Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и цели фискальной политики





Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается изменение доходов и расходов государства для поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер нац.экономики. Она осуществляется через гос.финансы, являющиеся частью фин.системы страны. Финансовая система - совокупность экон.отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве фин.ресурсов в народном хозяйстве. Финансовые ресурсы - доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к фин.ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий и организаций.

Проводя бюджетно-налоговую политику, государство может ставить следующие цели:

а) борьба с безработицей;

б) стабилизация экономического роста;

в) борьба с инфляцией;

г) осуществление структурных сдвигов в экономике;

д) перераспределение доходов в обществе с целью реализации принципа социальной справедливости;

е) стимулирование территориального размещения производства;

ж) воздействие на состояния платежного баланса.

Основными параметрами макроэкономическогорегулирования в большинстве стран являются:



· доля налоговых изъятий в ВВП;

· доля налогов в личных доходах и прибыли;

· доля налогов в объеме продаж потребительских товаров;

· доля налогов в объеме внешнеторговой деятельности;

· социальные отчисления;

· уровень налогообложения недвижимости, доходов по акциям, экологических загрязнений;

· льготы по государственным приоритетам.

Именно эти параметры позволяют регулировать макроэкономические показатели, имеющие стабилизационное воздействие: потребительский спрос, инвестиции, экспорт, НТП, социальные расходы, затраты на охрану окружающей среды и другие.

В неоклассической теории фискальная политика рассматривается как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций. В данной точке зрения неоклассики опираются на идею Д.Рикардо о том, что инструменты бюджетно-налоговой политики только перераспределяют имеющиеся в стране финансовые ресурсы и не могут оказать воздействия на реальные процессы в экономике.

Кейнсианство рассматривает фискальную политику как основной инструмент воздействия на совокупный спрос и через него на реальные процессы в экономике.

26. Налоги в системе бюджетно-налоговой политики

Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня гос. власти установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. Налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Объектами налогообложения: доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, польз.природными ресурсами, передача имущества, операции с цб и др

Налоговое бремя – величина суммы, кот.платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

- понижение ставок налога;

- вычет налоговой базы;

- налоговый кредит;

Налогообложение стране должно строиться на следующих принципах:

1) учет возможностей налогоплательщика;

2) обязательность;

3) простота и удобство расчетов;

4) однократность налогообложения;

5) гибкость налоговой системы;

6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют следующие функции

1) фискальная,(за счет налогов обеспечивается финансирование гос.бюджета);

2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;

3) регулирующая функция;

4) контрольная,(контроль деят.фирм, распределение и использ.фин. и др.ресурсов;

5) распределительная,(перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами);

6) стимулирующая(поощрять развитие опред.отраслей, видов продукции, регионов)

Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства(налогам относят налог на прибыль, зарплату, на дивиденды),носят прогрессивный характер.Прямые налоги выполняют функцию стабилизаторов конъюнктуры, так как в период кризиса поступления от них автоматически снижаются, а в условиях подъема – растут. Прямые налоги непосредственно вносят и выплачивают налогоплательщики. Косвенные – налоги на товары и услуги( таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз и т.д.) Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги, как правило, носят регрессивный характер, так как изымают у бедных слоев большую часть их дохода, чем у богатых. Косвенные налоги, выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех конечных потребителей.

Рассматривая налоги, следует различать налоги, устанавливаемые центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.

 

 

Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается меньше, чем величина дохода; пропорциональное предполагает одинаковое изменение дохода и налога.

В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку налога (t) и объем средств, который поступает в государственный бюджет (Т). Кривая Лаффера

Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться при дальнейшем увеличении ставки налога, так как это приведет:

а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб (часть фирм решит скрыть определенный объем дохода от налоговых служб);

б) к прекращению деятельности рядом фирм ввиду ее неэффективности.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.


27. Сущность, функции государственного бюджета

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, под которым понимают ежегодный план доходов и расходов государства. Кроме государственного бюджета, существуют бюджеты местных органов властии внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой сбор средств с помощью неналоговых платежей в специальные фонды для решения определенных задач. Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Порядок разработки и утверждения госбюджета – законодательно утвержденная процедура. Показателями эффективности управления бюджетом можно считать:

- уровень собираемости доходов и выполнения бюджетных обязательств;

- размер дефицита и скорость нарастания бюджетного долга;

- размер финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга;

- степень монетизации валового продукта;

- величина и динамика валютных резервов;

- динамика ВВП и занятости.

Республиканский бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции:

- аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

- обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

- стимулирование экономического роста;

- социальная защита беднейших слоев страны.

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

Политическая задача состоит в поддержании существующего социально-экономического строя и решается за счет таких расходов бюджета, как расходы на государственное управление, армию, безопасность, внешнеполитическую деятельность, поддержку СМИ и т.д.

Социальные задачи бюджета состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.