Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Издание второе, существенно исправленное и дополненное, 1998





КАК ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ ДЕТЕЙ

руководство для журналистов и других

 

 

Сара МакКрэм и Лотт Хью

перевод с английского Розалии Солодовник

адаптация для российской аудитории Маши Гессен

 

 

"Save the Children"

Издание второе, существенно исправленное и дополненное, 1998

Перевод и адаптация

Москва, 2000

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение стр.00

Подготовка интервью стр.00

Интервью стр.00

Завершение интервью стр.00

После интервью стр.00

Обязанности интервьюеров перед детьми стр.00

Конвенция ООН о правах ребенка стр.00

Выдержки из свода правил Комиссии

по рассмотрению жалоб на СМИ стр.00


Введение ко второму изданию

«Кое-какие журналы для детей издаются, но пишут в них взрослые и они полны глупостей».

«Им кажется, что мы сами не знаем, о чем говорим, но это не так. Учителя и другие взрослые, да все кому не лень, без конца дают интервью, как же нам не удивляться, что нас, детей, никогда не интервьюируют?»

Вниманию читателей предлагается второе, исправленное издание брошюры, впервые изданной вместе с кассетой в 1994 г. Авторы замышляли ее как пособие для журналистов, готовящихся интервьюировать детей или писать о них. Но она может оказаться полезной любому, кто собирается интервьюировать детей или просто получить от них какие-либо сведения - социальному работнику, представителю администрации, учителю, писателю. В этом издании больше внимания уделено вопросам этики, необходимости соблюдать конфиденциальность и работе с фотографами.

Говоря о детях, мы подразумеваем и подростков, но не будем всякий раз это оговаривать. Удобства ради мы употребляем слова «ребенок» и «дети» применительно ко всем возрастным категориям до 18 лет включительно. Хотя подростки предпочитают, чтобы их называли «молодые люди».

Журналист как никто иной способен помочь нам понять детей - ведь средства массовой информации уделяют им очень много внимания. Его долг - изображать детей правдиво, без предубеждения. Между тем стиль его работы и ее плоды, несомненно, сильно зависят от того, какой заказ он выполняет. И сплошь да рядом бывает так, что журналист думает не о детях, а о том, чтобы сделать хороший репортаж. Понимая это, мы, тем не менее, надеемся, что журналисты прислушаются к нашим рекомендациям и станут применять их на практике.

Журналисты находятся в постоянном поиске чего-то нового, необычного, отличающегося от общепринятой точки зрения. Это, как подсказывает наш опыт общения с детьми, можно найти среди них. Мы убедились в числе прочего в том, что, проводя много времени с детьми, беседуя с ними и прислушиваясь к их словам, можно узнать поразительно много совершенно неожиданного. У них свой свежий взгляд на мир и на порядки в нем. Вызывать детей на откровенность - дело нелегкое, но стоящее. Наше пособие должно облегчить общение с ними.

Ребенок, которого журналисту удалось вовлечь в разговор, гордится этим, его чувство собственного достоинства возрастает. А журналист, выслушивающий его точку зрения и излагающий ее впоследствии в СМИ, как бы отказывается от частички чувства превосходства, присущего всем взрослым. Ведь мы так часто склонны заглушать или корректировать голоса детей! Следует восстановить равновесие между нами и детьми. То, что дети высказываются, уже само по себе есть проявление силы; мы же, выслушивая их, проявляем уважение к говорящему.

Первое издание было подготовлено на основании опыта общения с детьми из Барбадоса, Канады, Англии, Израиля, Намибии, Северной Ирландии и Румынии, их высказывания, записанные на пленку, воспроизведены в тексте брошюры. Данное издание мы дополнили материалами Бюро новостей о детях «Чилдренс Экспресс», находящегося в Ньюкасле (Великобритания), которое организация «Save the Children (Спасите детей)» поддерживает материально. Цитируются высказывания детей о том, чего они ожидают от СМИ, какие интервью предпочли бы давать и что для них легче.

 

Почему эта брошюра необходима?

Мы то и дело читаем в газетах и журналах о детях, видим их на экранах телевизоров, слышим о них по радио, но, как правило, говорят при этом не они сами, а о них. Таким образом, мы узнаем, что думают взрослые о детях, а не они сами о себе.

