Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4 КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ДЕПРЕССИЯ, СТРАХ, ТРЕВОГА)





В практике консультативных служб встречается целый ряд клиентов, состояние и запрос которых связаны с эмо­циональными проблемами. Однако в большинстве случа­ев, хотя человек испытывает интенсивные эмоции, на­пример чувство обиды, вины или страха, консультиро­вание направлено не столько на соответствующую эмоцию, сколько на причины, обстоятельства, привед­шие к ней. При этом не стоит забывать о том, что отсут­ствие эмоциональной проработки на первом этапе, не­приятие чувств клиента могут сделать нежизнеспособным весь процесс консультирования. В данной главе мы обра­тимся к иным случаям, когда именно эмоция становит­ся ведущей проблемой — к депрессивным и фобическим состояниям.

Здесь, пожалуй, как никогда остро встает вопрос о проведении границы между грубой патологией эмоций и нормальными проявлениями эмоций и чувств, неизбеж­ных в жизни человека.

К сожалению, вопрос о точном разграничении нормы и патологии во многих случаях решается трудно или со­всем не решается. Тем не менее психологу-консультанту стоит знать о некоторых состояниях, в которых вряд ли можно эффективно помочь, используя консультативные приемы и методы. В иных случаях можно даже повредить клиенту, особенно неумелыми действиями.

В отечественной психиатрии принято выделять следую­щие нарушения эмоций и чувств.

— Патологическое усиление: эйфория и депрессия.

— Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость.

— Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмоций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний.

— Нарушение адекватности: неадекватность, амбивален­тность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфо­рии, дистимии, патологический аффект (Консультиро­вание детей..., 1998). (Дисфория — состояние гневливости с агрессивными тенденция­ми на фоне пониженного настроения; дистимия — кратковременное расстройство настроения депрессивно-тревожного характера, сопро­вождающееся гневливостью, недовольством, раздражительностью.)

Мы не ставим себе задачу рассмотреть все виды эмо­циональных нарушений. Остановимся лишь на некоторых из них — тех, которые, на наш взгляд, чаще могут встре­титься в консультативной практике.

Для клиентов, обращающихся в психологические (кри­зисные) службы, достаточно характерно снижение настро­ения, появление чувства собственной малоценности, бес­перспективности жизни, снижение тонуса, пессимизм, су­ицидальные мысли и т.п. Именно такие симптомы характеризуют любые депрессивные состояния. В психи­атрии депрессии принято делить на психотические и не­психотические. К психотическим относят те депрессии, при которых угнетение настроения сочетается с бредо­выми идеями самоуничижения, самообвинения, грехов­ности, отношения, преследования, с галлюцинаторными переживаниями, витальной тоской, отсутствием крити­ки и суицидальными действиями. При непсихотической депрессии обычно наблюдается критическая оценка сво­его состояния и ситуации, сохранены психологически по­нятные связи с внешними и внутренними обстоятельства­ми, аффект (Консультирование детей..., 1998).

В этом разделе речь пойдет о депрессии, связанной с внешними событиями и, естественно непсихотической. Причем мы не делаем акцента на специфическом меди­цинском лечении депрессии.

Зарубежные кризисные службы часто рассматривают уединенность и депрессию как две стороны одной медали. Обычно одна сопровождает другую, определение и интер­венция обеих почти идентичны.

Еще раз остановимся на симптомах непсихотической депрессии. К ним относятся:

Медленная речь; небольшое разнообразие аффектов.

Использование слов и фраз наподобие «все плохо» и «усталость».

Пессимизм.

Чувство вины и низкая самооценка.

Ощущение неадекватности («Я не могу»).

Нарушения сна.

Недоедание, потеря веса.

Низкая мотивация, апатия, вялость.

Потеря интереса к активной жизни, друзьям, семье.

Низкая энергетика — быстро наступающая усталость.

Тихий голос, слабые эмоции.

Потеря памяти, слабая концентрация внимания.

Телесные жалобы.

Чувство неприятия.

Изменение привычек.

Очень важно понять, что каждый из выше названных симптомов будет иметь в каждом конкретном случае свой смысл, например «нарушение сна» может означать для одного — уснуть на полчаса позже обычного, а для дру­гого — три бессонные ночи подряд.

Кризисные службы рекомендуют своим сотрудникам такие основные действия с одинокими и депрессивными людьми:

Поскольку они часто имеют низкую самооценку и чув­ствуют себя отвергнутыми, вам необходимо относиться к ним уважительно и почтительно, чтобы не заставлять их лишний раз переживать подобные чувства.

