Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспроизводство и цели общества





Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Взаимодополняемость – это свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Полная (жесткая) взаимодополняемость – одному благу соответствует строго определенное количество другого блага (пара носков, лыжи и крепления к ним). Частичная (относительная) взаимодополняемость – одному благу соответствует не строго определенное количество другого блага (чай и сахар, автомобиль и бензин).

Взаимозаменяемость – это свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Полная (совершенная) взаимозаменяемость – одно благо может полностью заменить другое (красные и розовые розы). Частичная (несовершенная) взаимозаменяемость – одно благо не полностью заменяет другое (чай и кофе).

12*** В чем заключается сущность трудовой теории стоимости? Раскройте двойственный характер труда, воплощенного в товаре и покажите единство и противоречие его свойств

Товарное производство функционирует с целью производства продуктов для обмена, становящихся в силу этого товарами.

Товар – это продукт труда, производимый для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

1. Свойство удовлетворять какую-либо потребность человека (потребительная стоимость).

2. Свойство обмениваться на другие товары (меновая стоимость).

Способность товара удовлетворять человеческие потребности называется потребительной стоимостью. Это потребности в предметах потребления – пище, одежде, жилище и т.д., а также в средствах производства. Меновая стоимость – способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другие товары.



Согласно марксисткой концепции, наличие у товара двух свойств обусловлено двойственным характером труда, производящего товар. Труд, создающий товар, имеет две стороны, является одновременно конкретным и абстрактным трудом.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Конкретным трудом создаются потребительные стоимости. Труд столяра, сапожника или портного качественно различен. Однако все разнообразные виды человеческого труда объединяет то, что все они представляют собой расходование рабочей силы, то есть мускулов, нервов, мозга, энергии и т.д.

Абстрактный труд – это труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы. Абстрактным трудом создается меновая стоимость товара.

В современном обществе данная теория не лишена определенных недостатков – различие видов труда по своему характеру, возможность или невозможность применения новых технологий, производительность и интенсивность труда – все эти факторы оказывают влияние на меновую стоимость товара.

Марксистская теория – теория трудовой стоимости.

Общим во всех товарах, делающих их количественно соизмеримыми, является овеществленный в них труд. Товары представляют собой различные потребительные стоимости, однако они могут приравниваться друг к другу в соответствии с тем количеством труда, которое затрачивается на их производство.

В основе меновой стоимости товаров находится затрачиваемый на их производство труд, который образует стоимость товаров. Однако стоимость товаров определяется не индивидуальными затратами труда отдельного производителя, а общественно необходимыми затратами труда при наличии общественно-нормальных условий производства (т.е. при среднем в данном обществе уровне техники, а также умелости и интенсивности труда).

Кроме марксистской теории следует выделить:

1. Маржиналистская школа – теория предельной полезности: стоимость товара определяется предельной полезностью товаров и их редкостью.

2. Неоклассическая школа – компромиссная теория цены:концепция, представляющая собой компромисс между теориями стоимости и предельной полезности. Акцент переносится с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения, которые определяют процессы, протекающие на рынке.

 

13 *** Продемонстрируйте механизм действия закона стоимости как регулятора рыночной экономики

 

Закон стоимости – это объективный экономический закон товарного производства, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями по поводу производства и обмена товаров. Закон стоимости – это закон, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости, т. е. как обмен эквивалентов. Закон стоимости появился вместе с товарным производством.

Одним из основных принципов взаимоотношений между товаропроизводителями на рынке является возмездность. Рыночная сделка, акт купли-продажи всегда связаны с возмещением затрат производителя за счет средств, полученных от покупателя товара. Таким образом, возмездность, во-первых, означает обязательное возмещение затрат, осуществленных в процессе производства продукции, а во-вторых, характеризует источник возмещения.

Количественным пределом возмездности при обмене товаров является эквивалентность, т. е. какое-либо количество одного вида труда должно обмениваться на равное количество другого вида труда. Принцип эквивалентности определяет конкретные пропорции обмена, конкретные меновые соотношения. К. Маркс отмечал, что согласно закону стоимости «обмениваются эквиваленты, обменивается равное количество труда на равное количество труда».