Случается, что метод освещения СМИ критических или кризисных состояний в обществе вызывает у нас недовольство. Ибо, идя по линии наименьшего сопротивления, СМИ в подобных случаях показывают детей лишь жертвами войны, нищеты или эксплуатации. Очень редко удается услышать или прочитать собственные высказывания детей; они предстают перед читателями или зрителями бессловесными страдальцами. А между тем нам известно - со слов самих же детей, - что даже те из них, кто обитает на самом дне, не лишены чувства гордости и собственного достоинства, а также своего взгляда на мир. Дети говорят, что навязанная им роль жертв, и только жертв, им претит - это их унижает и создает искаженное представление о них. Будь мы, взрослые, на их месте, большинству из нас это тоже было бы не по душе.

Но только критиковать работу журналистов явно недостаточно. Необходимо выявлять их промахи и изыскивать реальные пути их устранения.

Наиболее простой способ дать детям возможность высказывать свою точку зрения - это интервью с ними. Для этой цели можно обратиться к помощи изобразительного искусства, драмы, песни и прочих жанров. Не ограничивайтесь беседой со взрослыми, - говоря о проблемах, волнующих или просто интересующих детей, не забывайте вовлекать их в нее. Дети составляют около половины населения земного шара и видят все, что происходит вокруг них. Большинство взрослых удивляются тому, как много знают и понимают дети.

Принято считать, что работать с детьми не только трудно, но порой и опасно. Существует даже такая присказка – «Никогда не работай с детьми и животными». И тому, кто при попытке взять интервью у детей, натолкнется на ледяное молчание, открытую враждебность или смущенное хихиканье, может показаться, что в ней есть доля истины. Задача этой брошюры в том и состоит, чтобы доказать - интервьюировать детей можно, и даже весьма успешно, надо лишь немного к этому подготовиться и постараться их понять. И тогда работа с ними может оказаться захватывающе интересной и благодарной. Наша цель - помочь вам найти путь к детям, чтобы работать с ними было не только легко, но и приятно.

 

С чего начинать

Попытайтесь поймать голоса детей в передачах новостей по радио и телевидению.

Подумайте, правильно ли они использованы. Часто ли доводится слышать высказывания детей о том, что они думают и чувствуют?

Сопоставьте впечатления от высказываний взрослых о детях и самих детей о себе.

 

Чего избегать

При изображении детей СМИ обычно применяют одни и те же избитые приемы. Как известно, мы все в той или иной мере прибегаем к набившим оскомину стандартам, но уж когда речь заходит о детях, взрослые просто не могут обойтись без штампов. Словно раз и навсегда найденные формулы наилучшим образом характеризуют детей и отступать от них нет смысла. Применение их время от времени, конечно, вполне допустимо, но злоупотреблять ими не стоит, так как в результате создаются совершенно искаженные образы детей. А эти стереотипы прочно оседают в сознании взрослых. И, как часто жалуются дети, воздействуют на представления окружающих о них. Родители, утверждают дети, подчас больше верят версиям СМИ, чем своему опыту общения с живыми детьми. Что, естественно, оборачивается пагубными последствиями.

Собираясь применить очередной штамп, касающийся детей, задумайтесь, не примелькался ли он вашим читателям, слушателям или зрителям? СМИ склонны делить детей на четко разграниченные категории - ангелов, невинных страдальцев и отважных маленьких мучеников, с одной стороны, и на неслухов, грубиянов, сорванцов, задир и даже малолетних правонарушителей - с другой. Не замечали ли вы, что слова «молодежь» и «молодые люди» в применении СМИ почти всегда получают уничижительный оттенок? Они воспринимаются как синонимы беспорядков. Чернокожие дети, живущие в Соединенном Королевстве, утверждают, что СМИ неизбежно изображают их в самых мрачных тонах. А дети с ограниченными возможностями жалуются на то, что их показывают существами, не похожими на других людей, странными и жалкими. И суть рассказов о них неизменно одна и та же – «они побеждают трагедию». Подумайте об отечественных штампах, касающихся детей: дети-цыгане – обязательно хулиганы, уличные воришки; дети, больные раком, – невинные мученики, мечтающие исключительно о билете в цирк; дети-вундеркинды – миниатюрные взрослые.

Мы опросили детей, выясняя, что они думают о том, как их изображают СМИ. Вот их ответы.

