Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сталинская модель государственного социализма.





Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:
1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);
2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;
3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

Сущность процесса коллективизации:
1) ликвидация единоличных хозяйств;
2) раскулачивание;
3) разгром хлебного рынка;
4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:
1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;
2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.
Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.
В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

Итоги и значение коллективизации:
1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;
2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;
3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства;
4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;
5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;
6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства;
7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы;
8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:
1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);
2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);
3) ряд правительственных декретов.
Новая система образования строилась на демократических принципах:
1) единая трудовая школа;
2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;
3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;
4) бесплатное обучение;
5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:
1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;
2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;
3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

 

СССР в годы ВОВ.

Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство. Даты начала и окончания этой войны 1 сентября 1939 – 1945 гг., 2 сентября являются одними из наиболее значимых для всего цивилизованного мира.

Причинами Второй мировой войны стали дисбаланс сил в мире и проблемы, спровоцированные итогами Первой мировой, в частности территориальные споры. Победившие в Первой мировой США, Англия, Франция заключили Версальский мирный договор на максимально не выгодных и унизительных для проигравших стран, Турции и Германии, условиях, что и спровоцировало рост напряженности в мире. В то же время, принятая в конце 1930-х г. Англией и Францией, политика умиротворения агрессора дала возможность Германии резко увеличить свой военный потенциал, что ускорило переход фашистов к активным военным действиям.

Членами антигитлеровского блока являлись СССР, США, Франция, Англия, Китай (Чан Кайши), Греция, Югославия, Мексика и т.д. Со стороны Германии во Второй мировой войне участвовали Италия, Япония, Венгрия, Албания, Болгария, Финляндия, Китай (Ван Цзинвэй), Таиланд, Финляндия, Ирак и т.д. Многие государства - участники второй мировой войны, не вели действий на фронтах, но, помогали, поставляя продовольствие, медикаменты и иные необходимые ресурсы.

Исследователи выделяют следующие основные этапы Второй мировой войны.

· Первый этап с 1 сентября 1939 г. по 21 июня 1941 г. Период европейского блицкрига Германии и союзников.

· Второй этап 22 июня 1941 – примерно середина ноября 1942 г. Нападение на СССР и последующий провал плана Барбаросса.

· Третий этап вторая половина ноября 1942 – конец 1943 г. Коренной перелом в войне и потеря Германией стратегической инициативы. В конце 1943 г. на Тегеранской конференции, в которой принимали участие Сталин, Рузвельт и Черчилль было принято решение об открытии второго фронта.

· Четвертый этап продлился с конца 1943 г. по 9 мая 1945 г. Он ознаменовался взятием Берлина и безоговорочной капитуляцией Германии.

· Пятый этап 10 мая 1945 – 2 сентября 1945 г. В это время бои ведутся только в Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. Соединенными Штатами впервые применено ядерное оружие.

Начало Второй мировой войны пришлось на 1 сентября 1939 г. В этот день вермахт внезапно начал агрессию против Польши. Несмотря на ответное объявление войны Францией, Великобританией и некоторыми другими странами, реальная помощь Польше оказана не была. Уже 28 сентября Польша была захвачена. Мирный договор между Германией и СССР был заключен в тот же день. Получив, таким образом, надежный тыл Германия начинает активную подготовку к войне с Францией, которая капитулировала уже в 1940 г., 22 июня. Фашистская Германия начинает масштабную подготовку к войне на восточном фронте с СССР. План Барбаросса был утвержден уже в 1940 г., 18 декабря. Советское высшее руководство получало донесения о готовящемся нападении, однако опасаясь спровоцировать Германию, и полагая, что нападение будет совершено в более поздние сроки, сознательно не привело в боевую готовность пограничные части.

В хронологии Второй мировой войны важнейшее значение имеет период 22 июня 1941- 1945 гг., 9 мая, известный в России как Великая отечественная война. СССР накануне Второй мировой войны представлял собой активно развивающееся государство. Поскольку угроза конфликта с Германией с течением времени возрастала, в первую очередь в стране развивалась оборонная и тяжелая промышленность, наука. Создавались закрытые КБ, деятельность которых была направлена на разработку новейшего вооружения. На всех предприятиях и колхозах была максимально ужесточена дисциплина. В 30-е г. было репрессировано более 80% офицерского состава Красной Армии. Для того чтобы восполнить потери, создана сеть военных училищ и академий. Но для полноценной подготовки кадров времени оказалось недостаточно.

Основные сражения Второй мировой войны, имевшие огромное значение для истории СССР, это:

· Битва за Москву 30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 г., ставшая первой победой Красной Армии;

· Сталинградская битва 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг., ознаменовавшая коренной перелом в войне;

· Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г., в ходе которого произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны – под селом Прохоровка;

· Битва за Берлин – приведшая к капитуляции Германии.

Но, важные для хода Второй мировой войны события происходили не только на фронтах СССР. Среди проведенных союзниками операций стоит особо отметить: нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г., послужившее причиной вступления США во Вторую мировую войну; открытие второго фронта и высадку десанта в Нормандии 6 июня 1944 г.; применение ядерного оружия 6 и 9 августа 1945 г. для нанесения удара по Хиросиме и Нагасаки.

Датой окончания Второй мировой войны стало 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции только после разгрома войсками СССР Кваньтунской армии. Битвы Второй мировой войны, по самым приблизительным оценкам, унесли, с обеих сторон, 65 млн. человек. Советский Союз понес наибольшие потери во Второй мировой войне – погибли 27 млн. граждан страны. Именно он принял на себя основной удар. Цифра эта является, также, приблизительной и, по мнению некоторых исследователей, заниженной. Именно упорное сопротивление Красной Армии стало главнейшей причинно поражения рейха.

Итоги Второй мировой войны ужаснули всех. Военные действия поставили на грань само существование цивилизации. В ходе Нюрнбергского и Токийского процессов фашистская идеология была осуждена, были наказаны и многие военные преступники. Для того чтобы в будущем предотвратить подобные возможность новой мировой войны, на Ялтинской конференции в 1945 г. было принято решение о создании существующей и сегодня Организации Объединенных Наций (ООН). Результаты ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки привели к подписанию пактов о нераспространении оружия массового поражения, запрете на его производство и применение. Необходимо сказать, что последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ощущаются и сегодня.

Серьезными оказались и экономические последствия Второй мировой войны. Для западноевропейских стран она обернулась подлинной экономической катастрофой. Влияние стран Западной Европы значительно уменьшилось. В тоже время, США удалось сохранить и укрепить свои позиции.

Значение Второй мировой войны для Советского Союза огромно. Разгром фашистов определил будущую историю страны. По результатам заключения последовавших за поражением Германии мирных договоров, СССР заметно расширил свои границы. В то же время в Союзе была укреплена тоталитарная система. В некоторых европейских странах установились коммунистические режимы. Победа в войне не спасла СССР от последовавших в 50-е годы массовых репрессий.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.