Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА.





И. возник в США на рубеже 19-20 вв. Методология: 1) выступали за гос. вмешат-во в эк-ку и против идеи саморегулирования рын. эк-ки, т.к. рынок не может считаться нейтральным механизмом распределения и рынок не подконтрольный гос-ву дает возможность для легкого обогащения крупному предпринимателю. Основа власти – техника и технологии, а не законы рынка; 2) расширили предмет эк. науки, т.е. считали, что у подавляющего большинства эк. явл-ний причины лежат во внешнеэкономической сфере, поэтому для них характерна внешнеэк. трактовка эк. явл-ний. Ввели в науку понятие институтов – это устойчивые структуры в обществе, с помощью к-рых регулируются отношения между людьми и их хоз. деят-тью и в зависимости от сферы обществ. отношений выделили институты: политические, правовые, религиозные (церковь, обряды), социальные (семья, брак), экономические, психологические (психология, инстинкты). В зависимости от важности институтов выделились направления в институционализме:

1. социально-психологический. Основатель – Веблен. Идеи: считал, что неправильно видеть в чел-ке только рационально хозяйствующего субъекта, очень часто действия людей основываются не на логике и на здравом смысле, а подчиняются врожденным инстинктам, наиболее важные: родительские чувства, инстинкт мастерства (вкус к хорошей работе), инстинкт соперничества (рез-т: оформление института частн. собств-ти), инстинкт – склонность к завистливому сравнению, к престижному потреблению и пр.; фактор научно-технического прогресса, он выводит в качестве гл. составляющих эк-ки мир индустрии (это сфера матер. произв-ва: ученые, инженеры, техники, они заинтересованы в совершенствовании произв-ва) и бизнеса (это сфера обращения: финансисты, банкиры, гл. цель – получение прибыли). Отношения между людьми в мире бизнеса менее честные, чем в мире институционализма, однако мир бизнеса смог подчинить себе мир институционализма. Власть в общ-ве нужно передать ученым.



2. социально-правовой. Основатель – Коммонс. Идеи: многие эк. проблемы истекают их нечестных рын. отношений, решить эту проблему можно с помощью законов и гос-во должно следить за их исполнением. Здесь нет антагонистических классов, а есть профессиональные группы и они должны не бороться между собой, а сотрудничать, т.к. они связаны между собой. Сформулировал теорию сделок или совместной деят-ти людей и вывел понятие действующего коллективного института – регулятор эк. деят-ти.

3. коньюнктурно-статистический (эмпирический). Основатель – Митчелл. Они собрали статистику по динамике цен по ведущим западным странам за десятки лет на ведущие товары, проанализировали и вышли на проблему эк. циклов.

Вывод: та стадия в эк. развитии общ-ва, к-рая характеризуется падением цен, безработицей, сокращением произв-ва – эк. кризис – является такой же естественной и неизбежной как и стадия эк. подъема и стабилизации. Таким образом, сформулировали модель бескризисного развития капитализма. 1-ая пол. 20в. – старая негативная школа институционализма, 2 этап – современный институционализм.

ОБЩАЯ ХАР-КА ЗАПАДНОЙ ЭК. МЫСЛИ 20 ВЕКА.

Сущ-ет множ-во школ и соотв-но концепций, но все они укладываются в 2 осн. направления с точки зрения допустимости и недопустимости гос. вмеш-ва в эк-ку:

1. теория регулируемой эк-ки – это последователи Кейнса, неокейнсианство, посткейнсианство, дирижисты. Осн. мысль – капитализм не явл-ся саморегулирующейся сис-мой и осн. направляющая сила здесь – гос-во. За основу берут макроанализ, т.е. смотрят вопросы как нац. доход, накопление, потребление и пр. Это направление возникло в 30-е гг. 20в., тогда стало ведущим в Зап. эк. мысли на его основе строилась политика до сер. 70-х гг. 20в.

2. теория своб. рын. эк-ки. Здесь неоклассич. направление, либеральные школы, монетаристы и пр.

Идеи: эк-ка рын. обладает св-вом саморегулирования, а роль гос-ва в эк-ке д.б. сведена к поддержанию условий, нужных для своб. конкуренции. Они исходят из микроанализа, т.к. считают, что эк-ка – совок-ть хоз. единиц.