 

Детям не нравится, что

· их серьезные высказывания подаются как веселые или шутливые (что вызывает смех у взрослых, но не у детей);

· в материал СМИ для придания ему интереса включают «необычайно умного ребенка»;

· СМИ злоупотребляют фотоснимками и жизнеописаниями детей в бедственном положении, чтобы разжалобить публику. Это не повышает ее уважения к детям и чувства собственного достоинства у последних;

· СМИ относятся к детям покровительственно и употребляют по отношению к ним снисходительный тон;

· взрослые говорят от имени детей даже в тех случаях, когда те лучше осведомлены в обсуждаемом вопросе;

· детей заставляют выступать как дрессированных животных в цирке;

· взрослые демонстрируют невежество детей;

· взрослые вкладывают в уста детей слова, которые те должны произнести, или перебивают их;

· детей изображают пассивными вопреки действительности;

· всех детей смешивают в одну проблемную группу под названием «молодежь».

 

Дети хотят, чтобы

· им предоставляли возможность самим, без вмешательства взрослых, говорить о себе;

· к ним относились как к равным, как к представителям рода человеческого, каковыми являемся мы все;

· интересовались их мнением о материалах, появляющихся в СМИ;

· пользуясь каналами СМИ, они могли беспрепятственно беседовать со взрослыми и другими детьми;

· в них видели личности со своими мыслями, увлечениями и заботами;

· ценили их опыт - ведь, несмотря на малолетний возраст, они уже много знают о жизни;

· они могли быть сами собой, а не тем, кем их хотят видеть окружающие;

· к их суждениям относились серьезно.

 

 

Уметь слышать детей

При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Случается, что ребенку есть что рассказать - но зачем ему стараться, если собеседник его не слышит? А дети прекрасно это улавливают и никогда не станут лезть из кожи вон перед человеком, который не умеет их слушать. Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.

Во время проводившихся нами опросов детей мы поразительно часто слышали такие замечания: «Впервые нас спрашивают, что мы думаем». А одна необычайно развитая и умная девочка 10 лет от роду, живущая в Северной Ирландии, сказала: «Я никогда никому не говорила, как отношусь к столкновениям в Белфасте. Ничего хорошего, думаю, от них не будет, но навряд ли кто-нибудь станет прислушиваться к словам детей». Почему же никто не предоставил ей возможности сказать об этом раньше?

А много ли вы видели репортажей, которые рассказывают о взглядах детей на войну в Чечне. А ведь они – не только полноценные граждане страны уже сегодня, но и завтрашние призывники, избиратели и налогоплательщики.

 

Начать с себя самого

А вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах?

Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их?

Вам нравятся дети? Вы любите общаться с ними?

Способны ли вы воспринимать детей серьезно, как людей с присущими им мыслями и чувствами?

Способны ли вы спросить у детей, что следует сделать, чтобы решить обсуждаемую проблему?

Способны ли вы согласиться с тем, что кое о чем дети осведомлены лучше вас, и не испугаться?

Способны ли вы смириться с тем, что беседа с детьми может опровергнуть ваше предвзятое мнение?

Если сомневаетесь в правомерности этих вопросов или некоторых из них, попытайтесь вспомнить собственное детство. Относились ли к вам взрослые серьезно? Если да, то что вы при этом испытывали? Почему с некоторыми из взрослых вы не чувствовали себя скованно и разговаривали с ними непринужденно? Обладали ли они какими-то особыми достоинствами?

Необходимо отдавать себе отчет в том, какие у вас есть сильные и слабые стороны, ибо они играют важную роль в процессе общения с детьми. И дети чуют их на расстоянии.

 

Подготовка интервью

«Мне кажется, что журналисту, собирающемуся говорить о детях, прежде всего следует встретиться с ними и выяснить, как они к этому относятся».

«Они уверены, что мы в политике ничего не смыслим. Стоит тебе что-нибудь сказать о политике, как тут же тебя обрывают: «Оставь, ты сам не знаешь, что несешь».

Для успеха дела к интервью следует немного подготовиться. Это не означает, что надо заранее запланировать его содержание и продолжительность, тем более что чем дольше оно длится, тем лучше.

