Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гражданский процесс: понятие, стадии, виды производств.





Принцип разумности сроков судопроизводства по гражданским делам.

Понятие надлежащей и ненадлежащей сторон.

Условия, порядок, последствия замены ненадлежащего ответчика.

Стороны в гражд. процессе – стороны спорного матер. правоотношения, являющегося предметом суд. разбират-ва. Существуют понятия надлежащая и ненадлежащая сторона:

Надлежащее лицо - лицо, в отношении которого подтвердилось предположение, что оно является стороной спорного материального правоотношения.

Ненадлежащее лицо - лицо, в отношении которого не подтвердилось предположение, что оно является стороной спорного материального правоотношения.

Ненадлежащий ответчик и его замена

Ненадлежащий ответчик - лицо, в отношении которого не подтвердилась предположение, что на нем спорная субъективная обязанность.

Надлежащий ответчик - лицо, которое действительно является носителем спорной субъективной обязанности.

Условия замены ненадлежащего ответчика (основаны на принципе диспозитивности) – согласие истца. Варианты:

если истец согласен на замену, то суд, не прекращая производство по делу, заменяет ненадлежащего ответчика надлежащим и рассматривает дело по существу (по принципу процессуальной экономии);

если истец не согласен на замену – суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.

Порядок и последствия замены ненадлежащего ответчика надлежащим:

1.Вопрос о замене должен быть разрешен судом 1 инстанции;

2.Вопрос о замене должен быть разрешен только в судебном заседании;

3.О замене выносится соответствующее определение, которое не может быть обжаловано;

4.После замены подготовка и рассмотрение дела начинается заново;



5.После замены заново начинают исчисляться сроки рассмотрения дела;

6.После замены при опред. условиях дело может быть передано для рассмотрения в другой суд.

 

17.Процессуальное правопреемство: понятие, основания, условия и порядок вступления в процесс правопреемника.

Процесс. правопреемствоодин из способов замены ранее участвующего в процессе лица другим лицом, ранее не участвующим в деле в связи с переходом к нему субъективных прав и обязанностей. Процессуальное правопреемство всегда носит универсальный характер.

Условия процессуального правопреемства:

1.Материальное правопреемство, если нет перехода прав и обязанностей, то и в процессе этого не будет происходить;

2.Наличие возникшего, но не оконченного процесса по конкретному делу;

3.Выбытие из процесса стороны или третьего лица с самостоятельными требованиями. Условия в совокупности. Процессуальное правопреемство имеет место, когда выбывают из процесса основные участники.

Порядок вступления в процесс правопреемника. Возможно на любой стадии гражд. судопроизв-ва (ст.44 ГПК РФ). При универсальном правопреемстве в материальном праве произв-во по делу приостанавливается до определения правопреемника. При сингулярном правопреемстве в материальном праве произв-во по делу продолжается без приостановления. Об определении правопреемника судом выносится определение (об отказе в замене правопреемника или о замене правопреемника). Определение по вопросу правопреемства может быть обжаловано отдельно от решения суда.

Последствия - после опред. правопреемника произв-во по делу продолжается с той стадии, на которой произошло правопреемство.

Процесс. положение правопреемника. От правопредшественника к правопреемнику переходят нереализованные процесс. права и неисполненные процесс. обязанности. Процесс. действия, совершенные правопредшественником до его выбытия из процесса яв-ся обязательными для правопреемника в той мере, в кот. они были бы обязательны для правопредшественника.

Процессуальные сроки

- предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которым процессуальный закон связывает возможность (необходимость) совершения конкретных процессуальных действий либо наступление иных правовых последствий.

Особенности процессуальных сроков:

- устанавливают промежутки совершения именно процессуальных действий. Процессуальные сроки не могут влиять на содержание спорного материально-правового отношения. В этом состоит основное отличие процессуальных сроков от сроков судебных. Судебные сроки определяют моменты, когда должна быть исполнена материально-правовая обязанность.

- процессуальные сроки устанавливаются либо законом, либо судом. Соответственно лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию, не вправе своим соглашением изменить процессуальный срок.

- процессуальные сроки подлежат точному исчислению.

