Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Warum ichjuhle, was dufuhlst





Warum ichjuhle, was dufuhlst

Intuitive Kommunikation und das Geheimnis der Spiegelneurone


Иоахим Бауэр

Почему я чувствую, что чувствуешь ты

Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов

Nn<

Издательство Вернера Регена Санкт-Петербург


ББК88 Б29

Ответственный редактор Елена Ходова

Перевод с немецкого Ирина Тарасова

Редактор перевода Марина Добровольская

Верстка Виталий Дольчев

Перевод осуществлен по изданию: Rauer Грае him, Warum ich fiihie. was du f'uhlst: Intuitive Kommunikation und das Ge\\e\mw\s d«Sp\e%eVc\euTOv\e. Hamburg- Hoffmann und C/anvpe VeAaR, Ш6.

Бауэр И.

Б29 Почему я чувствую, что чувствуешь ты: Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов / Пер. с нем.

ББК88

Все права защищены.

Это произведение, включая все его части, защищено авторским правом.

Любое применение материалов книги, выходящее за рамки закона об авторских правах,

без согласия издательства недопустимо и преследуется законом.

Это особенно касается фотомеханической репродукции, переводов,

записи на микрофильмы, записи на электронные носители

и обработки в электронных системах.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 18.10.2008

Формат 70x100 '/,,. Бумага офсетная. Гарнитура Петербург. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 9,07. Тираж 2000 экз. Заказ № 2721.

«Издательство Вернера Регена»

Тел. +7(812) 974-14-68

www.verlag-dr-regen.de

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие "Искусство России"»

198099, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 38/2.

© Hoffmann und Campe Verlag, Hamburg, 2006
© Christian Tschepp, логотип серии, 2007
ISBN 978-5-903070-20-6 © Издательство Вернера Регена (русское издание), 200


1.

Явления резонанса в повседневной жизни: Почему я чувствую, что чувствуешь ты

Непроизвольная улыбка в ответ на приветливую улыбку — обычно она по­является на лице, прежде чем мы успеваем подумать. Существуют вещи, кото­рые обезоруживают человека быстрее любого применения силы. Наша повсе­дневная жизнь наполнена спонтанными проявлениями резонанса такого рода. Почему смех заразителен? Почему мы зеваем, когда зевают другие? Удивитель­но, почему, собственно говоря, взрослые непроизвольно открывают рот, когда кормят с ложечки маленького ребенка? Почему человек непроизвольно при­нимает такую же позу, как его собеседник? Иначе говоря, чем объясняется уди­вительная тенденция настраиваться на эмоциональное или физическое состо­яние другого человека, наблюдаемая у нашего биологического вида?

Такие резонансные явления, как передача эмоций или жестов, имеют значе­ние не только в сфере личного общения. В политике и экономике они могут быть средствами влияния. В области стиля руководства они могут стать при­чиной достижения успеха или причиной неудачи. И хотя резонанс и интуиция имеют огромное значение для наших переживаний и совместной жизни, мно­гие современники относятся к ним с недоверием и подозрительностью: не идет ли речь о фантазиях, эзотерике и, уж во всяком случае, о ненаучных феноме­нах? Однако открытие зеркальных нейронов позволило науке нейробиологии понять и описать эти явления. И теперь мы видим, что в медицине зеркальное отражение и резонанс являются одними из самых эффективных средств лече­ния, а в психотерапии — важной базой психотерапевтических процессов. Более того, без зеркальных нейронов не было бы интуиции и эмпатии. Спонтанное взаимопонимание между людьми было бы невозможно, а также не могло бы существовать и то, что мы называем доверием. Но почему же дело обстоит имен­но так? Почему я чувствую, что чувствуешь ты? Эта книга расскажет о совре­менном уровне знаний в этой области и о тех выводах, которые можно сделать, основываясь на этих знаниях.

Интуитивные предчувствия и предвидения

Мимика, взгляды, жесты и способы поведения, которые мы воспринимаем у других людей, имеют и еще одно следствие, по крайней мере столь же значи­мое, как эмоциональный резонанс. Они дают нам внутреннее знание о том, чего можно ожидать в дальнейшем. Без интуитивного знания о том, к чему приве­дет та или иная ситуация, совместное существование людей вряд ли было бы возможным. В повседневной жизни нам приходится иметь дело с тем, что на­блюдаемое нами поведение дает нам интуитивное знание о дальнейшем ходе событий. Интуитивное ощущение ожидаемого развития событий может быть жизненно важным, в первую очередь когда речь идет о возможности возникно­вения опасности.

