Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НОРМИРУЕМЫХ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ





 

Как мы уже выяснили, нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. В связи с этим отметим следующее.

На основании п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается доходом от реализации.

При этом при определении доходов в силу положений абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (по этому поводу см. Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310).

 

Например, выручка организации от реализации товаров за отчетный период составила 436 600 руб. (в том числе НДС). Значит, максимальная сумма нормируемых рекламных расходов, которую организация сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за этот отчетный период, составит 3700 руб. ((436 600 руб. - 436 600 руб. x 18/118) x 1%).

 

Пунктом 7 ст. 274 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы налогооблагаемая прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

По этой причине по мере увеличения в течение налогового периода объема выручки меняется и зависящий от него предельный размер нормируемых рекламных расходов, который может признаваться в целях налогообложения.

Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде (п. 44 ст. 270 НК РФ), могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года. Это подтверждает и Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285.

В такой ситуации в бухгалтерском учете организации возникают вычитаемая временная разница, равная сумме сверхнормативных расходов на рекламу, и, соответственно, отложенный налоговый актив (п. п. 8 - 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

 

ПРИМЕР

Признания нормируемых рекламных расходов в целях налогообложения

 

Ситуация

 

В I квартале торговая организация "Гамма" осуществила рекламные расходы, связанные с раздачей потенциальным покупателям пробников парфюмерно-косметической продукции. Расходы организации по приобретению данных пробников составили 23 000 руб., включая НДС 3508 руб. (для удобства расчетов предположим, что организация "Гамма" освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ).

Предположим, что выручка организации от реализации товаров составит:

- по итогам I квартала - 2 150 000 руб.;

- по итогам полугодия - 2 900 000 руб.

Отчетными периодами по налогу на прибыль у организации "Гамма" являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Допустим, что других расходов на рекламу в налоговом периоде у организации не будет.

Необходимо выяснить, в каком порядке понесенные организацией рекламные расходы должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

 

Решение

 

По правилам гл. 25 НК РФ затраты организации, связанные с раздачей потенциальным покупателям пробников парфюмерно-косметической продукции, относятся к нормируемым рекламным расходам.

Чтобы правильно учесть такие затраты при исчислении налога на прибыль, надо рассчитать предельный размер нормируемых рекламных расходов.

 

Отчетный период Сумма выручки, руб. Предельный размер рекламных расходов, руб. Сумма рекламных расходов, признанная в отчетном периоде в целях налогообложения, руб.
I квартал 2 150 000 21 500 (2 150 000 x 1%) 21 500
Полугодие 2 900 000 29 000 (2 900 000 x 1%) 1 500 (23 000 - 21 500)
Итого за полугодие 2 900 000 29 000 23 000

 

В бухгалтерском учете соответствующие операции организация "Гамма" может отразить следующим образом.

 

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Оприходованы пробники парфюмерно-косметической продукции в качестве рекламных материалов (23 000 - 3508) 10, субсчет "Реклам- ные ма- териалы"   19 492 Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер
Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком     3 508 Счет-фактура
Сумма НДС включена в стоимость рекламных материалов 10, субсчет "Реклам- ные ма- териалы"   3 508 Счет-фактура, Бухгалтерская справка
Списана стоимость рекламных материалов   10, субсчет "Реклам- ные ма- териалы" 23 000 Требование- накладная
По состоянию на 31 марта
Признан отложенный налоговый актив ((23 000 - 21 500) x 20%)       Бухгалтерская справка-расчет
По состоянию на 30 июня
Отражено погашение отложенного налогового актива       Бухгалтерская справка-расчет

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

 

В этом разделе мы рассмотрим практические ситуации, связанные с рекламными расходами, которые вызывают у налогоплательщиков наибольшие затруднения.

 

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА

 

Выше мы уже выяснили, что при исчислении налога на прибыль расходы организации на наружную рекламу учитываются без каких-либо ограничений.

Теперь необходимо определиться с вопросом о том, какая именно реклама признается наружной. Для этого обратимся к тексту Закона "О рекламе".

В соответствии со ст. 19 Закона "О рекламе" к наружной рекламе относится реклама, которая распространяется с использованием:

- щитов;

- стендов;

- строительных сеток;

- перетяжек;

- электронных табло;

- воздушных шаров;

- аэростатов;

- иных рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках общественного транспорта.

Таким образом, наружная реклама - это реклама, которая распространяется при помощи различных рекламных конструкций.

Распространять наружную рекламу организация может самостоятельно либо приобретая услуги третьих лиц (например, рекламных агентств).

При этом если в первом случае для размещения наружной рекламы вы используете приобретенную или изготовленную собственными силами рекламную конструкцию, то порядок налогового учета рекламных расходов зависит, прежде всего, от стоимости и срока полезного использования такой конструкции.

Предположим, что организация заказала специализированной фирме изготовление и установку электрифицированного рекламного щита. Стоимость подрядных работ без учета НДС превысила 40 000 руб., а срок полезного использования рекламного щита установлен более 12 месяцев.

 

Примечание

До 1 января 2011 г. для признания актива амортизируемым имуществом (в том числе объектом основных средств) его стоимость должна была превышать 20 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ, п. п. 19, 20 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

 

Рекламный щит с такими характеристиками подпадает под определение амортизируемого имущества, приведенное в п. 1 ст. 256 НК РФ. А стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации. Значит, в данном случае в состав рекламных расходов организация должна включать сумму начисленной амортизации.

