Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зачем интервьюировать детей?





Детям хочется высказаться.

Детям есть что сказать - свежего и интересного.

Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.

Кое-что - система образования, игры, детская эксплуатация и т.д.- касается детей значительно больше, чем нас, а следовательно, важно узнать, что они думают на сей счет.

Беседа во время интервью с детьми способствует взаимопониманию между ними и взрослыми и помогает уменьшить пропасть между поколениями - ведь неприязнь между старыми и молодыми очень часто возникает из-за того, что они не разговаривают друг с другом.

Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.

Дети наравне со взрослыми являются потребителями продукции СМИ. Поскольку их интересует, что думают и чувствуют другие дети, использование материалов на эту тему в СМИ может увеличить число их потребителей.

Дети имеют право на то, чтобы к ним прислушивались, принимали во внимание их суждения и предоставляли им в СМИ трибуну для высказываний. Эти принципы изложены в Конвенции ООН о правах ребенка.

Вы и сами извлечете из такого интервью много поучительного.


Подготовка интервью

«Мне кажется, что журналисту, собирающемуся говорить о детях, прежде всего следует встретиться с ними и выяснить, как они к этому относятся».

«Они уверены, что мы в политике ничего не смыслим. Стоит тебе что-нибудь сказать о политике, как тут же тебя обрывают: «Оставь, ты сам не знаешь, что несешь».

Для успеха дела к интервью следует немного подготовиться. Это не означает, что надо заранее запланировать его содержание и продолжительность, тем более что чем дольше оно длится, тем лучше.

А вот собрать хотя бы основные сведения о месте и обстоятельствах жизни ребенка весьма полезно. Дети, как и взрослые, недолюбливают невежественных посетителей, которые попусту тратят время на бессмысленные вопросы. Ведь в предвидении встречи со взрослым вы изучаете газетные вырезки или иным образом знакомитесь с реалиями его жизни, так почему бы не поступить так же в случае с ребенком?

 

 

Советуйтесь с детьми

Собирая материал для статьи, очерка, программы или обзора, привлеките себе в помощь детей. Постарайтесь выяснить, какие вопросы представляются им важными, кто из детей может участвовать в вашей работе или дать интервью, где и когда можно отыскать подходящих для вашей цели детей и т.д., то есть ведите себя точно так же, как перед любым другим интервью. Между тем журналисты, даже готовясь к встрече с детьми, часто ограничиваются предварительными беседами только со взрослыми.

 

Правильно выберите тему

Детей интересует многое - не только поп-музыка, мода, игры и прочие развлечения. К вашему удивлению, они могут предложить для обсуждения очень серьезные темы. Поскольку дети, как, впрочем, и взрослые, охотнее всего рассуждают об интересующих их материалах, вам придется изыскать для интервью нечто среднее между вашими замыслами и их пожеланиями. Впрочем, это то же самое, к чему вы должны быть готовы, когда идете на интервью со взрослым: разговор может уйти в совсем иное русло, чем вы ожидаете, и тогда следует проявить гибкость.

 

Один ребенок или группа детей?

Если интервью не посвящено какому-либо событию в жизни определенного ребенка, беседовать лучше с небольшой группой детей. Дети привыкли к тому, что взрослые их подавляют, заставляют плясать под свою дудку, и ребенок, если он один в присутствии незнакомого взрослого, может оробеть и начать нервничать. Не понимая, чего от него хотят, он не скоро придет в себя и сумеет высказаться. Куда лучше, если рядом с ним друзья или одноклассники - тогда он спокоен и раскован. В группе дети чувствуют себя сильнее, увереннее, даже те, что из робкого десятка, не стесняются подать голос (пока вы не даете заглушить его более бойким из присутствующих). Дети склонны подзадоривать друг друга, облегчая тем самым вашу работу. Оптимальная численность такой группы - четыре-шесть человек, этого достаточно для того, чтобы языки развязались и все высказались. При большем числе участников вам будет трудно проследить, кто что сказал, особенно когда несколько человек говорят хором. Призывая детей не перебивать друг друга, дать другим высказаться, не командуйте – обратитесь к ним с уважительной просьбой дать вам возможность услышать точку зрения другого, так же, как вы обратились бы к взрослым, склонным к точно такому же поведению в группе.