Но, к счастью, жизнь не только опасна, и в приятных ситуациях также хоро­шо интуитивно знать, какие прогнозы можно сделать из них на будущее. Рас­смотрим в качестве примера стандартную ситуацию, известную большинству из нас, по крайней мере по кинофильмам. Двое влюбленных впервые оказались наедине и стоят рядом, его взгляд (и это получается часто спонтанно) падает


1. Явления резонанса в повседневной жизни: Почему я чувствую, что чувствуешь ты

на ее губы (или ее взгляд на его губы). И хотя не произносится ни слова, этот взгляд является для обоих однозначным предсказанием того, что сейчас про­изойдет. Интуитивное распознавание того, что говорит взгляд другого челове­ка о его желаниях и намерениях, играет существенную роль в любой межлич­ностной ситуации. Во всяком случае, в сцене поцелуя для человека, которому предназначен поцелуй, этот взгляд является причиной радости или последним шансом в последнюю секунду уклониться от маневра, о котором сообщил этот взгляд.

Если бы мы не обладали способностью без размышлений получать из на­блюдений за людьми интуитивные знания об их намерениях и о дальнейшем развитии событий, нам бы тогда пришлось в межличностных отношениях до­вольствоваться зрением кротов. Без интуитивного ощущения ожидаемых дви­жений других людей мы не смогли бы без толчков и столкновений пройти по оживленной пешеходной зоне. Мы не смогли бы благополучно спуститься на лыжах по склону горы, где катается много лыжников, а обязательно попали бы на больничную койку. Головной мозг довел эту систему быстрого распознава­ния до совершенства: для того чтобы из движений других людей сделать инту­итивно правильные выводы, достаточно удивительно мало признаков. Опыты показывают, что в полной темноте хватает нескольких световых пятен на пле­чах, локтях, запястьях, бедрах, коленях, голеностопных суставах человека, что­бы понять, мужчина это или женщина. Более того, при таком «аварийном», скуд­ном освещении большинство людей могут сразу узнать своих близких. Но, прежде всего, на основании этих немногих сигналов мы в состоянии опреде­лить, что этот человек, если он движется, делает в данный момент или намерен сделать. Без зеркальных нейронов и это было бы невозможно.

Интуитивное понимание:

Интуиция и рассудок

Способность интуитивного понимания, этот подарок наших зеркальных нер­вных клеток, никоим образом не защищает нас от заблуждений и ошибок. Вос­приятие ситуаций через нейробиологическую систему зеркального отражения может привести к активизации программ, которые сначала представляются мозгу подходящим продолжением видимого события, но потом оказываются ошибочными. Это связано с тем, что многие повседневные ситуации много­значны и допускают различные варианты продолжения. В интерпретации ситуаций не последнюю роль играет индивидуальный предшествующий опыт. Тот, чей опыт свидетельствует о том, что производящие приятное впечатле­ние люди часто проявляют себя с неожиданно неприятной стороны, реагирует


2. Открытие в нейробиологии: Какую работу совершают зеркальные нейроны?

на приветливых людей иначе, чем люди с иным опытом. У тех, кому часто приходилось переживать разочарование после краха изначально многообе­щающих ситуаций, этот опыт будет присутствовать в нейробиологических программах в качестве типичной последовательности событий.1'

Однако односторонние, возникшие на основе определенного предшествую­щего опыта схемы интерпретации, являются не единственной причиной того, что интуиция может ввести в заблуждение. К сожалению, она не защищена и от обмана сознания, потому что интуиция — это еще не все. Там, где не справ­ляется она, на помощь должен прийти рассудок. Критические размышления о том, что мы видим у других и переживаем с ними, обладают безусловной ценностью. Однако, с другой стороны, и рассудочный анализ не застрахован от ошибок, когда речь идет об интерпретации нашего восприятия другого челове­ка. Оценки межличностных обстоятельств, сделанные на основе рациональных рассуждений, вполне могут ввести нас в заблуждение. Еще одним недостатком нашего интеллектуально-аналитического аппарата является его медлитель­ность. Размышления о ком-то занимают больше времени, чем интуитивная оценка. Зеркальные нейроны работают спонтанно и быстро. Их выбор досту­пен в режиме онлайн.

