Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правоприменение. Правоприменительные акты.





Понятие правоприменения. Правоприменение осуществляется в рамках особого, правоприменительного правоотношения и является разновидностью индивидуально-правового регулирования, о чем уже говорилось в предыдущих подразделениях данного труда.

Напомним, что в ряде случаев индивидуальное регулирование производится на основании и в соответствии только с теми нормами права, которые определяют компетенцию (юрисдикцию, полномочия) данного органа или должностного лица. Например, Президент согласно ст.83 Конституции РФ назначает Председателя Правительства, формирует персональный состав Совета безопасности, назначает и освобождает полномочных своих представителей в регионах, высшее командование Вооруженных сил РФ. В подобной ситуации индивидуально-правовое регулирование «на основе закона и в соответствии с ним» означает, что при этом реализуется исключительно компетенционная норма: индивидуально-правовое предписание принимается компетентным органом или должностным лицом в осуществление своих полномочий, однако оно не является специфическим средством применения какой-либо другой нормы права, для реализации которой надо было бы властно подтвердить определенный юридический факт, конкретизировать юридические права или принять иные подобные меры, организующие как бы со стороны правореализацию участниками регулируемого именно этой нормой отношения.

Картина меняется существенно, когда компетентные органы и должностные лица, осуществляя опять же свои полномочия, устанавливают юридические факты, конкретизируют права и обязанности, индивидуализируют меру ответственности и т.д. применительно к определенной норме. Скажем, арбитражный суд признает сделку недействительной или восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок исковой давности, реализуя тем самым не только нормы АПК РФ, определяющие полномочия и порядок деятельности суда, но и соответствующие нормы гражданского права, регулирующие сделки и восстановление срока исковой давности (ст.ст.166-181,205 ГК РФ). В подобных случаях сами полномочия компетентного органа осуществляются для того, чтобы организовать реализацию какой-либо другой правовой нормы применительно к конкретному жизненному обстоятельству. Соответственно формула: «индивидуально-правовое регулирование на основе и согласно закону» - приобретает более емкий смысл, поскольку подразумевается как закон, определяющий компетенцию данного органа (должностного лица), так и закон, очерчивающий общие контуры решения возникшего юридического «дела». Причем с первым из них орган индивидуально-правового регулирования сообразует свои собственные действия, а при помощи второго - в казуальной форме, но властно доводит до логического завершения организацию соответствующих отношений. Как раз такая разновидность индивидуально-правового регулирования является правоприменением.

Здесь есть правоприменитель, специфическое правоприменительное отношение, в рамках которого осуществляется доказывание правонарушения и вины правонарушителя, принимается правоприменительный акт.

Правоприменение наиболее характерно для судебных и правоохранительных учреждений. Оно, однако, нередко является органической частью деятельности многих других органов исполнительной власти, таких, как министерства и ведомства, федеральные комиссии и т.д. В роли правоприменителя порою выступают банковские и финансовые структуры. Например, согласно Положению о государственной налоговой службе, утвержденному Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года, налоговая инспекция в необходимых случаях приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика, изымает связанные с сокрытием или незаконным занижением налогов документы, применяет штрафные финансовые санкции. Во исполнение Положения о порядке проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ 6 мая 1994 года, Министерство финансов России выдает аттестаты и лицензии по общему и некоторым другим видам аудита. Лицензии на финансовые услуги, на привлечение на коммерческой основе финансовых средств в страховую деятельность выдает Росстрахнадзор, действующий соответственно Положению о федеральной службе по надзору за страховой деятельностью, которое утверждено Правительством РФ 19 апреля 1993 года.

 

Правоприменение при пробелах или коллизии в праве. Возможно, что правоприменитель в своей работе сталкивается с пробелом в действующем нормативно-правовом массиве. В такой ситуации правоприменение, более глубоко вторгаясь в регулирование жизненных отношений, расширяет свободу усмотрения правоприменителя и имеет некоторые особенности.

Пробел означает «брешь» в нормативной системе, отсутствие в ней нормативных установлений в отношении тех или иных жизненных обстоятельств, которые по существу находятся в сфере правового регулирования. Причины пробела могут быть различными: неполное или неточное изложение нормативно-правовых предписаний, недостатки законодательной техники, динамичность самих отношений, нуждающихся в правовом регулировании и др.

Конечно, пробел должен восполняться правотворческим органом путем издания нового нормативно-правового акта. В принципе он может восполняться обычаями делового (банковского) оборота, поскольку это допускается гражданским или иным законодательством. Однако надлежащим образом не восполненный пробел не освобождает правоприменителя от необходимости разрешить возникший юридический вопрос, принимая по нему индивидуально - правовое решение. Отсюда - неизбежность правоприменения даже при пробелах в праве, преодоления его каким-либо образом.

Своеобразие правоприменения при пробеле в праве выражается в том, что здесь требуется:

а) определить, входит ли данное фактическое обстоятельство, о котором идет речь, в сферу правового регулирования, нуждается ли оно в юридическом опосредовании и разрешении по существу;

б) установить, допускается ли в данной отрасли права использование каких-либо индивидуально-правовых средств преодоления пробелов, имея в виду допустимость последних повсюду, где на этот счет нет специального запрещения законодателя;

в) найти именно то индивидуально-правовое средство, которое в данном конкретном случае является наиболее оптимальным для юридического обеспечения изменяющихся потребностей социальной жизни, усиления защиты прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений.

Средства преодоления пробела заложены в самом праве. Они независимо от частоты их использования находятся как бы в рабочем состоянии. Ими являются: аналогия закона, аналогия права и субсидиарное применение правовых норм.

