Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ценовая конкуренция и максимизация прибыли





Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке усложняет проведение экономического анализа. Фирмы не могут с уверенностью предсказать ответного действия конкурентов. В краткосрочном периоде фирмы отводят большое значение совместным действиям в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли. Однако такое сотрудничество дается им очень трудно. Рассмотрим это на примере рисунка 55.1

Рисунок 55.1 – Поведение олигополии в краткосрочном периоде

 

Например, фирмы «Алмаз» и «Изумруд», решая, какую цену назначить, высокую или низкую, определяют также и величину своей прибыли. В случае согласования действий обе назначают высокую цену и обе получают по 20 млн долл. Однако, если каждая максимизирует свою собственную прибыль, то обе назначат низкую цену и обе получат по 15 млн долл. Если одна фирма устанавливает высокую цену, другая – низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получит 30 млн долл., а фирма, имеющая высокую цену, получит только 10 млн долл.

Поведение олигополистических фирм можно проанализировать с помощью ценовых войн и теории игр. Предположим, что на рынке существуют только два продавца, которые поставляют такой стандартизированный товар, как фосфат калия. Ценовая политика каждой фирмы зависит от рыночного спроса на данное минеральное удобрение, от того, как каждая фирма представляет себе реакцию конкурентов на ее действия. Допустим, что каждый продавец производит 1 кг продукции при неизменных средних издержках, равных 0,1 долл. Каждый из них назначает цену в 0,2 долл. и оба получают прибыль в 0,1 долл. с 1 кг. При этой цене спрос на продукцию составляет 100 000 кг за период. Каждый из продавцов продает 50 000 кг. Таким образом, продавцы делят рынок пополам и получают экономическую прибыль (рис 55.2).



Рисунок 55.2 – График ценовой войны фирм-олигополий

 

Каждый продавец может предположить, что конкурент не будет реагировать на его снижение цены, и постарается, таким образом, увеличить объем продаж. Так, постепенно, продавцы втягиваются в ценовую войну. Ценовая войнаэто цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Войны цен выгодны для потребителей, но тяжелы для фирм и уменьшают их прибыли.

Так, если один из продавцов снизит цену до 0,19 долл., то, по его мнению, количество продукции, на которую есть спрос, увеличиться до 105 000 кг. Допуская, что его конкурент сохранит цену в 0,2 долл., наш производитель надеется получить больше прибыли. Однако реакция конкурента иная: он сердит и сам устанавливает цену намного ниже первоначального уровня. В результате он получает весь рынок. Аналогичные действия предпринимает и другой конкурент. Война цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну цену Р=АС=МС. В этом состоянии фирмы не могут получить выгоды от понижения цены.

 

37 ** Неценовая конкуренция и ее формы на рынке олигополии - покажите положительные и отрицательные моменты

 

Теория игр на олигополистическом рынке анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. Результаты управленческих решений зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов.

Особый случай равновесия на олигополистическом рынке представлен моделью О. Курно. Суть этой модели состоит в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного из дуополистов нет стимула менять свой объем производства.

График объема производства фирмы 1 мы назовем кривой реакции и обозначим ее как Q1* (рис. 56.1). Если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет выпускать продукции, она произведет 50 единиц, если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 ед. продукции, она сама будет производить 25 ед., в случае, если фирма 2 будет производить 75 ед., она выпустит только 12,5 ед. продукции. Если же фирма 2, по ее мнению, будет выпускать 100 ед., то фирма 1 ничего производить не будет. Аналогично составляется график реакции фирмы 2 (Q2*). Если кривая предельных издержек фирмы 2 отличается от кривой аналогичных издержек фирмы 1, ее кривая реакции будет отличаться по форме от кривой реакции фирмы 1.

 

Рисунок 56.1 – График равновесия Курно

 

Сколько же будет производить каждая фирма? Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, а поэтому равновесный объем производства находится на пересечении двух кривых реакции. Эту точку называют равновесием Курно.При таком равновесии фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого определяет объем, максимизирующий прибыль.

Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша. В этой ситуации каждый игрок делает наилучшее, что только он может при заданных действиях оппонентов. В результате ни один игрок не имеет стимула, чтобы изменить свое поведение.

38** Как определить спрос на ресурсы и его эластичность? Каковы неценовые факторы спроса на ресурсы?

 

Спрос на ресурсы (факторы производства) – желание и способность покупателей приобретать факторы производства, т.е. количество выражается в денежной форме. Особенность спроса на ресурсы является то, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на товары потребительского рынка, т.к. фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг.

Исходным компонентов формирования спроса на ресурсы является спрос на конечную продукцию, реально предъявляемый потребителям. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма покупает ресурсы. Фирме необходимо купить столько факторов производства, сколько требуется для максимизации прибыли. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам.

Объем спроса на ресурсы зависит от трех составляющих:

- производительности (отдачи данного ресурса, т.е. от того, сколько продукции можно выпустить, используя одну единицу ресурса);

- цены товаров, произведенных с его помощью;

- цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет фирма на его потреблении.

Следует различать ценовые и неценовые факторы спроса.

Ценовой фактор – это изменение величины спроса, что ведёт к перемещению точек по кривой. Изменение цены на ресурс при прочих неизменных условиях приводит к изменению объёма спроса. При увеличении цены – объём спроса уменьшается.

Неценовые факторыэто изменение самого спроса.

1. Изменение спросана продукт (товар), в производстве которого используется данный ресурс.

2. Изменение технологий– совершенствование технологий ведёт к снижению издержек на единицу продукции и к снижению спроса на ресурс при неизменных ценах и объёме продаж.

3. Изменение цен на другие ресурсы– этот фактор имеет эффективность в зависимости от того: взаимозаменяемые ресурсы или взаимодополняемые. Если ресурсы взаимозаменяемые, то воздействие на спрос по ним будет результатом двух противоположных эффектов:

- эффект замещения;

- эффект масштаба

Если ресурсы взаимодополняемые, то динамика спроса на каждый из них прямо пропорционально ценам на другие.

Ценовая эластичность спроса на ресурсы –соотношение процентного изменения потребляемого ресурса к процентному изменению его цены или степень реакции объёма потребляемых ресурсов на степень изменения цены. Эластичность измеряется при помощи коэффициента эластичности (в абсолютных показателях, в процентах).

На величину эластичности спроса по ценевлияет:

1. Эластичность спроса на готовый продукт по цене.

2. Доля издержек на ресурс в общих издержках. Чем больше доля в общих издержках производства, которая приходится на данный ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс.

3. Взаимозаменяемость ресурсов: чем больше заменителя, у какого–то ресурса, тем выше эластичность спроса на него. Спрос более эластичен на те факторы производства, которые имеют более низкую цену.

Различается:

- индивидуальный спрос;

- отраслевой спрос;

- рыночный спрос.

Индивидуальный спрос –это спрос на ресурсы отдельной фирмы, которая самостоятельно принимает решения об объёме спроса на ресурс.

Отраслевой спрос –сумма индивидуальных спросов всех фирм данной отрасли.

Рыночный спрос –это сумма спросов на ресурс со стороны всех субъектов хозяйствования, т.е. всех отраслей.

39 ***Дайте характеристику понятий предельная доходность и предельные издержки ресурса, условий равновесия на рынке ресурсов. В чем заключается экономическое содержание изокванты и изокосты и в чем их сходство с кривой безразличия и бюджетной линией?

 

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать прибыли или минимизировать убытки, приспосабливая объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т. д.).

Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет максимизировать прибыль.

Первый способ связан со сравнением предельных издержек и предельного дохода. Поскольку цена задается фирме – совершенному конкуренту рынком, основная проблема, которую фирма решает при максимизации прибыли, – определение объема выпуска (рис. 58.1).