Вывод: интуиция и рациональный анализ не могут заменять друг друга. И то и другое играет важную роль и должно использоваться в сочетании друг с другом. Вероятность правильной оценки ситуации максимальна в том слу­чае, когда интуиция и интеллектуальный анализ ситуации приходят к сход­ным выводам и дополняют друг друга. Пределы возможностей как интуитив­ной, так и аналитической оценки свидетельствуют о выдающейся роли языка, иначе говоря, прояснения обстоятельств, ситуаций и т. д. в разговоре. Интуи­ция может существовать без языка, но только язык дает нам возможность экс­плицитно объясняться по поводу интуитивных представлений (см. главу 4).

Секрет обаяния

Способность выражать эмиатию и сочувствие таким образом, чтобы они вос­принимались другими как уместные, по-видимому, является одним из секре­тов обаяния. Если человек позволяет проникать в себя отражениям других людей, когда он небезразличен к их мнениям и ощущениям, то его вознаграж­дают за это симпатией. Исследования показывают, что мы с симпатией отно­симся, в первую очередь, к тем людям, которые, со своей стороны, способны к адекватному отражению.31 При этом мы оцениваем среди прочего и то, на­сколько конгруэнтными, то есть соответствующими данной ситуации, нам пред­ставляются мимика и язык тела людей. Люди, рассказывающие о печальной сцене из кинофильма с радостным выражением на лице, вызывают у сторонних наблюдателей антипатию, а люди, способные к участию, язык тела которых со­ответствует той ситуации, в которой они находятся, вызывают симпатию.

Здесь имеются два важных ограничительных аспекта. Согласованность меж­ду данной ситуацией и демонстрируемым при этом языком тела, вызывающую симпатию, нельзя сознательно спланировать или добиться такой согласован­ности усилием воли. Эффект симпатии рождается только в том случае, если человек ведет себя спонтанно и аутентично, то есть если внешние проявления соответствуют его фактическому внутреннему настроению. Второй, может быть еще более интересный аспект заключается в том, что эффект обаяния исчезает, когда человек полностью растворяется в сочувствии. Если теряется дистанция, то теряется и способность прийти на помощь.32

Зеркальные нейроны ф


2. Открытие в нейробиологии: Какую работу совершают зеркальные нейроны?

области. Оптическая система подготовки и интерпретации расположена за эти­ми сетями нейронов, но связана с ними нервными волокнами, которые тянутся с обеих сторон от зрительной коры вперед к височной доле коры головного мозга. В англоязычной специальной литературе эта система называется в соот­ветствии с местом ее расположения: STS.33 Обработанная здесь информация по нервным волокнам передается дальше, а именно: сначала к нервным клет­кам представлений об ощущениях (в нижнем теменном кортексе), а оттуда — к командным нейронам (в премоторном кортексе).

Оптическая система обработки и интерпретации (STS) в последние годы была предметом интенсивного изучения.34 Эта система работает подобно мас­терской, в которой вся оптическая информация, получаемая зрительной корой от глаз, подвергается чрезвычайно быстрой, практически синхронной обработ­ке. Сначала система проверяет, действительно ли ей необходимо включаться в работу. Она включается только тогда, когда зрительная кора дает образы жи­вых, действующих субъектов. Как только наблюдаемое действие, которое выполнял человек, начинает осуществлять аппарат или робот, система прекра­щает свое функционирование. Причина такого избирательного подхода заклю­чается в том, что оптическая система обработки и интерпретации не имеет иной задачи, кроме толкования того, что позволяет сделать выводы о намерениях или ощущениях других людей или других живых существ: она анализирует движения тела, выражения лица, движения рта и — одно из главных занятий — взгляды других существ.

