|
Чистая прибыль растет до тех пор, пока новая товарная продукция конкурентоспособна и пользуется спросом у покупателей.Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономике этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие – действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершенствуют потребительские или технологические характеристики новшества, добиваются на этом пути существенных результатов, находят лазейки в патентном законодательстве и постепенно заполняют своей продукцией все новые пространства рыночной ниши. Инновационный процесс в ряде публикаций рассматривают в виде различных поколений моделей. 1) Первое поколение. Относится к периоду 1950 - середине 1960 – х гг. Это поколение характеризуется последовательной моделью.
рис 2. Первое поколение инновационного процесса
2) Второе поколение. Относится к концу 1960 –началу 1970 – х гг. Это параллельно – последовательная модель, в которой упор сделан на важность рынка и реакцию на него НИОКР. рис 3. Второе поколение инновационного процесса 3) Третье поколение. Начало 1970 – середина 1980 – х гг. Для этого периода характерна сопряженная модель – комбинация первого и второго поколения, учитывающая уровень развития инфраструктуры рынка и является адаптивной к ней.
рис 4. Третье поколение инновационного процесса
4) Четвертое поколение. Середина 1980 – х гг. по настоящее время. Это японская модель передового опыта. Модель этого периода характеризуется значительным усложнением прямых и обратных связей. Акцент сделан на параллельную деятельность интегрированных групп специалистов работающих одновременно над идеей по нескольким направлениям. Такой подход приводит к ускорению решений задачи, что, в свою очередь, обеспечивает высокую эффективность реализации идеи в готовый продукт и всего инновационного процесса в целом. 5) Пятое поколение. Настоящее время – будущее. Модель этого периода – модель стратегических сетей, стратегическая интеграция сил и средств обеспечивающая эффективность исследований в рамках НИОКР. 3.2. Системный подход в изучении инновационных процессов
Существует несколько различных определений – «система». Одним из наиболее общих является. Система – есть объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе общества. Системный подход – методологическое исследование объекта как систем. Система состоит из двух составляющих: · внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой: · внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа и выхода и достижение целей системы. Однако, несмотря на все многообразии систем в инновационном менеджменте в любой из них обязательно должны присутствовать следующие элементы. · Объекты инноваций (явления, процессы, виды хозяйственной деятельности); · Инновационные ресурсы (материальные и нематериальные); · Внутренняя среда; · Управление инновационным процессом (менеджмент), осуществляемое коллективом специалистов, в сфере финансов, маркетинга, менеджмента и других областей знаний.
рис 5. Типовая структура системы инновационного менеджмента.
Рассматривая систему инновационного менеджмента (структурную схему) необходимо учесть следующие элементы, обеспечивающие ее функционирования: 1. «вход в систему» - совокупность ресурсов, требований, информационные потоки и т.д.; 2. «внешнюю среду» - совокупность внешних факторов, воздействие которых необходимо учитывать при реализации инновационного менеджмента; 3. «выход системы» - то ради чего функционирует система, экономический, социальный и иной эффект.
Внешняя среда влияет на систему прямо и косвенно. Основными факторами, внешней среды, влияющие прямо на систему являются: государственные, законодательные и исполнительные органы, профсоюзы, источники ресурсов, научные и производственные организации. К фактором косвенного воздействия относят международные, политические и экономические, экологические, состояние науки. Внутренняя среда инновационной системы во многом определяет состояние ее элементов, виды и формы управления, протекающие процессами, оказывающими влияние на эффективность системы в целом. Выходами систем могут быть: новые процессы, продукты, услуги, прибыль и другие показатели эффективности хозяйственной деятельности. К компонентам «Обратная связь» относят требования, рекламации клиентов, новая информация потребителей товаров фирмы, возникающие в связи с неудовлетворенностью потребителей качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирования портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций. Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, ноу-хау и другими радикальными новшествами. Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки. Обоснованность целевой подсистемы определяет эффективность дальнейшего функционирования фирмы. После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т.е. количество качеств, сроки поставки, поставщики сырья, необходимых для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособности «выхода» системы необходимо найти конкурентоспособных поставщиков ее «входа». Управляемая подсистема система инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшества и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшества и внедрения инноваций; производство новшества; сервис инноваций. Управляющая подсистема является важнейшей и несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управления персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов.
