высшая квалификационная категория, учитель истории и обществознания

 

 

Г.Краснотурьинск

 

2012 год

 

Оглавление

Введение

Глава 1.

1.1.Причины сиротства.

Глава 2. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Глава 3. Практические аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

3.1. Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.2. Как происходит лишение родительских прав

3.3. Опека и попечительство над детьми

3.4. Права и обязанности опекуна

3.5. Порядок усыновление (удочерение) детей

3.6. У ребенка должна быть семья

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

[1]В постсоветский период в Российской Федерации постоянно увеличивается число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным Государственного Комитета по Статистике всего учтено таких детей и подростков:

- в 1991 году - 414,5 тысяч детей,

- в 1993 году - 460,4 тысяч детей,

- 1997 года - 596,8 тысяч,

- 1999 - 636,9 тысяч,

- 2000 - 123,2 тысяч детей,

из них в 329 тысяч находятся под опекой и попечительством в семьях, 153,5 – на усыновлении, 170,2 тысяч – в государственных учреждениях.

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов.

С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства.

Предмет исследования: система опеки и попечительства, усыновления над детьми в России.

Основная гипотеза: несмотря на существующие формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, они малоэффективны и требуют изменений.

Цель работы: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Задачи данной работы:

1. Осветить правовой аспект современного российского законодательства.

2. Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Раскрыть технологии принятия ребенка на усыновление, под опеку, в приемную семью.

Глава 1.

"Дети умирают, умирают от холода, алкоголя, наркотиков. Умирают по одной-единственной причине, искусно замаскированной цивилизованными взрослыми под объективные экономические факторы. Дети умирают от недостатка любви", - считает Рубен Гальего, бывший детдомовец, а ныне букеровский лауреат. Его размышления о причинах трагедии и судьбах целой армии так называемых "детей с трудной судьбой" обнажают одну из острейших проблем нашего времени.

«Дети улицы», «лишние дети», «дети с трудной судьбой» — острейшая проблема нашего времени. Как ими становятся? Какие причины заставляют родителей отдавать детей в руки судьбы и государства?

В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях мы часто встречаемся с такими понятиями как сиротство и социальное сиротство. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство – актуальные проблемы современности.

В 1997 году контингент детей, воспитывающихся в домах ребёнка, составляют:

v 33.9% — из семей алкоголиков;

v 25.6% — из семей с плохим материальным обеспечением;

v 23.8% — из семей с асоциальным поведением; 4.7% — дети, чьи родители находились в заключении;

v 11.9% — дети-подкидыши [48, с. 40].

Таким образом, социальные сироты составляют 88.1% детей, находящихся в детских домах.

Основные виды сиротства:

  • Собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
  • Дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  • Алкогольные зависимости у родителей ребенка;
  • Дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
  • Юное материнство

Глава 2.

13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.