Резюме

Нервные клетки головного мозга, которые способны управлять определен­ными процессами в собственном организме, например каким-то действием или ощущением, и в то же время активизирующиеся уже при наблюдении такого же процесса, выполняемого другим человеком, называются зеркальными нервны­ми клетками, или зеркальными нейронами. Их резонанс наступает спонтанно непроизвольно и без размышлений. Зеркальные нейроны используют набо{ нейробиологических средств наблюдателя для того, чтобы он мог ощутип с помощью своего рода внутреннего моделирования то, что происходит с дру гими, теми, за которыми он наблюдает. Зеркальный резонанс является нейро биологической основой спонтанного, интуитивного понимания, основой «Theory of Mind». Этот резонанс может не только пробудить в наблюдателе представления, вызвать мысли и чувства, при определенных условиях он мо жет вызвать также изменения биологического состояния организма.


3.

И проблема аутизма

Зеркальные клетки, которые действительно отражают, являются одной из важнейших вещей в багаже, необходимом для путешествия по жизни. Без зеркальных нейронов нет контакта, нет спонтанных реакций и нет эмоциональ­ного понимания. Базовый «комплект генов» обеспечивает младенца стартовым набором зеркальных нейронов, наделяющих его способностью уже через не­сколько дней после рождения осуществлять первые процессы зеркального отражения с самыми важными лицами из его окружения. Однако решающее значение имеет то, будет ли ему дан шанс для реализации таких действий и процессов, потому что основное правило нашего головного мозга гласит: «Use it or lose it».* Системы нервных клеток, которыми человек не пользуется, утра­чиваются. Реакции зеркального отражения не развиваются сами по себе, они всегда нуждаются в партнере.

Правило «Use it or lose it»-:

Праворукостъ и «леворечие»

Взаимосвязь между моторными действиями и речью в том виде, в котором она проявляется в первый год жизни ребенка, имеет и еще один аспект. Не позднее, чем на тринадцатом месяце жизни, жесты праворуких детей имеют ярко выра­женный правосторонний уклон. И надо же, там, где находится управление дви­жениями правой руки, а именно — в левом полушарии головного мозга, у пра­воруких людей как раз расположен речевой центр. Поясняю: поскольку нервные волокна на пути от спинного мозга к коре головного мозга перекрещиваются, то моторные нейроны, управляющие движениями и действиями правой поло­вины тела, находятся в левом полушарии головного мозга (и наоборот). Иными словами, планирование действий для жестов правой руки соответственно распо­лагается в левой премоторной зоне, то есть там, где находится речевой центр.

Акцентированная правосторонняя жестикуляция у годовалого ребенка означает тем самым, что она включается там же, где и речь, то есть в нижних отделах премоторной зоны левого полушария. У левшей существует такая же взаимосвязь, но только в зеркальном отражении. Впрочем, со временем ребе­нок все реже пользуется жестами «применения объектов», но при этом одно­временно развивает свою языковую компетентность. Шаг за шагом речь заме­няет и вытесняет жестикуляцию. Дальнейшее развитие речи позволяет ребенку обозначать ситуации, предметы и действия преимущественно чисто вербаль-но. Однако жесты в течение всей жизни сопровождают речь.

Как свидетельствует развитие ребенка, речь формируется не в пустом про­странстве души. Скорее можно сказать, что физические, моторные действия и приобретение речевых навыков идут рука об руку. Говорить и действовать ре­бенок может только в контексте межличностных отношений, поэтому ребенок с момента рождения должен иметь возможность ощущать своих партнеров, это создает для него платформу моторного опыта. Впоследствии партнеры, с точки


зрения моторики, служат ребенку в первую очередь в качестве моделей, по ко­торым он узнает, как пользоваться объектами и действовать в мире. Межлич­ностные отношения всегда представляют собой пространство действия и взаи­модействия, в котором ребенок может испытать и развить свои моторные способности, а самой главной возможностью, с помощью которой он может рас­крыть для себя это пространство, является — как уже говорилось — игра.

И в играх проявляется тесная связь между действием и речью. Примерно с восемнадцатого месяца жизни ребенок может связывать действия в логиче­ские последовательности. Это является решающим условием для игр. Напри­мер, ребенок мешает ложкой в чашке и потом подносит ее ко рту. Параллельно с этим прогрессом в моторике происходит скачок в развитии речи: одновремен­но ребенок начинает соединять между собой слова и составлять осмысленные словосочетания. Добывать необходимый для этого лексический материал он умеет. В этом возрасте происходит гигантское увеличение словарного запаса. Следующее усовершенствование взаимодействия между моторикой и речью про­является немного позже, в возрасте двух — двух с половиной лет. На уровне дей­ствий ребенок начинает в игре создавать из отдельных предметов домики, баш­ки и другие конструкции. На речевом уровне он начинает в это время соединять слова — по правилам грамматики — в предложения, то есть собственно в язык.

