|
Становление ремесленного ученичества в XVII веке.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Пронкина Алены План семинара № 10. «Коммерческое образование в России (XVIII – нач. XX вв.)» Становление ремесленного ученичества в XVII веке. Московский ремесленник привык работать в одиночку, где, это возможно, только иногда брал казака (рабочего) или ученика. Ремесленное ученичество получило более широкое распространение во второй половине XVII века, из-за наплыва в Москву специалистов из Польши и Западной Европы. Из-за неприятия русскими иноверцев, те селились слободами под Москвой. Обучение велось и ремесленниками, и интеллигентными профессиями - торговле, пушному делу, грамоте, лекарству. Девочек учили шить, вышивать золотом. Между мастером и учеником писался договор. Если мастер злоупотреблял "поучениями", можно было подать на него в суд. Но и сами ученики "сносили" от хозяина добро, а сами убегали. Формы ученичества, как и многие другие Черты, выработанные в XVII веке, дожили и до XX века при общем неразвитии: пьяницы-мастера, эксплуатирующие и истязающие ученика, и забитые мальчики-ремесленники, рано развращенные, вороватые и бегающие от хозяина. Это характерные черты подготовки мастеров для казенных производств, а не для самостоятельного хозяйствования.
Купцы и образование в XVIII в. Представление о торговле и купечестве в России в XVIII в. будет неполным, если не упомянуть об образе повседневной жизни русских купцов само по себе и в сравнении с другими сословиями. В феодальном обществе процесс социализации носил сословный характер. В результате академических экспедиций 60 - 70 гг. XVIII в. ученые пришли к выводу: "общий уровень их (купцов) знаний и развития был почти таков же, как у крестьян, очень немногие умели читать, писать и механически считать на счетах". Спустя двадцать пять лет этот вывод был почти дословно повторен на основе материалов Уложенной комиссии 1767 г. При определении "степени интеллигентности отдельных сословных групп" было подчеркнуто, что в условиях крепостнического строя русский город XVIII в. влачил "довольно жалкое существование", городское население "в культурном отношении должно было лишь немногим отличаться от жителей сел и деревень". В наказах купцов в 1767 г. для законодательной деятельности Екатерины II только 5,36 % из указывало на необходимость распространения образования, а из сельских жителей 0,63 %. Оценивая несоответствие деклараций Екатерины II и ее действий, историки искали причины в закоренелом невежестве и косности русских купцов, из-за которых они не откликнулись на предложения и начинания, направленных на развитие отечественной коммерции и подъем культурного уровня купечества. Пример - посылка купцов за границу и их нежелание ехать, открытие в Москве в 1772 г. Коммерческого училища. Неграмотность низших разрядов купцов объяснялась но только бедностью и непониманием, но и отсутствием необходимости в образовании. В глазах купцов их достоинства и ледовые качества никак не связывались с образованием, грамотностью. Например, в Можайске выбрали в бурмистры Макея Мишкина, который "грамоте и писать не умеет". Его выбрали и на повторных выборах. Главный магистрат отклонил эту кандидатуру и пригрозил штрафом. Главному магистрату неоднократно приводилось отклонять кандидатуры неграмотных купцов. Больше было грамотных купцов в тех местах, где были развитые посады и люди издавна вели торговлю, например, на севере. Меньше было грамотных людей там, где распространено землепашество, огороды и работа по найму. Созданные еще при Петре в 1714 - 1716 гг. цифирные школы для массового обучения вызывали протест среди купцов, поэтому Сенат освободил купеческих детей от обязательного обучения в этих школах, ведь купцы с раннего детства должны были приучать детей к торговому делу. Городские магистраты с 1721 г. имели широкую программу развития городской экономики, здравоохранения, образования, но не имели средств (только скудные, общинные). В итоге даже в 1760 году в Москве и С.-Петербурге не было школ для обучения купечества. До 30-х гг. овладение грамотностью шло через частное ученичество, в основном у местных священников. Богатые приглашали учителей на дом, для обучения иностранным языкам нанимали иноземцев. Во второй половине XVIII в. среди знатного купечества нередким явлением стали домашние библиотеки. Рядом с книгами церковными были и светские - учебные, общеобразовательные, новинки ("Езда в Остров любви", например). Появлялись идеалы поведения и образа мыслей, которым следовали купцы.
Издание и распространение коммерческой литературы в XVIII в. Другим направлением в области коммерческого образования было издание и распространение среди купцов коммерческой литературы. В 40-х годах секретарь Академии наук С. Волчков перевел с французского языка широко известный в Западной Европе труд Жака Савари де Брюлона "Лексикон о коммерции". Он напечатан в сокращении тиражом 1200 экземпляров. Через год вышел в свет тиражом в 400 экземпляров другой труд Савари - "Совершенный купец". Но систематический выпуск такой литературы начинается только в 60-е годы. Помимо информации о торговле, большинство книг содержало многочисленные примеры решения могущих возникнуть в процессе обращения товаров задач; образцы конторских книг и записей в них в приходной и расходной частях бюджета были прямо нацелены на обучение купцов различным приемам торгового искусства. Чтобы заинтересовать купцов, основное содержание книг, как правило, выносилось в их название, которое приобретало характер краткой аннотации. Труды распространялись очень медленно. Из 1200 экземпляров "Экстракта Савариева лексикона о коммерции" за 5 лет удалось продать 173 экземпляра, насильственным путем еще 139 экземпляров. Причина неудачи в том, что труд Савари - объемная работа о мировой торговле, расширяющая кругозор. После выпуска в 60-х годах практичных изданий о коммерции их стали покупать охотнее. Например, популярными среди купцов были "прейскуранты" о товарах и ценах на них. Кроме того, во второй половине XVIII века стали доступнее для массового покупателя цены на книги. Неудачи коммерческих изданий были и в том, что там были описаны способы "правильной" торговли, а в российской коммерции логика была своя: "мы и без бухгалтерии торговать и барыши с изъяном различать умеем". Целые века торговые люди вели записи "по-своему": это несистематизированный перечень торговых сделок купца, затрудняющий возможность проникнуть в тайны купеческого ремесла; записи трудно сопоставить, они не равноценны по обстоятельствам, в них опущены некоторые существенные детали движения капитала. Отсутствие четких правил записей снижало их юридическую силу при конфликтах. Лишь в 1800 году Устав о банкротах предписал всем иметь книги определенного образца.
Пронкина Алены План семинара № 10. «Коммерческое образование в России (XVIII – нач. XX вв.)» Становление ремесленного ученичества в XVII веке. Московский ремесленник привык работать в одиночку, где, это возможно, только иногда брал казака (рабочего) или ученика. Ремесленное ученичество получило более широкое распространение во второй половине XVII века, из-за наплыва в Москву специалистов из Польши и Западной Европы. Из-за неприятия русскими иноверцев, те селились слободами под Москвой. Обучение велось и ремесленниками, и интеллигентными профессиями - торговле, пушному делу, грамоте, лекарству. Девочек учили шить, вышивать золотом. Между мастером и учеником писался договор. Если мастер злоупотреблял "поучениями", можно было подать на него в суд. Но и сами ученики "сносили" от хозяина добро, а сами убегали. Формы ученичества, как и многие другие Черты, выработанные в XVII веке, дожили и до XX века при общем неразвитии: пьяницы-мастера, эксплуатирующие и истязающие ученика, и забитые мальчики-ремесленники, рано развращенные, вороватые и бегающие от хозяина. Это характерные черты подготовки мастеров для казенных производств, а не для самостоятельного хозяйствования.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|