Аналогия закона выражается в использовании для преодоления пробела нормы той же отрасли права, которая регулирует сходное жизненное отношение и потому способна временно «замещать» недостающее нормативно-правовое предписание. В случае отсутствия подобной нормы, когда исчерпаны все возможности механизма данной отрасли права для решения рассматриваемого юридического вопроса, допустимо субсидиарное применение законоположений смежной или, по крайней мере, родственной отрасли права. Если же и это невозможно, то прибегают к аналогии права, при которой пробел преодолевается путем решения возникшего юридического вопроса на основе общих начал (принципов) и целей законодательства, позволяющих по вполне объективным критериям принять законное и обоснованное решение.

Гражданский кодекс РФ (общая часть) в ст.6 прямо указывает на возможность правоприменения по аналогии закона и аналогии права.

 

Правоприменительные акты. Правоприменение находит свое выражение вовне в правоприменительном акте, который являет собой единство действий, решений и их документальной формы.

Правоприменительный акт не сводится лишь к волеизъявлению, имеет одновременно свойства и акта-действия, и акта-решения, и акта- документа.

В качестве решения правоприменительный акт служит ответом на возникший юридический вопрос, в качестве документа - официальной формой его закрепления, в качестве действия - средством его формирования и документального удостоверения. Причем именно документальная форма позволяет точно и обстоятельно сформулировать и зафиксировать принятое решение и его основания, проверять их законность, обоснованность и справедливость, организовать исполнение правоприменительного решения.

Только простейшие акты правоприменения возможны в устной форме, как, скажем, при предупреждении автоинспектором водителя или пешехода, допустившего незначительное нарушение правил уличного движения без вредных последствий. Однако и они не могут низводиться до конклюдентных действий, т.е. молчаливого поведения, свидетельствующего о каком-либо намерении правоприменителя, а должны быть четко сформулированы в виде конкретного и однозначно выраженного индивидуально-правового решения.

В структуре правоприменительного акта-документа различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В первой из них (вводной части) указываются наименования акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело, перечень его участников (истец, ответчик и др.), во второй (описательно-мотивировочной) - излагаются констатации относительно обстоятельств дела и имеющихся средств их доказывания; в последней (результативной) - формулируется само принятое по делу решение, а также обозначаются порядок и сроки его обжалования и опротестования. Во многих случаях закон прямо предусматривает мотивировку правоприменительного акта (например, ст.103 АПК РФ). Мотивировка предполагает изложение лежащих в основе правоприменительного акта фактов, доказательств и закона, приведение юридической, фактической и логической аргументации выраженных в нем выводов по делу. Она способствует повышению убедительности принятого решения, дает его адресатам ясное представление о тех основаниях и мотивах, из которых исходит правоприменитель, являясь тем самым одной из гарантий сознательного отношения всех и каждого к правоприменителю.

Любой правоприменительный акт должен быт законным, обоснованным и справедливым. Этим принципиальной важности требованиям удовлетворяет правоприменительный акт, который принимается уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением процессуального (процедурного) порядка, соответствует достоверным фактам и действительному существу применяемой правовой нормы, содержит верное решение, исторически меняющееся представление о должном.

По своим видовым особенностям правоприменительные акты весьма разнообразны. Особое значение придается делению правоприменительных актов на исполнительные и правообеспечительные. Первые из них принимаются в ходе исполнительно-распорядительной деятельности, вторые - в обеспечении санкций правовых норм. И те, и другие могут быть основными и вспомогательными. Если основные правоприменительные акты содержат завершающее решение по юридическому делу, то вспомогательные - подготавливают это решение (например, истребование судом дополнительных документов, назначение им судебной экспертизы), подтверждают его законность и обоснованность (скажем, определение федерального окружного арбитражного суда об оставлении в силе решения арбитражного суда РТ) или корректируют процессы его исполнения, что, к примеру, происходит при условно-досрочном освобождении от наказания по ст.79 УК РФ.

В любом правоприменительном акте должен быть четко решен вопрос о виновности лица, в отношении которого он предпринимается. В гражданско-правовых и хозяйственных спорах доказывание своей невиновности в нарушении обязательств или причинении иного вреда лежит на самом должнике, являющемся ответчиком по делу. В уголовном, административном, дисциплинарном и финансовых правонарушениях на лице, которому вменяется подобное правонарушение, не лежит обязанность доказывания своей невиновности. Применительно к уголовным делам в Конституции РФ 1993 года подчеркивается, что «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке», что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», а всякие неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст.49). Такой же подход должен быть по делам, по которым речь идет о применении административных, дисциплинарных, финансовых санкций. Пока правоприменительный орган надлежащим образом не докажет виновность того или иного лица в нарушении норм административного, трудового или финансового права, он не вправе применять к нему санкции правовых норм.

 

Ссылки, содержащиеся в третьем разделе работы:

1) Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юрид. лит-ра, 1994.

2) Герцен А.И. Сочинения. - СПб., 1905.

3) Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Соч. - Изд.2. - Т.4.

4) Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Изд.2. -Т.3.

5) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Изд.2. - Т.21.

6) Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Изд.2. -Т.21.

7) Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М: - Юрист, 1994.

8) Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К Бабаева. - Н. Новгород, 1994.

9) Жуков П. Бюджетный долг красен платежом // Деловые люди. 1996 -71.

10) Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Отечество, 1993.

11) Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. - Казань: Изд-во КГУ, 1987.

12) Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. – М.: Юриздат, 1962.

13) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М.: Юрид. лит., 1993.

14) Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов, 1980.

15) Решетов Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. – Казань, 1980.

Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева –Уфа, 1994.

Раздел IV. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.