Развитие ребенка на пути к овладению языком показывает нам, что и его по­нимание мира, и язык имеют взаимную связь с непосредственно пережитым физическим опытом действий и производными от него представлениями о дей­ствиях.2 Язык не является набором абстрактных понятий или этикеток для объектов необитаемого мира. Его корни лежат в действиях или возможностях действий вкупе с соответствующим сенсорным опытом их биологических субъек­тов. Первичным объектом языка является передача и описание способов того, как живые субъекты могут действовать в мире и взаимодействовать с другими субъектами, и того, что они при этом чувствуют. Поэтому развитие речи у ребен­ка возможно только в том случае, если межличностные отношения дают ему про­странство для накопления опыта действий и взаимодействий. Иные простран­ства, в частности телевидение, по сравнению с межличностным общением нельзя сравнить даже с костылями. Отсутствие хороших межличностных отношений означает отсутствие необходимых предпосылок и условий для развития речи.

Выводы

Наш мозг обладает фондом внутренних образов действующих и чувствую­щих людей. Эта коллекция, по-видимому, находится в правом полушарии го­ловного мозга. Фрагменты типичных последовательностей действий и ощуще­ний, которые активизируются, когда мы видим или воспринимаем другого человека, могут складываться во внутреннюю репрезентацию этого человека. Представления о собственном теле — пока оно не действует — также находятся в правом полушарии. Здесь, в правом полушарии мозга, совокупный образ или репрезентация человека формируется, по всей видимости, в нижнем отделе те­менной области коры головного мозга. Исследования говорят о том, что в пра­вом полушарии наш мозг аккумулирует ощущения, которые проявляются или подразумеваются в рамках типичных ситуаций. При этом правое полушарие не делает пока различия между собственным «я» и другими. Если сам человек выступает в качестве субъекта действия, то включаются соответствующие цент­ры левого полушария.

Наличие общего фонда представлений о действиях, связанных с телом, яв­ляется предпосылкой того, что мы интуитивно воспринимаем друг друга как людей среди людей и способны понимать наши действия, цели и ощущения интуитивно, то есть до интеллектуально-аналитического обдумывания. Как только какой-либо человек попадает в поле нашего восприятия, он начинает играть в нашем мозге на этой клавиатуре.


6.

Когда кончается любовь

Чтобы любовь могла развиваться и углубляться, необходимо выполнение не­скольких условий, которым нельзя научиться на курсах. Возможность продол­жительного развития любви означает умение выдерживать напряженность в отношениях и переносить разочарования, чтобы потом могли реализоваться новые счастливые переживания. Однако способность терпеть должна иметь свои пределы. Есть пары, которые постоянно заново создают счастье пережива­ния взаимного зеркального отражения и иногда сохраняют любовь на протяже­нии всей жизни. Но случается и обратное: партнеры, которые после ослабления любовного пыла годами надоедают друг другу, томятся или вовсе превращают свою жизнь в пытку. Если настройка на партнера больше не доставляет удо­вольствия, то дело с любовью обстоит плохо. Интересно проследить отноше-Ния, достигшие этой точки.

Для пар, любовь которых прошла, характерно отсутствие отражательных Моделей поведения, важных признаков, типичных для процессов зеркального ражения. Классическим признаком является отсутствие общего внимания: интерес одного партнера спонтанно привлек какой-то объект, другой присут­ствующий при этом партнер проявляет полное безразличие. Там, где больше нет регулярно и спонтанно возникающего совместного внимания («joint attention»), там потерян эмоциональный контакт. Особым вариантом «joint attention» является прямая встреча взглядов, самая непосредственная форма, с помощью которой люди показывают, что придают значение другому челове­ку и тем самым поддерживают с ним внутренний контакт. Пары, у которых любовь терпит крах, систематически избегают встречаться глазами — это тоже спонтанный, интуитивный процесс. Конец любви проявляется и в движениях тела. Эти характерные для разрыва отношений движения складываются из раз­личных знаков, которые используют и младенцы,7 их можно наблюдать также и у обезьян. Эти знаки спонтанно и интуитивно интерпретируются оптической системой обработки и интерпретации (STS) 8 головного мозга как нежелание продолжать контакт. Еще до вербального объяснения именно эти исходящие от языка тела сигналы позволяют нам интуитивно почувствовать, что с любовью происходит что-то не то, задолго до того, как мы узнаем причину.