Эквивалентным может быть признан только тот обмен, где товары обмениваются по стоимости, в соответствии с содержащимися в них затратами общественно необходимого труда. Поскольку денежным выражением стоимости, показателем ее величины, выступают цены, отчетливо просматривается связь между эквивалентностью обмена и обоснованностью цен.

Бюджетные ограничения

Предпочтения не объясняют полностью потребительское поведение. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые при известных ценах на различные товары и услуги ограничивают потребление людей. Бюджетная линия показывает все комбинации двух благ, для которых уплаченные деньги в совокупности равны совокупному доходу (рисунок 19.3).

Рисунок 19.3 – Линия бюджетного ограничения

 

Построенная бюджетная линия не совпадает с кривой безразличия. Это означает, что бюджет потребителя не позволяет ему приобрести те наборы товаров, которые находятся на кривой безразличия. Желания потребителя редко совпадают с его возможностями. Необходимо достижение потребительского равновесия путем перемещения кривой безразличия на бюджетную линию (рисунок 19.4).

3. Потребительское равновесие – это максимальное удовлетворение потребностей при заданном ограниченном бюджете и имеющемся уровне цен. В рассмотренном примере потребитель выберет набор, соответствующий точке G на рисунке 19.4.

Рисунок 19.4 – Потребительское равновесие

 

При анализе потребительских предпочтений выделяют два эффекта: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода показывает, как изменяются потребительские предпочтения при изменении цены на товары. Понижение цены делает потребителя реально богаче и позволяет ему расширить объем спроса. Если снижается цена на молоко, то потребитель на свой постоянный доход может купить большее количество, или, сохранив потребление молочных продуктов на прежнем уровне, приобрести большее количество других товаров.

Эффект замещения характеризует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на молочные продукты при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с мясом или фруктами. Потребитель будет замещать более дорогие товары более дешевыми.

Таким образом, концепция потребительского выбора и потребительского равновесия позволяют лучше понять поведение потребителя на рынке и его влияние на изменение спроса под влиянием цен и доходов.

 

20 * Какова сущность закона спроса, влияния ценовых и неценовых факторов на изменение спроса

Спрос –это платежеспособная потребность, т.е. такое количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Спрос – потребность, подкрепленная деньгами.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем на рынке какого-либо товара.

Рыночный спрос –это суммарный спрос, предъявляемый всеми потребителями при каждом возможном уровне цен.

Факторы, оказывающие влияние на величину индивидуального и рыночного спроса:

1. Цена на данный товар – это наиболее важный фактор, оказывающий влияние на величину спроса. Зависимость величины спроса на данный товар от его цены выражена в законе спроса – при прочих равных условиях при увеличении цены на данный товар спрос на него сокращается.«При прочих равных условиях» означает, что если цена на данный товар растет, а на другие остается постоянной, то потребители переключаются на другие товары, близкие по потребительским свойствам (табл. 20.1, рис. 20.1).

 

Таблица 20.1 – Зависимость между ценой на товар и приобретаемым количеством  
Цена Количество

 

Рисунок 20.1 – Кривая спроса

2. Цены на сопряженные товары. Это товары-субституты и товары-комлементы. Субституты – это такие товары, которые могут быть использованы для замены других товаров. Например, если цена на кофе растет, то больше будут покупать чай. Т.е. между ценой на товар-субститут и спросом на данный товар существует прямая зависимость. Комплементарные товары – это такие товары, которые используются вместе с другими товарами. Например, при росте цен на автомобили потребители начинают покупать меньше бензина. Существует обратная зависимость между ценой на один взаимодополняющий товар и спросом на другой.

3. Доходы потребителей. Потребители начинают покупать больше товаров, когда их доходы возрастают и наоборот. Однако имеются исключения – спрос возрастает на товары высшей категории, или нормальные товары, а спрос на товары низшей категории сокращается.

4. Ожидания относительно будущих цен. Если ожидается рост цен на данный товар в будущем, то потребители стараются покупать больше сейчас и наоборот.

5. Количество покупателей – оказывает непосредственное влияние на спрос: чем больше покупателей, тем больше спрос.

6. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, имеются значительные расхождения в потребительских вкусах относительно классической и эстрадной музыки. Следовательно, и спрос на аудиокассеты или диски с записью классической или эстрадной музыкой также будет различаться. Экономисты предполагают, что изменение вкусов потребителей сложно выявить, оно происходит относительно медленно и не оказывает значительного влияния на изменение спроса.

