Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1: Предмет и метод теории государства и права.





Тема 1: Предмет и метод теории государства и права.

 

ТГП как фундаментальная юридическая наука.

Понятие, предмет ТГП.

 

Наука – это важная область человеческой деятельности. Цель науки – получение объективных знаний о действительности. Науки делятся на естественные и общественные. Естественные науки изучают явления природы. Сферу интересов общественных наук составляют описание, объяснение, предсказание явлений и процессов, относящихся к человеческому обществу и протекающих в нем. К общественным наукам относится и юридическая наука, изучающая государство и право.

Теория (рассмотрение, исследование) в широком смысле – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерных знаниях и знаниях действительности. В узком смысле теория – это система основных идей, законов, понятий в той или иной отрасли знаний. В реальной жизни действуют такие закономерности, которые являются общими, присущими всей группе определенных явлений, без познания которых не возможно основательное изучение этих явлений. Сказанное относится и к юриспруденции, так как глубокое исследование своего предмета юридическими дисциплинами было бы затруднено без познания всей юридической действительности, связей, отношений.

ТГП – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений.

Всякая наука имеет свой предмет исследования и изучения. Если понятие «объект познания» выражает объективную реальность, то понятие «предмет науки» – границы изучения предмета.

Особенности предмета Г. и П.

Предмет теорий составляют Г. и П. в их единстве, поэтому Г. и П. изучается в рамках одной науки. Г. и П. тесно взаимосвязаны, взаимно обуславливают друг друга и не существуют раздельно.

Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, а право закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществление государством политической власти.

Содержание предмета ТГП составляют не любые, а основополагающие общие закономерности Г. и П., в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

Закономерности – это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность явлений, раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны.

ТГП изучает не все законы развития Г. и П., а лишь общие, основные:

1. Закономерности возникновения Г. и П., их типологию.

  1. Развитие сущности и содержания Г. и П.
  2. Механизм, внутренние и внешние функции государства.
  3. Назначение аппарата публичной власти, признаки Г. и П.
  4. Основные закономерности построения системы государственных органов.
  5. Назначение, функции права и пределы правового регулирования.
  6. Общие принципы законности.

Можно сказать, что ТГП является общественной наукой, так как изучает государство и право; юридической, так как изучает только государственную и правовую сторону общественной жизни; фундаментальной общетеоретической, так как выявляет и выясняет общие закономерности развития Г. и П.

 

ТГП в системе общественных и юридических наук.

 

Для того, чтобы уяснить специфику предмета ТГП необходимо рассмотреть связь изучаемой науки с иными общественными и юридическими науками. Место ТГП в системе общественных и юридических наук – это вопрос престижности науки ТГП.

К общественным наукам относятся: философия, социология, история, кибернетика, психология и др.

Г. и П. изучается не только юридической, но и другими общественными науками, Однако общественные науки исследуют проблемы Г. и П. в пределах, которые способствуют в раскрытии собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.

Для характеристики связи между ТГП и общественными науками важны два принципиальных положения:

- изучая государственно-правовое явление, не возможно абстрагироваться от остальной социальной действительности, то есть, не возможна только чистая юридическая наука;

- используются достижения самых различных общественных наук.

Юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых различных сфер общественной жизни так же будет не полным без обращения к данным юридических наук и прежде всего к ТГП.

Т.о. связь ТГП с различными общественными науками имеет двусторонний характер:

1. ТГП использует достижение общественных наук.

2. Последние учитывают в той или иной степени разработки ТГП.

Философия научно объясняет общественное бытие в целом, изучает наиболее общие закономерности общественного развития, в том числе и те, которые относятся к Г. и П.

ТГП, изучая государственно-правовые явления, опирается на философские знания, как знания самого высокого теоретического уровня.

Философские категории: причина и следствие, необходимость и случайность, общее, особенное, единоличное и т.д. – являются исходными знаниями, которые в ТГП конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям.

Философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.

Отраслевые юридические науки составляют специальную область познания – юриспруденцию, так как имеют общий объект изучения – Г. и П. Каждая юридическая наука имеет свой предмет изучения. Одни рассматривают Г. и П. в целом, другие изучают определенные направления государственной деятельности, третьи разрабатывают приемы и методику практических действий в государственно-правовой работе. Т.о. все юридические науки различаются по предмету и методу изучения и делятся на:

- историко-теоретические юридические науки (ТГП, история Г. и П. России, история Г. и П. зарубежных стран, история политических и правовых учений);

- специальные или отраслевые юридические науки;

- прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.).

