Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА





Эти теории возникли как реакция на противоречие трудовой теории стоимости факту существования средней прибыли.

Общие положения:

· создание стоимости связывается с деятельностью нескольких факторов. В большинстве теорий имеются в виду 3 фактора – труд, земля, капитал или 2 фактора – труд и капитал;

· стоимость рассматривается как слагаемое из доходов, полученных различными факторами производства. Доходы, в свою очередь, рассматриваются как порождение факторов производства;

· основными видами доходов являются заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента.

Основные расхождения – по поводу проблемы вменения процента капиталу. В зависимости от трактовки этой проблемы выделяются 2 направления:

· теории производительности капитала – процент рассматривается как порождение капитала (под капиталом понимаются либо средства производства, либо денежный фонд);

· теории воздержания – процент рассматривается как вознаграждение за усилия или жертвы соответственно предпринимателя или владельца капитала.

 

СЭЙ ЖАН БАТИСТ (1767‑1832) «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803), «Катехизис политической экономии» (1817), «Полный курс практической политической экономии» (1828‑1829).

Основатель нового направления в политической экономии – «школы Сэя». Предметом изучения политической экономии, считал проблемы роста национального богатства, источником же богатства считал производство, играющее первостепенную роль в создании богатства. Являлся приверженцем идеи экономического либерализма. Принципы свободы рынков, ценообразования, неограниченной свободной конкуренции, недопустимость никаких проявлений протекционизма им возведены в ранг абсолюта.

Теория факторов производства Сэя. Сущность теории состоит в следующем. В общественном производстве взаимодействуют 3 главных фактора – труд, капитал, земля. Благодаря свободной конкуренции достигается наиболее эффективное взаимодействие этих факторов и соответственно гармония между классами.

Стоимость. Ценность товара тем выше, чем более редок товар и чем сильнее стремление его приобрести и наоборот. Ценность товара, установившаяся в зависимости от соотношения спроса и предложения и есть цена. Под влиянием свободной конкуренции цены понижаются до уровня издержек производства, а издержки производства складываются из производственных услуг факторов производства.

Сэй дал несколько определений стоимости.

· Ценность есть мерило полезности. Под полезностью понимается способность вещи удовлетворять те или иные платежеспособные потребности. Вместе с тем, Сэй указывает и на субъективные оценки полезности вещи. Так как в создании полезности принимают участие труд, земля и капитал, то все они и создают стоимость. Общая величина стоимости определяется рынком. Рынок же определяет и долю каждого фактора в стоимости.

· Стоимость складывается из издержек предпринимателя на средства производства (фактор капитал), заработную плату (фактор труд), ренту (фактор земля). Следовательно, стоимость складывается их различных доходов. Доходы же обязаны своим происхождением факторам производства. Заработная плата – результат труда рабочих; предпринимательский доход – результат труда предпринимателей; процент – результат услуг капитала. Таким образом, положено начало теориииспользования факторов производства, которая исходит из предпосылки о необходимости разделять материальное бытие средств производства (то есть субстанцию капитала) и производительную услугу капитала, связанную с производственным использованием средств производства.

Теория доходов. Факторы производства (труд, капитал, земля), оказывают услуги по созданию стоимости и доходов. Труд создает заработную плату (доход рабочих), капитал – прибыль (доход капиталистов), земля – ренту (доход землевладельцев). Если стоимость (следовательно, цена) складывается из доходов, то изменение каждого вида дохода не затрагивает другие доходы, а отражается только на цене, вызывая ее изменение (падение заработной платы вызывает падение цены, не затрагивая другие доходы и т.п.). Таким образом, факторы производства имеют самостоятельное значение в создании доходов соответствующих классов. Отсюда вывод, что в условиях свободной конкуренции достигается гармония классовых интересов.