Если цена товара остается постоянной, а влияние неценовых факторов изменяется, это означает изменение в спросе на данный товар, которое приводит к сдвигу кривой спроса вправо (увеличение спроса), или влево (уменьшение) (рис. 20.2).

 

Рисунок 20.2 – Движение кривой спроса под влиянием неценовых факторов

Д-Т

Другой формой капитала является производительный капитал. Он должен способствовать организации управлению и рациональному соединению приобретенных факторов производства с целью получения большей стоимости, т.е. прибавочной стоимости. Для этого необходимо произвести вещественные носители этой прибавочной стоимости – товары и услуги:

…П…

Третьей формой капитала является –товарный капитал, функции которого состоят в реализации имеющихся товаров и услуг с целью превращения товарного капитала в денежный. Именно здесь и происходит получение прибыли (прибавочной стоимости):

Т’-Д’

Совершается кругооборот - движение капитала, при котором, проходя различные стадии, он возвращается в ту форму, с которой начал свое движение. Это единство двух стадий: обращения и производства

 

Д-Т…П…Т’-Д’

Оборот капитала – это кругооборот капитала, определяемый не как отдельный акт, а как постоянный, непрерывно возобновляемый процесс.

Полный оборот капитал совершит только тогда, когда вся затраченная сумма денег вернется к капиталисту в денежной форме, а для этого требуется несколько кругооборотов.

По функциональной роли в процессе производства капитал (производственные фонды) делится на основной и оборотный. Основной капитал ( фонды) – это та часть авансированного капитала, которая целиком участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа и возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение нескольких циклов производства.

К основному капиталу относятся: здания, сооружения (пассивная часть), производственное оборудование (активная часть).

Часть авансированного капитала, воплощенная в сырье, топливе, материалах, электроэнергии, затраченная на покупку рабочей силы образует оборотный капитал. Стоимость оборотного капитала учитывается в стоимости продукта целиком и полностью возвращается к предпринимателю в денежной форме после каждого кругооборота капитала.

На предприятии имеются и фонды обращения – это готовая продукция на складе, и денежные средства в расчетах.

Движение капитала совершается в течение определенного времени.

Сумма времени, в течение которого вся авансированная стоимость проходит стадии производства и обращения составляет время оборота капитала. За единицу измерения времени оборота капитала принят год (О).

Время оборота капитала можно исчислить по следующей формуле:

 

N= О/о,(37.1)

 

где о - время действительного оборота капитала;

n – число оборотов капитала.

Амортизация – это та часть стоимости основного капитала, которая после реализации товара возвращается предпринимателю в денежной форме, откладывается в счет снашивания средств труда и образует амортизационный фонд, т.е. фонд возмещения основного капитала.

Отношение ежегодной амортизации к основному капиталу называется нормой амортизации.

 

26 *** Какова взаимосвязь текущей дисконтируемой стоимости, ставки процента и фактора времени?

Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал (ожидаемую рентабельность) с текущей рыночной ставкой процента по ссудам.

Общее правило таково: инвестиции следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже или равен рыночной ставке процента.

Сравнение уровня дохода с процентной ставкой – не единственный способ обоснования эффективности инвестиционных проектов. Большое значение имеет процедура дисконтирования.

Она связана с тем, что при осуществлении инвестиционных проектов необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов.

Так, чтобы получить 100 долл. через год (при рыночной ставке 10%), сегодня надо затратить 91 долл.

Формула дисконтирования имеет следующий вид:

 

Vp = Vt/(1+r),(41.1)

где:

Vp – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег;

Vt – будущая стоимость сегодняшней суммы;

t – количество лет;

r – ставка процента .

Предприниматель, выбирая инвестиционный проект, должен учитывать и норму амортизации основного капитала.

27 * Перечислите критерии разграничения издержек производства на внешние (явные) и внутренние (неявные). Рассмотрите содержание понятий прибыль: бухгалтерская, экономическая, нормальная

В начале ХХ века была разработана теория объективных издержек альтернативных возможностей (или издержек утраченных возможностей). Ее выдвинул в 1913 г. американский экономист Г. Давенпорт. Данная теория предполагает, что при анализе проблем издержек производства необходимо учитывать редкость ресурсов и возможность их альтернативного использования. В научный оборот было введено понятие экономических издержек.