Улучшение их самочувствия к концу разговора не яв­ляется вашей задачей.

Приоритетны три основные цели:

1. Связать их чувства с причиной.

2. Объяснить клиенту, что именно поддерживает его

депрессию.

3. Ставить небольшую, достижимую цель.

В оценку каждого случая на предмет одиночества и деп­рессии входит определение следующих ориентиров:

Ведет ли человек себя опрометчиво?

Имели ли место в недавнем прошлом события, кото­рые углубили депрессию?

Насколько тяжела депрессия? (тяжесть симптомов)

Прогрессирует клиент или нет?

Какие выгоды видит клиент в одиночестве?

Присутствуют ли паттерны (модели поведения):

1. Одиночество—депрессия—одиночество.

2. Злоупотребление (например, алкоголем)—депрессив­ное злоупотребление.

3. Нереальные ожидания—депрессия из-за неуспешнос­ти.

4. Неиспользование систем поддержки—одиночество-депрессия.

К приемам интервенции при непсихотической депрессии можно отнести:

Рефлексивное слушание, оценка (это поможет клиен­там почувствовать, что их принимают, поможет связать чувства с причинами).

Указание образцов поведения. Например, обучение, ос­нованное на подкреплении (скажем, вопрос: «Что мешает вам сделать то, что действительно вам поможет?»).

Попытка поставить перед клиентом одну маленькую цель. Это должна быть небольшая и достижимая цель, в идеале — нечто такое, что слегка нарушит депрессивный паттерн, например:

Позвонить старому другу, который может оказать под­держку.

Назначить встречу.

Выйти вечером из дому.

Нанять для ребенка няню.

11 Точнее было бы сказать — не объяснить, а помочь понять.

Не пить сегодня вечером и т.п. (Руководство по теле­фонному консультированию, 1996).

Особо выделяют также симптомы хронической де­прессии.

Для нее характерны:

— Стагнация, высказывания типа: «Я прервал все от­ношения».

— Человек может считать, что другие (включая вас) должны прийти ему на помощь; он может также не брать на себя ответственность.

Интервенция должна воодушевлять, придавать силы, делать больший акцент на плане действия, не поощрять беспомощность — то есть одобрять чувства, но не укреп­лять мнение клиента, что другие делают слишком мало.

К медицинской помощи следует обращаться, если есть следующие признаки:

— Экстремальные симптомы (например, суицидальные попытки).

— Долгая история депрессивного состояния.

— Очень низкая самооценка.

— Стагнация.

Психологи-консультанты не должны давать медицинс­ких советов. Если у клиента есть вопросы медицинского характера, стоит переадресовать его в соответствующую службу.

Еще одной проблемной сферой, достаточно часто встре­чающейся в практике психологических (особенно кризис­ных) служб, являются состояния страха и тревоги.

Подверженность реакциям страха зависит от пола, воз­раста, индивидуальных особенностей, социально приобре­тенной устойчивости и социальной установки личности, сходного соматического и нервно-психического состоянрш, а также индивидуальной значимости и степени угрозы био­логическому и социальному благополучию.

В психиатрии предложены различные классификации страха и тревоги, обобщенные X. Христозовым в 1980 году (см.: Клиническая психиатрия, 1989). Выделяют следую­щие виды страха:

По форме и оттенкам проявления: страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия); соответствую­щий и несоответствующий степени опасности; адекват­ный и неадекватный.

По степени выраженности: испуг (внезапный и крат­ковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении си­туации, угрожающем жизни или благополучию человека); боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связан­ное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рас­судочной деятельности — «безумный страх»).

По форме проявления: страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга); реальный (опас­ность исходит из окружающего мира); моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференци­рованных стремлений).

По виду: осознаваемый генерализованный; осознаваемый локализованный; неосознаваемый генерализованный; скры­тый локализованный страх.

По этапам развития выделяют нерешительность, не­уверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас.

Страх и тревогу подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при на­личии реальной, осознаваемой или недостаточно осозна­ваемой угрожающей ситуации либо как болезненная ре­акция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное — чувство опасности; интеллектуальное — неуверенность; волевое — нерешительность.

X. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха: а) навязчивый, или фобия (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознаванием абсурдности са­мого страха); б) ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения); в) психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидными переживаниями или как диффузный страх) (Клиническая психиатрия, 1989).