А вот собрать хотя бы основные сведения о месте и обстоятельствах жизни ребенка весьма полезно. Дети, как и взрослые, недолюбливают невежественных посетителей, которые попусту тратят время на бессмысленные вопросы. Ведь в предвидении встречи со взрослым вы изучаете газетные вырезки или иным образом знакомитесь с реалиями его жизни, так почему бы не поступить так же в случае с ребенком?

 

 

Советуйтесь с детьми

Собирая материал для статьи, очерка, программы или обзора, привлеките себе в помощь детей. Постарайтесь выяснить, какие вопросы представляются им важными, кто из детей может участвовать в вашей работе или дать интервью, где и когда можно отыскать подходящих для вашей цели детей и т.д., то есть ведите себя точно так же, как перед любым другим интервью. Между тем журналисты, даже готовясь к встрече с детьми, часто ограничиваются предварительными беседами только со взрослыми.

 

Правильно выберите тему

Детей интересует многое - не только поп-музыка, мода, игры и прочие развлечения. К вашему удивлению, они могут предложить для обсуждения очень серьезные темы. Поскольку дети, как, впрочем, и взрослые, охотнее всего рассуждают об интересующих их материалах, вам придется изыскать для интервью нечто среднее между вашими замыслами и их пожеланиями. Впрочем, это то же самое, к чему вы должны быть готовы, когда идете на интервью со взрослым: разговор может уйти в совсем иное русло, чем вы ожидаете, и тогда следует проявить гибкость.

 

Какие дети?

У всех детей есть голос, все имеют право высказываться, но тем из них, кто находится на крайних полюсах - очень привилегированным и высокоодаренным, с одной стороны, обделенным и страждущим - с другой, - СМИ уделяют непропорционально много внимания. Это несправедливо по отношению к прочим детям и сказывается на качестве публикуемых материалов, так как источником наиболее интересной и необычной информации порой являются самые заурядные дети.

Старайтесь по возможности привлекать для участия в интервью равное число мальчиков и девочек. Необходимо также соблюдать паритет между детьми разных национальностей (особенно в регионах, где межнациональные отношения обострены), между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми, детьми, принадлежащими к различным социоэкономическим группам. Список можно продолжить. Но им, естественно, следует руководствоваться лишь там, где имеются подобные категории населения.

Эта рекомендация продиктована не политическими соображениями, а опасением того, что, игнорируя некоторые слои детского населения, можно лишиться весьма ценной информации и захватывающих историй. Если же вы вовлечете в группу для интервьюирования детей с различными судьбами и вам удастся их «раскрутить», между ними может разгореться горячий спор. Не забывайте и о возрастных различиях. Малышам часто есть что рассказать, но их труднее разговорить. Особого терпения требуют дети до 10 лет, склонные отвечать односложно на вопросы взрослых. Попросите их рассказать о чем-нибудь, связанным с вашей темой, затем будет легче подобраться к вопросам.

Если вас интересует определенное событие или частный вопрос, постарайтесь найти детей, имевших к нему непосредственное отношение.

 

Где их отыскать?

Обратитесь в молодежные клубы, религиозные объединения, детские центры, неправительственные организации и другие местные учреждения с просьбой помочь подобрать подходящую группу детей. Посоветуйтесь с общественными деятелями, учителями, родителями, спортивными тренерами и другими людьми, систематически работающими с детьми. Казалось бы, проще всего обратиться в школы, но это связано со специфическими сложностями. (см. «Работа со школой»)

 

Запаситесь разрешением

Пытаясь получить разрешение на интервью с ребенком и урегулировать проблемы, связанные с конфиденциальностью, вы должны учитывать не только волю родителей или опекунов, но и пожелания и права детей. Их интересы и пожелания стоят для вас на первом месте, ибо дети имеют право говорить о себе, а взрослые затыкать им рот права не имеют.

Эта проблема приобретает особую остроту, когда вы собираетесь интервьюировать малолеток, находящихся, к примеру, под опекой властей. (Бывает, что они живут на улице, но официально числятся под опекой). Или юных правонарушителей из соответствующего исправительного заведения, «детей полка» - одним словом, всех тех детей, чье «начальство» может в интересах безопасности запретить брать интервью у ребенка и предложит взамен услуги третьего лица.