Системный подход базируется на следующих основных принципах: 2. целостность системы. Целостность предполагает наличие условной границы системы, отделяющих ее от других объектов, существующих вне ее. Совокупность таких объектов, оказывающих влияние на систему или находящихся под ее воздействием называют внешней средой. Целостность системы называют – «эмержентность». 3. иерархичность. Означает, что на любых вертикальных или горизонтальных уровнях системы должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между ее компонентами и элементами (этапами, стадиями, технологической цепочкой и т.д.). 4. адаптивность. Это приспособляемость системы к изменениям., например приспособляемость производственного аппарата к новой технологии, технике. 5. управляемость. Означает упорядоченность информационных и материальных потоков, регулярность выполнения функций по команде управляющего звена, а также отсутствие простоев оборудования, синхронность различных стадий производства. 6. оптимальность. Означает возможность системы наилучшим образом реализовывать возложенные на нее функции на основе концентрации всех ее элементов. Наиболее полный охват свойств системы можно разбить на четыре группы: 1. свойства, характеризующие сущность и сложность системы; · первичность целого системы; · неаддитивность системы – совокупность функционирования разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов; · размерность системы; · сложность структуры системы; · жесткость системы; · вертикальная и горизонтальность целостность системы; · иерархичность системы. 2. свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; · взаимозависимость системы с внешней средой; · степень самостоятельности системы; · открытость и совместимость системы; 3. свойства, характеризующие методологию целеполагания системы; · целенаправленность и наследственность системы; · приоритет качества; · надежность и оптимальность системы; · эмерджентность системы; · мультипликативность системы 4. свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы. · Непрерывность функционирования и развития системы; · Альтернативность путей функционирования и развития системы; · Синергичность и инерционность системы; · Адаптивность и организованность системы; · Уровень стандартизации и инновационный характер развития системы.
Организационная структура инновационных организаций Структура инновационных организаций представляет собой сочетание производственной и организационной структур. Производственная структура – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организаций, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выходе» - готовый продукт. Организационная структура – совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы инновационного менеджмента, разработкой и реализацией управленческих ращений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта. Характер построения подразделений, их количество определяется такими формами организации производства, как специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления) организационной структуры предприятия, являются: · Масштаб производства и объем продаж; · Номенклатура выпускаемой продукции; · Сложность и уровень унификации продукции; · Уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства; · Степень развития инфраструктуры региона; · Международная интегрированность предприятия (фирмы, организации). Структура инновационных организаций в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой. Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора (фирмы). А. Ю. Юданов в работе рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стратегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке. Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерантами. Они занимаются продвижением новшества на рынок. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. Данные фирмы работают на этапе максимального цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Особенностью фирм – эксплерантов является заключение альянса с крупным производителем в случае привлекательности на рынке новшества. Фирма – патиент работает на узком сегменте рынка и удовлетворяет потребности сформировавшиеся под действием моды, рекламы. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Данные фирмы прибыльны. В сфере крупного производства действуют фирмы – виоленты. В условиях рыночной экономике фирмы – патиенты стали носить названия предприятия с силовой стратегией. Они обладают крупным капиталом и высоким уровнем технологий. Фирмы с такой стратегией занимаются крупносерийным и массовым производством продукции. Виоленты работают в окрестностях максимума выпуска продукции. Их научно – техническая политика требует принятие решения о сроках выпуска продукции, об инвестициях и расширении производства, о замене оборудования. Средним и мелким бизнесом в условиях региона и национального субъекта занимаются выпуском продукции фирмы – коммутанты. Они действуют на этапе падения выпуска продукции. Их научно – техническая политика требует принятия решения о своевременном постановке продукции на производство, о степени технологий производства, о целесообразности изменения продукта согласно требованиям потребителей.
