Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Своеобразие русской средневековой литературы.





Своеобразие русской средневековой литературы.

Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени.

Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине).

Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст.

Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др.

Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров.

Анонимность большинства древнерусских памятников (авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского.

Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах.

Предпосылки возникновения древнерусской литературы:

1. письменность

2. государственность - классовый строй (начальнофеодальный)

3. устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос).

988 г. - с принятием христианства пришла и письменность.

Периодизация (11-17 вв):

1) 9 – 1ая половина 13 века – Киевская домонгольская Русь.

2) 13 – 1ая половина 15 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности и объединения С-В Руси).

3) 16 – 17 вв. – литература периода создания и развития централизованного гос-ва

4) 2ая половина 17 в. – переходный период к новой л-ре. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.

 

 

Средневековая русская книга как явление культуры

Христианство возникло на Руси в 988 году. Христианство давало возможность верить в единого бога. На Руси при Владимире Святославиче христианство стало государственной религией.

863 г - Кириллица (Кирилл и Мефодий) - послужило толчком к развитию письменности.

Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились хроники, поучения, жития. В 11-12 веках пришла церковная литература из Византии, + стали появляться воинские повести, светские повести. Основной источник для книг - фольклор. Он давал жанры, сюжеты, образы, народную идеологию.

Книги:

1) Богослужебные (самая первая книга, дошедшая до нас на старославянском - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием с 1056-1057 годы)

2) В 1499 году Библия была переведена целиком. Библия - достояние всей мировой культуры. Поэтические образы наполняли собой не только произведения древнерусской литературы но и живопись. Библия - церковная книга. Она отразила нравы многих народов. Там представлены многие жанры (песнопения, богословские трактаты, произведения ораторского искусства).

Библия:

1) Книга Ветхого Завета (история еврейского народа)

2) Книга Нового Завета (Апостольские писания и послания). 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

«Апокалипсис» - книга о страшных пророчествах.

3) Житийная литература (агиографическая) - жизнеописания святых. Житиё сочетает в себе занимательный сюжет и назидательность. В центре - христианский герой, следующий Христу.

Расцвет житийной литературы - 8 -11 вв. В Византии.

«Панегирик» - особая разновидность. Это не вся жизнь святых, а лишь наиболее важные их подвиги.

Все книги были рукописными. Для экономии слова в строке не разделялись, только абзацы выделялись красными буквами. Часто употребляемы слова писались сокращенно, под особым надстрочным знаком – титлом. Пергамент разлиновывался и клался на колени. Почерк с правильным, почти квадратным написанием букв назывался уставом. Уставное письмо сменяется наклонным округлым почерком с большим кол-ом выносных надстрочных знаков – полуустав. Затем появл. скоропись, которая постепенно вытесняет полуустав и господствует до 17 века. Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Доски обтягивались кожей. Иногда на полях были заметки автора, позже рисунки.

Собирание памятников древнерусской письменности нач. в 18 веке. Особенно отличились Татищев и Новиков, граф Румянцев, Лихачев.

 

 

Летописание как литературный жанр. «Повесть временных лет» Нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма в летописи.

История летописания.

Гипотеза Шахматова: применяя методы сравнительно-исторического изучения текста – гипотеза возникновения русского летописания. [1039 в Киеве учредили митрополию. При дворе митрополита создан древнейший Киевский свод. На основе греческих переводных хроник и местного фольклора. Затем – Новгородская летопись. На их основе – Древний Новгородский Свод. 1073 – Никон, используя его создал 1й Киево-Печерский свод. 1095 – 2й Киево-Печерский свод – основа ПВЛ, 1ая редакция в 1113 Нестором].

Гипотеза Лихачева: отверг возможность существования в 1039 году древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с борьбой Киевского гос-ва в 11 веке против полит. и религ. притязаний Византии. 1073 – Никон, используя его создал 1й Киево-Печерский свод. 1095 – 2й Киево-Печерский свод. ПВЛ, создается во время набегов половцев.

Гипотеза Рыбакова: предположил, что погодные записи стали вести в Киеве с появлением христианского духовенства с 867 года. В к.10 века был создан 1й киевский свод.

 

Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы.

 

Полит. смысл легенды об Андрее Первозванном, выбор веры, + и – веры.

Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.

Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.

Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.

«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.

Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.

Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.

«Слово» построено по чёткому логическому плану:

1 часть - сопоставление Закона и Благодати.

2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)

3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».

«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.

Стиль:

1. риторические восклицания

2. параллели с Библией

3. книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».

4. приём антитезы

 

Апокрифы

Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей.

«Апокриф» означает - тайный, запретный. Апокрифическая литература - книги, отречённые от главной церкви. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны.

Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы»). Это то, что не могло быть узаконено церковью.

Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона».

Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам».

Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет.

Итак, «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку.

 

I часть.

Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

 

14. Переводная литература домонгольской Руси.