Исторические государственно-правовые науки объединяет с Г. и П. то, что они рассматривают Г. и П. в целом, изучают все ранее существовавшие типы Г. и П. Однако в отличие от ТГП история Г. и П. изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. ТГП изучает исторический процесс развития Г. и П. в обобщенном виде. По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как наука обобщающая, так как служит вводной наукой, поскольку знакомит с исходными понятиями. ТГП обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой. ТГП выступает в качестве общей науки в правоведении, в ней рассматриваются общие вопросы специальных отраслевых юридических наук (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, толкование правовых норм и др.). ТГП является методологической базовой наукой в системе юридических наук, ее выводы, общетеоретические положения являются основой.

 

 

Методология ТГП.

 

Особенности науки ТГП выражаются не только в предмете, но и методе. Методология – совокупность методов познания тех или иных явлений. Метод – способ познания каких-то государственно-правовых явлений. Современный период характеризуется двумя основными чертами:

1) появление новых методов;

2) взаимная интеграция методов различных отраслей права.

Причины возникновения новых методов:

- динамическое развитие общественных отношений;

- научно-технический процесс;

- взаимная интеграция методов (метод сравнения)

Есть частнонаучные и общенаучные методы. Общенаучные – общие подходы к исследованию с помощью всеобщих принципов познания, которые используются всеми науками. В качестве общенаучных методов выступает определенное философское направление. Современные отечественные научные исследования, как правило, базируются на материализме и диалектике. К числу общенаучных методов относятся:

1). Метод материалистической диалектики.

- законы диалектики, категории и принципы диалектической логики;

- закон единства и борьбы противоположностей – это категории взаимоисключающие и взаимобуславливающие друг друга, например, рабовладельческий строй.

Материализм – это философское направление, исходящее из того, что мир материален и существует объективно независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – это свойства материи.

Диалектика – это наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания.

Принципы диалектической логики:

- объективность познания;

- принцип конкретно-исторического познания.

На основе материалистического и диалектического подходов возникает (развивается) Г. и П. Это реальные объективные явления, которые находятся в постоянном развитии и существуют не сами по себе, а в тесной взаимосвязи с политическими, духовными условиями жизни общества. Однако исторический мировой опыт государственно-правового развития породил, - в зависимости от их использования, - различные политические правовые доктрины.

2). Формально-догматический метод (законы какой-либо области).

3). Сравнительный метод – научная дисциплина, состоящая в изучении, сопоставлении и сравнении государственно-правовых институтов, выявление признаков сходства и различия. Сравнению может подвергаться практика реализации правовых институтов, фактическая деятельность государственных органов, практика правотворчества. Исследованию может подвергаться зарубежное законодательство.

4). Конкретно-социологический метод.

С помощью этого метода может быть исследован кадровый состав государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовки и т.д.). В рамках этого метода используются различные методики:

- анализ статистических данных, архивных материалов, договоров, решений государственных органов (решение суда, приказ администрации(;

- устный и письменный опрос.

5). Логико-языковой метод.

Реально существует язык профессионалов и бытовой (обыденный) язык.

Содержание права.

Различают конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Марксистская теория попыталась выделить то содержание, которое было ориентировано на обеспечение определенных общественно-экономических формаций. Различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. Говоря о логическом содержании права, следует иметь в виду, что речь всегда идет об одном – применение равного масштаба меры к неравным людям. Содержание права – равный масштаб. Например, праву безразлично семейное и имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую зарплату или одинаковую пенсию. Если право содержит какие-то льготы для определенных категорий работников, то они опять же являются равными для тех, кто является адресатом этой нормы. Рассматривая теоретическое содержание права, как применение равного масштаба к неравным людям, следует учитывать обратную ситуацию: применение неравного масштаба к равным людям. Такое содержание права может быть обосновано, и привилегии будут иметь законный характер, но могут быть и незаконными, однако в этом случае имеет место произвол. Теоретически могут возникнуть ситуации, когда неравный масштаб применяется к неравным людям, т.е. исчез одинаковый масштаб и его адресат. В этой ситуации исчезает право. В коммунистической утопии отмирало право. Попытки реализовать этот принцип (запрещено все, что не разрешено) привели к краху. Иной принцип (разрешено все, что не запрещено) действует в имущественной сфере, обуславливая автономию, самостоятельность договаривающихся сторон.

