Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Почему эта брошюра необходима?





Мы то и дело читаем в газетах и журналах о детях, видим их на экранах телевизоров, слышим о них по радио, но, как правило, говорят при этом не они сами, а о них. Таким образом, мы узнаем, что думают взрослые о детях, а не они сами о себе.

Случается, что метод освещения СМИ критических или кризисных состояний в обществе вызывает у нас недовольство. Ибо, идя по линии наименьшего сопротивления, СМИ в подобных случаях показывают детей лишь жертвами войны, нищеты или эксплуатации. Очень редко удается услышать или прочитать собственные высказывания детей; они предстают перед читателями или зрителями бессловесными страдальцами. А между тем нам известно - со слов самих же детей, - что даже те из них, кто обитает на самом дне, не лишены чувства гордости и собственного достоинства, а также своего взгляда на мир. Дети говорят, что навязанная им роль жертв, и только жертв, им претит - это их унижает и создает искаженное представление о них. Будь мы, взрослые, на их месте, большинству из нас это тоже было бы не по душе.

Но только критиковать работу журналистов явно недостаточно. Необходимо выявлять их промахи и изыскивать реальные пути их устранения.

Наиболее простой способ дать детям возможность высказывать свою точку зрения - это интервью с ними. Для этой цели можно обратиться к помощи изобразительного искусства, драмы, песни и прочих жанров. Не ограничивайтесь беседой со взрослыми, - говоря о проблемах, волнующих или просто интересующих детей, не забывайте вовлекать их в нее. Дети составляют около половины населения земного шара и видят все, что происходит вокруг них. Большинство взрослых удивляются тому, как много знают и понимают дети.

Принято считать, что работать с детьми не только трудно, но порой и опасно. Существует даже такая присказка – «Никогда не работай с детьми и животными». И тому, кто при попытке взять интервью у детей, натолкнется на ледяное молчание, открытую враждебность или смущенное хихиканье, может показаться, что в ней есть доля истины. Задача этой брошюры в том и состоит, чтобы доказать - интервьюировать детей можно, и даже весьма успешно, надо лишь немного к этому подготовиться и постараться их понять. И тогда работа с ними может оказаться захватывающе интересной и благодарной. Наша цель - помочь вам найти путь к детям, чтобы работать с ними было не только легко, но и приятно.

 

С чего начинать

Попытайтесь поймать голоса детей в передачах новостей по радио и телевидению.

Подумайте, правильно ли они использованы. Часто ли доводится слышать высказывания детей о том, что они думают и чувствуют?

Сопоставьте впечатления от высказываний взрослых о детях и самих детей о себе.

 

Чего избегать

При изображении детей СМИ обычно применяют одни и те же избитые приемы. Как известно, мы все в той или иной мере прибегаем к набившим оскомину стандартам, но уж когда речь заходит о детях, взрослые просто не могут обойтись без штампов. Словно раз и навсегда найденные формулы наилучшим образом характеризуют детей и отступать от них нет смысла. Применение их время от времени, конечно, вполне допустимо, но злоупотреблять ими не стоит, так как в результате создаются совершенно искаженные образы детей. А эти стереотипы прочно оседают в сознании взрослых. И, как часто жалуются дети, воздействуют на представления окружающих о них. Родители, утверждают дети, подчас больше верят версиям СМИ, чем своему опыту общения с живыми детьми. Что, естественно, оборачивается пагубными последствиями.

Собираясь применить очередной штамп, касающийся детей, задумайтесь, не примелькался ли он вашим читателям, слушателям или зрителям? СМИ склонны делить детей на четко разграниченные категории - ангелов, невинных страдальцев и отважных маленьких мучеников, с одной стороны, и на неслухов, грубиянов, сорванцов, задир и даже малолетних правонарушителей - с другой. Не замечали ли вы, что слова «молодежь» и «молодые люди» в применении СМИ почти всегда получают уничижительный оттенок? Они воспринимаются как синонимы беспорядков. Чернокожие дети, живущие в Соединенном Королевстве, утверждают, что СМИ неизбежно изображают их в самых мрачных тонах. А дети с ограниченными возможностями жалуются на то, что их показывают существами, не похожими на других людей, странными и жалкими. И суть рассказов о них неизменно одна и та же – «они побеждают трагедию». Подумайте об отечественных штампах, касающихся детей: дети-цыгане – обязательно хулиганы, уличные воришки; дети, больные раком, – невинные мученики, мечтающие исключительно о билете в цирк; дети-вундеркинды – миниатюрные взрослые.