Какие бы препоны ни строили взрослые – или, наоборот, как бы радостно они ни шли вам на встречу, - мы рекомендуем спрашивать детей, чего они хотят. Желают ли, чтобы вы с ними побеседовали, а затем воспроизвели в СМИ их слова? По возможности объясните им, какими возможными осложнениями это чревато. И какие последствия может иметь их интервью. В случае с детьми, плохо представляющими себе, что такое СМИ, это - задача не из легких. Но обычно дети все хорошо понимают, и если им ваше предложение не по душе, не стесняются сказать «нет». Предоставьте ребенку самому решать, хочет ли он, чтобы его цитировали.

Наш опыт подсказывает, что взрослые (особенно официальные лица) часто стараются отстранить детей от интервью, опасаясь, как бы те не выставили их в дурном свете или не сказали вообще чего-нибудь, не выгодного им. При этом взрослые выдвигают довод, ставший уже классическим, - дети, мол, ранимы, их необходимо защитить. С подобной унизительной снисходительностью прежде говорили о женщинах.

 

Этика работы с детьми

Подобно благотворительным и прочим организациям, имеющим дело с детьми, мы вынуждены придерживаться очень строгих принципов. Они касаются таких проблем, как разоблачения, конфиденциальность, защита ребенка, с которыми повседневно приходится сталкиваться журналистам и прочим интервьюерам.

Общаясь с ребенком, взрослый профессионал, какую бы цель он при этом ни преследовал, - взять интервью, получить информацию, сделать фотоснимок, - обязан ставить превыше всего интересы ребенка и лишь на второе место - свою цель.

Никогда не ставьте детей в положение, сопряженное с увеличением риска для них, а впоследствии - с возможностью эксплуатации или преступления против них.

Рост во всем мире преступлений против детей возлагает особые обязательства на лиц, непосредственно взаимодействующих с ними. Наш долг - заботиться о защите детей, оберегать их от возможных преступлений.

Интервьюируя ребенка наедине, вы, возможно, и получите ценнейшие сведения для издания, но не поставит ли это вашего информанта в рискованное положение? Каждому взрослому, приступающему к работе с детьми, следует сопоставить приносимую ею пользу с возможным увеличением риска для них и сделать для себя соответствующие выводы. Точно так же, узнав в ходе интервью, что существует некая угроза жизни или благополучию ребенка, вы обязаны принять необходимые меры. В отличие от ситуации, когда вы берете интервью у взрослого дееспособного человека, разрешение интервьюируемого не снимает с вас моральной ответственности за пагубные последствия публикации.

 

Остерегайтесь ярлыков

Выбирая характеризующие детей определения, выясните, какое им самим по вкусу. Особо ранимые дети - ВИЧ- инфицированные, к примеру, или занятые в сексуальном бизнесе - очень болезненно реагируют на то, как их называют. Кроме того, если ваше интервью будет опубликовано и его прочтут или услышат люди, которые знают участвовавших в нем детей, употребленные вами эпитеты могут пагубно сказаться на их судьбе.

Девочка-проститутка, скажем, чурается этого названия. Возможно, она предпочитает, чтобы о ней говорили как о секс-работнице или платной партнерше, а скорее всего – предпочла бы, чтобы вы написали о том, чем она занимается, не приклеивая к ней обидного ярлыка. Девочка, похищенная солдатами с сексуальной целью, настаивает на том, чтобы ее называли женой. Дети, подвергшиеся насилию, не хотят, чтобы из называли жертвами преступления; термин «потерпевшие» может быть менее обидным. Что бы вы ни думали об эвфемизмах, ваш долг - уважать желания детей. Употребляя изначально слова и выражения, раздражающие детей, вы, естественно, ничего не добьетесь. Достаточно сказать, что дети, занятые в секс-бизнесе в Таиланде, с возмущением говорили сотрудникам организации «Спасите детей», что они сами никогда не называют себя проститутками - этот ярлык присвоили им посторонние. Они же, говоря о своей профессии, употребляют выражения «принимать гостей» или «ловить иностранцев на улице». В России девочка объясняла журналисту, что ее «сдает тетя Нина», и она «идет с мужчинами». Ваш читатель прекрасно поймет, что она имеет в виду, даже если вы воздержитесь от «пояснений» посредством ярлыков.

 

Продолжительность интервью

Очень важно, работая с детьми, не смотреть при этом на часы. Необходимо иметь достаточно времени и до начала интервью, чтобы успеть завоевать доверие детей, и после его окончания - для неспешной заключительной беседы, которая оставит у всех присутствующих хорошее впечатление о мероприятии в целом.

