Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические идеи в России В IX-XVII вв.





На развитие русской экономической мысли 11-16 вв. оказали влияние два основных фактора: феодальный уклад хозяйственной и политической жизни и православное христианство.1-16 вв. е русской экономической мысли _____________________________________________________________________

---____дами своегоРусь в 11 – 12 веках представляла собой раннее средневековое государство с натуральным хозяйством. Ярослав Мудрый принимает первый на Руси своеобразный кодекс феодального права – «Русскую правду», который действовал до 15 века и отражал фактический уровень экономической мысли того времени. «Русская правда» фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию, давала правовое определение феодального хозяйства, имущественных отношений, защищала права собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги. Она содержала также нормы торговли и защиты интересов русских торговцев. «Русская правда» не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни и экономических отношений.

Во время правления Владимира Мономаха (начало 12 в) определенной уступкой народным массам стал «Устав Вдадимира Мономаха» - очередная часть «Русской правды» - который упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство и пр.

В 12-13 в. Экономическая мысль господствующих слоев общества все более настойчиво отстаивает вотчинный сепаратизм, усиливает защиту внеэкономического принуждения. Натурального хозяйства. В этот период происходят междоусобицы, народные восстания, течения против общественного неравенства.

Феодальная междоусобица, ослабившая государство, во многом способствовала монголо-татарскому господству в 13-15 вв. Страна подверглась тяжелым испытанием. Стремление к политической централизации было необходимо и очевидно все слоям общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты.

При Иване 3-м формирование гос-ва под властью московских князей в основном завершилось. Иван 3 предоставлял землю феодалам под условием службы государю и наследования исключительно вместе со службой. В конце 15 в. был издан СУДЕБНИК – первый общероссийский сборник законов, который законодательно оформил систему централизованной государственной власти, отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли, узаконил крепостнические отношения.

Экономич мысль первой половины 16 в.- преддверия реформ 1550-х годов – особенно проявила себя в трудах талантливого публициста, дворянина Ивана Пересветова. Идеал госуд-го устройства он видел в сильной государственной власти.При этом главную опору царя он видит в дворянстве, осуждая бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению пересветова, возвышать людей следует не по богатству и знатности, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства. Предложения Ивана Пересветова о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, давали простор развитию товарно-денежных отношений. Впоследствии Иван 4 Грозный внял советам И.С. Пересветова.

17 век для России стал периодом дальнейшего политического и экономического развития. Сложился единый российский рынок, сформировались новые города, центры торговли и промысловые села.

А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680)- наиболее яркий выразитель нового направления русской экономической мысли, выдающийся государственный деятель, политик и дипломат, инициатор важных государственных постановлений. Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом XVII века, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству. Все эти задачи были связаны с достижением благоприятного торгового баланса.

 

Вопрос Учения физиократов

О сновоположником физиократизма был Франсуа Кенэ, доктор медицины, врач при дворе Людовика XV, занявшийся проблемами экономики только в 60 лет. Он считал общество организмом, в котором действуют естественные законы и они не могут быть нарушены без вреда для производства и для самих людей. Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо не деньги копить, а развивать сельское хозяйство, поскольку только земля обладает уникальной способностью увеличивать реальное богатство. Учение Ф. Кенэ о «естественном порядке» выдвинуло идею объективности и закономерности общественного развития, общество представлялось как живой организм, а экономическая жизнь - как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности.

Центральное место в экономической теории физиократов занимает категория «чистого продукта». Под чистым продуктом понимается избыток произведенной продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. Приумножение общественного богатства, доходы дворянства и духовенства образуются от земли, обрабатываемой крестьянами. Это было бы невозможным, если бы земля не создавала дополнительный продукт. Согласно физиократам, чистый продукт создает земля, так как благодаря своей природной плодородной силе она не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар Природы. Промышленный труд лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего, и результаты этого труда лишь возмещают понесенные при этом расходы, не создавая никакого излишка. Чистого продукта промышленный труд не создает. Не создает его и торговля, меняющая одну ценность на другую.

В непосредственной связи с понятием «чистого продукта» рассматривается категория производительного труда. Физиократы считали производительным трудом только труд, создающий «чистый продукт» и тем самым увеличивающий богатство, а всякий другой труд— непроизводительным (хотя он может быть и весьма полезным).
Рассматривая общество, Кенэ подходит с точки зрения экономики и выделяет классы исходя из их отношения к чистому продукту. Он выделяет три класса граждан: класс производительный, класс собственников и класс непроизводительный. Производительный класс – это те, кто создает чистый продукт, т.е. работники земледелия. Класс собственников охватывает государя и землевладельцев, этот класс «живет на доход или чистый продукт земледелия». Непроизводительный класс (или бесплодный) – все, кто заняты другими видами деятельности, кроме земледелия.

