|
Аппарат (механизм) государства. Органы государства, их виды. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Аппарат государства – совокупность всех государственных органов. Аппарат государства пронизан едиными принципами, основанными на принципе разделения властей, и обладающая необходимыми материальными ресурсами система государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства. Аппарат государства употребляется и в другом значении, это – совокупность органов управления. Некоторые ученые не отожествляют термины «аппарат» и «механизм», на том основании, что механизм не есть что-то застывшее, статическое. Под механизмом государства некоторые понимают совокупность государственных органов, их материальный ресурс и процедуры принятия решений. С данной точки зрения последний элемент придает эластичный смысл деятельности государственных органов, причем под государственными органами также понимают такие организации, которые не являются полностью государственными, т.е. не обладают властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции (РАО ЕЭС, корпорации). Механизм современного государства подразделяется на крупные подсистемы: 1). Одну образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство 2). Другую – органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения. Государственный орган – это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Признаки: 1). Орган государства служит частью единого механизма государства и прочно связан с другими ее частями. 2). Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. 3). Органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. 4). Наличие властных полномочий, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению правовые (нормативные и индивидуальные) акты. 5). Наделен необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования (из бюджета). 6). Активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы. Виды органов государства: 1). По способу возникновения: - первичные, которые возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы); - производные – создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.). 2). По объему властных полномочий: - высшие; - местные (орган местного самоуправления не является государственным органом). 3). По широте компетенции: - органы государства общей компетенции (правительство участвует в осуществлении всех функций государства); - специальной (выполнение одного вида деятельности, например, министерством финансов, министерством юстиции). 4). По порядку принятия решения: коллегиальные и единоличные. 5). Выборные и назначаемые. 6). По принципу разделения властей: - законодательные; - исполнительные; - судебные. Тема 20: Формы государства. Под формой государства следует понимать организацию государственной власти. При исследование формы государства речь идет о том, как государство осуществляет власть, какими органами она представлена, каков порядок их образования, каковы их взаимоотношения. Форма государства зависит: 1). От конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Так, феодальному типу соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требования молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. 2). От национального состава, исторических традиций. 3). Территориальные размеры и другие факторы. Форма государства включает три элемента: 1. Форма правления (монархия и республика) – порядок организации, формирования и деятельности высших органов государственной власти. На форму правления оказывают влияние различные факторы: - исторические традиции; - национальный менталитет; - степень религиозности населения; - уровень культуры и др. Монархия – осуществление верховной власти одним лицом, как правило, принадлежащее царственной династии. а). Абсолютная (неограниченная) монархия. Признаки: - неограниченная власть во всех сферах жизнедеятельности; - не несет ответственности; - особый порядок передачи власти (от отца к сыну). Пример: Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Катар, Кувейт, Ватикан. б). Конституционная (ограниченная) монархия: - Сословно-представительная – в настоящее время не встречается, характеризовалась наличием сословно-представительного органа, куда входили представители сословий феодального общества (Земский Собор в России, Картесы в Испании). Данные органы занимались установлением сборов и налогов в пользу государства и тем самым оказывали существенное влияние на политику монарха. - Дуалистическая конституционная монархия – власть монарха ограничена только в законодательной деятельности (Япония до 1945г., Германия 1871-1918 г.г.). - Парламентская конституционная монархия – власть монарха ограничена не только в сфере законодательства, но и в сфере управления (министры назначались в соответствии с пожеланием парламента). Правительство юридически считается ответственным перед парламентом и зависит от вотума его доверия. Если парламент выражает недоверие правительству, то последнее может либо подать в отставку, либо через главу государства – монарха – распустить парламент и назначить новые выборы (Великобритания, Фания, Швеция, Япония). Необходимость централизованной власти обуславливается факторами: - большая территория государства; - многофункциональное и много религиозное государство; - период проведения реформ; - при проявления тех или иных кризисных элементов во всех сферах деятельности (экономическая, политическая, социальная сфера). Республика – осуществление верховной власти коллегиальными выборными органами, которые сменяемы