Экономические, или вмененные издержки любого ресурса, взятого для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Экономические издержки – это выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Все эти выплаты могут быть внешними или внутренними.

Внешние издержки – денежные расходы, которые фирма выплачивает в пользу поставщиков (трудовых услуг, сырья, топлива и т.д.), т.е. внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы.

Внутренние издержки (неоплаченные) – это денежная компенсация, связанная с самостоятельным использованием собственных ресурсов. Одним из элементов внутренних издержек является нормальная прибыль предпринимателя как вознаграждение за выполняемые им функции. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – равна общей выручке за вычетом бухгалтерских (внешних) издержек.

Экономическая прибыль – равна общей выручке за вычетом всех вмененных издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль).

Экономическая прибыль не входит в издержки, т.к. этот доход, полученный сверх нормальной прибыли.

28 *** В чем состоит отличие издержек производства организации в краткосрочном и долговременном периодах?

Краткосрочный периодхарактеризуется тем, что фирма имеет фиксированное количество оборудования и не может изменить производственные мощности, однако она может увеличить степень загрузки данных производственных мощностей, организует свою деятельность за счет поиска лучших комбинаций материалов, труда, которые она имеет. Как правило, фиксированным фактором производства является капитал, а труд – переменным. Безусловно, даже в краткосрочном периоде деятельность фирмы направлена на всевозможное увеличение прибыли, ее максимизацию (или минимизацию убытков).

Долговременный период – это период, достаточно продолжительный, в течении которого производители товаров могут изменить количество всех используемых ими ресурсов. В этот период в отрасль могут войти новые и выйти старые фирмы. Все факторы (ресурсы) производства в долговременном периоде являются переменными.

Постоянными издержками (TFC) производства называют все затраты, величина которых не меняется при увеличении или уменьшении загрузки мощностей. К ним относятся ежегодная амортизация основного капитала, расходы на поддержание техники предприятия в хорошем состоянии, на сохранение административно-управленческого персонала, сбытовой сети и т.д., включая нормальную прибыль на вложенный капитал.

Переменные издержки (TVC) – это те расходы предприятия, которые меняются в зависимости от объема производства (расходы на сырье, наем рабочей силы, энергию, и т.д.). Их иногда называют пропорциональными или дифференциальными издержками.

В особенно тяжелые периоды предприятие может некоторое время вести производства при ценах покрывающих только переменные издержки. предприятие может нести убытки, равные постоянным издержкам. Однако такие же потери оно понесло бы и в случае остановки производства, но тогда его место на рынке было бы занято конкурентами.

Сумма постоянных и переменных издержек производства образует валовые (общие) издержки производства (ТС).

Издержки производства могут исчисляться и как средние величины. Средние издержки производства определяются путем деления или разложения общей суммы издержек производства данного вида на число единиц продукции (Q).

Более подробный анализ издержек производства представлен в вопросе 15.

Предельные издержки (МС) предстают как чистый прирост валовых (общих) издержек производства при производстве дополнительной единицы партии продукции.

Q

 

Рисунок 47.1 – Издержки производства

 

29 *** Покажите особенности рынка чистой конкуренции, кривых спроса отрасли и предприятия

 

Характерные черты рынка чистой конкуренции:

- неограниченно большое число участников рынка, каждый из которых имеет очень маленькую долю на рынке;

- свободный вход на рынок и выход из него (отсутствуют барьеры для конкурентов);

- абсолютная подвижность материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

- свободный доступ к информации о рыночной конъюнктуре;

- производимая продукция является одинаковой или стандартизированной, т.е. не различимой по качеству;

- отсутствует необходимость применения неценовой конкуренции (рекламы продукта, торговой марки и торгового знака);

- никто из участников рынка не может оказать влияния на поведение конкурентов и на определение рыночной цены. Цена на продукцию устанавливается через механизм рыночного спроса и предложения.

Выпуск, характерный для рынка (отрасли) исчисляется тысячами тонн продукции. Что же касается одной фирмы, то, очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является совершенно эластичной (горизонтальной), хотя с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.

 

Рисунок 48.1 – Рыночный спрос и предложение на продукцию в условиях совершенной конкуренции

 

У фирмы, продукция которой обладает совершенной эластичностью, предельный доход просто равен цене. (предельный доход – показывает величину, на которую измениться совокупный доход при изменении объема выпуска на единицу продукции).