Мы опросили детей, выясняя, что они думают о том, как их изображают СМИ. Вот их ответы.

 

Детям не нравится, что

· их серьезные высказывания подаются как веселые или шутливые (что вызывает смех у взрослых, но не у детей);

· в материал СМИ для придания ему интереса включают «необычайно умного ребенка»;

· СМИ злоупотребляют фотоснимками и жизнеописаниями детей в бедственном положении, чтобы разжалобить публику. Это не повышает ее уважения к детям и чувства собственного достоинства у последних;

· СМИ относятся к детям покровительственно и употребляют по отношению к ним снисходительный тон;

· взрослые говорят от имени детей даже в тех случаях, когда те лучше осведомлены в обсуждаемом вопросе;

· детей заставляют выступать как дрессированных животных в цирке;

· взрослые демонстрируют невежество детей;

· взрослые вкладывают в уста детей слова, которые те должны произнести, или перебивают их;

· детей изображают пассивными вопреки действительности;

· всех детей смешивают в одну проблемную группу под названием «молодежь».

 

Чему мы хотим способствовать публикацией этой брошюры?

Детям, как и всем нам, хочется, чтобы к ним относились с уважением и пониманием. Не будучи взрослыми, они порой нуждаются в особой помощи и защите. Но относятся к тому же виду живых существ, что и мы, взрослые, и на многое реагируют таким же образом.

Попытайтесь поставить себя на их место и задайте себе вопрос, каким вам хотелось бы видеть отношение взрослых к детям.

Дети хотят, чтобы

· им предоставляли возможность самим, без вмешательства взрослых, говорить о себе;

· к ним относились как к равным, как к представителям рода человеческого, каковыми являемся мы все;

· интересовались их мнением о материалах, появляющихся в СМИ;

· пользуясь каналами СМИ, они могли беспрепятственно беседовать со взрослыми и другими детьми;

· в них видели личности со своими мыслями, увлечениями и заботами;

· ценили их опыт - ведь, несмотря на малолетний возраст, они уже много знают о жизни;

· они могли быть сами собой, а не тем, кем их хотят видеть окружающие;

· к их суждениям относились серьезно.

 

 

Уметь слышать детей

При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Случается, что ребенку есть что рассказать - но зачем ему стараться, если собеседник его не слышит? А дети прекрасно это улавливают и никогда не станут лезть из кожи вон перед человеком, который не умеет их слушать. Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.

Во время проводившихся нами опросов детей мы поразительно часто слышали такие замечания: «Впервые нас спрашивают, что мы думаем». А одна необычайно развитая и умная девочка 10 лет от роду, живущая в Северной Ирландии, сказала: «Я никогда никому не говорила, как отношусь к столкновениям в Белфасте. Ничего хорошего, думаю, от них не будет, но навряд ли кто-нибудь станет прислушиваться к словам детей». Почему же никто не предоставил ей возможности сказать об этом раньше?

А много ли вы видели репортажей, которые рассказывают о взглядах детей на войну в Чечне. А ведь они – не только полноценные граждане страны уже сегодня, но и завтрашние призывники, избиратели и налогоплательщики.

 

Начать с себя самого

А вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах?

Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их?

Вам нравятся дети? Вы любите общаться с ними?

Способны ли вы воспринимать детей серьезно, как людей с присущими им мыслями и чувствами?

Способны ли вы спросить у детей, что следует сделать, чтобы решить обсуждаемую проблему?

Способны ли вы согласиться с тем, что кое о чем дети осведомлены лучше вас, и не испугаться?

Способны ли вы смириться с тем, что беседа с детьми может опровергнуть ваше предвзятое мнение?

Если сомневаетесь в правомерности этих вопросов или некоторых из них, попытайтесь вспомнить собственное детство. Относились ли к вам взрослые серьезно? Если да, то что вы при этом испытывали? Почему с некоторыми из взрослых вы не чувствовали себя скованно и разговаривали с ними непринужденно? Обладали ли они какими-то особыми достоинствами?

Необходимо отдавать себе отчет в том, какие у вас есть сильные и слабые стороны, ибо они играют важную роль в процессе общения с детьми. И дети чуют их на расстоянии.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.