Консультативная тактика включает в себя приемы ак­тивного слушания, направленные на принятие человека и его чувств, создание возможности выговориться, разде­лить с кем-то страх и тревогу, а после эмоциональной проработки — интеллектуально овладеть ситуацией и, воз­можно, найти поведенческие варианты выхода из нее. На­пример, в нашей практике встречался страх заражения ве­нерическим заболеванием, причем клиентка, испытывав­шая значительную тревогу и страх, не знала четко симптоматики заболеваний, их причин, не решалась на раз­решение травмирующей ситуации путем откровенного раз­говора с половым партнером и обращения за помощью к специалистам-медикам. После соответствующей консульта­тивной работы психологически трудная сторона ситуации была разрешена.

В случае установления явно патологического характера страха необходима помощь клинического психотерапевта или психиатра.

Вопросы

1.Чем отличаются психотические и непсихотические деп­рессии?

2. Перечислите основные симптомы непсихотической депрессии.

3. Какие цели являются приоритетными в работе с деп­рессивными клиентами?

4. В каких случаях все-таки стоит склонить клиента к обращению за медицинской помощью?

5. Какие формы страха можно отнести к патологи­ческим?

6. В чем заключается тактика консультанта в работе с клиентом, испытывающим страх?

к оглавлению

Глава 5 БОЛЕЗНЬ, УМИРАНИЕ, СМЕРТЬ И ДРУГИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Отчасти вопросы, связанные со смертью, уже подни­мались нами в главе, посвященной переживанию горя, ут­раты. Однако вопросы смерти и психологических состоя­ний, связанных с ней, несколько шире. Они касаются не только переживаний людей, уже понесших утрату, но и переживаний самого умирающего и тех, кто находится рядом с умирающим.

Зачастую умирающие становятся теперь клиентами не только медиков, но и психологов, поэтому знание их пси­хологических реакций приобретает все большую важность для профессионалов сферы психического здоровья.

Динамика психологических реакций умирающего. Все пси­хологические реакции человека, оказавшегося перед ли­цом смерти (часто в результате неизлечимой болезни), можно подразделить на ряд этапов. Наиболее известна в этом плане схема Элизабет Кюблер-Росс. Она описала сле­дующие пять этапов психологических реакций умирающих:

1. Фаза отрицания болезни (анозогнозическая) — боль­ной отказывается принять свою болезнь. «Нет, не я!», — самая обычная реакция вначале на объявление смертель­ного диагноза. Вероятно, целесообразно молчаливо согла­ситься с больным. Особенно это касается лиц, осуществ­ляющих уход за больным, и родственников. В зависимости от того, насколько человек может взять события под свой контроль и насколько сильно поддерживают его окружа­ющие, он преодолевает эту стадию тяжелее или легче. По мнению М. Хегарти, эта начальная стадия является нор­мальной и конструктивной, если она не затягивается и не мешает терапии. Если времени оказывается достаточно, то большинство больных успевают сформировать психологи­ческую защиту.

2. Фаза протеста (дисфорическая) — вытекает из воп­роса, который ставит себе больной: «Почему именно я?». Отсюда возмущение и гнев на окружающих и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важна возможность излить эти чувства вовне. Следует по­нимать, что это состояние враждебности и гнева — зако­номерное, нормальное явление, и сдерживать его больно­му очень трудно. Нельзя осуждать больного за эти его ре­акции, направленные по сути не на окружающих, а на свою судьбу. Здесь больной особенно нуждается в дружес­кой поддержке и участии, эмоциональном контакте.

3. Фаза «торга» (аутосуггестивная) — происходит рез­кое сужение жизненного горизонта человека, и он начи­нает выпрашивать, выторговывать себе те или иные по­блажки. Это прежде всего просьбы к врачам относительно послабления режима, назначения обезболивания или к род­ственникам с требованием выполнения различных прихо­тей. Этот нормальный процесс сделок для узко ограни­ченных целей помогает пациенту прийти к соглашению с реальностью все укорачивающейся жизни. Желая продлить жизнь, больной нередко обращается к Богу с обещания­ми смирения и послушания («Еще немного, мне надо за­кончить дела»). Хороший эффект в этой фазе дают рас­сказы о спонтанном выздоровлении.

4. Фаза депрессии — больной с течением времени не­избежно становится печальным. Он уже не задает вопро­сов, а просто говорит себе, что «на этот раз умереть пред­стоит именно мне». При этом может появиться сознание вины и самобичевание — «Чем же я это заслужил?».

Депрессия у больных может протекать по-разному. Иногда это основное печальное настроение усугубляется реактивными моментами, связанными с потерей частей тела или функций, важных для целостного образа «Я», Это может произойти вследствие хирургических операций.