Рисунок 48.2 – Кривая спроса на продукцию отдельного производителя

 

Фирма не будет стремиться повысить цену своей продукции для увеличения общей выручки, т.к. покупатель откажется покупать продукцию данного предприятия по завышенной цене и обратится к идентичной продукции конкурента.

При существующей рыночной цене фирма будет стремиться продавать столько продукции, сколько ей экономически выгодно с точки зрения максимизации прибыли.

 

30 *** Что такое равновесное положение организации? Каковы основные критерии максимизации прибыли или минимизации убытков в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции?

 

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.)

Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет максимизировать прибыль.

Первый способ связан со сравнением предельных издержек и предельного дохода (МС и MR). Поскольку цена задается фирме – совершенному конкуренту рынком, основная проблема, которую фирма решает при максимизации прибыли, – определение объема выпуска.

 

MR= МС = Р(49.1)

 

В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии, что предельная выручка MR равна предельным издержкам МС и равна Р. МС=MR=Р, это условие будет выполняться при Qf, так как при Q < QE, МС< MR, и фирма наращивает Q, с тем чтобы получить дополнительную прибыль, а при росте QE уменьшает выпуск, так как здесь МС > MR, и фирма от каждой дополнительно проданной единицы несет убытки. МС не учитывают постоянных издержек.

Второй способопределения максимальной прибыли связан с сопоставлением общих издержек и общего дохода (ТС и TR).

Любую единицу продукции, при которой общий доход превышает общие издержки, фирме следует производить.

 

Рисунок 49.1 – График определения оптимального объема выпуска продукции в краткосрочном периоде

 

Таким образом, по мере роста объема выпуска продукции, происходит рост как общих издержек так и совокупного (общего) дохода. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек (т.е. предельный доход больше, чем предельные издержки), то дальнейший рост выпуска продукции на 1 единицу увеличивает совокупную прибыль и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли фирма должна расширить объем производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки, и тотчас прекратить выпуск, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход. Максимальная прибыль – это точка пересечения восходящей ветки кривой предельных издержек с кривой предельного дохода (на графике это расстояние между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек – наибольшее.

 

31***Что показывает кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде? В чем проявляется взаимосвязь между чистой конкуренцией и эффективным распределением ресурсов?

 

Фирма в условиях чистой конкуренции должна выполнять два правила, которые носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.

Правило 1. Фирме имеет смысл продолжать функционировать, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки.

Правило 2. Если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Несмотря на определенные ограничения и исключения, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Это требует выполнения двух условий:

1) для достижения эффективности распределения ресурсов последние должны быть распределены так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества;

2) производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Насколько же эффективно функционирует рынки в условиях совершенной конкуренции? В равновесной ситуации рынок, на котором существует совершенная конкуренция, производит то количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения. В экономике, где все рынки, находятся в состоянии совершенной конкуренции и отсутствуют всякого рода внешние воздействия, вопрос о том, что производить, решается, таким образом, автоматически. Более того, в ситуации долгосрочного равновесия вся продукция, появляющаяся на таком рынке, производиться с наименьшими возможными издержками.

Чисто конкурентная модель предполагает отсутствие существенных побочных рыночных результатов. Но на самом деле они есть. Производитель допускает только те издержки, которые должны окупиться. Поэтому у них есть те издержки, которые они стараются избежать (и избегают), тем самым загрязняя окружающую среду. Эти издержки несет общество. Они называются побочными или внешними издержками. С другой стороны есть побочные или внешние выгоды - это например, потребление товаров и услуг (прививки, которые приносят большую выгоду обществу).

Деятельность производителей, направленное на получение прибыли, вызовет распределение ресурсов, которое является выгодным с. точки зрения общества, только если предельные издержки включают все производственные издержки, и цена продукта точно отражает все выгоды, которые общество получает от производителей товара.

32*** Рассмотрите специфику рынка чистой монополии. Как максимизировать прибыль и минимизировать убытки монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах?

