|
Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» СШАНа протяжении всей истории колонизации и освоения территории США соотношение между четырьмя главными макрорайонами страны по доле в общем ее населении неоднократно изменялось. Как показывает рисунок 176, на заре европейской колонизации население США примерно поровну распределялось между Северо-Востоком и Югом. В начале XIX в. началась колонизация Среднего Запада, в середине XIX в. – Запада. Первую половину XX в. можно назвать периодом относительной стабильности, но во второй его половине пропорции снова стали постепенно изменяться, что прежде всего нашло выражение в уменьшении доли Северо-Востока и Среднего Запада и увеличении доли Юга и особенно Запада. Рис. 176. Изменение доли отдельных макрорегионов в населении США Сравнение данных переписей населения, проведенных в 1980 и 1990 гг., говорит о том, что за это время население Запада увеличилось на 22,3 %, Юга – на 13,4, тогда как Северо-Востока – всего на 3,4, а Среднего Запада – на 1,4 % (при среднем показателе для США 9,8 %). В 1990-х гг. эта тенденция сдвигов не изменилась. К концу десятилетия доля Северо-Востока во всем населении страны составила 20 %, Среднего Запада– 24, Юга– 34,5 и Запада – 21,5 %. Таким образом, ныне четыре макрорайона выстраиваются в этом отношении в следующем порядке: Юг, Средний Запад, Запад, Северо-Восток. Конечно, на такое перераспределение населения не могли не повлиять внешние миграции – особенно латиноамериканцев и азиатов, о которых уже говорилось выше. Но все же основу их составляют внутренние миграции из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Общее представление о штатах, входящих в оба эти пояса, дает рисунок 178. Из него видно, что примерно 2/3 всех штатов страны относятся к «Снежному поясу» и 1/3 – к «Солнечному поясу». Так, «Солнечный пояс» включает в себя всю территорию штатов Северная и Южная Каролина, Джорджия, Флорида, Теннесси, Алабама, Миссисипи, Арканзас, Луизиана, Оклахома, Техас, Аризона, Нью-Мексико, Гавайи, а также южные части штатов Невада и Калифорния. Еще в 1950 г. соотношение между двумя поясами в общем населении страны составляло 55: 45 в пользу «Снежного пояса», а уже в 1990 г. оно осталось таким же, но теперь с преимуществом «Солнечного пояса». В 1990-х гг. его перевес стал еще более ощутимым. К тому же и сам этот пояс несколько увеличился в размерах, если иметь в виду понятие о «Новом Солнечном поясе», которое появилось в американской литературе. В первую очередь его относят к таким Горным штатам, как Невада, Юта и Колорадо. Очевидно, есть две главные причины подобных миграций. Первая из них заключается в наметившемся за последние десятилетия общем сдвиге производительных сил на Юг и Запад, который можно проиллюстрировать на примере электронной, аэрокосмической и некоторых других отраслей промышленности. Вторая – в значительном оттоке туда же пожилых людей пенсионного возраста, которых привлекают лучшие для жизни природно-климатические условия, меньшие цены на землю и жилье, да и вообще меньшие затраты на жизнь. Направления миграций из штатов «Снежного пояса» в штаты «Солнечного пояса» показаны на рисунке 177. Он позволяет также визуально определить те штаты, которые привлекают больше всего мигрантов. В первую очередь это Флорида, Калифорния и Техас. В 1960–1980 гг. население Флориды увеличилось в два раза, Калифорнии и Техаса – примерно в полтора раза. В 1980–1990 гг. три эти штата дали почти 1/2 общего прироста населения США (включая иммиграцию). Таблица 55 НАСЕЛЕНИЕ ШЕСТИ КРУПНЕЙШИХ ШТАТОВ США В 1990–2006 гг. Подобная же тенденция сохранилась и в 1990–2006 гг., о чем убедительно свидетельствуют данные таблицы 55. К данным таблицы 55 можно добавить не менее показательные сведения о тех штатах, которые к 1990–2006 гг. имели наибольший относительный прирост населения. Первое место по этому показателю занимает штат Невада (66,3 %), второе – Аризона (40), третье – Колорадо (30,6) и четвертое– Юта (29,6 %). Все они входят в пределы «Солнечного пояса» или «Нового Солнечного пояса». Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в 1990–2006 гг. стремление пожилых людей переселиться в «Солнечный пояс», отличающийся более благоприятными природными условиями и достаточно высоким качеством жизни, проявилось еще отчетливее. Статистика свидетельствует о том, что из крупных городов этого пояса наиболее привлекательными для пожилых людей оказались Лас-Вегас в штате Невада, где численность пожилых людей за 1990-е гг. возросла на 2/3, Хьюстон и Остин в штате Техас, Финикс в штате Аризона, Денвер в штате Колорадо, Орландо в штате Флорида и Атланта в штате Джорджия. Некоторые из этих, да и других – менее крупных – городов прямо на глазах превращаются в «города пенсионеров». Эти данные еще раз подтверждают репутацию США как страны с самой высокой в мире мобильностью населения: около 17 % ее жителей ежегодно меняют место проживания, причем четверть из них переезжает в другие штаты. Урбанизация в США США – одна из наиболее урбанизированных стран мира. Поэтому вполне закономерно, что процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации, гиперурбанизации в этой стране изучались многими как американскими, так и отечественными (В. М. Харитонов, Л. В. Смирнягин, М.Г.Соловьева, Е.Д.Михайлов, О. Н. Яницкий, В. М. Гохман, В. В. Покшишевский, Г. Д. Костинский, Г. М. Лаппо) географами. Их работы содержат богатый материал, касающийся историко-географических, территориальных, социальных, прогностических и других аспектов урбанизации. Наиболее общее представление о динамике процесса урбанизации в США за период между первой и двадцать второй переписями (цензами) населения в этой стране, т. е. за 200 лет, дает таблица 56. Рис. 177. Миграционные потоки из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс» Таблица 418 ДИНАМИКА УРБАНИЗИРОВАННОСТИ США С 1790 ПО 2000 г. Анализ данных таблицы 56 свидетельствует о том, что в первые десятилетия независимого развития США уровень урбанизации в стране был еще очень низким, а доля городских жителей в общем населении увеличивалась крайне медленно. Это объяснялось преимущественно аграрным характером экономики США. При этом, как и в предшествовавший колониальный период, основная часть городского населения концентрировалась в портовых городах Атлантического побережья страны. В 40—80-х гг. XIX в. темпы урбанизации заметно возросли, что было связано прежде всего с промышленным переворотом и интенсивным развитием промышленного производства. При этом быстрее всего росли города Северо-Востока, но одновременно начался бурный рост городов Приозерья, а затем также Среднего Запада и Тихоокеанских штатов. Однако на Юге и в Горных штатах уровень урбанизации оставался еще низким. Конец XIX – начало XX в. обычно считают периодом наиболее интенсивной урбанизации. Действительно, за время с 1880 по 1930 г. доля городского населения в США выросла в два раза – с 28 до 56 %. Перепись 1920 г. впервые отметила преобладание в стране городского населения. За всем этим стоял прежде всего продолжавшийся бурный процесс индустриализации. Большое воздействие на территориальное распространение городов оказало также строительство железных, а затем и шоссейных дорог. Сами же города в этот период представляли собой крупные и компактные «точечные» центры с достаточно четко очерченными границами. Одним из главных источников роста больших городов по-прежнему оставалась иммиграция. Нетрудно заметить, что с середины XX в. темпы урбанизации в США снова снижаются. Иногда этот период называют даже периодом контрурбанизации. Но под контрурбанизацией не следует понимать уменьшение роли городов в жизни общества. Речь прежде всего идет о новых формах городского расселения, сложившихся под влиянием НТР, снижения градообразующей роли промышленности и увеличения градообразующей роли науки, управления, разного рода услуг, территориальной децентрализации производства и расселения, перехода от «точечного» города к городским агломерациям. Одновременно с этим наметился более быстрый рост городов и городского населения в некоторых периферийных районах страны, особенно в пределах «Солнечного пояса». В целом же можно, по-видимому, считать, что США уже достигли предельного уровня урбанизации (в 2005 г. – 81 %), и в перспективе следует ожидать не столько дальнейшего роста доли горожан, сколько нового усложнения ее форм и проявлений. Решающее воздействие на условия городской жизни в США в течение последних десятилетий оказала субурбанизация. Как известно, под субурбанизацией понимается преимущественный рост населения и числа рабочих мест в пригородных зонах городов при замедлении или даже абсолютном сокращении численности жителей и работающих в их центральных частях. Первые проявления субурбанизации и превращения США в «одноэтажную Америку» относятся еще к 20—30-м гг. XX в. Но наибольшее распространение процесс субурбанизации получил начиная с 1950-х гг. Среди его причин обычно называют автомобилизацию и рост транспортной подвижности населения, более низкие цены на землю в пригородных зонах, стремление более зажиточных слоев вырваться из перенаселенных центральных районов и расселиться поближе к природе. На первых порах пригородные зоны формировались как чисто жилые образования с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия. Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в «субурбию» (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3/5 которых теперь находятся за пределами городских центров. Так – по выражению Г. М. Лаппо – пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города». Представление о масштабах субурбанизации в США дают следующие цифровые показатели. Уже в начале 1980-х гг. более 70 млн американцев владели собственными односемейными домами. В городском жилом фонде страны такие дома составляли в среднем 63 % (в центрах городов – 51 и в пригороде – 75 %). В результате преобладания подобной застройки территория населенных пунктов, по некоторым оценкам, увеличивалась в четыре раза быстрее, чем росла численность их жителей. Так происходило гигантское «расползание» городов США. Такое «расползание», сопровождавшееся оттоком в пригородные зоны не только богатых людей, но и представителей среднего класса, привело к кризису центральных частей американских городов, ставших местом концентрации преимущественно бедных слоев общества, вновь прибывающих в страну иммигрантов. В результате центры большинства городов испытали острый жилищный голод, деградацию коммунального хозяйства и инфраструктуры, рост преступности, ухудшение экологической ситуации. Вот почему еще в конце 1970-х гг. реставрация городских центров и возвращение в них части населения из пригородов были провозглашены «проблемой номер один» для США. В 1989 г. президент Джордж Буш-старший заявил о намерении администрации сделать все для того, чтобы 1990-егг. стали десятилетием возрождения городов, и в первую очередь региональных столиц. В центрах городов было начато крупномасштабное строительство деловых зданий. Эти ядра агломераций все более специализируются на разного рода непроизводственной деятельности, здесь концентрируются правления монополий, банки и страховые компании, органы управления, средства массовой информации, предприятия торговли и обслуживания. О начале возрождения городских центров свидетельствуют и данные переписей 1990 и 2000 гг. Они показывают усиление деловой активности в ядрах агломераций. При знакомстве с процессом урбанизации в США нужно обратить особое внимание на ее территориальные формы. Официально городом в США считается населенный пункт с численностью жителей не менее 2,5 тыс. Всего городов в стране примерно 7000 (по другим оценкам– 9000), но среди них резко преобладают небольшие. Больших городов (с населением свыше 100 тыс. человек), по переписи 1980 г., было 167, по переписи 1990 г. – 199, а по переписи 2000 г. – 217. Но эти цифры сравнительно редко используются при характеристике городского населения США, так как они совершенно не отражают истинного положения дел. Поскольку субурбанизация привела к огромному росту городских агломераций, данные о них и составляют обычно основу всех расчетов и оценок. В статистике населения США такие агломерации обычно именуются метрополитенскими ареалами, или метпрополитпенскими статистическими ареалами (МСА). Так называется территориально-статистическая единица, используемая для обозначения городских агломераций, включающих центральный город с населением более 50 тыс. человек и его пригороды.