Другой тип депрессии, наблюдаемый у умирающих больных, понимается как преждевременное оплакивание потери семьи, друзей и самой жизни. Это по сути тяже­лое переживание потери собственного будущего и при­знак начальной стадии следующей фазы — принятия смер­ти. Последняя группа больных особенно трудна для всех, кто соприкасается с ними. У окружающих они вызывают чувство тревоги и беспокойства, душевного дискомфор­та. Любые попытки ободрить больного или поддержать его шуткой, бодрым тоном воспринимаются как неле­пые в этой ситуации. Больной замыкается в себе, ему хочется плакать при мысли о тех, кого он вынужден вскоре оставить.

В этот период вольно или невольно все те, кто окружает больного, начинают избегать с ним общения. Это касается как родственников, так и медицинского персонала. При этом, особенно у родственников, возникает чувство вины за свое поведение и даже порой невольные мысленные пожелания умирающему более быстрой и легкой смерти. Даже родители больных детей не являются исключением в этой закономерности. Такое отчуждение может показаться окружающим бессердечным родительским безразличием к ребенку. Но родственники и медицинский персонал долж­ны понимать, что эти чувства нормальны и представляют действие естественных механизмов психологической защи­ты. Врачу и психологу (в том числе и психологу-консуль­танту) следует помочь ухаживающим за больным преодо­леть эти чувства и попросить их продолжить эмоциональ­ную поддержку умирающего. Именно в этот период больной больше всего нуждается в душевном комфорте и теплоте. Даже чье-то молчаливое присутствие в палате у постели умирающего может оказаться полезнее, чем какие-то слова. Краткое объятие, похлопывание по плечу, пожатие рук скажет ему о том, что о нем заботятся и понимают. Здесь всегда необходимо участие родственников и выполнение, по возможности, любых желаний больного, хоть как-то направленных к жизни и деятельности.

5. Фаза принятия смерти (апатическая) — это прими­рение с судьбой, больной смиренно ждет своего конца. Измученный болезнью, он желает лишь отдохнуть и ус­нуть. Это уже прощание, конец жизненного пути. Бывает, правда, и так, что больной, приняв факт своей неизбеж­ной кончины и смирившись с судьбой, вдруг вновь все отрицает на какое-то время, строя при этом радужные планы на будущее. Эта амбивалентность поведения и от­ношения к смерти понятна, так как агония — это одно­временно и борьба за жизнь и отмирание. В этой фазе надо создавать уверенность у больного в том, что он не оста­нется наедине со своей смертью (контекст — «Я вас не оставлю»).

В зависимости от своего духовного потенциала врач на этой стадии может привлечь на помощь религию (Сидоров, Парняков, 2000).

Характер и широта работы с умирающим от неизлечи­мой болезни или от старости зависят от физического со­стояния и особенностей его личности, а также от эмоци­ональной настроенности, мировоззрения и прочих обстоя­тельств. По нашим наблюдениям, фазы, описанные Кюблер-Росс, могут и не выделяться четко или прохо­дить очень быстро и незаметно для окружающих. Мы так­же наблюдали реакции практически полного «выпадения» умирающих из реальности. Последнее может быть обуслов­лено как действием механизмов психологической защи­ты, так и нарастающей интоксикацией, угасанием физи­ологических функций. Кроме того, часть больных в тер­минальной стадии находятся под почти непрерывным действием обезболивающих средств, прежде всего нарко­тиков. Соответственно, некоторые люди могут умереть, практически не осознав факт смерти. И здесь психологам и психотерапевтам достается работа лишь с убитыми нео­жиданным горем родственниками.

В современной медицинской литературе говорится о том, что главной психологической мишенью, на которую наце­лены психокоррекционные (психотерапевтические) воздей­ствия, является страх человека перед установлением вра­чами «смертельного» диагноза (рак, СПИД), перед мучи­тельными болями, а также страх самой смерти (Сидоров, Парняков, 2000). И хотя эта тематика несколько выходит за рамки консультативной психологии и больше относится, например, к деятельности психолога хосписа, тем не менее в консультативной практике также встречаются обра­щения как самих больных, так и их родственников. Именно поэтому общая готовность к помощи таким клиентам дол­жна присутствовать в работе психолога-консультанта.

Готовность эту создает, во-первых, собственная прора­ботанность темы смерти, отношение к смерти собственной, которая часто может быть достигнута только в психотера­певтической группе, поднимающей экзистенциальные воп­росы. Во-вторых, помогают знания о процессе умирания и смерти, а также о формах помощи таким клиентам.