 

Характерными чертами рынка чистой монополии являются:

1) в отрасли господствует одна фирма;

2) продукт фирмы является уникальным, у него нет близких заменителей;

3) влияние на уровень рыночной цены и на поведение конкурентов практически не ограничено;

4) вхождение в отрасль конкурентов сдерживается барьерами;

5) нет необходимости в проведении неценовой конкуренции (рекламы продукции, торгового знака и торговой марки).

Краткосрочный период характеризуется тем, что фирма не может изменить производственные мощности. Однако она может:

1) увеличить степень загрузки данных производственных мощностей;

2) улучшить свою деятельность за счет выбора оптимальных комбинаций материалов, труда, которые она имеет.

Несмотря на то, что чистая монополияможет влиять на цену своего товара, анализ максимизации прибыли такой же как в монополистической конкуренции. В условиях чистой монополии необходимо, чтобы предельные издержки практически сравнялись с предельным доходом. Другой вывод из рассмотренной ситуации: предельный доход при чистой монополии меньше цены.

Рисунок 51.1 – Краткосрочное равновесие чистой монополии

 

Максимизирующий прибыль объем производства обозначен как Qм. Единственная цена, при которой Qм может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска до кривой спроса, а затем, под прямым углом, до вертикальной оси.

Найденная цена есть Рм. При этой цене и величине выпуска Qм монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм).

В долговременном периоде даже чистый монополист должен учитывать возможное проникновение конкурентов.

В долговременном периоде максимизирующая прибыль чистая монополия расширяет свои операции до того момента, пока не достигнет объема продукции, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).

Если монополист в такой ситуации установит цену, которая позволит ему получать экономическую прибыль, то нужно предположить, что он заблокирует вход на данный рынок всех других продавцов.

Кривая, изображающая изменение средних совокупных издержек (АС) теперь будет рассматриваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы (LRAC). Кривая предельных издержек (МС) будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек (LRMC).

Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда LRMC равны долгосрочному предельному доходу (MR). Рассмотрим подробнее особенности поведения монополиста в долговременном периоде.

В случае, когда уровень спроса соответствует MR = LRMC, в точке, где LRMC = LRAC. В этом случае фирма определяет объем производства, соответствующий минимальным долгосрочным издержкам LRACmin.

Кривую долгосрочных средних затрат монополиста обозначим как АС1 при долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия добивается использования всей возможной отдачи от масштаба производства.

Однако монопольная цена Рм превышает LRACmin и LRMC. Из этого следует, что потребители не получат всех преимуществ от низких средних издержек монополиста, т.к. он из-за отсутствия конкуренции может установить цену на уровне, выше LRACmin. Это видно на рисунке 51.2.

Рисунок 51.2 – Долгосрочное равновесие на рынке чистой монополии

 

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.

 

33 ** Возможна ли ценовая дискриминация на рынке чистой монополии? Рассмотрите виды монополий, барьеры для входа и выхода из отрасли. Чем была вызвана необходимость проведения антимонопольной политики государства?

 

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация— это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.

Различают три степени ценовой дискриминации:

1-я степень – совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие потребительского излишка в пользу монополиста;

2-я степень – различные цены устанавливаются на каждую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара;

3-я степень – дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.

Выделяют три основных типа монополий:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).

2. Естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм будет не эффективным по масштабу производства. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к такому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится естественным поставщиком данного товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В данной ситуации чаще всего оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты у данных фирм появляются позже.

Различают также простую монополию. Это монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.

Воспроизводство и цели общества

В зависимости от типа экономической системы и формы государства экономические цели общества могут по-разному формулироваться. Каждое общество стремится к тому, чтобы в процессе воспроизводства обеспечивался экономический рост, полная занятость населения, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов и обеспеченность существования.

Для этого государство разрабатывает программы достижения целей. Трудность обусловлена следующими аспектами:

1. Цели могут быть по-разному интерпретированы («полная занятость» в советской экономике – уровень безработицы равен нулю, «полная занятость в рыночной экономике – уровень безработицы равен 4-5%»)

2. Цели могут дополнять и исключать друг друга. Дополнять: достижение полной занятости способствует экономическому росту; исключать: установление равенства в распределении доходов ослабляет стимулы к труду, к предпринимательству.

3. Цели поддаются точному количественному измерению (экономический рост, занятость, цены).

4. Цели не поддаются точному количественному измерению (экономическая свобода, конкуренция, социальная справедливость).<









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.