Пары, дошедшие до этой стадии отношений, обычно попадают в тупик бес­помощности. Они чувствуют, что с любовью что-то не ладится, но не знают, в чем причина и что теперь делать. Люди, которых связывали свободные отно­шения, обычно сдаются и пытаются найти нового партнера. Пары, состоящие в прочных отношениях или связанные общей ответственностью, например за детей, хотели бы выйти из этого тупика, но не знают, как. Дилемма осложняет­ся тем, что многие люди в процессе своего развития не имели возможности со­знательно воспринимать эмоции, чувства и не смогли научиться разговаривать об эмоциональных проблемах. У них нет доступа к «диалогическому принци­пу» Мартина Бубера. Решающую помощь в таких случаях может оказать кон­сультация, например семейного психотерапевта, даже если в конечном итоге выяснится, что наилучшем выходом для обоих будет разрыв отношений.

 

7.

Интерсубъективное смысловое пространство:

Экспериментальный моббинг

Социальная изоляция не только катастрофически влияет на психику человека, она накладывает отпечаток и на биологию организма. Социальное внимание, как удалось доказать Жаку Панксеппу (Jaak Panksepp) и Томасу Инзелю, вы­зывает выброс важных веществ, в том числе эндогенных опиоидов, допамина и окситоцина. Это позволяет сделать вывод о том, что минимальная доза пони­мания и резонанса является элементарной биологической потребностью, без удовлетворения которой мы, в конечном счете, просто не можем жить. Реакция замешательства человеческого организма в ответ на отсутствие зеркально от­ражающей обратной связи проявляется уже у новорожденных. Пожалуй, нич­то не приводит у младенца к более сильной реакции отторжения и неприятия, чем уже описанная «still face procedure», когда партнер ребенка в течение како­го-то времени смотрит на него без каких-либо мимических проявлений эмо­ций. Такой эксперимент (см. главу 3) можно было бы назвать моббингом у ко­лыбели. Детеныши млекопитающих, в том числе человека, которые в течение долгого времени испытывают недостаток внимания, реагируют на это не только повышенной активностью, но и повышением чувствительности генов стресса.2 Кайзер Фридрих II Штауфен (1194-1250) поручил воспитание детей нянькам, которым было запрещено разговаривать с ними. Ему хотелось узнать, на каком языке будут говорить эти дети. Они умерли.

Однако вернемся к взрослым. О том, что неожиданная социальная изоля­ция имеет не только психологические последствия, но отражается и на нейро-

2 К мгновенно активизирующимся генам стресса относится CRH (Corticotropin Releasing Hormone). Исследования, проведенные Ианом Уивером (Ian Weaver) и Майклом Мини (Michael Meaney), свидетельствуют, что младенцы, неоднократно испытавшие утрату внимания и заботы, на всю жизнь сохраняют этот жизненный опыт в форме повышенной чувствительности их био­логической^) реакции на стресс.

 

 

биологии человека, свидетельствует эксперимент, проведенный Наоми Эйзен-бергер (Naomi Eisenberger) со взрослыми людьми. Испытуемый находился в камере томографа и с помощью джойстика мог играть в мяч на мониторе ком­пьютера. Два игрока сидели в другом помещении за отдельными компьютера­ми, все три компьютера были объединены в сеть. Испытуемый должен был пе­редавать мяч на мониторе только двум другим игрокам. Ему сказали, что эти двое тоже испытуемые, а задача эксперимента состоит в изучении реакций го­ловного мозга в игровой ситуации. Никакой иной информации он не получал. Какое-то время игра шла так, что оба игрока в соседнем помещении передава­ли испытуемому мяч так же часто, как и друг другу. Но неожиданно — это было частью эксперимента — поведение невидимых участников игры изменилось. Они стали, по непонятным для испытуемого причинам, передавать мяч толь­ко друг другу и тем самым исключили испытуемого из игры. Снимок голов­ного мозга, сделанный в этой ситуации, зафиксировал активизацию болевых центров, которая обычно наблюдается при причинении «настоящей» физи­ческой боли. Этот эксперимент доказывает, что чисто социальная изоляция влечет за собой однозначные биологические последствия. Дополнительная информация: позднее испытуемый узнал, что двух «соучастников» в реаль­ности вообще не было.