 

Функции права.

Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Три подхода:

1) поскольку право связано с государством, то основные функции государства осуществляются в правовой форме; в таком аспекте функции права идентичны функциям государства;

2) по ветвям власти;

3) в зависимости от того, какие основные задачи решает право, выделяются основные направления правового воздействия; функции, во-первых, показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие, во-вторых, показывают, каким образом это воздействие осуществляется.

Выделяют социальные (экономическая, политическая, воспитательная) и собственно-юридические функции права.

Собственно-юридические функции.

Регулятивная функция – направление правового воздействия, выраженное в установление определенных правил поведения. В ее рамках выделяют:

а) регулятивно-статическую, которая реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм (гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению);

б) регулятивно-динамическую, которая реализуется с помощью обязывающих норм (законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги и т.д.).

Охранительная функция, которая реализуется путем применения специальных охранительных норм, нацеленных на охрану общественных отношений, урегулированных правом (принятие санкций за нарушения; установление запрета; установление санкций). Объект – общественные отношения, в которых участвует правонарушитель. Государство стремится устранить его (правонарушителя) из системы общественных отношений.

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по Указу Президента).

 

Принципы права.

Сущность права помогает раскрыть принципы права – основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах): в Конституции, кодексах. Правовые принципы подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Выделяют 3 группы:

1). Общесоциальные:

- демократизм – находит выражение в нормах, которые регулируют порядок организации и деятельности в государственных органах, определяющих правовое положение личности, характер взаимоотношения личности и государства (референдум);

- гуманизм – право закрепляет естественные права и свободы человека (жизнь, здоровье, охрана чести и т.д.);

- социальная справедливость – роль и место человека в жизни общества (например: за преступление последует наказание);

- принцип равноправия, который состоит в том, что никакие социальные слои не должны пользоваться преимуществами, противоречащими закону;

- принцип социальной свободы (свобода выбора профессии, места жительства, распоряжение трудовыми доходами);

- единство прав и обязанностей (право подавать иск в суд);

- принцип ответственности за вину, за исключением гражданской ответственности;

- принцип законности.

Собственно-правовые принципы:

2). Межотраслевые – действуют в рамках двух или нескольких отраслей права (принцип материальной ответственности, презумпции невиновности, коллегиальность, гласность судебного разбирательства).

3). Отраслевые – характеризуют наиболее существенные черты конкретного права (принцип единобрачия, охраны интересов матери и ребенка).

 

Понятие типа права.

Правовая система общества.

 

Право – это не вся правовая система, а лишь ее центральное звено. Правовая система – сложное многоплановое понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений, весь арсенал юридических средств. Правовая система не совпадает ни с системой права, ни с системой законодательства, ни с механизмом правового регулирования. Выделяют три правовых явления:

- юридическая практика, которая включает в себя деятельность правотворческих и правоохранительных органов;

- правовая идеология, которая включает в себя правовые знания, представления, понятия, убеждения о необходимости установления соответствующих норм права, правовые характеристики поведения людей;

- право – ядро и центр всей правовой системы.

Понятие правовой системы позволяет широко и полно освоить особенности права той или иной страны, обрисовать специфику права различных стран.

 

Тема 7: Нормы права.

 

Виды норм права.

 

Классификация позволяет обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать природу и назначение.

1. По функциям в механизме правового регулирования выделяют исходные правовые нормы, нормы правил поведения, общие, специальные и исключительные нормы.

Исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений. Они неоднородны по своему характеру, содержанию, назначению. Выделяют:

а) нормы-начала – закрепляют основы существующего строя, социально-экономической, политической, государственной жизни и т.д.; они содержатся в Конституции;

б) нормы-принципы – это предписания, которые выражают и закрепляют принципы права;

в) определенно-устанавливающие нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет правового регулирования;

г) нормы-дефиниции – содержащие легальное определение тех или иных юридических понятий или явлений (например, ст.14 УК РФ содержит легальное определение понятия преступления).