Это направление было ведущим до 30-х гг. 20в. и уступила место кейнсианству и заново вошло с конца 70-х гг. 20в.

 

 

№ 22 Кейнсианская макроэкономическая концепция.

Кейнсиа́нство — макроэкономическое течение, сложившееся как ответ экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Появление экономической теории Кейнса называют кейнсианской революцией. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под вопрос представителями новой классической школы. Появление монетаризма, соответственно, называют монетаристской контрреволюцией. Развитые последователями Кейнса теории называют неокейнсианство и посткейнсианство.

Суть кейнсианства

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

 

Книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

В своей книге Кейнс сформулировал макроэкономический, иначе говоря, анализ взаимообуслов­ленности совокупных показателей — национального дохо­да, инвестиций, потребления, сбережений и т.д. Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

Кейнс сформулировал макроэкономический, иначе говоря, анализ взаимообуслов­ленности совокупных показателей — национального дохо­да, инвестиций, потребления, сбережений и т.д. Кейнс доказал необходимость гос. регулирования экономики. Опирался на то, что рыночная экономика не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос.

Основная идея этой книги - система рыночных и экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой и максимально возможную занятость, и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономические процессы.

Кейнсианские «рецепты» оздоровления капитализма.

Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов. Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

№ 23 Посткейнсианство, или неокейнсианство — одно из направлений развития западной экономической науки, которое рассматривает теорию Кейнса лишь в качестве одного из элементов новой системы экономических взглядов наряду со взглядами представителей институционального направления (их теорий рынка и ценообразования) и с некоторыми положениями теории К. Маркса по проблемам капиталистического воспроизводства.

Наиболее известными представителями данного направления являются экономисты А. Лейонхувуд (США), Д. Робинсон (Англия), Л. Пазинетти (Италия) и др. Критикуя положение неоклассической школы о способности рыночной системы обеспечить стабильный экономический рост и решить социальные проблемы, они пытаются разработать такую теорию производства и распределения продуктов, в которой темпы экономического роста, норма накопления капитала будет зависеть от распределения национального дохода между трудом и капиталом. Значительную роль посткейнсианцы отводят анализу денег и денежно-кредитных ресурсов, образованию и нестабильности денежного спроса, которые в состоянии повлиять на процесс воспроизводства. Инфляцию они объясняют особенностями монополистического ценообразования и другими факторами, связанными с издержками производства, а финансовую .нестабильность — ожиданием в условиях неопределенности, влияющим на динамику процентных ставок, оценку будущих прибылей и цен различных финансовых активов. Чтобы преодолеть инфляцию, необходимо, по их мнению, традиционные методы бюджетной и кредитной политики дополнить политикой доходов, предусматривающей добровольное соглашение профсоюзов, монополий и государства о темпах роста своих доходов в соответствии с определенными ориентирами роста производительности труда. Ими была разработана теория акселератора (от лат. accelerate — ускорять), в которой раскрывается зависимость прироста инвестиций от прироста дохода и которая органично дополняет концепцию мультипликатора. При этом устанавливается, что каждый процент прироста дохода обусловливает больший процент прироста инвестиций.

Многие посткейнсианцы выступают за разработку долгосрочной стратегии регулирования экономики, проведение глубоких структурных реформ, за внедрение системы национального планирования экономики и т. д.

Эти идеи в рамках посткейнсианства получили название левого кейнсианства. Его сторонники (П. Сраффа, Л. Пазинетти и др.) выступают за ограничение власти монополий и их прибылей, уменьшение военных расходов, расширение социальных программ, развитие образования, здравоохранения, социального страхования, жилищного строительства, справедливое распределение и перераспределение национального дохода, более эффективную антикризисную и антицикличную политику государства. Такая политика должна осуществляться, прежде всего, через госбюджет с использованием стабилизаторов (налогов, выплат на социальное страхование и др.). Теоретико-методологической основой левого кейнсианства является соединение некоторых положений экономической теории с элементами марксистской политической экономии. Левокейнсианцы подвергают острой критике идеи неоклассической школы и, прежде всего, ее теорию предельной полезности, пытаются переосмыслить многие фундаментальные категории политической экономии путем синтеза позитивных сторон классической школы политической экономии и марксистских взглядов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.