Теория воспроизводства. Концепция беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, бескризисного экономического роста (закон рынков Сэя) выводится из теории стоимости. Обмен товаров отождествляется с прямым продуктообменом (что вытекает из отождествления стоимости с полезностью). В продуктообмене же каждая сторона является одновременно и продавцом, и покупателем. Следовательно, нет условий для перепроизводства, а отдельные сбои в реализации могут быть объяснены диспропорциями в производстве отдельных товаров. При соблюдении принципов экономического либерализма производство (предложение) порождает адекватное потребление (спрос), то есть производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги реализуются. Таким образом, свободное ценообразование приводит к практически мгновенной рыночной реакции на конъюнктурные изменения и является гарантией саморегулирования экономики: В условиях свободной конкуренции «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. Исключается всякое вмешательств в экономику извне, предполагается минимизация бюрократического аппарата, недопущение протекционизма. Закон рынков Сэя лежал в основе всех концепций реализации вплоть до Великой депрессии. Основные постулаты используются до настоящего времени.

Деньги. Деньги – всего лишь счетные единицы. Совокупный спрос на деньги равен стоимости товаров, подлежащих обмену.

Экономическая мотивация. В отличие от Смита с его «эгоизмом экономического человека» по Сэю эгоизм уже не является решающим мотивом. Круг мотивов широк и его нельзя выразить только на экономическом языке. «Лишь очень немногие люди, довольно твердые в своих убеждениях и независимые по своему материальному положению, действуют только по своим принципам и руководствуются только своими убеждениями. Большинство же следует вопреки своим желаниям, за безрассудной толпой, которая ни над чем не задумываясь, не замечает, что, если удовлетворены заурядные потребности жизни, счастье заключается не в праздных наслаждениях роскоши, а в размеренном пользовании своими физическими и нравственными способностями» («Трактат политической экономии»).

 

Основной вклад Сэя в экономическую теорию:

· разделение курса политической экономии на 3 основных раздела: производство; распределение; потребление.

· выделение роли капитала и предпринимателя в производстве;

· разработка теории факторов производства;

· разработка теории реализации.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ

ЖАН-ШАРЛЬ-ЛЕОНАР СИМОНД ДЕ СИСМОНДИ (1773-1842). «Новые начала политической экономии или о богатстве и его отношении к народонаселению» (1819), «Этюды по политической экономии» (1837).

В центре исследования – проблемы распределения. Сисмонди считал, что именно от распределения зависят производство и потребление.

Основные элементы теории Сисмонди:

· необходимость вмешательства государства в экономику, с целью не допустить превалирования интересов одних классов в ущерб интересам других классов.

· вредность для развития экономической науки чрезмерной абстракции, характерной для классиков.

· классовый метод анализа, в соответствии с которым анализируются социально-экономические отношения;

· деньги не играют самостоятельной роли в общественном производстве и не занимают в нем значительного места;

· отрицание концепции «экономического человека» - каждый, стремясь осуществить свой собственный интерес за счет других, ущемляет интересы других;

· негативная оценка НТП (машины превращаются в бич для бедняков);

· обоснование применения в экономическом анализе не только каузального, но и функционального метода;

· учет в экономическом анализе наряду с экономическими и некоторых неэкономических факторов (религии, воспитания и т.д.).

Теория народонаселения. Сисмонди считал (в отличие от Мальтуса), что бедность способствует росту населения, а не рост населения обусловливает бедность;

Теория доходов. Прибыль и рента – вычет из дохода рабочего. Низкий уровень заработной платы объясняется тем, что: предприниматели занижает заработную плату, пользуясь своим превосходством, и кроме того, использование детского труда снижает заработную плату взрослых;

Теория воспроизводства. Для накопления капитала необходимо наличие третьих лиц. Вследствие внутреннего разорения, они могут появиться только за счет внешней торговли, но только до тех пор, пока мелкотоварное производство существует, а так как по мере развития капитализма, в его орбиту попадают все больше и больше стран, то капитализм нежелателен и невозможен.

