|
Край света» в изображении отечественной литературы и фольклораИзложение Афанасия не отличается стройностью композиции; в нём, кроме того, встречаются повторения. Стиль «ХОЖДЕНИЯ» - это стиль дневниковых записей, сопр. иногда лирическими отступлениями, в кот. находит своё выражение скорбь автора по поводу его оторванности от родной веры и родной земли. Принадлежность Афанасия к светской среде сказалось на его языке почти свободном от влияния языка церковнославянского, но довольно значительно уснащенном словами персидскими, арабскими и тюркскими. Больше всего в своём сочинении Афанасий уделяет внимание Индии, быт и природу которой он рисует очень детально, в ряде случаев привнося, впрочем, в своё описание элементы фантастики. Своё хождение в Индию Никитин совершал с 1446 по 1472г. Он был одним из первых европейцев, вступивших на землю» Брахманов». Жанр путевых записок, очерков. В отл. от путешествий 12-13 вв., его лишено религиозно-дидактических целей. На основании хождения можно отчётливо представить незаурядную личность р. человека, патриота своей родины, прокл пути в неведомые страны ради «пользы Руския земли». никакие невзгоды не могли сломить его волю: Лишившись в устье реки Волги своих кораблей, кот. были разграблены степными кочевниками, он продолжает путь. Возвращение в Тверь не сулило ему ничего, кроме долговой тюрьмы, а вперёд манила даль неведомых земель. А. свято хранит в своём сердце образ родины-Русской земли. Православная вера явл. для Никитина символом родины. Отсутствие возможности точного и строгого соблюдения религ. обряда в чужой стране вызывает у него чув-во горечи. Переменить веру ля него =изменить родине. Чужд религ. фанатизма. Он присматривается к верованиям индийцев, подр описывает буддийские святыни в Парвате.»...правую веру бог ведает». Хождение отлич множеством автобиограф материала, Никитин подробно описывает свои внутренние переживания. Однако центр. место в хождении занимает обстоятельный рассказ А. об Индии. Думаю, про Индию сама сочинишь, не маленькая! 2 легенды из уст А.: в городе Алянде летает птица» гу-кук», и на «которой хоромине сядет, там ч-к умрёт». 1-я: об обезьяньем князе, навеянная, очевидно, индийским эпосом» Рамаяной»- это так, для общего развития...и если спросит... Конец- краткое путевой дневник о возвращении героя на родину, где он и помер близ Смоленска
Москва – третий Рим» как объединительная идея «Сказание о князьях Владимирских» - памятник публицистической литературы конца 15 века. Возник в период объединения и укрепления Руси как централизованного государства. Идейное содержание тесно связано с распространенной в официальных московских кругах идеей «Москва- третий Рим». В «Сказании» говорится, что московские великие князья ведут свое происхождение от Августа-кесаря, что они являются наследниками Византийской империи. «Сказание» утверждало авторитет московских князей и было особенно популярным в период царствования Ивана Грозного. «Сказание» носило политический характер: оно утверждало права московских князей на единоличную власть в Москве, т.к. они унаследовали ее от самого Августа-кесаря. Опираясь на «Сказание» как на исторический документ, Иван грозный объявил себя царем и венчался на царство в 1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от Августа-кесаря. «Сказание» давало мощное идеологическое обоснование новой самодержавной форме правления Руси, содействовало укреплению верховной власти. В 1523 г. старец Филофей в своем послании к Василию 3 писал: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство и нем не останется». Так лаконично и точно была сформулирована политическая теория суверенности Руси «Москва-третий Рим».
Новгородская и псковская литературы Новгородская. Архиепископ Иоанн 1165-1186. Цикл сказаний о 1 новг. Архипископе. Все они прославляют его святость. «Повесть о путешествии новг. Архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Основа сюжета – типичный мотив борьбы праведника с дьяволом. Дьявол мстит Иоанну за то, что тот проговорился о своем путешествии в Иерусалим за одну ночь и выставляет его в глазах народа блудливым человеком. Его наказывают – сажают на плот. Но по молитве архиепископа плот плывет против течения. Новгородцы молят Иоанна о прощении слезно. Живость, яркость, образность. «Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «М. – 3 Рим». 1 - история возникновения к. Константин дарит Сильвестру к., нарекая его папой и отдавая ему Рим для власти церковной. 2 – переход клобука из Рима в Константинополь из-за разделения в Риме церкви на православную и католическую. 3 – переход к. в Новгород. Филофей передает к. в Новгород, т.к. знает, что «благодать отимется» от Царьграда. Автором считается Дмитрий Герасимов, который ездил в Рим, переводил библейские книги. Вымысел скрывается за якобы «достоверностью». Мысль о превосходстве духовной власти над светской. Идея повести использована Никоном в середине 17 века. В 1666-1667 Московский церковный собор признал повесть «лживой». Псковская. Самое выдающееся произведение псковской литературы – «Псковское взятие, како взят его князь великий Василий Иванович» (в 1510 году). Автор не только последовательно описывает присоединение Пскова к Москве, но и ищет причины. Он понимает, что это присоединение вынужденное – иначе Псков разорят войска Литвы и Ливонии. Ничего не остается как оплакивать независимость своего княжества. (лирический эмоциональный плач). Автор рассказывает о произволе московских наместников – они насилуют, грабят, несправедливо судят. (Челобитчики пожаловались московскому Князю Василию Ивановичу – тот же приказывает уничтожить вече, снять колокол и полностью подчинить город Москве). Автор передает психологическое состояние псковичей. Центральный герой – Псков, собирательный образ, который противопоставлен притворному Василию Ивановичу и его наместникам. Заканчивает повесть религиозно-дидактическими рассуждениями. Автор вводит образы из фольклора: Правду и Кривду, говоря о бесчинствах москвичей. Отличительная черта повести: последовательность, фактичность слиты с лиричностью и дидактизмом.
Религиозно-политическая борьба второй половины XV – первой половины XVI вв. и ее отражение в публицистике. Характеристика творчества и идейно-эстетических позиций Максима Грека, митрополита Даниила, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого и проч. Собор 1503 года для суда над еретиками способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений с русской церкви - стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжских старцев). Стяжатели: Ведомым был Иосиф Волоцкий (публицист). Иосиф - сын боярина. В 20 лет постригся в монахи (Боровский монастырь). Потом стал игуменом. Считал, что священное писание не подлежит критике. Был страстным борцом против ереси. Взгляды церкви публиковались в посланиях, памфлетах, трактатах. Идейная позиция была отчётливой: стремление воздействовать на массу. Отбор фактов производился так, как это было нужно публицисту, часто вразрез с историей. Характерна просторечная лексика. Ссылки на священное писание. Книга Волоцкого: «Просветитель». Состояла из политических слов. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|