Побеседовав с учителями, родителями и прочими взрослыми, отведите по крайней мере час на общение с группой детей. Чем больше у вас будет времени, тем лучше. Если вы так загружены, что не можете выкроить больше пятнадцати минут, ограничьтесь откровенным обсуждением одного вопроса, в крайнем случае - двух. Или же постарайтесь встретиться с детьми заранее и подготовить с ними интервью.

 

Предварительная встреча

Встретиться с детьми заранее - это один из лучших способов добиться по-настоящему хорошего интервью. Вы познакомитесь с ними и, главное, они познакомятся с вами. Дети относятся к незнакомым людям с естественной осторожностью. Им требуется некоторое время, чтобы проникнуться доверием и решиться на откровенность.

Предварительная беседа облегчает этот процесс, а кроме того, убеждает детей в том, что вы испытываете к ним неподдельный интерес. Если вы собираетесь вести запись интервью и производить фотосъемку, на предварительной встрече хорошо показать детям диктофон и камеру и объяснить их назначение. Дать посмотреть в видоискатель или записать что-то на диктофон – неплохие способы «растопить лед».

 

Работа со школой

Во многих случаях подобрать детей для интервью проще всего в школе. Но тут есть свои трудности, которые вы обязаны принимать во внимание.

В первую очередь опять же вы должны подумать о том, как бы не навредить ребенку. Поэтому все переговоры вы ведете непосредственно со школой, через официальные каналы. Можно, конечно, организовать интервью и другими путями, но после его окончания и вашего отъезда у ребенка могут возникнуть осложнения. В таких случаях нет ничего хуже, чем обращаться непосредственно к детям. Для начала заручитесь разрешением директора школы и лишь после этого намечайте вместе с учителями дату интервью.

Старайтесь работать в разных школах. В одной школе чаще всего представлены не все слои детского населения. В одних школах учатся только дети обеспеченных родителей, в других - только дети бедняков. Городские школы резко отличаются от сельских. А есть и такие учебные заведения, в которых преобладает одна этническая или религиозная группа.

К сожалению, очень часто для проведения интервью выбирают одну и ту же школу, то ли по традиции, то ли в силу ее удобного расположения.

Дети часто стесняются свободно высказываться при своих учителях. Лучше проводить интервью без них, разве только сами дети потребуют их присутствия. Если необходимо присутствие другого взрослого, скажем, переводчика, желательно, чтобы его кандидатуру назвали дети.

Помните - чаще всего школа не меньше иных учреждений дорожит своей репутацией. Преподаватели, оберегая ее, при выборе детей для намеченного интервью иногда руководствуются одним желанием - подыскать таких учеников, которые представят школу в наилучшем свете. Между тем сплошь и рядом самые живые и разговорчивые дети - вовсе не отличники и паиньки.

И не забудьте впоследствии напомнить о себе - послать школе опубликованную статью, несколько фотоснимков, сделанных во время интервью. Школы всегда рады получить материалы, которые могут быть использованы для выставки, а также для обсуждения в классе, - ваше интервью и его наглядные результаты могут стать для него достойной темой.


Интервью

«Позвонила женщина с местной радиостанции, поговорила со мной, а в конце сказала: спасибо за интервью. Я и не знал, что происходит».

«Говорите тихо, чтобы было поменьше слишком длинных слов и чтобы мы все понимали и на все могли дать ответ».

Ваш стиль обхождения с детьми и подготовки интервью поможет детям понять ваши намерения и составить мнение о вас. Ведите себя так, словно они важные лица, способные сообщить нечто интересное, - и они будут изо всех сил стараться не обмануть ваши ожидания. Если вы считаете их несмышленышами, которым и сказать-то нечего, они, почуяв это, станут вести себя соответственно. Забудьте на время, что вы старше, больше, образованнее.

Подумайте, что бы вы чувствовали и как бы себя вели, если бы кто-нибудь из вышестоящих заговорил с вами сверху вниз?

А если бы вас принимали всерьез и прислушивались к вашему мнению? Как бы вы чувствовали себя тогда? Как это влияло бы на ваше поведение?

Дети в этом отношении мало отличаются от нас: выкажи им уважение - и они отплатят тебе сторицей.