Виды процессуальных сроков:

В зависимости от того, какой нормой (общей или специальной) установлены процессуальные сроки: общие и специальные. Например, общий - срок рассмотрения и разрешения гражданских дел - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Специальный - срок рассмотрения и разрешения дел о восстановлении на работе и о взыскании алиментов - до истечения месяца;

По субъектам, которым они адресованы:

1. Сроки для действий, совершаемых самим судом.Данная группа сроков обладает следующими особенностями:

- во-первых, сроки для действий, совершаемых судом, устанавливаются только законом;

- во-вторых, данные сроки носят служебный характер. Иначе говоря, пропуск (истечение) такого срока не оказывает правового влияния на гражданское процессуальное правоотношение: суд обязан совершить предписанное процессуальное действие. Именно поэтому к данной группе сроков неприменим институт восстановления;

- в-третьих, продление указанных сроков допускается в исключительных случаях лицами, прямо указанными законом (например, ч. 1 ст. 382 ГПК – Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца).

При производстве в суде первой инстанции действуют следующие сроки:

1) срок вынесения определения о принятии к производству суда искового заявления – 5 дней со дня поступления искового заявления в суд;

2) срок вынесения определения об отказе в принятии к производству суда искового заявления - не более 5 дней со дня поступления искового заявления в суд;

3) срок вручения (направления) определения об отказе в принятии к производству суда искового заявления и приложенных к нему документов - не более 5 дней со дня вынесения определения об отказе в принятии к производству суда искового заявления;

4) срок вынесения определения о возвращении искового заявления - в течение 5 дней со дня поступления заявления в суд;

5) срок вынесения определения о возвращении искового заявления в случае невыполнения заявителем указаний судьи, перечисленных в определении об оставлении искового заявления без движения. ГПК такой срок не указывает. Используя аналогию закона, следует обратиться к ч. 3 ст. 129 АПК, согласно которой определение о возвращении искового заявления должно выноситься не позднее следующего дня после истечения срока, установленного арбитражным судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения;

6) срок вручения (направления) определения о возвращении искового заявления и приложенных к нему документов. В ГПК вопрос о сроке не решен. Применяя аналогию закона - ч. 2 ст. 134 ГПК, следует прийти к выводу, что определение о возвращении искового заявления вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами должно быть направлено либо вручено заявителю немедленно после вынесения;

7) срок вынесения определения об оставлении искового заявления без движения - в течение 5 дней со дня поступления искового заявления в суд;

8) срок вручения (направления) определения об оставлении искового заявления без движения - немедленно после вынесения (или, во всяком случае, в пределах пяти дней со дня поступления заявления в суд);

9) сроки подготовки дел к судебному разбирательству. Срок ГПК не регламентирован. Следовательно, суд вправе совершать действия, предусмотренные ч. 1 ст. 150 ГПК, в пределах общего срока рассмотрения дела в первой инстанции;

10) сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел - до истечения 2-х месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ч. 1 ст. 154 ГПК).

Часть 2 ст. 154 ГПК устанавливает сокращенный срок для рассмотрения и разрешения дела о восстановлении на работе и о взыскании алиментов - до истечения месяца;

11) сроки рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части - в течение 1 месяца со дня его подачи;

12) сроки рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - в течение 10 дней. Законодатель оставляет открытым вопрос о том, с какого момента должен исчисляться указанный десятидневный срок;

13) сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - в течение 3-х дней со дня подачи, но не позднее 1 дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно;

14) срок рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством - в течение 5 дней со дня возбуждения дела;

15) срок рассмотрения дел о принудительном психиатрическом освидетельствовании - в течение 3-х дней со дня подачи заявления;

16) срок рассмотрения дел об отмене решения третейского суда - в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления заявления в районный суд;

17) срок рассмотрения дел о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда - в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления заявления в суд;

18) срок вынесения судебного приказа - в течение 5 дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд;

19) срок вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - в течение 3-х дней со дня поступления заявления в суд;

20) срок высылки копии судебного приказа должнику. Данный срок ГПК не регламентирует. Следует применять по аналогии ст. 214 ГПК (высылка лицам, участвующим в деле копий решения суда): копия судебного приказа должна быть выслана не позднее чем через 5 дней со дня его вынесения;