И шансы школы

Может быть, в скором времени нам придется распрощаться и с этим представ­лением, но в настоящее время еще есть люди, полагающие, что годы взросления должны дать человеку три возможности: 1. обрести чувство собственного досто­инства и самоценности; 2. развить способность вступать в контакт и устанавли­вать отношения с другими людьми; 3. получить образование и профессию. Ни один из этих трех пунктов не реализуется сам по себе, что видно хотя бы по тому, что слишком большое число молодых людей терпит неудачу минимум в одной из этих трех сфер. Новейшие репрезентативные результаты исследований говорят о том, что почти 50 процентов молодых людей в Германии страдают хроническими пси­хосоматическими нарушениями здоровья.1 Исследования, посвященные количе­ственному анализу тяжелых психиатрических заболеваний, свидетельствуют о том, что более половины молодых пациентов страдают болезненными депрессиями, фобиями, нарушениями в области питания или отклонениями из области погра­ничных состояний. Наиболее высокий процент заболеваний составляют относи­тельно нетяжелые случаи нарушений. Крупномасштабные исследования «среза» населения показывают, что почти 20 процентов школьников страдают так называ­емым синдромом дефицита внимания. У половины из них, то есть у 10 процентов школьников, этот синдром проявляется в сочетании с болезненной гиперактивно­стью. Неплохо — для фармацевтической промышленности, плохо — для детей.

Избыточность раздражителей

10.

11.

И гены реагируют на сигналы

Поведение реализуется не в бестелесном пространстве, оно всегда одновременно является и биологией. Поэтому «изменение в поведении» означает, что живые существа одновременно изменяются и в биологическом отношении. Но как это согласуется с научным тезисом, что гены необратимым образом детерминиру­ют наш организм и наше поведение? Изменения в поведении всегда происхо­дят «рука об руку» с биологическими изменениями.1 Поскольку все биологи­ческие процессы базируются на активности генов, возникает вопрос: что происходит на генетическом уровне, когда живое существо в рамках измене­ния своего поведения меняется биологически? Оно на какой-то момент осво­бождается от генетического управления? Это не так. В действительности жи­вое существо не могло бы реагировать на сигналы, если бы гены также не могли этого делать. Вопреки все еще довольно широко распространенному мнению, гены функционируют не «на автопилоте», их активность регулируется сигна­лами. Источник этих сигналов может находиться в самой клетке, за пределами клетки или в окружающем мире.2

То, что изменения в поведении одновременно являются и биологическими изменениями, справедливо и для головного мозга. Сети нервных клеток, с по­мощью которых мы обрабатываем определенные восприятия (например, боль), усиливают свою активность, если соответствующий сигнал появляется часто. Точно так же синапсы разрушаются, если сигнал не поступает в течение про­должительного времени. То же самое относится к сетям нервных клеток, коди­рующим определенные действия. Все, что используется, ведет к усилению ней-робиологических схем, а то, что не имеет тренировки, ослабляет их. («Use it or lose it».) Это означает: когда окружающий мир регулярно и на протяжении дол­гого времени производит сигналы определенного характера, тогда не только поведение, но и сопутствующие нейробиологические процессы структурно адаптируются к этой ситуации. У пианистов, например, развивается доказан­ное измерениями уплотнение и увеличение тех областей коры головного моз­га, в которых закодировано управление движениями рук. У людей, которые пережили экстремальные травмирующие ситуации, происходит изменение от­делов мозга, обрабатывающих чувство страха, в частности сильно повышается чувствительность миндалевидного ядра.3 Для людей «окружающий мир» в значительной степени состоит из межличностных взаимодействий. Межлич­ностные отношения являются для человека самым важным источником сигна­лов, влияющих на поведение и биологические реакции.