Нормы правил поведения – это нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. Они указывают права и обязанности субъектов. Они основательно изучены юридической наукой. Это:

а) регулятивные нормы – устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений и рассчитывают на правомерное поведение людей;

б) охранительные нормы – рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции.

Общие нормы – предписания, охватывающие все правовые институты той или иной отрасли. Эти нормы группируются в общую часть.

Специальные нормы – предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей (институт сделок в гражданском праве). Они образуют особенную часть в отрасли права.

Исключительные нормы – делают изъятие из общих и специальных норм.

2. По отраслям права выделяют: конституционные, административные, финансовые правовые нормы и др. Все они делятся на материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение. Процессуальные нормы носят процедурный характер.

3. По предмету правового регулирования выделяют: императивные (категорически обязательное для сторон, и последние не вправе изменять их), диспозитивные, поощрительные (содержат положения, стимулирующие различные виды правомерного, общественно полезного поведения) и рекомендательные нормы.

4. По характеру норм выделяют: управомачивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомачивающая норма – норма, предоставляющая своим адресатам право на совершение положительных действий. На их основе возникают субъективные права (пример, п.1 ст.502 ГК РФ содержит управомачивающее положение, согласно которому покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на другой аналогичный товар).

Обязывающая норма – предписывает субъекту обязанность совершать определенные правомерные действия (согласно ст.922 ГК РФ, банк обязан осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф).

Запрещающая норма – содержит запрет совершать те или иные противоправные действия (проступки и преступления).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

5. По характеру акта выделяют: нормы законов и нормы подзаконных правовых актов.

Структура норм права.

 

Структура нормы права – внутреннее строение нормы и связь ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Традиционным является представление о том, что норма права состоит из этих трех элементов, так называемая логическая структура.

Гипотеза – часть правовой нормы, в которой содержатся условия ее реализации (в уголовном праве, например, условиями привлечениями к ответственности являются возраст, вменяемость).

Диспозиция (от лат. «расположение») – содержит права и обязанности сторон. Причем право одной стороны – это обязанность другой стороны и наоборот.

Санкция – часть правовой нормы, в которой указаны правовые последствия нарушения требований диспозиции и гипотезы, т.е. нарушения прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией, и условий их действия, предусмотренных гипотезой.

Существует несколько видов гипотез.

1). По характеру содержания различают: общие и конкретные.

Общая (абстрактная) гипотеза – определяет условия данной нормы общими признаками.

Конкретная (казуистичная) гипотеза – устанавливает частные, специальные условия данной нормы (например, в нормах УПК по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается или прекращается).

2). По степени определенности различают: абстрактно-определенные, абстрактно-неопределенные, относительно-определенные.

Абстрактно-определенные гипотезы только указывают факты, обуславливающие данную норму (например, сроки давности).

Абстрактно-неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно-определенные – содержат указания на ограничения условий данной нормы (например, применение нормы в военное время).

3). В зависимости от оснований применения: односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве оснований применения нормы предусматривают только правомерное либо неправомерное поведение.

Двусторонние – содержат указания как на правомерное, так и не на правомерное поведение.

4). Гипотеза бывает: простой, сложной и альтернативной.

Виды диспозиций:

1). По способу описания различают: простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указания на совершенное деяние без описания его признаков, т.к. они достаточно определены. Описательная – содержат признаки как правомерного, так и неправомерного поведения. Отсылочная – содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта. Бланкетная – содержит ссылку на другой нормативный акт.

2). По своей юридической направленности выделяют: обязывающие, управомачивающие, рекомендательные, ограничительные, закрепительные диспозиции.

Обязывающие – указывают вид и меру поведения обязанного лица. Управомачивающие – содержат указания на вид и меру возможного поведения. Рекомендательные – указывают на желательность либо нецелесообразность определенного поведения. Ограничительные – ограничивают поведение строго определенными сроками, рамками. Закрепительные – закрепляют общий принцип.

Виды санкций:

1). По характеру содержания: позитивные (предусматривают меры поощрения) и негативные (предусматривают виды и меры наказания).

2). По степени определенности: абсолютно-определенные (содержат указания на точно зафиксированные последствия), относительно-определенные, альтернативные (содержат несколько видов возможного наказания), комбинационные (представляет собой комбинирование всех вышеперечисленных санкций), коммулятивные (предусматривают возможность сложения несколько видов наказаний).