[84] Исходя из такого подхода, в демографической статистике США принято подразделять все население страны не на городское и сельское, а на метрополитенское и неметрополитенское. Представление о росте числа МСА и их доли в населении США дает составленная Г. Д. Костинским таблица 57. Рис. 178. Крупнейшие МСА США (по Г. Д. Костинскому) Таблица 57 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТРОПОЛИТЕНСКИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ АРЕАЛОВ (МСА) К данным таблицы 57 можно добавить, что к 2000 г. число МСА в США еще более возросло. Крупнейшие из них показаны на рисунке 178. Важно учитывать и увеличение числа так называемых консолидированных метрополитенских статистических ареалов, каждый из которых включает в себя большее или меньшее количество первичных МСА. В 1998 г. таких консолидированных ареалов было уже 18. Например, КМСА Нью-Йорка охватывал 15 первичных МСА, Бостона – 10, Сан-Франциско – 6, Лос-Анджелеса и Филадельфии по 4. Использование понятия о МСА позволяет объяснить еще один парадокс, связанный с процессом урбанизации в США. Действительно, в этой стране, третьей по численности жителей во всем мире, сравнительно немного городов-миллионеров. В 1980 г. их было всего шесть, в 1990 г. стало восемь, а в 2000 и 2005 гг. – девять. Но реально о территориальной форме урбанизации можно и нужно судить не по городам, а по агломерациям-миллионерам. Еще в 1950 г. таких агломераций насчитывалось 14, в 1970 г. их число возросло до 30, в 1980 г. – до 38, в 1990 г. – до 39, а в 2000 г. – до 50. Перечень десяти наиболее крупных из них приведен в таблице 58. Он достаточно наглядно демонстрирует уже упоминавшееся различие между понятиями о КМСА, ПМСА и центральном городе (или собственно городе). В заключение приведем еще данные о доле метрополитенского населения в отдельных штатах. Наиболее велика она в штатах Нью-Йорк (100 %), Калифорния (97), Коннектикут (96), а также в федеральном столичном округе Колумбия (100 %). А самые низкие показатели ее имеют штаты Вермонт (28 %), Вайоминг (30) и Монтана (33 %). Таблица 58 НАСЕЛЕНИЕ КРУПНЕЙШИХ АГЛОМЕРАЦИЙ США В 1998–2000 гг. Мегалополисы США Еще одна важнейшая черта процесса урбанизации в США заключается в формировании мегалополисов – обширных урбанизированных зон полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей. США можно назвать родиной мегалополисов. Именно здесь сложились и были изучены Северо-Восточный, Приозерный и Калифорнийский мегалополисы. Общее представление о каждом из них дает таблица 59. Старейший и наиболее изученный из них – Северо-Восточный (Приатлантический) мегалополис. Мегалополисом эту урбанизированную полосу назвал известный географ Жан Готманн, который заимствовал это наименование из Древней Греции.[85] По крайним точкам простирания его именуют также мегалополисом Босваш, т. е. Бостон – Вашингтон (рис. 180). Он включил в себя КМСА Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии и десятки ПМСА. Ядром Приозерного мегалополис а, часто именуемого Чипитс (Чикаго – Питсбург), служат КМСА Чикаго, Детройта, Кливленда и также десятки ПМСА. А в Калифорнийском мегалополис е, называемом также Сансан (Сан-Франциско – Сан-Диего), выделяются КМСА Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. Научные прогнозы уже довольно давно начали исходить из того, что, во-первых, должно произойти расширение трех названных мегалополисов и, во-вторых, вполне вероятно формирование новых в других частях страны. Теперь уже с полной уверенностью можно утверждать, что такие прогнозы оправдались (рис. 181). Этот рисунок показывает, что Северо-Восточный мегалополис значительно продвинулся в южном направлении, Приозерный – в северовосточном, а Калифорнийский – и в северном, и в южном направлениях. Кроме того, в основных чертах сформировались три новых мегалополиса – на побережьях Флориды, Мексиканского залива и Тихого океана. Примечательно, что два мегалополиса фактически стали международными, поскольку они находятся в пределах и США, и Канады. Таблица 418 МЕГАЛОПОЛИСЫ США Не надо представлять себе мегалополис как зону сплошной городской застройки. Напротив, такая застройка занимает обычно лишь очень небольшую часть (примерно 1/10) всей его территории, тогда как остальное пространство занимают коттеджи, поля, леса, транспортные пути, водоемы, свободные земли. Нефтяная промышленность США Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) США занимает важное место в экономике страны, обеспечивая 4–5 % ее суммарного ВВП. В свою очередь, в структуре самого ТЭК ведущая роль принадлежит нефтяной промышленности. Вспомним, что за счет нефти в США удовлетворяется примерно 55 % потребностей в топливе и энергии. История развития здесь этой отрасли охватывает уже полтора столетия. Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 г. в Предаппалачском бассейне, с которого началось развитие нефтедобычи в стране. Однако еще в течение длительного времени основным поставщиком топлива на внутренний рынок США оставалась угольная промышленность. Перелом наступил в 20—30-е гг. XX в. в связи с быстрым ростом использования двигателей внутреннего сгорания. Вторая мировая война еще более доказала преимущество нефтепродуктов перед всеми остальными видами топлива. Так нефть стала составлять основу топливно-энергетического хозяйства США. Доля ее в общем потреблении первичных источников энергии в 1970-х гг. увеличилась до 45 %. 1есно связанная с развитием автомобильного транспорта, обеспечением стратегических потребностей страны, нефтяная промышленность стала во многом определять не только экономическую, но и политическую жизнь США. Не случайно именно она стала ареной деятельности таких крупнейших монополий, как «Экссон Мобил» (до 1973 г. знаменитая «Стандард ойл оф Нью-Джерси», основанная Дж. Рокфеллером), «Тексако», «Шеврон», «Галф ойл» и др. Рис. 179. Северо-Восточный мегалополис США Рис. 180. Мегалополисы США Но наибольший интерес представляет знакомство с развитием нефтяной промышленности во второй половине XX и начале XXI в. Основой для анализа может послужить таблица 60, показывающая динамику добычи нефти в США, а также зависимость страны от ее импорта. Как видно из таблицы 60, в эпоху дешевой нефти, т. е. до мирового энергетического кризиса середины 1970-х гг., уровень добычи нефти в США все время поднимался, а импорт ее был сравнительно невелик и находился в пределах 13 % от общего потребления. С началом кризиса и вступлением мировой энергетики в эпоху дорогой нефти положение резко изменилось. В 1974 г. по специальному решению президента США группой американских специалистов-энергетиков был разработан проект под названием «Независимость», главная задача которого заключалась в снижении до минимума зависимости США от импорта нефти и наращивании собственной добычи. Однако, как явствует из той же таблицы, в полной мере осуществить этот проект так и не удалось. В 1980-е гг. уровень добычи ни разу не поднимался до «отметки» 1970 г., не говоря уже о 1972 г., когда был достигнут ее пик – 530 млн т. Что же касается импорта, то он не только не уменьшился, а, напротив, резко возрос. В 1990-е гг. уровень добычи нефти в США оставался довольно стабильным, а импорт ее все время возрастал, к концу десятилетия уже превысив 1/2. В 2002 г. добыча уменьшилась до 290 млн т. Таблица 418 ДОБЫЧА И ИМПОРТ НЕФТИ В США В 1950–2005 гг. Естественно, что такие глубокие перемены должны иметь какое-то объяснение. Американская сторона в качестве главной причины сокращения добычи нефти обычно приводила не политические, а природные факторы – в первую очередь истощение месторождений нефти. Советские источники в годы «холодной войны» имели обыкновение отвергать этот довод и сводили все к «козням» нефтяных монополий, защищающих свои корыстные интересы и выкачивающих более дешевую нефть из развивающихся стран. Видимо, свою роль сыграли обе эти причины. Рассмотрим сначала то, что относится к запасам нефти в США. По разведанным запасам, которые составляют 2,7 млрд т, эта страна хотя и опережает все другие страны Запада, но в состав первой десятки уже не входит (табл. 14 в книге I). К тому же в последние два-три десятилетия, судя по оценкам, ее разведанные запасы имеют тенденцию к постоянному уменьшению. Во многом это объясняется теми условиями нефте-газонакопления, которые характерны для США. С одной стороны, они выглядят очень обнадеживающе. В самом деле, в США разведаны и разрабатываются десятки больших и малых нефтегазоносных бассейнов, а общее число месторождений нефти и газа достигает примерно 15 тыс.! Количество эксплуатируемых нефтяных скважин в первой половине 1990-х гг. составляло 550–600 тыс. при ежегодном бурении 25–30 тыс. новых скважин! Всего же с 1859 г. в стране было пробурено более 2,5 млн нефтяных скважин, или в четыре раза больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Однако, с другой стороны, такие масштабы бурения уже сами по себе свидетельствуют о том, что в США резко преобладают скважины с искусственным подъемом нефти (их 95 %), а не фонтанирующие (их всего 5 %). Вот почему суточный дебит одной скважины в среднем составляет всего 1,5–2 т, что в сотни раз меньше, чем на месторождениях, скажем, зоны Персидского залива. К тому же средняя глубина нефтяного бурения уже превысила 1700 м. Неудивительно, что затраты на добычу нефти и, соответственно, ее себестоимость все время возрастают, влияя на эффективность работы