Теория кризисов. Кризисы – результат перепроизводства, вызываемого недопотреблением трудящихся. Для нормального экономического развития предпочтительным было бы мелкое производство, устраняющее конкуренцию и обеспечивающее равновесие между производством и потреблением;

Теория реформ. Следует создать условия, ограничивающие конкуренцию. Для этого необходимо:

· возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сельскохозяйственного производства);

· возврат к условиям деятельности ремесленников, замена крупных фабрично-заводских структур множеством самостоятельных мастерских и цехов.

 

Следовательно, согласно концепции Сисмонди, деятельность государства должна быть направлена на создание условий для развития кооперации рабочих. Необходимо введение возрастного ценза для работающих и сокращение продолжительности рабочего дня; введение льготного налогообложения сельских рабочих; внедрение системы социального обеспечения (по болезни, пенсионное и т.д.).

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ

Школа возникла в период объединения германских земель в единое государство (середина XIX в).

Основные идеи, лежащие в основе теорий представителей исторической школы Германии:

· особая роль исторического метода в экономической науке;

· характеристика политической экономии как национальной науки;

· учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических факторов;

· признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума;

· критика классической школы за чрезмерный уровень абстракции при экономическом анализе, абсолютизацию принципа экономического либерализма.

 

Представители исторической школы в принципе отрицали возможность общей экономической теории, возможность существования общих объективных экономических законов. Каждая страна развивается своим неповторимым путем. Поэтому политическая экономия является наукой национальной. Более того, экономические явления в принципе непознаваемы. Политическая экономия может лишь описывать возникновение и развитие этих явлений. Оторванность исторической школы Германии от достигнутых основ экономической теории не позволили ей занять лидирующее место в мировой экономической науке, однако предположение о влиянии на экономику социальных и иных неэкономических факторов использовалось позднее многими исследователями.

 

Основные положения, внесенные в методологию экономической теории:

· Учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды. Представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами. Политическая экономия – не универсальна, а результативность экономических процессов зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов или от факторов социальной среды. Следовательно, ни один закон, ни одна форма производства не могут быть одинаково применимы к различным народам.

· Выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий (для сравнения – у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, а следовательно, чем выше уровень развития производительных сил, тем более развита социальная сфера, в том числе культура и т.п.). Немецкие авторы противопоставили этой каузальной парадигме функциональную. Значение экономических и неэкономических факторов в эволюции хозяйственной жизни рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности. Нередко делается акцент на особую роль именно неэкономических факторов, на уникальный «немецкий национальный дух», на особую роль «арийской расы».

· Определение места и роли неклассовых критериев в исследовании этапов развития общества.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ‑ НАЧАЛА XX ВВ.

Общим для всех концепций данного периода является идеализация свободной конкуренции, вера в саморегулирование рынка, принцип невмешательства государства в экономику. Цель – исследование оптимального режима хозяйствования, определение принципов равновесия хозяйственной системы. Объект исследования – поведение и субъективные мотивы «человека экономического», который всегда стремится максимизировать свою полезность (доход) и минимизировать усилия (затраты). Анализ хозяйственных явлений проводится на уровне отдельной хозяйственной единицы (хозяйствующего субъекта) Используются приемы маржинализма – научного течения, применяющего предельные величины, характеризующие эффект, получаемый от дополнительных единиц потребления или производственного фактора. Стоимость товара определяется полезностью его в оценке потребителя, то есть стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая отношение человека к предметам потребления.

Введен так называемый принцип рационального поведения индивидуума в рыночной экономике. Рациональными считаются действия, которые максимизируют выгоду, причем в соответствии с представлениями о ней самого человека. Сам экономический процесс представляет собой взаимодействие субъектов, действующих в целях оптимизации своего благосостояния. При этом в основу цены потребительских товаров кладутся представления индивидуумов о ценности того или иного блага. Так как мнение о ценности производственных благ у индивидуумов сложиться не может, то цена последних определяется через цену тех предметов потребления и услуг, которые произведены с их помощью.

Марджиналисты ввели в инструментарий экономической теории абстрактного «рационального субъекта» или анонимного господина Некто, который не совпадал с реальным участником экономического процесса и использовался только для построения экономической концепции.