21) срок выдачи судебного приказа взыскателю - немедленно после истечения десятидневного срока для представления должником возражений;

22) срок отмены судебного приказа - немедленно;

23) срок высылки копий определения об отмене судебного приказа - направляются сторонам не позднее 3-х дней после дня его вынесения;

24) срок высылки копий заочного решения - не позднее чем в течение 3-х дней со дня его принятия;

25) срок рассмотрения заявления об отмене заочного решения - в течение 10 дней со дня его поступления в суд;

26) срок рассмотрения заявления о сложении или уменьшении судебного штрафа - в течение 10 дней с момента фактического поступления в суд заявления о сложении (уменьшении) штрафа;

27) срок рассмотрения заявления об обеспечении иска - рассматривается в день его поступления в суд;

28) сроки составления и подписания протоколов - не позднее чем через 3 дня после окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия - не позднее чем на следующий день после дня его совершения;

29) срок рассмотрения замечаний на протокол - в течение 5 дней со дня их подачи;

30) срок принятия судебного решения - немедленно после разбирательства дела;

31) срок составления мотивированного судебного решения - не более чем 5 дней со дня окончания разбирательства дела;

32) срок высылки копии судебного решения лицам, участвовавшим в деле, но не присутствующим в судебном заседании - не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме;

33) срок выполнения судебного поручения - в течение 1 месяца со дня его получения.

При производстве в апелляционной инстанции действуют следующие сроки:

1) срок вынесения определения о возвращении апелляционной жалобы (представления). Срок в ГПК не определен. Следует применять по аналогии положения ч. 2 ст. 135 ГПК: определение должно быть вынесено в течение 5 дней со дня поступления апелляционной жалобы (представления)в суд;

2) срок вынесения определения о возвращении апелляционной жалобы (представления) в случае невыполнения апеллятором указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы (представления) без движения. ГПК подобный срок не устанавливает;

3) срок направления лицам, участвующим в деле, копии жалобы (представления) и приложенных к ней документов. ГПК подобный срок не устанавливает;

4) срок направления в апелляционную инстанцию возражений относительно апелляционной жалобы, представлениянемедленно;

5) сроки рассмотрения дел по апелляционным жалобам (представлениям) (ст. 372.2 ГПК) – районный суд, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его поступления.

При производстве в кассационной, надзорной инстанции действуют следующие сроки:

1) срок вынесения определения о возвращении кассационной, надзорной жалобы (представления). ГПК подобный срок не устанавливает;

2) срок возвращения надзорной жалобы (представления) - в течение 10 дней со дня поступления кассационной, надзорной жалобы (представления) в суд кассационной, надзорной инстанции;

3) срок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

2. Сроки для действий, совершаемых участниками процесса и иными лицами, обязаннымивыполнять предписания суда. Данная группа сроков обладает следующими особенностями:

- во-первых, сроки для действий, совершаемых участниками процесса, устанавливаются как законом, так и судом;

- во-вторых, пропуск (истечение) сроков данной группы может иметь самое различное правовое значение. Часть 1 ст. 109 ГПК формулирует общее правило: право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока. При этом поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы;

- в-третьих, в отношении данной группы сроков применяются как институт продления (ст. 111 ГПК), так и институт восстановления сроков (ст. 112 ГПК). Хотя имеются и исключения: например, институт продления (восстановления) не применяется в случаях, когда д.л. или граждане не имеют возможности представить истребуемое доказательство.

Пример. В соответствии с ч. 1 ст. 106 ГПК лицо, на которое наложен штраф, в течение десяти дней со дня получения копии определения суда о наложении судебного штрафа может обратиться в суд, наложивший штраф, с заявлением о сложении или об уменьшении штрафа.

3. Сроки, устанавливаемые одновременно для суда и участников процесса. Данная группа сроков обладает следующими особенностями:

- во-первых, эти сроки устанавливаются только судом. При их установлении суд должен учитывать: *требования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок; *установленные законом сроки рассмотрения дел для конкретных стадий гражданского процесса; *установленные законом сроки рассмотрения конкретных категорий дел;

- во-вторых, различны последствия пропуска сроков данной группы. Для суда пропуск данного срока влечет исключительно лишь обязанность назначить новый срок (например, если разбирательство дела не состоялось вследствие болезни судьи, то суд должен назначить дату нового судебного разбирательства).