Не забудьте о возрастном факторе. При больших возрастных различиях в группе младшие могут тушеваться перед старшими. Предпочтительно подбирать по возможности детей одного возраста, а иногда - и одного пола.

Встречаются, однако же, и такие дети, которые способны раскрыться лишь в беседе с глазу на глаз. То ли они не желают иметь свидетелей их откровений, то ли относятся с недоверием к другим детям и взрослым. Узнайте у детей, что они предпочитают, проявите чуткость. Но не забывайте при этом о необходимости соблюдать правила безопасности ребенка. Не случайно во многих странах, в частности в Соединенном Королевстве, вступать в беседу с незнакомцами детям не рекомендуется. Они могут наотрез отказаться уединиться с вами в отдельной комнате. Будьте осторожны - не давайте своим поведением повода обвинить вас в стремлении злоупотребить доверием детей. (См. «Этика работы с детьми» и «Выбор места»).

 

Какие дети?

У всех детей есть голос, все имеют право высказываться, но тем из них, кто находится на крайних полюсах - очень привилегированным и высокоодаренным, с одной стороны, обделенным и страждущим - с другой, - СМИ уделяют непропорционально много внимания. Это несправедливо по отношению к прочим детям и сказывается на качестве публикуемых материалов, так как источником наиболее интересной и необычной информации порой являются самые заурядные дети.

Старайтесь по возможности привлекать для участия в интервью равное число мальчиков и девочек. Необходимо также соблюдать паритет между детьми разных национальностей (особенно в регионах, где межнациональные отношения обострены), между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми, детьми, принадлежащими к различным социоэкономическим группам. Список можно продолжить. Но им, естественно, следует руководствоваться лишь там, где имеются подобные категории населения.

Эта рекомендация продиктована не политическими соображениями, а опасением того, что, игнорируя некоторые слои детского населения, можно лишиться весьма ценной информации и захватывающих историй. Если же вы вовлечете в группу для интервьюирования детей с различными судьбами и вам удастся их «раскрутить», между ними может разгореться горячий спор. Не забывайте и о возрастных различиях. Малышам часто есть что рассказать, но их труднее разговорить. Особого терпения требуют дети до 10 лет, склонные отвечать односложно на вопросы взрослых. Попросите их рассказать о чем-нибудь, связанным с вашей темой, затем будет легче подобраться к вопросам.

Если вас интересует определенное событие или частный вопрос, постарайтесь найти детей, имевших к нему непосредственное отношение.

 

Где их отыскать?

Обратитесь в молодежные клубы, религиозные объединения, детские центры, неправительственные организации и другие местные учреждения с просьбой помочь подобрать подходящую группу детей. Посоветуйтесь с общественными деятелями, учителями, родителями, спортивными тренерами и другими людьми, систематически работающими с детьми. Казалось бы, проще всего обратиться в школы, но это связано со специфическими сложностями. (см. «Работа со школой»)

 

Запаситесь разрешением

Пытаясь получить разрешение на интервью с ребенком и урегулировать проблемы, связанные с конфиденциальностью, вы должны учитывать не только волю родителей или опекунов, но и пожелания и права детей. Их интересы и пожелания стоят для вас на первом месте, ибо дети имеют право говорить о себе, а взрослые затыкать им рот права не имеют.

Эта проблема приобретает особую остроту, когда вы собираетесь интервьюировать малолеток, находящихся, к примеру, под опекой властей. (Бывает, что они живут на улице, но официально числятся под опекой). Или юных правонарушителей из соответствующего исправительного заведения, «детей полка» - одним словом, всех тех детей, чье «начальство» может в интересах безопасности запретить брать интервью у ребенка и предложит взамен услуги третьего лица.

Какие бы препоны ни строили взрослые – или, наоборот, как бы радостно они ни шли вам на встречу, - мы рекомендуем спрашивать детей, чего они хотят. Желают ли, чтобы вы с ними побеседовали, а затем воспроизвели в СМИ их слова? По возможности объясните им, какими возможными осложнениями это чревато. И какие последствия может иметь их интервью. В случае с детьми, плохо представляющими себе, что такое СМИ, это - задача не из легких. Но обычно дети все хорошо понимают, и если им ваше предложение не по душе, не стесняются сказать «нет». Предоставьте ребенку самому решать, хочет ли он, чтобы его цитировали.