 

Выбор места

Случается, ваш выбор очень ограничен. Главная ваша забота - найти такое место для интервью, где дети чувствовали бы себя непринужденно, где их ничто не подавляло бы. Классная комната, а тем более кабинет директора не отвечают этим требованиям. Иное дело небольшие уютные комнатки, где можно расположиться с удобствами. При благоприятной погоде проводите интервью на свежем воздухе, но там, где ни вас, ни детей не будут смущать прохожие, присматривающиеся к тому, что происходит перед их глазами.

При этом, однако, избегайте укромных уголков, изоляция вам ни к чему, будьте на виду, особенно если интервью происходит с глазу на глаз. Устроившись в помещении, оставьте дверь распахнутой; на улице же садитесь под такое дерево, чтобы мимо вас не ходили, но издали вы были бы видны. Это диктуют требования безопасности детей, и ваш долг - заботиться об их защите.

По мере возможности старайтесь проводить интервью в месте, имеющем отношение к теме интервью. Если, к примеру, речь пойдет о школьном саде, прежде всего попросите интервьюируемых пройти туда. Если они живут на улице, то на этой же улице и беседуйте с ними.

Хорошо бы привлечь детей к выбору места, объяснив им предварительно, каким требованиям оно должно удовлетворять. Одно из них, например, - отсутствие фоновых шумов.

 

Только дети?

За исключением тех случаев, когда присутствие взрослых обусловлено местными традициями, оно нежелательно. Взрослые, особенно надзирающие за детьми, склонны, стоя над ними, прерывать их и вставлять свои замечания. Многие учителя не в силах побороть желание поправлять детей; некоторые социальные работники опровергают слова детей как ложь или выдумку. Да, да, такое случается! Вы тогда вежливо, но твердо объясняете, что в данный момент вас интересует мнение детей, а после окончания интервью вы встретитесь со взрослыми для уточнения информации.

Но некоторые дети чувствуют себя увереннее рядом со взрослым, которому они доверяют, например, с человеком, работающим с молодежью, особенно если замечают, что вы с ним в хороших отношениях. И не забывайте - интервью с одними детьми, без взрослых, связано с проблемами защиты детей (См. «Этика работы с детьми» и «Выбор места»).

Удобно ли вы сидите?

Старайтесь сесть так, чтобы быть вровень с детьми. Не занимайте самый большой и удобный стул. Если дети сидят на земле или на полу, садитесь рядом с ними. При работе с группой, лучше всем усесться в круг – а не ходить или стоять, например, перед классом. Избегайте быть в центре внимания, но займите такую позицию, чтобы все дети были в поле зрения. Продумайте свои жесты и мимику, смотрите детям в глаза (если это не противоречит традиции). Подражание жестикуляции собеседника обычно сближает людей. Но не подражайте слишком явно!

 

Аппаратура

При проведении интервью для радио или телевидения имеющаяся у вас аппаратура определяет ваши действия. Сведите влияние техники к минимуму, только тогда она не помешает вам получить от детей хороший материал. Объясните детям ее назначение, расскажите, что требуется от них, а что собираетесь делать вы и зачем. Убедитесь, что все в группе ведут себя в соответствии с вашими указаниями. Детям обычно нравится, когда их фотографируют или записывают, да и знакомство с аппаратурой идет им на пользу. Снимайте детей так же, как и взрослых: не сверху и не снизу, а вровень, установив камеру на уровне их глаз.

 

Местные традиции

У некоторых народов – например, у чеченцев - принято, чтобы дети общались со взрослыми особым образом, выказывая им в знак уважения беспредельную почтительность, иногда чисто формальную. Соблюдайте эти традиции, чтобы не поставить детей в неловкое положение (или чтобы не оскорбить их родителей). Но в некоторых случаях стоит поинтересоваться, нельзя ли детям вести себя иначе во время интервью: для его успеха необходимо, чтобы дети чувствовали себя равными и уважаемыми членами общества, а это трудно, если они не смеют открыть рта без разрешения, или не имеют права присесть в вашем присутствии.