Используется принцип редкости – в основу исследования кладется предположение о фиксированном на каждый данный момент объеме производства того или иного товара и о его ограниченном запасе. Вследствие этого цена товара полностью зависит от спроса, а спрос определяется субъективными мнениями потребителей. В современной экономической теории принцип редкости трансформировался в принцип ограниченности ресурсов.

 

Значение маржинализма для развития экономической теории:

1. В экономическое исследование введен отдельный человек. Предметом исследования становится мотивация его экономического поведения.

2. Разработан научный аппарат, позволяющий изучать условия рыночного равновесия. В научный оборот введен принцип редкости. Приемы исследования психологических мотивов экономического поведения положили начало так называемому анализу ожиданий.

 

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (Субъективно-психологическая школа, Венская школа).

Австрийская школа основана на приемах робинзонады, субъективно-психологической оценке благ и исходит из принципа примата потребления, причем от производства представители этой школы чаще всего абстрагировались. Представители этой школы считали, что политэкономический анализ – идеологические нейтрален, должен представлять собой «чистую теорию». Термин «политическая экономия» был заменен термином «экономикс» (независимо друг от друга Джевонсом и Маршаллом). В центре исследования – проблема рационального распределения ресурсов, соотношение и взаимосвязь спроса и предложения, стоимости и потребительной стоимости, соотношения цен и платежеспособного спроса.

На современном этапе развития экономической теории усилился интерес к достижениям этой школы в связи с изучением закономерностей потребительского спроса, анализом предложения, исследованием рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Теория предельной полезностиразрабатывалась У.Джевонсом, К.Менгером, Л.Вальрасом. Основные выводы этой теории: стоимость нельзя сводить к затратам факторов (ни одного – труда, как в трудовой теории стоимости, ни нескольких – как в теориях факторов производства). Предельная полезность – субъективная оценка, отражающая одновременно интенсивность потребностей и количество благ. Приращение полезности для потребителя при приобретении каждой последующей единицы блага уменьшается. Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая потребителем при переходе от n-ой к n+1-ой единице блага.

 

УИЛЬЯМ СТЕНЛИ ДЖЕВОНС (1835-1882 гг.). «Теория политической экономии» (1871). Автор английского варианта предельной полезности, первой экономико-математической модели определения цены предельной полезностью. Идеи Джевонса положены в основу разработок экономико-математической школы.

Главный фактор, определяющий стоимость – полезность. Понятие полезности основывается на теории наслаждения и страдания. По мере насыщения потребности приятные ощущения убывают. Используется термин «конечная степень полезности». На основе «лестницы убывающей полезности Джевонса» в дальнейшем была сконструирована кривая убывающей полезности.

По классификации Джевонса все материальные блага подразделяются на:

· товары (вещества, действия, услуги, которые приносят наслаждение или предотвращают страдание),

· нетовары (потребление которых не дает ни того, ни другого)

· антитовары (от которых нужно избавиться – например, сточные воды).

 

КАРЛ МЕНГЕР (1841-1921). «Основания политической экономии» (1871), «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1887).

Исходный пункт анализа – соотношение потребностей, рассматриваемые как неудовлетворенные желания и способностями благ удовлетворять эти потребности. Условия превращения вещи в благо:

a) существование какой-либо потребности;

b) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;

c) знание человеком этих потенциальных свойств вещи;

d) обладание вещью, позволяющее использовать эти свойства.

Если величина запаса данной вещи безгранична, она является свободным благом. В противном случае (вещь является редкой) - это экономическое благо.

При этом благо и товар - разные категории. Товар - экономическое благо, предназначенное для продажи.

При ограниченности ресурсов перед человеком возникает проблем наилучшего распределения своих средств для удовлетворения потребностей. Вывод: при постоянстве предложения товара ценность блага зависит от спроса, а изменение спроса – от предельной полезности благ.