Наш опыт подсказывает, что взрослые (особенно официальные лица) часто стараются отстранить детей от интервью, опасаясь, как бы те не выставили их в дурном свете или не сказали вообще чего-нибудь, не выгодного им. При этом взрослые выдвигают довод, ставший уже классическим, - дети, мол, ранимы, их необходимо защитить. С подобной унизительной снисходительностью прежде говорили о женщинах.

 

Этика работы с детьми

Подобно благотворительным и прочим организациям, имеющим дело с детьми, мы вынуждены придерживаться очень строгих принципов. Они касаются таких проблем, как разоблачения, конфиденциальность, защита ребенка, с которыми повседневно приходится сталкиваться журналистам и прочим интервьюерам.

Общаясь с ребенком, взрослый профессионал, какую бы цель он при этом ни преследовал, - взять интервью, получить информацию, сделать фотоснимок, - обязан ставить превыше всего интересы ребенка и лишь на второе место - свою цель.

Никогда не ставьте детей в положение, сопряженное с увеличением риска для них, а впоследствии - с возможностью эксплуатации или преступления против них.

Рост во всем мире преступлений против детей возлагает особые обязательства на лиц, непосредственно взаимодействующих с ними. Наш долг - заботиться о защите детей, оберегать их от возможных преступлений.

Интервьюируя ребенка наедине, вы, возможно, и получите ценнейшие сведения для издания, но не поставит ли это вашего информанта в рискованное положение? Каждому взрослому, приступающему к работе с детьми, следует сопоставить приносимую ею пользу с возможным увеличением риска для них и сделать для себя соответствующие выводы. Точно так же, узнав в ходе интервью, что существует некая угроза жизни или благополучию ребенка, вы обязаны принять необходимые меры. В отличие от ситуации, когда вы берете интервью у взрослого дееспособного человека, разрешение интервьюируемого не снимает с вас моральной ответственности за пагубные последствия публикации.

 

Остерегайтесь ярлыков

Выбирая характеризующие детей определения, выясните, какое им самим по вкусу. Особо ранимые дети - ВИЧ- инфицированные, к примеру, или занятые в сексуальном бизнесе - очень болезненно реагируют на то, как их называют. Кроме того, если ваше интервью будет опубликовано и его прочтут или услышат люди, которые знают участвовавших в нем детей, употребленные вами эпитеты могут пагубно сказаться на их судьбе.

Девочка-проститутка, скажем, чурается этого названия. Возможно, она предпочитает, чтобы о ней говорили как о секс-работнице или платной партнерше, а скорее всего – предпочла бы, чтобы вы написали о том, чем она занимается, не приклеивая к ней обидного ярлыка. Девочка, похищенная солдатами с сексуальной целью, настаивает на том, чтобы ее называли женой. Дети, подвергшиеся насилию, не хотят, чтобы из называли жертвами преступления; термин «потерпевшие» может быть менее обидным. Что бы вы ни думали об эвфемизмах, ваш долг - уважать желания детей. Употребляя изначально слова и выражения, раздражающие детей, вы, естественно, ничего не добьетесь. Достаточно сказать, что дети, занятые в секс-бизнесе в Таиланде, с возмущением говорили сотрудникам организации «Спасите детей», что они сами никогда не называют себя проститутками - этот ярлык присвоили им посторонние. Они же, говоря о своей профессии, употребляют выражения «принимать гостей» или «ловить иностранцев на улице». В России девочка объясняла журналисту, что ее «сдает тетя Нина», и она «идет с мужчинами». Ваш читатель прекрасно поймет, что она имеет в виду, даже если вы воздержитесь от «пояснений» посредством ярлыков.

 

Продолжительность интервью

Очень важно, работая с детьми, не смотреть при этом на часы. Необходимо иметь достаточно времени и до начала интервью, чтобы успеть завоевать доверие детей, и после его окончания - для неспешной заключительной беседы, которая оставит у всех присутствующих хорошее впечатление о мероприятии в целом.

Побеседовав с учителями, родителями и прочими взрослыми, отведите по крайней мере час на общение с группой детей. Чем больше у вас будет времени, тем лучше. Если вы так загружены, что не можете выкроить больше пятнадцати минут, ограничьтесь откровенным обсуждением одного вопроса, в крайнем случае - двух. Или же постарайтесь встретиться с детьми заранее и подготовить с ними интервью.