отрасли. Понятно, что в таких условиях США стали все больше ориентироваться на импорт нефти из развивающихся стран, прежде всего из района Персидского залива, Карибского бассейна, Западной Африки. Это позволяло экономить собственные нефтяные ресурсы, создавать федеральные стратегические запасы важнейшего вида топлива, обеспечивая тем самым энергетическую безопасность страны. Однако подобная политика оказывалась вполне действенной в условиях более или менее низких цен на нефть. Когда же на рубеже XX и XXI вв. эти цены резко поднялись, ее пришлось снова пересматривать. Так на смену программе Р. Рейгана, отвергавшей государственное вмешательство в энергетическую сферу, и программе Б. Клинтона и А. Гора пришла новая программа Дж. Буша-младшего. Эта программа предусматривала не только продолжение политики ресурсосбережения и технического перевооружения отраслей ТЭК, но и частичную расконсервацию стратегических ресурсов нефти и природного газа на территории самих США и в особенности в пределах их континентального шельфа, который уже дает 30 % всей добываемой нефти и 25 % газа. Но, судя по таблице 60, уменьшить зависимость США от импорта нефти так и не удалось. Соответствующие сдвиги происходили и происходят и в географии нефтяной промышленности США, основные черты которой можно рассматривать и более дробно – по штатам, и более укрупненно – по главным районам. Добыча нефти ведется примерно в 20 штатах США. Но около половины из них из-за ее низкого уровня обычно относят к категории «прочих». Почти 9/10 добычи обеспечивают всего пять штатов: Техас, Аляска, Луизиана, Калифорния и Оклахома.[86] Рис. 181. Добыча нефти и природного газа в Мексиканском заливе (в районе дельты Миссисипи) А крупных нефтедобывающих районов в США всего три. В первый – самый большой из них – район Юго-Западного Центра можно включить такие нефтяные бассейны, как Западный Внутренний, Пермский и Галф. В течение длительного времени добыча в этом районе велась только на суше. Она началась еще в самом конце XIX в., но настоящая «нефтяная лихорадка», быстро превратившая Техас из довольно отсталой окраины в один из самых богатых штатов страны, развернулась уже в 30-х гг. XX в. Она была связана с открытием в восточной части этого штата нефтяного месторождения Ист-Техас, которое оказалось крупнейшим в стране, причем сохраняло это первенство до 1960-х гг., когда было обнаружено месторождение Прадхо-Бей на Аляске. Вскоре были открыты крупные месторождения нефти в соседней Луизиане. Сухопутные и шельфовые месторождения Юго-Западного центра, вместе взятые, ныне обеспечивают более 50 % всей нефтедобычи США. Добыча нефти и природного газа на шельфе Мексиканского залива началась уже после Второй мировой войны. За сравнительно короткое время здесь было открыто почти 150 нефтяных и около 700 газовых месторождений. В 1970-е гг. шельфовая зона Техаса и Луизианы превратилась в самый крупный в мире район внебереговой добычи нефти и газа. Здесь были сооружены многие сотни буровых платформ, пробурены многие тысячи нефтяных и газовых скважин, благодаря чему вся прибрежная акватория приобрела характер своеобразного земноводного пространства (рис. 181). В 1980-е гг. добыча нефти в Мексиканском заливе держалась на уровне 40 млн т в год, природного газа – 125 млрд м3. В 1991 г. она поднялась соответственно до 53 млн т и 135 млрд м3. Однако перспективы дальнейшего роста добычи в Мексиканском заливе теперь связывают в основном с освоением месторождений, открытых в его центральной части, но при глубинах до 1000 м. В 2006 г. здесь было открыто месторождение, которое может стать крупнейшим в США. Юго-Западный Центр – главный в США и крупнейший в мире район нефтепереработки, которая концентрируется прежде всего у Хьюстона. Наряду с этим здесь берут начало самые протяженные в США нефте– и продуктопроводы, связывающие Техас и Луизиану с Нью-Йорком, Чикаго и другими городами Северо-Востока и Среднего Запада. В качестве второго крупного нефтяного района США можно выделить Южную Калифорнию. Нефть здесь была обнаружена перед Второй мировой войной. На ее разработке выросли многие крупные монополии, включая «Оксидентл петролеум» А. Хаммера. Добыча ведется как на суше, в том числе в городской черте Лос-Анджелеса, так и в пределах континентального шельфа. Третий, самый молодой нефтяной район США – А л я с к а. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|