Большое научное значение имеет учение физиократов о капитале. Известно, что физиократы тщательно изучали и подсчитывали издержки производства в земледелии, и это позволило им дать разграничение составных частей капитала. Физиократы выделили в структуре капитала первоначальные и ежегодные авансы. Под первоначальными авансами понимаются затраты на земледельческое оборудование, которые оборачиваются, по подсчетам Кенэ, в течение 10 лет. К ежегодным авансам относятся затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы (семена, заработная плата работников). Такая структура капитала весьма близка современному делению капитала на основной и оборотный. Как к анализу производства в целом, так и к анализу капитала физиократы подошли только с точки зрения земледельческого производства. Капитал, занятый в промышленности, физиократы считали бесплодным, а потому они не анализировали и экономическую структуру промышленного капитала.

Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как в стоимостной, так и натуральной форме. Этому посвящена «Экономическая таблица» Кенэ, которая стала первой теоретической моделью воспроизводства. В «Экономической таблице» отразилось все экономическое учение физиократов - учение о чистом продукте, производительном и непроизводительном труде, капитале, классах и т.д. В основе данной модели лежат ряд исходных принципов, позволяющих упростить анализ воспроизводства: исключается из анализа процесс накопления и расширения производства; предполагается стабильность товарных цен; не учитывается влияние внешней торговли; повсеместное распространение арендной системы землепользования; покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание. В своей таблице Кенэ показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, циркулирует между тремя классами: производительным (крестьяне), земельными собственниками и ремесленниками (бесплодным классом). Обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных средств в сельском хозяйстве и в промышленности, а также реализует экономические связи между всеми тремя классами.

П о оценкам Кенэ, валовой продукт сельского хозяйства во Франции равен 5 млрд. ливров (4 млрд. продовольствие и 1 млрд. сырье). Помимо этого продукта, крестьяне имеют 2 млрд. ливров за реализацию прошлогоднего урожая, которые будут выплачены собственникам в качестве арендной платы за землю. Ремесленники выпускают продукцию на 2 млрд. ливров. Следовательно, совокупный продукт страны равен 7 млрд. ливров.

К ругооборот всей хозяйственной жизни начинается с того, что крестьяне уплачивают землевладельцам 2 млрд. ливров аренды или ренты. На эти деньги землевладельцы закупают у крестьян зерна на 1 млрд. ливров и у ремесленников других потребительских товаров на 1 млрд. ливров. На этом их участие в обороте завершается.

Р емесленники реализуют свою продукцию землевладельцам (1 млрд.) и фермерам (1 млрд.), весь полученный доход в 2 млрд. ливров тратят на покупку у крестьян зерна (1 млрд.) и сырья (также 1 млрд.).

К рестьяне, из 5 млрд. сельскохозяйственной продукции, пускают в реализацию лишь 3 млрд., т.к. продукция стоимостью 2 млрд. ливров остается внутри этого класса на возмещение затрат на пищу и посевы. Свою продукцию, как отмечено выше, крестьяне продают собственникам и ремесленникам, из вырученных от продажи 3 млрд. ливров они расходуют 1 млрд. на закупку товаров у ремесленников. Остается еще 2 млрд. ливров чистого продукта, созданного землей, который уйдет на арендную плату землевладельцам в следующем году, и весь процесс повторится снова. Экономика у Ф. Кенэ представлена как равновесная система, в которой уровень производства и доходов ежегодно возобновляется.

П о мнению Кенэ, крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налога, их должны платить лишь земельные собственники, которые безвозмездно получают свою долю

П оскольку законы экономики естественны, то государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно должно только охранять порядок, заботиться о просвещении и о дорогах.

Ф изиократическую системы развил в своих работах Анн Робер Жак Тюрго. Ученый вводит новый критерий деления классов - отношение к средствам производства. Так, он разграничивает в классе фермеров два класса - рабочих и капиталистов. Если первый не имеет ничего, кроме своих рабочих рук, лишен средств производства, то второй является собственником производства. Такое же деление проводит Тюрго и в отношении бесплодного класса. Таким образом, в обществе, считая класс земельных собственников, имеется пять классов: рабочие в сельском хозяйстве и промышленности представляются ему различными классами точно так же, как капиталисты в данных отраслях хозяйства.