 

Представьтесь друг другу

Не жалейте времени на это. В ясных простых выражениях объясните, кто вы, откуда прибыли, что здесь делаете и с какой целью. Покажите газету или журнал с вашей статьей - это послужит своеобразной визитной карточкой. Дети поймут, чем вы занимаетесь и где, возможно, будет помещено их интервью. Фотограф может показать свои снимки. Американский фотограф Эль Рид, посетивший по поручению организации «Спасите детей» Южную Африку, возил с собой повсюду экземпляр своей книги о Черной Америке. Показывая школьникам помещенные в ней фото и разъясняя их содержание, он быстрее располагал их к себе.

Пусть и дети представятся. Каждый участник интервью, произнеся в начале несколько слов о себе, почувствует себя намного увереннее.

 

Речевые приемы

Говорите с ребенком на вы – ведь вы бы не стали «тыкать» взрослому респонденту без его предварительного разрешения. На детей постарше это почти наверняка произведет благоприятное впечатление – они оценят, что к ним обращаются как к равным. Детям помладше вы можете показаться чудаком – если почувствуете, что им неловко, предложите перейти на ты, подчеркивая таким образом, что вы всерьез хотите вести разговор на равных. Пусть это будет ваш первый «договор», начало вашего небольшого совместного проекта под названием «интервью».

Употребляйте простые выражения, понятные как взрослым, так и детям. Чтобы узнать, как разговаривают пятилетки или дети 13 лет, прислушайтесь к их разговорам. Сомневаясь, будут ли те или иные слова и выражения, употребляемые вами, понятны детям, посоветуйтесь со взрослым, регулярно с ними общающимся. Ищите подтверждений того, что дети вас понимают. Не найдете - попытайтесь объясниться иначе. Простое повторение сказанного ничего не меняет. Не стройте из себя большого ребенка, не подделывайтесь под язык детей – просто выкажите им уважение, употребляя понятные выражения (так же, как во время интервью с престарелым специалистом вы исключили бы из своего лексикона современный слэнг).

Старайтесь вникнуть в смысл сказанного детьми, даже если они не умеют достаточно ясно выразить свою мысль. Ваша заинтересованность уже сама по себе важный стимул для них. Если все же их слова остаются для вас загадкой, не стесняйтесь попросить разъяснения: «Растолкуйте мне, пожалуйста, получше, что вы имели в виду? Мне это крайне важно».

Случалось ли вам говорить с собеседником, который подделывался под вашу речь? Как вы себя при этом чувствовали? Каким образом можно этого избежать?

Обращались ли к вам люди на непонятном жаргоне? Как этого избежать?

По каким признакам вы определяете, что ваш собеседник или собеседники вас понимают? (Понаблюдайте за беседующими людьми или проследите за поведением незнакомого человека, с которым вы разговариваете).

Как начать интервью

Обычная процедура интервьюирования часто неприменима к детям: вопросы в лоб не вызывают у них желания говорить, а если уж они говорят, то не то, что думают, а то, что хотел бы услышать интервьюер.

Взрослые, в первую очередь учителя и родители, без конца задают детям вопросы, желая при этом, как правило, услышать нечто, им импонирующее, и дети невольно приучаются находить такой ответ, который удовлетворил бы взрослых – «правильный ответ». Желая узнать, что думают дети, объясните им прежде всего, что для вас не существует ответов правильных и неправильных. Хорош любой.

Поначалу дети часто чувствуют себя не в своей тарелке. Вы замечаете, что они стараются подыграть вам, отыскав «правильный ответ» (особенно в присутствии авторитетных взрослых - учителей, полицейских, социальных работников, почему их присутствие и нежелательно). Помогите детям прийти в себя и осознать, что интервью - не экзамен, не тест на способности, а способ ознакомления с их суждениями и видением мира. Слушайте их внимательно, с интересом, - и они быстро поймут, чего вы от них ждете.

Наилучшие результаты дает интервью, участники которого чувствуют себя хозяевами положения. Тогда интервью представляется им беседой, в которой им принадлежит главная роль, а вам - второстепенная. После того как у них развяжутся языки, вам не трудно подбросить им для обсуждения интересующие вас темы или невзначай задать вопрос.

Работая с группой, всячески поощряйте споры между участниками интервью. При наличии времени вы, проявляя интерес к ходу дискуссии, можете приобрести обширную и исчерпывающую информацию, какую редко получаете, задавая детям формальные вопросы.

Никогда не принуждайте детей говорить. Вполне возможно, что некоторые из них явились на







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.