 

Субъективная ценность - значение, которое имеет для индивида данное благо. Ценность - это суждение индивида о благе, а не объективное его свойство вещи. Одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами (Таблица Менгера).

Блага

Акты потребления (потребляемые единицы) I II III IV V VI VII VIII IX X
Первый                    
Второй                    
Третий                    
Четвертый                    
Пятый                    
Шестой                    
Седьмой                    
Восьмой                    
Девятый                    
Десятый                    
Одиннадцатый                    

Римские цифры в таблице иллюстрируют конкретные виды благ (чем меньше цифра, тем большую значимость для индивида имеет данное благо), а арабские цифры - числовое значение полезности, которая приносит индивиду конкретная единица блага. Именно оно определяет субъективную ценность блага. Анализ таблицы показывает, что субъективная ценность зависит не только от того, насколько в принципе важно для индивида данное благо, но и от количества единиц этого блага, которые имеются в его распоряжении. Например, предположим, что благо I - зерно, а благо V - вино. Хотя зерно, возможно, более важно для удовлетворения физиологических потребностей индивида, чем вино, но из таблицы видно, что, субъективная ценность вина превысит субъективную ценность зерна, если, например, индивид обладает шестью единицами зерна и только одной единицей вина.

Решая проблему определения ценности производительных благ, Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Первые - это предметы потребления, вторые - средства производства. Ценность благ высшего порядка определяется ценностью (предельной полезностью) благ низшего порядка, выпускаемых с их помощью. Этим положением были заложены основы теории производительных благ, разработанной затем в исследованиях Ф.Визера и Е.Бем-Баверка.

Согласно этой теории, все блага делятся на потребительские (удовлетворяющие личные потребности) и производственные (средства производства и труд). Последние не имеют своей стоимости, так как не удовлетворяют человеческие потребности напрямую, а представляют будущие потребительские блага. Полезность производственных благ определяется полезностью потребительских благ, которые созданы с их помощью.

 

ФРИДРИХ ВИЗЕР (1851-1926 гг.). «Происхождение и основные законы хозяйственной деятельности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926).

Визер сформулировал закон издержек производства – ценность единицы средств производства определяется пользой и ценностью продукта, изготавливаемого с их помощью, причем имеющего предельную (наименьшую) пользу в ряду других продуктов, созданных с использованием этого средства производства. Тем самым учитывалось то обстоятельство (отсутствующее в концепции Менгера), что одно и то же производственное благо может участвовать в изготовлении различных потребительских благ.

 

БЕМ-БАВЕРК ЕВГЕНИЙ (1851-1919 гг.). «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891), «Теория Маркса и ее критика» (1896).

Согласно концепции Бем-Баверка ценность единицы блага определяется полезностью последнего блага (блага, которое удовлетворяет наименее существенную потребность). Именно с этим благом человек склонен расстаться в первую очередь. Цена есть результат столкновения на рынке субъективной оценки продавца и покупателя. Оценка товара покупателем дает максимальную границу цены, а продавцом – минимальную. Рыночная цена определяется субъективными оценками товара двумя предельными парами:

· последний покупатель, согласный купить товар по этой цене и первый продавец из тех, кто может принять участи в обмене;

· наиболее слабый продавец и первый покупатель, кто в данной рыночной ситуации выбывает из обмена.

Беем-Баверк ввел понятие «субституциональная предельная полезность», объясняемое, как было принято исследователями субъективно-психологического направления, на примере (утерянное пальто: предельная полезность этого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, чтобы купить себе новое пальто).

Разработана субъективно-психологическая концепция процента, основанная на разности полезностей настоящих и будущих благ.

Теория процента Бем-Баверка основана на следующих аргументах, доказывающих, что «деньги сегодня» и «деньги завтра» различаются по объему:

а) Люди ожидают увеличения дохода в будущем. Соответственно, они рассчитывают, что в будущем блага будут доступнее, чем в настоящем, а значит, предельная полезность будущих благ меньше, чем предельная полезность настоящих благ. Это и является основанием для процента.