Для человека, то есть биологического вида, который должен постоянно заново приспосабливаться к чрезвычайно различным, к тому же постоянно

1 Биологические изменения являются не причиной, а частью измененного поведения живого
существа.

2 Пути передачи сигналов, регулирующих активность генов, даже поддаются тренировке и
обучению. Новейшие нейробиологические исследования свидетельствуют о том, что новорож­
денные животные и люди, которые в раннем возрасте часто переживали стресс, во взрослом воз­
расте реагируют на стандартные стрессовые ситуации более сильной активизацией генов стрес­
са, чем контрольные живые существа или люди (см., например, уже упоминавшуюся работу Иана
Уивера и др.).

3 Миндалевидное ядро называют амигдалой.

 

меняющимся ситуациям, было бы плохо, если бы он имел в своем распоряже­нии только одну программу адаптации. Плохо было бы, и если бы он начинал вырабатывать поведение, адаптированное к новой ситуации, и оптимизировать необходимые для этого биологические системы лишь в тот момент, когда она уже наступила. Поэтому для различных, постоянно возникающих во времени провоцирующих ситуаций человек создал целый арсенал соответствующих ре­акций адаптации, и он всегда может при необходимости использовать их, как программы, вызываемые в компьютере. Оболочка головного мозга, которая на­зывается корой головного мозга, или кортексом, обладает сетями нервных кле­ток с программами, которые в соответствующих ситуациях могут вызвать быст­рую реакцию адаптации. Центральное значение при этом имеют программы действий.1 Поскольку живому существу всегда приходится оценивать, какие ощущения могут вызвать те или иные действия, то программы действий долж­ны сопровождаться программами физических ощущений.5 В эмоциональных центрах (gyrus cinguli и amygdala) также хранятся программы, которые при неожиданно наступившей ситуации могут быть быстро вызваны как часть об­щей реакции адаптации.

Территория свободы воли

Когда мы наблюдаем за действиями других людей или переживаем их вместе с ними, в нас появляются представления и мысли, относящиеся к этим дей­ствиям. У новорожденных и маленьких детей нейробиологический резонанс, вызванный наблюдением, в значительной степени ведет и к соответствующим способам поведения. У младенцев и маленьких детей очень сильна тенденция самим сделать то, что они видят. С формированием сдерживающих зон лобных долей головного мозга человек, как уже было описано, приобретает способность контролировать импульсы имитации, сопутствующие процессам зеркального отражения. То, что у ребенка должно было бы немедленно стать имитирующим действием, у зрелого взрослого человека может остаться просто мыслью. Лоб­ные доли мозга считаются областью самоконтроля. Трагично, но при некото­рых заболеваниях, в частности при тяжелых формах шизофрении или при по­вреждениях лобных долей, возможен возврат к имитационному поведению.

Теперь ясно, как выглядит территория, предоставленная в распоряжение «свободной воле»: она не может заново открыть для себя собственную личность и окружающий мир, а связана с совокупностью хранящихся в мозге программ действий, физических и эмоциональных ощущений. Однако здесь человеку среднего уровня развития открывается значительная территория. Возможнос­ти выбора заключаются не только в том, что в определенной данной ситуации можно разрешить или блокировать действие какой-либо программы действий или ощущений. Жизненный опыт обычно создает для каждой ситуации несколь­ко возможных программ реагирования, из которых можно и нужно сделать выбор.

Принятие решения о том, какая из нескольких возможных в данной ситуа­ции программ будет активизирована, определяется тремя критериями. 1. Био­логическое и эмоциональное состояние собственного организма. Определен­ную роль здесь играют не только основные биологические потребности (например, голод, усталость и т. д.), но и эмоциональное состояние. 2. Желание сохранить отношения и любовь значимого партнера является также очень сильным фактором. Этот аспект закреплен биологически — через системы по­ощрения головного мозга; у всех существ, живущих в социальных сообществах, это стремление иногда играет более важную роль, чем обеспечение собствен­ных жизненных потребностей (например, защита других с риском для собствен­ной жизни). 3. Вопросы социального статуса или, соответственно, социальной адаптации. Программы действий, противоречащие общественному согласию или приводящие к конфликтам с вышестоящими или более сильными индиви­дуумами, обычно приносят мало пользы.

12.

Зеркальное отражение

Как основная идея







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.