Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление ремесленного ученичества в XVII веке.





Пронкина Алены

План семинара № 10.

«Коммерческое образование в России (XVIII – нач. XX вв.)»

Становление ремесленного ученичества в XVII веке.

Московский ремесленник привык рабо­тать в одиночку, где, это возможно, только иногда брал казака (рабочего) или ученика.

Ремесленное ученичество получило более широкое распро­странение во второй половине XVII века, из-за наплыва в Мо­скву специалистов из Польши и Западной Европы. Из-за не­приятия русскими иноверцев, те селились слободами под Москвой. Обучение велось и ремесленниками, и интеллигент­ными профессиями - торговле, пушному делу, грамоте, лекар­ству. Девочек учили шить, вышивать золотом. Между мастером и учеником писался договор. Если мастер злоупотреблял "поучениями", можно было подать на него в суд. Но и сами ученики "сносили" от хозяина добро, а сами убегали. Формы ученичества, как и многие другие Черты, выработанные в XVII веке, дожили и до XX века при общем неразвитии: пьяни­цы-мастера, эксплуатирующие и истязающие ученика, и заби­тые мальчики-ремесленники, рано развращенные, вороватые и бегающие от хозяина. Это характерные черты подготовки мас­теров для казенных производств, а не для самостоятельного хозяйствования.

 

Купцы и образование в XVIII в.

Представление о торговле и купечестве в России в XVIII в. будет неполным, если не упомянуть об образе повседневной жизни русских купцов само по себе и в сравнении с другими сословиями. В феодальном обществе процесс социализации носил сословный характер.

В результате академических экспедиций 60 - 70 гг. XVIII в. ученые пришли к выводу: "общий уровень их (купцов) знаний и развития был почти таков же, как у крестьян, очень немногие умели читать, писать и механически считать на счетах". Спус­тя двадцать пять лет этот вывод был почти дословно повторен на основе материалов Уложенной комиссии 1767 г. При опре­делении "степени интеллигентности отдельных сословных групп" было подчеркнуто, что в условиях крепостнического строя русский город XVIII в. влачил "довольно жалкое сущест­вование", городское население "в культурном отношении должно было лишь немногим отличаться от жителей сел и де­ревень". В наказах купцов в 1767 г. для законодательной дея­тельности Екатерины II только 5,36 % из указывало на необхо­димость распространения образования, а из сельских жителей 0,63 %. Оценивая несоответствие деклараций Екатерины II и ее действий, историки искали причины в закоренелом невеже­стве и косности русских купцов, из-за которых они не отклик­нулись на предложения и начинания, направленных на разви­тие отечественной коммерции и подъем культурного уровня купечества. Пример - посылка купцов за границу и их нежела­ние ехать, открытие в Москве в 1772 г. Коммерческого училища.

Неграмотность низших разрядов купцов объяснялась но только бедностью и непониманием, но и отсутствием необходимости в образовании. В глазах купцов их достоинства и ледовые качества никак не связывались с образованием, гра­мотностью. Например, в Можайске выбрали в бурмистры Макея Мишкина, который "грамоте и писать не умеет". Его вы­брали и на повторных выборах. Главный магистрат отклонил эту кандидатуру и пригрозил штрафом. Главному магистрату неоднократно приводилось отклонять кандидатуры неграмот­ных купцов. Больше было грамотных купцов в тех местах, где были развитые посады и люди издавна вели торговлю, напри­мер, на севере. Меньше было грамотных людей там, где рас­пространено землепашество, огороды и работа по найму.