3.4. Инфраструктура инновационной деятельности Классификация инновационные организации, т.е. субъекты инновационной деятельности, к которым относятся предприятия и организации государственного и предпринимательского сектора, общественные организации в соответствии с Руководством Фраскати, принятым ОЭСР в 1993 г. Целесообразно по институциональным секторам. Инновационные организации и предприятия по этому признаку относятся к государственному, предпринимательскому сектору, сферы высшего образования или к частному бесприбыльному сектору. К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а инфраструктура включает: маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информацию от возможной конкурентной среды и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм: поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют инновационный сектор, т.е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающих создание и распространение инноваций. Инфраструктура инновационной деятельности представлена несколькими сегментами: 1. корпоративными структурами (сюда входят научно – исследовательские подразделения крупных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся инновационными предприятиями, выделенными из состава корпораций на период создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через специальные отделы). 2. государственно-общественными образованиями (в том числе учебными заведениями), университетскими исследовательскими центрами). 3. малыми инновационными предприятиями. В инновационную структуру включают как рыночные так и нерыночные организации, фирмы объединения, охватывающие весь цикл существования инновационной деятельности от генерации новых научно – технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы. Инкубатор – это структура специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности МИП, реализующих оригинальные научно – технические идеи. Это достигается путем предоставления МИП материальных услуг, таких как науное оборудование и помещения, информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор это коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы и ядра будущих технопарков и технополисов представляется оптимальной тактической мерой. Появление их рядом с оборонными комплексами, академическими институтами и вузами или непосредственно внутри них позволило бы обеспечить творческой и высокооплачиваемой работы значительное число специалистов. Технопарк – это компактный научно – технический комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных и жилищно – бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно – технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства. Технополис - он представляет конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественной малых), внедренческих организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис – это структура, подобная технопарку, но включает в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентированно на расположение в них научные и научно – производственные комплексы. Центром технополиса, его стержневым звеном обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций. К крупным инновационным организациям относятся корпорации, представляющие собой добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого виды деятельности на основе коллективного предпринимательства. В свою очередь, корпорации могут входить в более сложные организационные структуры – финансово-промышленные группы, холдинговые компании, транснациональные корпорации и консорциумы. Особенностью консорциумов является не только совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, рахработку технологий и стандартов в течение определенного периода но и обязательное распространение результатов НИОКР, ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства. Стратегический альянс – другая организационная форма, объединяющая инновационные организации. Ее особенность – межфирменная кооперация корпораций на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию полученных результатов. Коммерческий результат достигается благодаря высокому уровню маневренности в кооперации, высокой степени автоматизации технологической подготовкой производства, быстрой диффузии инноваций. Кроме перечисленных форм инновационных организаций можно выделить также крупные комплексы инновационных организаций: маркетинговые организации, НИО, исследовательские центры, проектно-конструкторские организации, проектно-технологические организации, строительно-монтажные организации, организации по материальному обеспечению производства, финансовые организации, сервисные организации, ремонтные организации, научные парки. В России – около 60 технопарков и несколько технополисов: Обнинск, Дубна, Пущино, Арзамас – 16, Томск. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно – технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупностью деятельности в интересах общества, включая преодоления спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынка, создание новых рабочих мест и сохранение научно – технического потенциала. Инновационные предприятия могут выходить с новшеством на основные рынки либо на новые рынки. В основным они реализуют следующие виды стратегий по достижению конкурентоспособности собственное продукции. Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынке. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма – эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Фирмы – эксплеренты получили название «пионерских».Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Перед фирмой эксплерентом возникает проблема объема производства, когда привлекательность новинки для рынка уже создана. Для этого фирма заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие новинки. Промедление грозит появлением копий или аналогов. Фирмы – патиенты работают под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапе роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требование с качеством и объемом продукции у этих фирм связанно с проблемой завоевания рынков. Эти фирмы прибыльны. В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы – виоленты – предприятия с силовой стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Средним, мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно – национальных потребностей, занимаются фирмы – коммутанты. Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. В России согласно Федеральному закону «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 18 июля 1995г. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерчески организации, в уставном капитале которых доля некоммерческого субъектов не превышает 25% и при их численности до: · в промышленности, строительстве на транспорте – 100 чел.; · в оптовой торговле – 60 чел.; · в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; · в других отраслях – 50 чел. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: · формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: · создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; · установление упрощенной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификация их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; · поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами; · организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время выпуском высокотехнологичной наукоемкой продукции занимается более 50 тыс. малых и средних предприятий. Развитию малого предпринимательства в инновационной сфере способствуют следующие факторы: · более высокая эффективность инновационная деятельность в малых фирмах и более быстрая отдача инвестиций по сравнению с крупными предприятиями – за счет более полной мобилизации интеллектуального потенциала сотрудников в условиях творческой деятельности, а также гибкости и адаптированности малых фирм к требованиям рынка; · внедрение во все отрасли народного хозяйства микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, однако удешевляющей коммуникационной связи.