б) Люди склонны недооценивать будущие потребности. Поэтому настоящие блага для них ценнее, чем будущие. Если человек отказывается от текущего потребления, он вправе требовать за это плату.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА)

 

Математическая школа сложилась во 2-ой половине ХIХ в. Экономисты этой школы исходили из необходимости широкого применения в экономических исследованиях математических моделей, вплоть до придания математике решающего значения. Усиление внимания к математическим приемам в изучении экономических процессов – закономерный результат выделения проблемы выбора в качестве центральной в экономических исследованиях. Ранними предшественниками математической школы считаются В.Петти и Р.Контильон. Их разработки были продолжены А.Курно и Г.Г.Госсеном. Следует заметить, что далеко не все экономисты XIX в. считали такой интерес к математике оправданным. Например, ученые австрийской школы были против применения математических методов в экономике, так как считали, что математика на способна установить причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

Представители математической школы – М.Э.Л.Вальрас, В.Парето, У.С.Джевонс, Ф.И.Эджворт, И.Фишер и др. В рамках данной школы разработаны математические приемы анализа экономических процессов, построения моделей экономического равновесия, критерии оптимальности и т.д. В настоящее время математическая школа как отдельное направление не существует, так как влилась в другие направления экономической теории. Математическая экономика существует сейчас как отрасль математики.

 

РИЧАРД КОНТИЛЬОН (1680-1744 гг.). «Опыт о природе торговли вообще» (1755).

В данной работе сделана попытка разработать схему народнохозяйственного воспроизводства. Контильон считал, что источником богатства являются труд и земля. Он являлся сторонником количественной теории денег, рассматривал их как разновидность товара. Рассматривая колебания цены, Контильон пришел к выводу, что отклонения цены от стоимости зависят от спроса и предложения. Анализируя категорию прибыли, он пришел к выводу, что существует различие между прибылью и предпринимательским доходом.

 

АНТУАН ОГЮСТЕН КУРНО (1801-1877). «Исследование математических принципов теории богатства» (1838), «Принципы теории богатства» (1863).

В центре исследований Курно находилась проблема закона спроса. Именно он дал формулировку функции спроса – D=f(P). Однако вывести закон ценообразования ему не удалось. Курно пришел к выводу, что в условиях свободной конкуренции уровень цен регулируется издержками производства, а они, в свою очередь объясняются функциями спроса и предложения, то есть цена объяснялась самой ценой.

 

ЛЕОН ВАЛЬРАС (1834-1910 гг.). «Элементы чистой политической экономии или теория социального богатства» (1874).

Именно Вальрас считается основоположником макроэкономического моделирования и основателем лозаннской школы маржиналистов. Ему принадлежит первая модель равновесия народного хозяйства. Теоретическая модель экономического равновесия предложена в форме системы уравнений, характеризующей функционирование всего народного хозяйства (так называемая статическая модель общего равновесия). Модель основана на микроэкономических показателях, характеризующих поведение отдельных производителей в потребителей, причем для каждого товара было разработано отдельное уравнение.

Модель общего экономического равновесия Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства. Основная проблема – равновесие рынков производства потребительских товаров и рынков факторов производства. Исходные идеи следующие:

1. Основа ценности товара – предельная полезность. Она прямо пропорциональна интенсивности потребности и обратно пропорциональ7а количеству данного продукта. Запасы потребительских благ постоянны. Величина спроса определяется в соответствии со вторым законом Госсена.

2. Определение цен на готовые товары и факторы производства может быть только одновременным (для сравнения – австрийцы считали, что оно – только поочередное).

3. Частичное равновесие (равновесие не отдельных рынках) не тождественно общему равновесию и не определяет его.

4. Рыночная система в принципе способна автоматически достигать равновесия.

В модели Вальраса равновесие достигается, когда отношение предельной полезности товара к его цене становится одинаковым для всех товаров. Для производства вывод трансформируется следующим образом: равновесие достигается, когда достигается равная прибыльность денежной единицы, вложенной в производство предельной единицы каждого товара.