 

Предварительная встреча

Встретиться с детьми заранее - это один из лучших способов добиться по-настоящему хорошего интервью. Вы познакомитесь с ними и, главное, они познакомятся с вами. Дети относятся к незнакомым людям с естественной осторожностью. Им требуется некоторое время, чтобы проникнуться доверием и решиться на откровенность.

Предварительная беседа облегчает этот процесс, а кроме того, убеждает детей в том, что вы испытываете к ним неподдельный интерес. Если вы собираетесь вести запись интервью и производить фотосъемку, на предварительной встрече хорошо показать детям диктофон и камеру и объяснить их назначение. Дать посмотреть в видоискатель или записать что-то на диктофон – неплохие способы «растопить лед».

 

Работа со школой

Во многих случаях подобрать детей для интервью проще всего в школе. Но тут есть свои трудности, которые вы обязаны принимать во внимание.

В первую очередь опять же вы должны подумать о том, как бы не навредить ребенку. Поэтому все переговоры вы ведете непосредственно со школой, через официальные каналы. Можно, конечно, организовать интервью и другими путями, но после его окончания и вашего отъезда у ребенка могут возникнуть осложнения. В таких случаях нет ничего хуже, чем обращаться непосредственно к детям. Для начала заручитесь разрешением директора школы и лишь после этого намечайте вместе с учителями дату интервью.

Старайтесь работать в разных школах. В одной школе чаще всего представлены не все слои детского населения. В одних школах учатся только дети обеспеченных родителей, в других - только дети бедняков. Городские школы резко отличаются от сельских. А есть и такие учебные заведения, в которых преобладает одна этническая или религиозная группа.

К сожалению, очень часто для проведения интервью выбирают одну и ту же школу, то ли по традиции, то ли в силу ее удобного расположения.

Дети часто стесняются свободно высказываться при своих учителях. Лучше проводить интервью без них, разве только сами дети потребуют их присутствия. Если необходимо присутствие другого взрослого, скажем, переводчика, желательно, чтобы его кандидатуру назвали дети.

Помните - чаще всего школа не меньше иных учреждений дорожит своей репутацией. Преподаватели, оберегая ее, при выборе детей для намеченного интервью иногда руководствуются одним желанием - подыскать таких учеников, которые представят школу в наилучшем свете. Между тем сплошь и рядом самые живые и разговорчивые дети - вовсе не отличники и паиньки.

И не забудьте впоследствии напомнить о себе - послать школе опубликованную статью, несколько фотоснимков, сделанных во время интервью. Школы всегда рады получить материалы, которые могут быть использованы для выставки, а также для обсуждения в классе, - ваше интервью и его наглядные результаты могут стать для него достойной темой.


Интервью

«Позвонила женщина с местной радиостанции, поговорила со мной, а в конце сказала: спасибо за интервью. Я и не знал, что происходит».

«Говорите тихо, чтобы было поменьше слишком длинных слов и чтобы мы все понимали и на все могли дать ответ».

Ваш стиль обхождения с детьми и подготовки интервью поможет детям понять ваши намерения и составить мнение о вас. Ведите себя так, словно они важные лица, способные сообщить нечто интересное, - и они будут изо всех сил стараться не обмануть ваши ожидания. Если вы считаете их несмышленышами, которым и сказать-то нечего, они, почуяв это, станут вести себя соответственно. Забудьте на время, что вы старше, больше, образованнее.

Подумайте, что бы вы чувствовали и как бы себя вели, если бы кто-нибудь из вышестоящих заговорил с вами сверху вниз?

А если бы вас принимали всерьез и прислушивались к вашему мнению? Как бы вы чувствовали себя тогда? Как это влияло бы на ваше поведение?

Дети в этом отношении мало отличаются от нас: выкажи им уважение - и они отплатят тебе сторицей.

 

Выбор места

Случается, ваш выбор очень ограничен. Главная ваша забота - найти такое место для интервью, где дети чувствовали бы себя непринужденно, где их ничто не подавляло бы. Классная комната, а тем более кабинет директора не отвечают этим требованиям. Иное дело небольшие уютные комнатки, где можно расположиться с удобствами. При благоприятной погоде проводите интервью на свежем воздухе, но там, где ни вас, ни детей не будут смущать прохожие, присматривающиеся к тому, что происходит перед их глазами.