В бухгалтерском учете, в случае если организация не признает данный актив в составе МПЗ (ПБУ 5/01, п. 5 ПБУ 6/01), соответствующие операции могут отражаться следующими записями:

Дт 08 - Кт 60 - отражена стоимость работ по изготовлению и установке рекламного щита;

Дт 19 - Кт 60 - отражена сумма НДС, предъявленная подрядчиком;

Дт 01 - Кт 08 - рекламный щит принят к учету в составе основных средств;

Дт 68 - Кт 19 - принята к вычету сумма НДС, предъявленная подрядчиком;

Дт 60 - Кт 51 - оплачена подрядчику стоимость работ по изготовлению и установке рекламного щита;

Дт 44 - Кт 02 - начислена амортизация по рекламному щиту.

Отметим, что подобного подхода к решению данного вопроса придерживаются контролирующие органы (см., например, Письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821, УМНС России по г. Москве от 25.08.2003 N 26-12/46254).

А вот арбитражные суды высказывают и другую точку зрения по этой проблеме. Например, ФАС Уральского округа указывает следующее. Такие объекты являются не основными средствами, а носителями рекламной информации, поскольку формируют и поддерживают интерес к юридическому лицу. Срок использования рекламной информации зависит не от материала и конструкции этого носителя, а от стабильности потребительского спроса на продукцию, производимую налогоплательщиком. Поэтому затраты на изготовление таких вывесок и плакатов относятся к расходам на рекламу (Постановления ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2, от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3, от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК). При этом ФАС Северо-Западного округа отметил, что налогоплательщик вправе выбирать способ учета затрат, в равной степени относимых к разным группам расходов в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ (Постановление от 18.01.2010 N А05-8466/2009).

 

Примечание

Дополнительно о практике арбитражных судов по данному вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

Приведенные аргументы могут помочь тем организациям, которые не разделяют точку зрения контролирующих органов о порядке учета дорогостоящих рекламных конструкций и считают правильным признавать их стоимость в целях налогообложения единовременно. Как видим, вероятность отстоять в суде такую позицию существует.

Если та или иная рекламная конструкция по своим характеристикам не соответствует понятию амортизируемого имущества, то в состав рекламных расходов включается стоимость ее приобретения (создания).

При этом если в бухгалтерском учете такая конструкция не является объектом основных средств, то ее стоимость отражается на счете 10 "Материалы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Нередко для размещения наружной рекламы организации используют также рекламные конструкции, которые получены ими по договору аренды.

В таком случае рекламные расходы формируются за счет суммы арендных платежей, уплачиваемых организацией арендатору за пользование рекламной конструкцией.

Вышеприведенную информацию можно представить в виде таблицы, которая отражает особенности формирования расходов на наружную рекламу в зависимости от того, какая рекламная конструкция для этих целей используется.

 

Рекламная конструкция, на которой размещается реклама Что включается в состав рекламных расходов
- признается амортизируемым имуществом сумма амортизационных отчислений, накопленная за отчетный (налоговый) период
- не признается амортизируемым имуществом стоимость приобретения (создания) рекламной конструкции (включается в состав расходов единовременно)
- получена организацией в аренду сумма арендных платежей за отчетный (налоговый) период

 

Если для размещения наружной рекламы организация приобретает услуги третьих лиц, то сумма рекламных расходов определяется как стоимость приобретенных рекламных услуг.

В бухгалтерском учете в таком случае могут быть сделаны следующие записи:

Дт 44 - Кт 60 - отражена стоимость рекламных услуг;

Дт 19 - Кт 60 - отражена сумма НДС, предъявленная к оплате исполнителем;

Дт 68 - Кт 19 - принята к вычету сумма НДС, исчисленная со стоимости рекламных услуг;

Дт 60 - Кт 51 - произведена оплата рекламных услуг.

 

РЕКЛАМА НА ТРАНСПОРТЕ

 

Применительно к данному виду рекламы отметим, прежде всего, вот какой момент.

Нередко рекламу на транспорте отождествляют с наружной рекламой. Хотя это не вполне корректно. Дело в том, что законодательство о рекламе рассматривает рекламу на транспортных средствах и с их использованием как самостоятельный способ распространения рекламы (ст. 20 Закона "О рекламе").

А это значит, что в целях налогообложения прибыли затраты, связанные с рекламой на транспорте, относятся к расходам на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Следовательно, расходы на рекламу, размещаемую на транспортных средствах, являются нормируемыми и при исчислении налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (по этому поводу см. Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334).

Еще один вопрос, на который мы хотели обратить ваше внимание, заключается в следующем.

Сегодня уже ни у кого не вызывает удивления автомобиль, который раскрашен в фирменные цвета компании и (или) на который нанесен логотип или другая подобная символика организации. Такой автомобиль, помимо своей основной функции как средства передвижения, выполняет также роль носителя рекламной информации.

В данной ситуации у организации может возникнуть вопрос, является ли подобное усовершенствование автомобиля его модернизацией.

В п. 1 Письма от 30.12.2005 N 03-03-04/2/148 Минфин России развеял сомнения налогоплательщиков по поводу квалификации затрат на подобные изменения внешнего вида автомобиля. Так, по мнению главного финансового ведомства страны, такие затраты не являются расходами на модернизацию и, следовательно, не могут увеличивать первоначальную стоимость автомобиля. Их следует считать рекламными расходами и учитывать в целях налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации.

Имейте в виду, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещено (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 39 Закона "О рекламе").

 

РЕКЛАМА В СМИ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.