Однако равновесие – это гипотетическое состояние экономики, поскольку существуют процессы, нарушающие это равновесие.

 

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (1848-1923 гг.). «Курс политической экономии» (1896), «Учебник политической экономии» (1906), «Математическая экономика» (1911).

Предмет политической экономии определяется Парето как механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения. Так как все экономические факторы взаимосвязаны, то на основе этих взаимосвязей могут быть построены экономические модели. Парето усовершенствовал модели народнохозяйственного равновесия Вальраса, предложив модели, которые предполагают использование реального статистического материала (хотя приемы агрегирования этого материала им не были разработаны).

Парето ввел в качестве инструмента исследования кривые безразличия, разработанные Эджвортом для устранения психологизма и гедонизма из теории предельной полезности. Именно он предложил заменить критерий максимизации полезности, не поддающийся измерению, оценкой соотношения предпочтений индивида, ввел деление сторонников теории предельной полезности на кардиналистов и ординалистов.

Парето сформулировал принцип оптимальности (понятие максимальной общественной полезности), который затем был положен в основу теории «новой экономики благосостояния», используется в политологических теориях принятия решений и др. «Оптимум Парето» - максимум благосостояния (общественной полезности) достигается при условии, что стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества. Равновесие по Парето (Парето-равновесие) – состояние, которое не позволяет ни одному участнику обмена улучшить свою функцию полезности, не ухудшив одновременно функции полезности других участников (предельные нормы замещения благ равны у всех участников обмена).

 

ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ (1868-1913 гг.). «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности» (1904).

Главная цель данной работы – доказать совместимость трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Дмитриев является сторонников субъективно-психологической оценки ценности товара, но вместе с тем считает, что общественно-необходимые затраты определяются при наихудших условиях, то есть на предприятиях с наивысшими издержками, продукция которых необходима для удовлетворения общественного спроса. Система уравнений Дмитриева – первая попытка вычислить полные затраты на производство товара. Именно он выдвинул идею разработки технологических коэффициентов затрат продукта одной отрасли на производства продукта другой отрасли.

 

Вклад математической школы в развитие экономической науки:

1. Разработаны кривые безразличия.

2. Введены понятия ординальной (порядковой) и кардинальной (количественной) полезности.

3. Разработаны принципы построения экономических моделей, в том числе моделей народнохозяйственного равновесия.

 

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА (Кембриджская школа, Неоклассическое направление).

В рамках этой школы разработаны идеи эластичности спроса и предложения по цене, представительной фирмы как основе для анализа закономерностей предложения и ряд других категорий, активно используемых в современной экономической теории.

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ (1842-1924 гг.). «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923), «Принципы политической экономии» (1890).

Маршалл – создатель и глава Кембриджской школы. Считается, что именно Маршалл положил начало неоклассическому направлению в экономической теории. От разработок Маршалла берут начало современные теории фирмы и теория благосостояния.

Все исследование Маршалла ведется применительно к совершенной конкуренции. Его работы отличаются активным использованием математического аппарата, существенными достижениями в математическом изложении экономических проблем.

Маршалл впервые выделил организацию как особый фактор производства (причем прибыль рассматривается как вознаграждение именно за организацию производства).

Маршалл поставил в центр исследования проблему формирования цен на разных товарных рынках под влиянием взаимодействия спроса и предложения. При этом он доказал, что полезность может играть главную роль в определении цен на протяжении короткого периода времени. В длительном периоде первостепенное значение приобретают издержки производства. Спрос и предложение воздействуют на цены в равной степени. В краткосрочном периоде приоритетно воздействие спроса, так как он более мобилен, чем предложение. В длительной перспективе основной регулятор цены – предложение, так как именно производство определяет движение потребностей в глобальном плане.

Маршалл считал, что необходимо создать синтетическую теорию стоимости на базе различных теорий (являясь при этом принципиальным противником трудовой теории стоимости). Исследование, по его мнению, следует перенести на изучение закономерносте







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.