Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Язык как механизм передачи представлений о действиях





Моторная речевая зона расположена в мозге там же, где находятся нервные клет­ки, накопившие программы представлений о действиях. Эти командные нервные клетки одновременно являются зеркальными нейронами. Они срабатывают не только тогда, когда хотят реализовать действие, выполнение которого они запро­граммировали, но и в тех случаях, когда мы видим, как другие выполняют это дей­ствие, или слышим звуки, характерные для этого действия. Не только восприятие действия, но и разговор о нем вызывает у слушающего резонанс тех нервных кле­ток, которые сработали бы, если бы он сам выполнял это действие. Этот эффект зеркального отражения лежит в основе нашей способности интуитивно понимать действия других людей благодаря их внутренней симуляции. Язык является частью этой резонансной системы, благодаря которой — в результате наблюдения за действиями других людей — в нас самих активизируются сценарии действий. Феноменальная способность языка вызывать быстрое и интуитивное понимание основана, следовательно, на действии зеркальных нейронов.

Без резонанса, опосредованного зеркальными нейронами, язык не был бы тем быстродействующим, высокоэффективным средством, позволяющим нашим собственным представлениям отражаться в другом человеке. Язык наделяет нас

1 Этому вопросу было посвящено несколько исследований. Премоторные зеркальные нейро­ны находятся у обезьян в зоне F5, которая у человека соответствует премоторным полям Брод-мана А44 и А45, где расположена моторная речевая зона Брока.


4. Зеркальные нейроны и происхождение языка

способностью вызывать в другом человеке отраженные образы наших представ­лений и благодаря этому достигать взаимопонимания. Это означает, что язык об­ладает значительным интуитивным и суггестивным потенциалом. Тот, факт, что речевое поле расположено в премоторной зоне, наводит на мысль, что язык — из­начально — представляет собой размышление вслух о действиях или сценариях действий, которые в силу эффекта зеркального отражения спонтанно передают­ся от говорящего к слушающему. Связь языка с представлениями о действиях проявляется и в том, что он может заменять действия. Язык транспортирует скры­тый потенциал действия, динамическая сила которого часто становится ощути­мой, поскольку «говорить» означает не только обмениваться представлениями о действиях. То, что нам говорят, может «тронуть» нас, возбудить и изменить. Язык может, как известно всем, обладать эффектом действия, он может быть его эквивалентом, то есть практически равноценной заменой действия. Не случайно мы иногда называем некоторые высказывания «ударом» или «пощечиной».

Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие Развитие речи у ребенка

Возникновение языка из представлений о действиях, то есть, в конечном счете, как продукта нашей моторики, можно проанализировать и в другом интерес­ном аспекте. Рассмотрим отношение между предшественниками действий и предшественниками языка, то есть между нецеленаправленной моторикой и неречевым звукообразованием. Для этого нам необходимо обратиться к доре-чевой фазе развития, то есть к первым месяцам жизни человека. Что мы на­блюдаем? В период приблизительно между шестым и восьмым месяцами жиз­ни младенец начинает производить ритмичные движения руками, например махать руками или хлопать в ладоши. Ребенок приобрел способность совер­шать ритмичные движения, то есть управлять моторикой, которую он до этого времени не мог контролировать. Одновременно, и обычно в том же ритме, ре­бенок издает теперь постоянно повторяющиеся звуки типа «да-да-да» или по­добные. Параллельное развитие моторики и звукообразования — это история с продолжением. Вскоре, в возрасте восьми — десяти месяцев, ребенок впервые начинает использовать в сфере моторики простые жесты, связанные с четким значением. Например, он показывает на что-то и кивает. В этом же возрасте на речевом уровне он впервые начинает использовать звуки, обладающие каки­ми-то значениями типа «Тут!», «Дай-дай!» и т. п. Когда он потом начинает ими­тировать не известные ему до сих пор движения, он одновременно начинает сознательно повторять и незнакомые слова.

На последующих этапах развития тесная связь между движением и звуко­образованием превращается в согласование способности к действию и речи: между одиннадцатым и тринадцатым месяцами жизни ребенок начинает сиг­нализировать о том, что он узнал какой-то предмет. Это проявляется в жестах

 

4. Зеркальные нейроны и происхождение языка

ребенка, которые указывают на применение этого предмета. Ребенок показы­вает, на моторном уровне, так называемые жесты применения, то есть он свои­ми движениями демонстрирует действия, которые необходимо производить с данным объектом. Он подносит телефонную трубку к уху, расческу — к воло­сам, а чашку — ко рту. Параллельно с этим, на речевом уровне, он начинает произносить обозначающие слова («ав-ав!», «кошка!»). Первое появление же­стов применения и начало произнесения называющих слов у ребенка тесней­шим образом связаны между собой. Американские психологи утверждают, что те дети, которые рано начинают жестикулировать, проявляют тенденцию и к тому, чтобы рано начинать называть предметы. («Early gestures tend to be early namers»). Более того, то, что ребенок передает жестами, и то, что он называет, — сточки зрения содержания — в значительной степени относится к одним и тем же предметам или действиям.