и несут ответственность за свою деятельность. Виды: а). Парламентская республика – глава государства (президент) избирается парламентом, а правительство формируется из представителей партий, имеющих в парламенте большинство и ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству недоверие, за которым следует отставка последнего. Акты президента приобретают юридическую силу после их утверждения парламентом или правительством (Италия, Индия). б). Президентская республика – в основе лежит принцип разделения властей (парламент издает законы и занимается нормотворческой деятельностью; президент – глава исполнительной власти; суд осуществляет контроль за реализацией законов). Президент избирается внепарламентским путем (в РФ – референдум; в США – коллегией выборщиков, которые избираются населением штатов). Президент – глава государства и правительства. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность, оно не подотчетно и не ответственна перед парламентом (США, Аргентина, Филиппины). РФ имеет особенность: - президент избирается референдумом; - президент вправе распустить парламент; - президент – глава государства, но не глава правительства. 2. Государственное устройство – структура государства (Алексеев). Виды: Унитарное – в основе государственной структуры административно-территориальное деление, единая система, единое гражданство, единое государствование, единая система налогов и единая система законодательства (Болгария). Федерация – союзное государство, основанное на государственно-правовых конституционных актах (конституционно-правовое объединение). Характеризуется наличием федеральных органов и органов субъектов, соответственно различают федеральные и местные налоги, предусматривает двойное гражданство. Виды федерации: - административно-территориальная (Германия, США); - национальная государственная федерация (США, Индия). Для РФ характерны оба этих принципа. Проблема федерации: разделение полномочий между центром и субъектами федерации. Выход одного субъекта из федерации в одностороннем порядке недопустим, так как это дестабилизация в экономике и других сферах. Конфедерация – основанный на международно-правовых актах союз государств, объединившихся с определенными целями или для решения определенных задач, при этом, государства сохраняют полную независимость, нет единой территории, единых высших органов государственной власти, законодательства и т.д. Исторические факты подтверждают, что конфедеративные объединения имеют неустойчивый характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерации (в 1972г. распалась конфедерация государств Гамби, Сенегал, Сирия). Иные формы объединения государств (Европейский союз, СНГ; из истории: колониальная империя – объединение насильственным путем). 3. Политический режим ( демократический и антидемократический) режим – формы и методы осуществления государственной власти. Признаки демократического режима: - свобода личности в сфере экономической деятельности, так как экономическая свобода является гарантом вообще свободы человека; - гарантированность личных прав и свобод; - наличие механизма прямого действия населения на характер государственной власти; - защищенность личности от произвола и беззакония (пример: право обжалования в суд незаконного увольнения с работы, а в бывшем СССР, к примеру, работник прокуратуры обжаловать увольнение мог только в порядке подчиненности); - максимальный учет интересов меньшинства и учета индивидуальных особенностей населения (необходимо учитывать быт и национальные особенности народов Крайнего Севера); - демократические методы властвования, позволяющие предотвратить социальные противоречия. Социальная база государства – это те слои населения, которые поддерживают государство, а государство их защищает. - политический плюрализм (здесь проблема многопартийности и проблема единой государственной идеологии); - правовой характер (на основе закона) деятельности органов государства. Демократия несет в себе опасность двоякого рода: - опасность диктатуры большинства; - опасность появления сепаратистских тенденций, а если сепаратистские настроения не получают выхода, то это неизбежно может привести сначала к экстремизму, а после и к терроризму. Виды антидемократического режима: тоталитарный, авторитарный, фашистский. Признаки тоталитарного (и авторитарного) режима: - контроль государства над всеми сферами общественной жизни (пример: государственная цензура); - огосударствление общественных организаций (КПСС – надгосударственная сила в СССР); - подавление личности и отсутствие реальных прав и свобод; - государство над правом (пример: в закрытых постановлениях отдельных органов государственной власти содержатся нормы, с которыми нет возможности ознакомиться тем людям, в отношении которых действуют нормы данного постановления. Конституционный Суд решил – либо отменять, либо публиковать такие акты); - диктатура одной партии; - пропаганда военной угрозы (милитаризация); - игнорирование интересов государственно-национальных образований и национальных меньшинств (пример: в СССР депортировали население Чечни и Ингушетии); - преследование за религиозные и другие убеждения, официально не признанные (за инакомыслие). Авторитарный режим отличается от тоталитарного режима тем, что хотя и концентрируется вся власть в одних руках, однако допускаются определенные элементы демократии (выборы), но все это строго регламентировано. Фашизм – открытая террористическая диктатура.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|