3.5. Венчурный бизнес и его формы Становление инновационного предпринимательства тесно сопряжено с развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В широком понимании под ним подразумевается все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго – и среднесрочное инвестиции в виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний. Чаше всего малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения используется термин «малые инновационные предприятия». Венчурный, или рисковый капитал, сочетающий в себе различные формы приложения каптала (акционерного, ссудного и предпринимательского), выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких мероприятий, венчуров, путем создания рисковых фирм – инвесторов. Они подразделяются на независимые частные фирмы рискового капитала, специализированные дочерни компании крупных корпораций, ответвления кредитно – финансовых институтов и компаний, связанные с государственной поддержкой малого бизнеса. Венчурные фирмы работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющееся, но уже падающей активности научных изысканий. Венчурные предприятия могут быть двух видов: 1. собственное рисковый бизнес; 2. внутренний рисковые проекты крупных корпораций; В свою очередь, собственно рисковый бизнес представлен двумя основными видами хозяйственных субъектов. 1. независимые малые инновационные предприятия (МИП); 2. предоставляющие им капитал финансовых учреждений. Конкретное представление о функциях и принципах деятельности рискового капитала дает рассмотрение этапов венчурного финансирования. Первый этап – зарождение венчура: финансируется преимущественно из средств основателей фирмы, их сбережений, личных займов, расходующихся на разработку изделий, идея производства которых и привела к созданию фирмы. Второй этап – создание притока новшества (длится около года): начинается осуществляться поддержка венчура профессиональным рисковым капиталом. Этому предшествует жесткий отбор представленных экспертным советом фирмы рискового капитала бизнес-плана. Положительное решение о финансировании принимается в отношении 1-6% поступивших предложений. Третий этап развития венчура длится около 4-6 лет – этап расширения производства. Четвертый этап – выход на рынок первых эмиссий: стартовая компания-венчур меняет статус частной корпорации на статус открытой компании, акции которой продаются. В последние годы и со стороны государства били приняты действенные меры для активизации инновационной деятельности. Были приняты законы, которые обеспечивали бы правовую основу предпринимательской деятельности и защиты в конкурентной среде: · патентный закон; · закон о товарных знаках; · закон о правовой охране программ для ЭВМ; · закон о правовой охране топологии интегральных схем; · закон о авторском праве и смежных правах. Основными видами деятельности венчурного фонда в Российской Федерации являются: 1) финансирование предварительных исследований, оценка потенциального рынка инноваций, составление бизнес – планов бедующей компании, патентование о оценка будущих инвестиций; 2) создание инновационных предприятий с производственным освоением инноваций и финансированием за счет продаж продукции и услуг инновационной деятельности; 3) обеспечение ликвидности акций инновационных предприятий и продажи акций на вторичном рынке ценных бумаг; 4) выход акций на международные фондовые биржи и обеспечение имиджа инновационных предприятий с целью привлечения иностранных инвестиций.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|