При этом, однако, избегайте укромных уголков, изоляция вам ни к чему, будьте на виду, особенно если интервью происходит с глазу на глаз. Устроившись в помещении, оставьте дверь распахнутой; на улице же садитесь под такое дерево, чтобы мимо вас не ходили, но издали вы были бы видны. Это диктуют требования безопасности детей, и ваш долг - заботиться об их защите.

По мере возможности старайтесь проводить интервью в месте, имеющем отношение к теме интервью. Если, к примеру, речь пойдет о школьном саде, прежде всего попросите интервьюируемых пройти туда. Если они живут на улице, то на этой же улице и беседуйте с ними.

Хорошо бы привлечь детей к выбору места, объяснив им предварительно, каким требованиям оно должно удовлетворять. Одно из них, например, - отсутствие фоновых шумов.

 

Только дети?

За исключением тех случаев, когда присутствие взрослых обусловлено местными традициями, оно нежелательно. Взрослые, особенно надзирающие за детьми, склонны, стоя над ними, прерывать их и вставлять свои замечания. Многие учителя не в силах побороть желание поправлять детей; некоторые социальные работники опровергают слова детей как ложь или выдумку. Да, да, такое случается! Вы тогда вежливо, но твердо объясняете, что в данный момент вас интересует мнение детей, а после окончания интервью вы встретитесь со взрослыми для уточнения информации.

Но некоторые дети чувствуют себя увереннее рядом со взрослым, которому они доверяют, например, с человеком, работающим с молодежью, особенно если замечают, что вы с ним в хороших отношениях. И не забывайте - интервью с одними детьми, без взрослых, связано с проблемами защиты детей (См. «Этика работы с детьми» и «Выбор места»).

Удобно ли вы сидите?

Старайтесь сесть так, чтобы быть вровень с детьми. Не занимайте самый большой и удобный стул. Если дети сидят на земле или на полу, садитесь рядом с ними. При работе с группой, лучше всем усесться в круг – а не ходить или стоять, например, перед классом. Избегайте быть в центре внимания, но займите такую позицию, чтобы все дети были в поле зрения. Продумайте свои жесты и мимику, смотрите детям в глаза (если это не противоречит традиции). Подражание жестикуляции собеседника обычно сближает людей. Но не подражайте слишком явно!

 

Аппаратура

При проведении интервью для радио или телевидения имеющаяся у вас аппаратура определяет ваши действия. Сведите влияние техники к минимуму, только тогда она не помешает вам получить от детей хороший материал. Объясните детям ее назначение, расскажите, что требуется от них, а что собираетесь делать вы и зачем. Убедитесь, что все в группе ведут себя в соответствии с вашими указаниями. Детям обычно нравится, когда их фотографируют или записывают, да и знакомство с аппаратурой идет им на пользу. Снимайте детей так же, как и взрослых: не сверху и не снизу, а вровень, установив камеру на уровне их глаз.

 

Местные традиции

У некоторых народов – например, у чеченцев - принято, чтобы дети общались со взрослыми особым образом, выказывая им в знак уважения беспредельную почтительность, иногда чисто формальную. Соблюдайте эти традиции, чтобы не поставить детей в неловкое положение (или чтобы не оскорбить их родителей). Но в некоторых случаях стоит поинтересоваться, нельзя ли детям вести себя иначе во время интервью: для его успеха необходимо, чтобы дети чувствовали себя равными и уважаемыми членами общества, а это трудно, если они не смеют открыть рта без разрешения, или не имеют права присесть в вашем присутствии.

 

Представьтесь друг другу

Не жалейте времени на это. В ясных простых выражениях объясните, кто вы, откуда прибыли, что здесь делаете и с какой целью. Покажите газету или журнал с вашей статьей - это послужит своеобразной визитной карточкой. Дети поймут, чем вы занимаетесь и где, возможно, будет помещено их интервью. Фотограф может показать свои снимки. Американский фотограф Эль Рид, посетивший по поручению организации «Спасите детей» Южную Африку, возил с собой повсюду экземпляр своей книги о Черной Америке. Показывая школьникам помещенные в ней фото и разъясняя их содержание, он быстрее располагал их к себе.

Пусть и дети представятся. Каждый участник интервью, произнеся в начале несколько слов о себе, почувствует себя намного увереннее.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.