Рисунок 58.1 – Максимизация прибыли на основе сравнения
предельных издержек и предельного дохода

 

В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии, что предельная выручка MR равна предельным издержкам МС иравна Р. Условие МС = MR = Р будет выполняться при Qf, так как при Q < Qf, МС < MR, ифирма наращивает Q, стем чтобы получить дополнительную прибыль, а при росте Qf уменьшает выпуск, так как здесь МС > MR,и фирма от каждой дополнительно проданной единицы несет убытки. МС не учитывают постоянных издержек.

Таким образом, по мере роста объема выпуска продукции, происходит рост как полных издержек, так и совокупного дохода. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек (то есть предельный доход больше, чем предельные издержки), то дальнейший рост выпуска продукции на 1 единицу увеличивает совокупную прибыль, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли фирма должна расширить объем производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки, и тотчас прекратить выпуск, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход. Максимальная прибыль – это точка пересечения восходящей ветки кривой предельных издержек с кривой предельного дохода (на графике это расстояние между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек – наибольшее).

Изокванта – кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывают изменений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависимость изображена на рисунке 58.2.

Рисунок 58.2 – Изокванта

 

Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.

Изокванты схожи с кривыми безразличия с той лишь разницей, что кривые безразличия выражают положение в сфере потребления, а изокванты – в сфере производства. Другими словами, кривые безразличия характеризуют замену одного блага другим (MRS), а изокванты – замену одного фактора другим (MRTS).

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет. Крутизна наклона изокванты выражает предельную норму технического замещения (MRTS), которая измеряется соотношением изменения объема выпуска продукции.

Предельная норма технического замещения трудом капитала(MRTSLK) определяется величиной капитала, которую может заменить каждая единица труда, не вызывая изменения объема выпуска продукции. Предельная норма технического замещения в любой точке изокванты равна наклону касательной в этой точке, умноженному на -1:

Изокванты могут иметь различную конфигурацию: линейную, жесткой дополняемости, непрерывной замещаемости, ломаной изокванты. Здесь выделим две первые.Линейная изокванта – изокванта, выражающая совершенную замещаемость факторов производства (MRTSLK = const) (рисунок 58.3).

Рисунок 58.3 – Линейная изокванта

 

Жесткая дополняемость факторов производства представляет такую ситуацию, при которой труд и капитал сочетаются в единственно возможном соотношении, когда предельная норма технического замещения равна нулю (MRTSLK = 0), так называемая изокванта леонтьевского типа (рисунок 58.4).

Рисунок 58.4 – Жесткая изокванта

Карта изоквант представляет собой набор изоквант, каждая из которых иллюстрирует максимально допустимый объем производства продукции при любом данном наборе факторов производства. Карта изоквант является альтернативным способом изображения производственной функции.

Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей. Карта изоквант схожа с контурной картой горы: все большие высоты показаны посредством кривых (рисунок 58.5).

Карта изоквант может быть использована для того, чтобы показать возможности выбора среди множества вариантов организации производства в рамках короткого периода, когда, например, капитал является постоянным фактором, а труд – переменным фактором.

Рисунок 58.5 – Карта изоквант

 

Изокоста – линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства (рисунок 58.6). На рисунке каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

Рисунок 58.6 – Изокоста и изокванта

 

Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта (рис.). На рис. 58.6 показан метод определения точки, в которой минимизируются издержки производства заданного объема производства продукта. Эта точка расположена на изокосте, где изокванта соприкасается с ней.

Равновесие производителя – состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. когда изокванта занимает самую отдаленную от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокост. Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты с изокостой (рисунок 58. 7).

Рисунок 58.7Равновесие производителя

 

Из рисунка видно, что изокванта, расположенная ближе к началу координат, дает меньшее количество производимой продукции (изокванта 1). Изокванты, расположенные выше и правее изокванты 2, вызовут изменение большего объема факторов производства, нежели позволяет бюджетное ограничение производителя.

Таким образом, точка касания изокванты и изокосты (на рис. 58.7 точка Е) является оптимальной, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.