Особо большее влияние на структуру правовых норм оказывает обособление охранительных норм. В результате санкции, как правило, оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных норм. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в юридических нормах различаются только 2 элемента:

1). Гипотеза – часть нормы, указывающая на условия или фактические обстоятельства, при наступление или не наступление которых норма вступает в действие.

2). Диспозиция (санкция) – часть нормы, указывающая на юридические последствия, наступающие при наличие предусмотренных нормой условий. В регулятивных нормах эта часть нормы – диспозиция, которая образует содержание правил поведения, указание на права и обязанности. В охранительных нормах – санкция, указывающая на государственно-принудительные меры.

Законодательный процесс.

Стадии для реализации законотворческого процесса:

1). Принятие решения о подготовке законопроекта. Высший законодательный орган может принять решение о подготовке закона и поручить своим комиссиям разработку проекта закона. Он может быть также подготовлен по инициативе Президента, Правительства РФ, постоянным комитетом при Государственной Думе, по инициативе отдельных депутатов. Правом законодательной инициативы обладают субъекты РФ.

2). Подготовка первоначального текста законопроекта. Комиссии включают в себя представителей заинтересованных органов, общественных организаций, юристов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы. К работе над проектом законов привлекаются квалифицированные юристы, практические работники. При подготовке проектов законов существует два принципа:

- принцип работы в Государственной Думе (именно там готовят проекты);

- ведомственный отраслевой принцип (проект может готовиться определенными министерствами и ведомствами).

3). Предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов и организаций. Оно ведется в комитетах, комиссиях, обсуждается учеными. Подготовленные законопроекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой и другой оценке. Законопроект может выйти и на всенародное обсуждение. После учета замечаний и предложений текст закона окончательно редактируется.

4). Внесение и рассмотрение законопроекта в соответствующий правотворческий орган. Эта стадия детально регламентирована. Рассмотрение законопроекта осуществляется в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта. Затем депутаты обсуждают основные положения, высказывают замечания. По результатам обсуждения законодательный орган либо одобряет законопроект, либо отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для предоставления законопроекта во второе чтение. Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляется тем комитетом или органом, которому поручена подготовка. При втором чтении с докладом выступает руководитель органа, дорабатывающий законопроект. Обсуждение проводится либо по статьям, либо по разделам законопроекта. В результате второго чтения законодательный орган может одобрить или отклонить закон. На голосование ставится каждая статья, раздел или глава проекта. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то в начале обсуждается и голосуется за те из них принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках. Когда обсуждаются все поправки, то статьи, раздел или глава утверждается в целом. Порядок подсчета голосов устанавливается регламентом законодательного органа. В третьем чтении закон принимается или отклоняется. Если принимается, то его направляют на подписание Президенту, который должен рассмотреть этот вопрос в течении 14 дней. После этого Президент либо направляет закон на доработку, либо подписывает его.

5). Официальное отклонение принятого закона. Эта стадия состоит в официальном опубликовании принятого закона в особых, установленных законом, печатных органах (например, в «Российской газете»). Кроме того, необходимо оглашение в СМИ.

 

Тема 9: Законотворчество.

 

Юридическая техника.

Юридическая техника – совокупность принципов, правил, средств, приемов, методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта.

Наиболее общими приемами являются:

- юридическая терминология;

- юридические конструкции;

- приемы и правила изложения содержания нормативно-правовых актов.

Термин – словесное обозначение понятий, которое используется при изложение содержания закона и иных нормативно-правовых актов.Используются термины:

- общеупотребляемые – термины в общепринятом, известном смысле;

- специально-технические – имеющие смысл, принятый в области специальных знаний (эпидемия и т.д.);

- специально-юридические – имеющие основной юридический смысл (ипотека, владение, пользование, распоряжение).

Конструкции:

1). Социальное обеспечение: гражданин может получать от органов социального обеспечения пособие по нетрудоспособности, пенсию. Отношения организованы элементарным построением.

2). Договор добровольного страхования: если гражданин предварительно заключил договор, предусматривающий выплату известной суммы при несчастном случае, то компания выплачивает эту сумму. Конструкция договорная.