Праворукостъ и «леворечие»

Взаимосвязь между моторными действиями и речью в том виде, в котором она проявляется в первый год жизни ребенка, имеет и еще один аспект. Не позднее, чем на тринадцатом месяце жизни, жесты праворуких детей имеют ярко выра­женный правосторонний уклон. И надо же, там, где находится управление дви­жениями правой руки, а именно — в левом полушарии головного мозга, у пра­воруких людей как раз расположен речевой центр. Поясняю: поскольку нервные волокна на пути от спинного мозга к коре головного мозга перекрещиваются, то моторные нейроны, управляющие движениями и действиями правой поло­вины тела, находятся в левом полушарии головного мозга (и наоборот). Иными словами, планирование действий для жестов правой руки соответственно распо­лагается в левой премоторной зоне, то есть там, где находится речевой центр.

Акцентированная правосторонняя жестикуляция у годовалого ребенка означает тем самым, что она включается там же, где и речь, то есть в нижних отделах премоторной зоны левого полушария. У левшей существует такая же взаимосвязь, но только в зеркальном отражении. Впрочем, со временем ребе­нок все реже пользуется жестами «применения объектов», но при этом одно­временно развивает свою языковую компетентность. Шаг за шагом речь заме­няет и вытесняет жестикуляцию. Дальнейшее развитие речи позволяет ребенку обозначать ситуации, предметы и действия преимущественно чисто вербаль-но. Однако жесты в течение всей жизни сопровождают речь.

Как свидетельствует развитие ребенка, речь формируется не в пустом про­странстве души. Скорее можно сказать, что физические, моторные действия и приобретение речевых навыков идут рука об руку. Говорить и действовать ре­бенок может только в контексте межличностных отношений, поэтому ребенок с момента рождения должен иметь возможность ощущать своих партнеров, это создает для него платформу моторного опыта. Впоследствии партнеры, с точки


зрения моторики, служат ребенку в первую очередь в качестве моделей, по ко­торым он узнает, как пользоваться объектами и действовать в мире. Межлич­ностные отношения всегда представляют собой пространство действия и взаи­модействия, в котором ребенок может испытать и развить свои моторные способности, а самой главной возможностью, с помощью которой он может рас­крыть для себя это пространство, является — как уже говорилось — игра.

И в играх проявляется тесная связь между действием и речью. Примерно с восемнадцатого месяца жизни ребенок может связывать действия в логиче­ские последовательности. Это является решающим условием для игр. Напри­мер, ребенок мешает ложкой в чашке и потом подносит ее ко рту. Параллельно с этим прогрессом в моторике происходит скачок в развитии речи: одновремен­но ребенок начинает соединять между собой слова и составлять осмысленные словосочетания. Добывать необходимый для этого лексический материал он умеет. В этом возрасте происходит гигантское увеличение словарного запаса. Следующее усовершенствование взаимодействия между моторикой и речью про­является немного позже, в возрасте двух — двух с половиной лет. На уровне дей­ствий ребенок начинает в игре создавать из отдельных предметов домики, баш­ки и другие конструкции. На речевом уровне он начинает в это время соединять слова — по правилам грамматики — в предложения, то есть собственно в язык.

Развитие ребенка на пути к овладению языком показывает нам, что и его по­нимание мира, и язык имеют взаимную связь с непосредственно пережитым физическим опытом действий и производными от него представлениями о дей­ствиях.2 Язык не является набором абстрактных понятий или этикеток для объектов необитаемого мира. Его корни лежат в действиях или возможностях действий вкупе с соответствующим сенсорным опытом их биологических субъек­тов. Первичным объектом языка является передача и описание способов того, как живые субъекты могут действовать в мире и взаимодействовать с другими субъектами, и того, что они при этом чувствуют. Поэтому развитие речи у ребен­ка возможно только в том случае, если межличностные отношения дают ему про­странство для накопления опыта действий и взаимодействий. Иные простран­ства, в частности телевидение, по сравнению с межличностным общением нельзя сравнить даже с костылями. Отсутствие хороших межличностных отношений означает отсутствие необходимых предпосылок и условий для развития речи.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.