Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Договор перевозки — договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.





Кодексы, иные законы, транспортные уставы и издаваемые в соответствии с ними правила определяют общие условия перевозки грузов, багажа и людей.

Конкретные условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу называется прямое смешанное сообщение.

Договор перевозки груза

В соответствии со статьёй 785 Гражданского кодекса[1] договор перевозки груза включает следующие положения:

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор по перевозке груза считается исполненным при наличии пломбы по прибытию или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Погрузка и выгрузка груза

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется либо транспортной организацией, либо отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением тех положений, которые установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Если погрузка или выгрузка груза осуществляется силами и средствами отправителя или получателя (груза), погрузка (выгрузка) должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

ГК РФ не дает общего определения договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор перевозки груза– соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза является:

1) реальным; 2) консенсуальным – при договоре фрахтования; 3) возмездным; 4) взаимным;

5) публичным.

Стороны договора– перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору.

Предмет договора– услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентах от провозной платы в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

 

Ст. 97 УЖТ (Устав ЖД Транспорта) устанавливает, что перевозчик за просрочку доставки груза выплачивает пени (устар.: пеня) в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере провозной платы.

На автомобильном транспорте перевозчик за просрочку доставки груза при междугородных перевозках выплачивает грузоотправителю штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине.

Ст. 116 КВВТ (кодекс внутреннего водного транспорта) – пени в размере 9% провозной платы за сутки просрочки, но не более 50% провозной платы.

На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза не может превышать размер фрахта (ст. 170 КТМ).

На воздушном транспорте – штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется. На железнодорожном, внутреннем водном, морском и воздушном транспорте конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза (ст. 29, 97 УЖТ, ст.118 КВВТ, ст. 166 КТМ, ст. 120 ВК).

Общая авария - особая форма распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества: судна, груза и т.п.

Институт общей аварии регламентируется главой 16 КТМ и главой 17 КВВТ.

Пример возникновения таких убытков при морской перевозки грузов: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Смысл этих действий в том, чтобы, пожертвовав частью, спасти большее - само судно и основной груз.

По заявлению заинтересованных лиц составляется документ, устанавливающий наличие общей аварии и расчет по ее распределению - диспаша. Он составляется специалистами в области морского права -диспашерами.

Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия.

В случае, если такое заявление не подано или в течение двенадцати месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

Частная авария - убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, то есть не понесенные намеренно, разумно, в целях общей безопасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

Ответственность. Одна из важнейших обязанностей перевозчика – доставить груз в целости и сохранности, а при несохранной перевозке – возместить владельцу ущерб, в случаях и размерах, установленных УЖТ. Понятие «несохранность» в ГК трактуется как утрата, недостача, порча (повреждение) груза. Под „утраченным” понимается груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев – со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в перевозочном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим на станцию назначения. Повреждение (порча) груза – результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.

Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств (перечисленных ниже), которые железная дорога не могла предотвратить, и устранение которых от нее не зависело (ст. 95 УЖТ).

А именно вследствие: – причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя (например, связанных с погрузкой или выгрузкой груза средствами грузоотправителя или грузополучателя, несвоевременной явкой грузополучателя, неуказание грузоотправителем особых свойств груза);

– особых естественных свойств перевозимого груза (снижение массы животных при перевозке, подверженность груза коррозии и др.);

– недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при его приеме к перевозке, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

– сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога может обосновать свою невиновность в несохранной перевозке и другими обстоятельствами, которые она не могла предотвратить и устранение, которых от нее не зависело.

Несмотря на то, что в ГК содержится положение о презумпции виновности перевозчика в несохранной перевозке, тем не менее в

ст. 118 УЖТ, закреплено правило, допускающее при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана грузоотправителем либо грузополучателем.

Вот исчерпывающий перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины перевозчика:

– груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

– недостача или повреждение груза произошли вследствие естествен­ных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

– перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;

– недостача груза не превышает норму естественной убыли груза и погрешности измерения массы нетто. Нормы естественной убыли отдельных грузов приводятся в Правилах перевозок грузов;

– утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате повреждений, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.

Следует сказать, что для других видов транспорта причины освобождения перевозчика от ответственности аналогичны перечисленным (см. ст. 133 УАТ, ст. 193 УВВТ).

Здесь законом для перевозки для всех случаев предусмотрен обязательный претензионный порядок. Смысл простой – до предъявления перевозчику иска (связанных с чем угодно – нарушений срока, утратой груза…) перевозчику обязательно должна быть предъявлена претензия. Естественно, к этой претензии прилагаются документы, которые обосновывают претензии (например, на ж/д дороге есть «коммерческий акт», который составляется в названных в уставе случаях: повреждение и порча груза, возвращение похищенного груза…). Во всех случаях, когда не требуется составлять «коммерческий акт», составляется «акт общей формы» (вообще обычно составляется всегда «акт общей формы», а потом уже, если нужно, на его основе составляют «коммерческий акт»).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.