3). Гражданская имущественная ответственность: владелец машины, сбившей гражданина, обязан возместить нанесенный вред. Отношения юридической ответственности.

Тема 10: Система права.

Понятие системы права.

Вопрос о системе права дискуссионный и неоднократно обсуждался в отечественной юридической науке. На первой дискуссии (1939-1940 г.г.) было выделено 10 отраслей права: государственное, административное, финансовое, земельное, гражданское, колхозное, трудовое, семейное, уголовное, судебное.

Вторая дискуссия была отражена в 1956-1958 г.г. в журнале «Советское государство и право», на которой в результате обсуждения был сделан вывод, что структура отраслей права не нуждается в коренной ломке, поскольку она отвечает интересам укрепления законности и правопорядка. Было выделено несколько отраслей права: исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

На третьем обсуждении (80-е года) под системой права понимается исторически сложившаяся структура права, определенная характером регулирования общественных отношений. Система права характеризуется:

1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования: отрасли, институты; нормы права – кирпич всей правовой системы;

2) элементы системы права не противоречат друг другу, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает системе права единство;

3) система права обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;

4) имеет объективный характер, поскольку зависит от объективно существующих общественных отношений.

Понятие «система права» не следует отождествлять с «правовой системой», которая шире по своему объему. Правовая система и система права соотносятся, как целое и частное.

 

Публичное и частное право.

Право можно подразделить на частное и публичное.

Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы индивидуального собственника, относящиеся к статусу отдельных лиц (гражданское, семейное, предпринимательское и др.).

Публичное право относится к статусу государства (государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и др.).

Идея разделения права возникла в Древнем Риме. Такое деление позже было воспринято буржуазным правом. В качестве критерия разделения признавали различие в методах правового регулирования. «Там, где начиналась гражданская жизнь, заканчивалась власть администрации». В социалистическом государстве не было оснований для такого деления. Отечественная юриспруденция значительно отстала от мирового уровня юридической науки в исследовании правовых систем современности. Советская правовая система находилась в явно неудовлетворительном состоянии. Это – одна из главных причин слабости российского права. Такое разделение права генетически связано с развитым товарным производством. В странах с ограниченным производством товаров заметной дифференциации права не происходит.

Критерии разделения на частное и публичное право:

- интерес;

- предмет правового регулирования;

- метод правового регулирования;

- субъективный состав.

Виды правоотношений.

1). В соответствии с функциями права:

- регулятивные правоотношения – такие правоотношения, через которые осуществляется непосредственное регулирование общественной жизни, устанавливаются права и обязанности, и данные отношения связаны с правомерным поведением его участников; государство прямо заинтересовано в их развитии;

- охранительные – связаны с применением государственного принуждения.

Охранительные и регулятивные правоотношения отличаются по:

а) по основаниям возникновения: правомерное или неправомерное поведение субъекта;

б) содержанием прав и обязанностей: охранительные правоотношения – всегда властеотношения.

2). По отраслям права:

- Материально-правовые - возникают на основе норм материального права, и процессуальные - на основе процессуальных норм;

- Общие – правовые связи, основанные на таких общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации;

Конкретные – правовые связи, субъекты которых определяются путем поименной индивидуализации. Они бывают:

а) относительными (двусторонне-индивидуализированы) – правоотношения, в которых поименно определены все субъекты;

б) абсолютные (односторонне-индивидуализированы) – правоотношения, в которых поименно определен один носитель субъективного права (отношения, закрепляющие право собственности).

3). По характеру обязанностей:

- активные – обязанность состоит в совершении определенных положительных действий, право другой стороны состоит в требовании исполнить обязанности;

- пассивные – обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право.

4). По объему прав и обязанностей:

- простые – один обладает правом, другой участник правоотношения обладает обязанностью;

- сложные – участники обладают одновременно и правами и обязанностями.

3. Структура, содержание, правопритязания, юридическая обязанность.

Структура правоотношения - субъект, объект и содержание. Содержание правоотношения определяется различным образом. Различают материальное содержание правоотношения (фактическое поведение субъектов, где управомоченный может, а правообязанный должен соблюдать) и юридическое (субъективные права и обязанности), которые часто слиты друг с другом и воспринимаются, как одно целое. Между юридическим и фактическим содержанием нет тождества.

Юридическое содержание характеризуетс







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.