Для лиц, участвующих в деле, и их представителей закон устанавливает различные правовые последствия в зависимости от процессуального статуса лица, особенностей судопроизводства в конкретных судебных инстанциях;

- в-третьих, сроки данной группы всегда устанавливаются точной календарной датой с указанием конкретного времени. К срокам, устанавливаемым одновременно для суда и участников процесса, относятся сроки проведения судебных заседаний. Например, при производстве в суде первой инстанции судья, признав дело подготовленным, обязан определить конкретное время рассмотрения дела.

Течение процессуальных сроков. Процессуальные сроки могут определяться:

1) точной календарной датой с указанием конкретного времени. Например, при отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания;

2) указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Событие – как конкретный юридический факт, возникновение которого напрямую или косвенно зависит от воли тех или иных субъектов. Например, при приостановлении производства по делу в случае розыска ответчика;

3) периодом времени.

Начало течения процессуального срока определяется правилом: течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следует обратить внимание на то, что течение срока начинается вне зависимости от того, какой (рабочий или нерабочий) день следует за датой (событием), определяющей его начало.

Окончание процессуальных сроков определяется по правилам:

- Процессуальный срок, исчисляемый годами истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

- Срок, исчисляемый месяцами истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

В случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.

Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.

Продление сроков: по ходатайству заинтересованного лица и по инициативе суда. Выносится определение о продлении срока.

Восстановление сроков. Лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о восстановлении процессуального срока. Вне зависимости от того, как будет разрешен вопрос о восстановлении процессуального срока, суд обязан вынести отдельный судебный акт - определение. Обжаловаться может не только определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока, но и определение суда о его восстановлении.

 

25.Подведомственность гражданских дел: понятие, виды.

Подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Виды подведомственности:

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов:

Единичная (исключительная) подведомственность. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Множественная подведомственность. Например, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим видам подведомственности (императивной и альтернативной). Например, в соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе обратиться с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти.

По индивидуальным трудовым спорам работник вправе обратиться в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (ст. 391 ТК), хотя и не лишен права первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам, а затем в суд.

 

26.Подведомственность гражданских дел: критерии, правила определения.

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них.

Критерии отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов:

1.Характер спорного правоотношения (связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет) - определяет подведомственность споров органам судебной власти. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

2.Критерий субъектного состава участников спора разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Арбитражные суды разрешают дела с участием организаций, граждан - индивидуальных предпринимателей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными ФЗ, арбитражные суды рассматривают дела с участием РФ, субъектов РФ, МО, гос. органов, ОМС, иных органов, д.л., образований, не имеющих статуса юр. лица, и граждан, не имеющих статуса ИП.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту, а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов, то он будет подведомствен суду общей юрисдикции.

3.Спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загсов), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства. Разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда.

Аналогично разграничивается компетенция между нотариусами, с одной стороны, и судами общей юрисдикции, арбитражными судами, с другой стороны. Так, нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотариального производства.

4.Наличие договора между сторонами спора - разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться дополнительные критерии разграничения подведомственности:

5.Характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);

6.Орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления).

 

27.Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

- дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

- дела, возникающие из публичных правоотношений;

- дела особого производства;

 

- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В случаях, предусмотренных АПК и другими ФЗ, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда, например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе - путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли, спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов.

 

28.Родовая подсудность: понятие, сущность, случаи применения.

Четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

1) Мировые судьи. Гражданские дела, подсудные мировому судье (ч. 1 ст. 23 ГПК):

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;

- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании
отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, дел о признании брака недействительным;

- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;

- дела об определении порядка пользования имуществом.

Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей м/б отнесены и др. дела.

2) Районные суды. Компетенция районных судов определена по остаточному принципу (ст. 24 ГПК). Районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен) - ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О мировых судьях в РФ";

3) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. Гражданские дела, подсудные верховному суду республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автономного округа определена (ч. 1 ст. 26 ГПК):

- связанные с государственной тайной;

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Следует, однако, учитывать, что дела о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду;

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда избират









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.