Преобладала церковная переводная литература над светской для упрочения новой веры, христианской морали. Но древнерусские книжники перевели ряд воинских, исторических, дидактических повестей с греческого. Чтобы приблизить перевод к русской реальности, для приближения к реальному времени переводчики искажали произведение. Для этих произведений характерен историзм, нравоучения, дидактизм.

Воинская повесть: «Александрия» - повесть о подвигах и жизни прославленного полководца(создана сразу после смерти Македонского – 323 до н.э.). В 11-12вв. с греческого была переведена на русский. От предыстории рождения Александра. Походы. Путешествия по землям (мирный поход в страну «рахманов») (жанр ходжения), исполненным чудес (великаны, «человекоядцы» и др.). Постоянно подчеркивается превосходство эллинов над варварами.

Христианские мотивы: Александр признает в Иерусалиме признает единого бога. В Лусовом пристанище он пытается попасть на небеса, но услышав глас предупреждения отказывается от этой затеи.

Дидактическая повесть (пропагандировали новую христианскую мораль): «Повесть о Варлааме и Иосафе».

Иосаф – сын индийского царя Авенира, который не хочет, чтобы его отпрыск стал христианином. Юноша встречает старца Варлаама, который рассказывает нравоучительные притчи, а после крестит Иосафа. Отец пытается повернуть сына опять к язычеству, но попытки тщетны. Его сын уходит в пустыню, в странствии найдя Варлааама, живет с ним в пещере. Нетленные их тела переносят в индийскую столицу.

Провозглашается победа христианства над язычеством.

Татаро-монгольское нашествие: осмысление его последствий в древнерусской литературе и фольклоре: «Повесть о битве на Калке», Галицко-Волынская летопись о Данииле Галицком, «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском» и т.д.)

 

В середине 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. Страшные полчища степных кочевников, объединённые Чингиз-Ханом, двинулись с Востока на Запад. В течение трёх лет с 1237 по 1240 год русский народ вёл мужественную борьбу с неисчислимыми силами врагов. А феодальная раздробленность Руси всячески способствовала успеху завоевателей.

События, связанные с татаро-монгольским нашествием, получили широкое отражение в литературе того времени.

Было написано несколько, вошедших в историю мировой культуры повестей:

«Повесть о битве на Калке». Обстоятельно излагает ход событий. Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233 году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства - это и явилось причиной поражения.

Повесть хорошо передаёт настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ. Также присутствует и религиозно-моралистическая трактовка события: появление «языка незнаемого» - следствие попустительства божия

 

Религиозно-политическая борьба второй половины XV – первой половины XVI вв. и ее отражение в публицистике. Характеристика творчества и идейно-эстетических позиций Максима Грека, митрополита Даниила, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого и проч.

Собор 1503 года для суда над еретиками способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений с русской церкви - стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжских старцев).

Стяжатели:

Ведомым был Иосиф Волоцкий (публицист).

Иосиф - сын боярина. В 20 лет постригся в монахи (Боровский монастырь). Потом стал игуменом. Считал, что священное писание не подлежит критике. Был страстным борцом против ереси.

Взгляды церкви публиковались в посланиях, памфлетах, трактатах.

Идейная позиция была отчётливой: стремление воздействовать на массу. Отбор фактов производился так, как это было нужно публицисту, часто вразрез с историей.

Характерна просторечная лексика. Ссылки на священное писание.

Книга Волоцкого: «Просветитель». Состояла из политических слов.

Житие.

«Житие» было задумано как важное общественное деяние, своеобразный манифест старой веры. Устные беседы А., обращенные к ближайшим «соузникам», приобрели форму развернутого монолога, страстной проповеди. Специфика автобиографической прозы А. — в отказе от жестких требований житийного канона. В первую очередь это касается самого предмета повествования и системы образов. У А. происходит предельное сближение автора и героя. А. с помощью описания многочисленных чудес открыто свидетельствует о собственной святости. В некоторых случаях он проводит прямые аналогии с лицами священной истории: сравнивает себя с Авраамом у Мамврийского дуба, а в кульминационной сцене церковного собора недвусмысленно намекает на свое сходство с поруганным и распинаемым Спасителем.

 

 

Своеобразие русской средневековой литературы.

Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени.

Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине).

Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст.

Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др.

Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров.

Анонимность большинства древнерусских памятников (авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского.

Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах.

Предпосылки возникновения древнерусской литературы:

1. письменность

2. государственность - классовый строй (начальнофеодальный)

3. устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос).

988 г. - с принятием христианства пришла и письменность.

Периодизация (11-17 вв):

1) 9 – 1ая половина 13 века – Киевская домонгольская Русь.

2) 13 – 1ая половина 15 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности и объединения С-В Руси).

3) 16 – 17 вв. – литература периода создания и развития централизованного гос-ва

4) 2ая половина 17 в. – переходный период к новой л-ре. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.