К числу известных ученых раннего этапа развития классической школы относятся Ричард Кантилъон и Давид Юм. Ричард Кантильон (1680 — 1734) – ирландский купец и финансист, много лет проживший во Франции. Его сочинение «Опыт о природе торговли», в котором он критикует меркантилистскую политику, было опубликовано уже после его смерти (в 1755 г.). Кантильон убеждает, что для страны тезис «продать дороже, купить дешевле» может со временем обернуться убытками, но для отдельных людей ситуация совершенно другая. Он приходит к выводу, что из-за расхождения между рыночным спросом и предложением создается возможность покупать дешево и продавать дорого, и именно это приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли, Кантильон называет «предпринимателями», и несколько позже этот термин прочно входит в экономическую теорию.
Р. Кантильон одним из первых дал описание механизма «золотоденежных потоков» и показал, что рост количества денег повышает цены в той же пропорции только тогда, когда начальные средства всех экономических субъектов увеличиваются в равной степени (т.к. эти же проблемы привлекли внимание Д. Юма, то они рассматриваются ниже).

Д авид Юм (1711-1776) - выдающийся мыслитель XVIII века, философ, историк, в экономических исследованиях рассматривал, главным образом, роль денег. Юм является одним из создателей количественной теории денег (КТД). Ссылались на «революцию цен» XVI в., когда увеличение количества денег в обращении в результате притока золота и серебра из Нового Света привело к огромному росту цен, ученый приходит к выводу, что уровень цен и покупательная способность денег зависят от их количества в обращении. Отсюда Юм делает вывод, что ценность денег определяется лишь в обращении, в сопоставлении с товарной массой. Ю м, как ранее Кантильон, критиковал концепцию положительного торгового баланса, он один из авторов идеи о равновесии, естественным образом устанавливающемся во внешней торговле при золотом стандарте. Ю м, будучи сторонником КТД, утверждает, что увеличение количества денег приводит к росту цен. Однако, он обращает внимание на одно обстоятельство: приток золота в страну оказывает постепенное воздействие на внутренние цены, которые увеличиваются неравномерно. И эта неравномерность влияет на производство. Когда деньги извне попадают в страну, они вначале концентрируются в руках тех, кто успешно ведет внешнеторговые операции. Эти лица пытаются потратить деньги с пользой, направляя их на расширение производства, т.е. наем большего числа работников или повышение заработной платы, если работников не хватает. В результате возрастает спрос на потребительские товары, что подстегнет производство этих товаров. Далее, как пишет Юм, легко проследить весь путь денег через народное хозяйство. Обнаруживается, что прежде чем привести к общему росту цен, увеличившаяся денежная масса подтолкнет каждого индивидуума к более усердному труду. В экономической литературе этот эффект ненейтральности денег в короткие периоды времени стал называться эффектом Кантильона — Юма.

 

 

№ 7 Общая характеристика классической школы

В рамках классической политической экономии[1] (или просто классической школы) в трудах ее основных представителей - А. Смита, Д. Рикардо и др. - впервые было дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической политической экономии можно говорить об окончании этапа становления экономической теории.
Классическая школа - крупнейшее направление в экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода с классической школой не будет сильным преувеличением. Отсюда следует, что едва ли не важнейшим свойством классической школы является
а) акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ. Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию комплекса факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.
Среди других элементов общей характеристики классической школы необходимо выделить следующие.
б) Выработка и применение прогрессивных (для экономической науки того времени) методологических приемов исследования типа причинно-следственного метода, метода логической абстракции, дедуктивного метода.
в) Ядро экономического анализа классиков - проблема ценности. Развитие экономической науки во II периоде ее существования проходило под знаком акцентирования внимания на этой проблеме.
г) Все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами. Однако классический подход к анализу ценности отнюдь не был однозначным. В рамках учения о ценности классической школы существовало две теории ценности. Во-первых, это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей чрезвычайно углубленное развитие в трудах К. Маркса). Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Во-вторых, это теория факторов производства, также заложенная А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэ и Т.Р. Мальтусом (а затем вошедшая в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику). В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в изготовлении данного товара.
д) Восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени (а точнее, механики). Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.
е) Недооценка роли денег и влияния сферы обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Классики игнорировали роль денег как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль писал: «Короче говоря, вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд»[2].
ж) Большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций динамики, капиталистической экономики. Классики были склонны к исследованию трендов изменений экономических переменных, и, прежде всего, экономического роста и изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.
з) Отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику. Классики вслед за физиократами выступали за идеологию laissez-faire.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.