Созданные еще при Петре в 1714 - 1716 гг. цифирные шко­лы для массового обучения вызывали протест среди купцов, поэтому Сенат освободил купеческих детей от обязательного обучения в этих школах, ведь купцы с раннего детства должны были приучать детей к торговому делу. Городские магистраты с 1721 г. имели широкую программу развития городской эконо­мики, здравоохранения, образования, но не имели средств (только скудные, общинные). В итоге даже в 1760 году в Моск­ве и С.-Петербурге не было школ для обучения купечества. До 30-х гг. овладение грамотностью шло через частное уче­ничество, в основном у местных священников. Богатые при­глашали учителей на дом, для обучения иностранным языкам нанимали иноземцев. Во второй половине XVIII в. среди знат­ного купечества нередким явлением стали домашние библиоте­ки. Рядом с книгами церковными были и светские - учебные, общеобразовательные, новинки ("Езда в Остров любви", на­пример). Появлялись идеалы поведения и образа мыслей, кото­рым следовали купцы.

 

Издание и распространение коммерческой литературы в XVIII в.

Другим направлением в области коммерческого образования было издание и распространение среди купцов коммерческой литературы. В 40-х годах секретарь Академии наук С. Волчков перевел с французского языка широко известный в Западной Европе труд Жака Савари де Брюлона "Лексикон о коммер­ции". Он напечатан в сокращении тиражом 1200 экземпляров. Через год вышел в свет тиражом в 400 экземпляров другой труд Савари - "Совершенный купец". Но систематический выпуск такой литературы начинается только в 60-е годы. Помимо ин­формации о торговле, большинство книг содержало мно­гочисленные примеры решения могущих возникнуть в процессе обращения товаров задач; образцы конторских книг и записей в них в приходной и расходной частях бюджета были прямо на­целены на обучение купцов различным приемам торгового ис­кусства. Чтобы заинтересовать купцов, основное содержание книг, как правило, выносилось в их название, которое приоб­ретало характер краткой аннотации. Труды распространялись очень медленно. Из 1200 экземпляров "Экстракта Савариева лексикона о коммерции" за 5 лет удалось продать 173 эк­земпляра, насильственным путем еще 139 экземпляров. При­чина неудачи в том, что труд Савари - объемная работа о миро­вой торговле, расширяющая кругозор. После выпуска в 60-х годах практичных изданий о коммерции их стали покупать охотнее. Например, популярными среди купцов были "прей­скуранты" о товарах и ценах на них. Кроме того, во второй по­ловине XVIII века стали доступнее для массового покупателя цены на книги.

Неудачи коммерческих изданий были и в том, что там были описаны способы "правильной" торговли, а в российской коммерции логика была своя: "мы и без бухгалтерии торговать и барыши с изъяном различать умеем". Целые века торговые лю­ди вели записи "по-своему": это несистематизированный пе­речень торговых сделок купца, затрудняющий возможность проникнуть в тайны купеческого ремесла; записи трудно сопос­тавить, они не равноценны по обстоятельствам, в них опущены некоторые существенные детали движения капитала. Отсутст­вие четких правил записей снижало их юридическую силу при конфликтах. Лишь в 1800 году Устав о банкротах предписал всем иметь книги определенного образца.

 

Пронкина Алены

План семинара № 10.

«Коммерческое образование в России (XVIII – нач. XX вв.)»

Становление ремесленного ученичества в XVII веке.

Московский ремесленник привык рабо­тать в одиночку, где, это возможно, только иногда брал казака (рабочего) или ученика.

Ремесленное ученичество получило более широкое распро­странение во второй половине XVII века, из-за наплыва в Мо­скву специалистов из Польши и Западной Европы. Из-за не­приятия русскими иноверцев, те селились слободами под Москвой. Обучение велось и ремесленниками, и интеллигент­ными профессиями - торговле, пушному делу, грамоте, лекар­ству. Девочек учили шить, вышивать золотом. Между мастером и учеником писался договор. Если мастер злоупотреблял "поучениями", можно было подать на него в суд. Но и сами ученики "сносили" от хозяина добро, а сами убегали. Формы ученичества, как и многие другие Черты, выработанные в XVII веке, дожили и до XX века при общем неразвитии: пьяни­цы-мастера, эксплуатирующие и истязающие ученика, и заби­тые мальчики-ремесленники, рано развращенные, вороватые и бегающие от хозяина. Это характерные черты подготовки мас­теров для казенных производств, а не для самостоятельного хозяйствования.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.