«Правдивость» у постели больного есть всеобщая тен­денция современности, и это касается не только врачей, но и родственников больных и всех тех, кто занимается уходом. В то же время следует учитывать динамику пси­хологических реакций у терминальных больных, описан­ную Кюблер-Росс. Например, если у больного выражена реакция отрицания и он не желает знать о смертельных болезнях, то и навязывать ему правду не следует (Сидо­ров, Парняков, 2000).

Собственно в работе психолога важным остается гума­нистическое правило нахождения рядом с человеком, по­мощь в проживании им травматической ситуации. Напри­мер, телефонный консультант, которому звонит терми­нальный больной, не должен теряться и отвергать чувства умирающего человека, не должен усиливать страх собствен­ной включенностью в него и реакцией заражения. Кон­сультант принимает человека вместе со всеми его чувствами и состоянием, разделяет душевную боль, благодаря эмпатической поддержке. Что касается техник, то они извест­ны и, на наш взгляд, не представляют собой ничего спе­цифичного. Это хорошо описанные в различных руковод­ствах приемы активного слушания (Кочюнас, 1999).

Психолог-консультант также может столкнуться с уста­новками клиента и ценностными ориентациями, которые для него как для представителя научной школы являются неприемлемыми. Например, терминальный больной, в про­шлом атеист вдруг начинает верить в Бога или обращается к различного рода магическим ритуалам, парапсихологии и т.п. В этих случаях считается, что не следует препятствовать возможной личностной трансформации больного в направлении «третьей действительности», то есть иррацио­нальности, религии и т д. Часто именно иррациональность, вера в «жизнь после смерти» помогает больному справить­ся с печалью и овладевающим чувством одиночества.

Большое значение имеет привлечение родственников к эмоциональной поддержке больного. При этом учитывает­ся индивидуальная система семьи и семейных отношений. Однако считается, что стоит избегать слишком большого информирования семьи о состоянии больного с одновре­менной недостаточностью предоставления информации са­мому больному. Желательно, чтобы больной и родственни­ки находились примерно на одинаковом уровне владения информацией о болезни — это способствует большей консолидации семьи, мобилизации резервов семейной группы, содействию проработки семейной скорби у боль­ного и членов семьи (Сидоров, Парняков, 2000).

Если вы убедились, что действительно имеете дело с обреченным, медленно умирающим и страдающим чело­веком, то родственникам можно рекомендовать и обра­щение в хоспис. Хосписная служба обычно ориентирова­на на помощь инкурабельным онкологическим больным и их родственникам. Программа действий в хосписе рас­считана в первую очередь на паллиативный уход за боль­ными (т.е. уход, приносящий временное облегчение, но не излечивающий болезнь, поскольку это уже невозмож­но), обезболивание, оказание психологической поддерж­ки им и их семье. Как правило, хоспис имеет в своем составе стационар и выездную службу, осуществляющую патронаж больных (Сидоров, Парняков, 2000). Это дает возможность не оставлять людей наедине с их проблема­ми, проявлять к ним участие и оказывать реальную по­мощь. К сожалению, число хосписов в нашей стране пока очень ограничено. Часть из них работают как обществен­ные, благотворительные организации.

Болезнь и возможная смерть часто «подталкивают», дают повод для обращения и к другим экзистенциальным вопросам — о свободе, ответственности, смысле жизни.

Одним из центральных является вопрос о смысле жиз­ни. Клиенты могут задавать его себе в периоды возраст­ных кризисов в 30—40 лет или в другие моменты жиз­ни, подводящие человека к этому. Такой вопрос может быть задан и консультанту. При этом не надо мучиться в поисках ответа и впадать во фрустрацию. Однозначного ответа на него просто нет. Виктор Франкл писал: «Ни один психиатр и ни один психотерапевт...не может ука­зать больному в чем заключается смысл. Он вправе, од­нако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности най­ти смысл даже в страдании... В жизни не существует си­туаций, которые были бы действительно лишены смыс­ла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — в частности, трагическая триада, включающая в себя стра­дание, вину и смерть, — также могут быть преобразова­ны в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой» (Франкл, 1990). То есть, в таких ситуациях психолог-кон­сультант идет рядом с клиентом, с его переживаниями, внутренним миром, исследует вместе с ним то, что при­вело к задаванию самому себе экзистенциальных вопро­сов, и возможно они придут вместе к ответам, уникаль­ным для этого человека.

Вопросы

1. Перечислите 5 этапов психологических реакций уми­рающих.

2. В чем заключается основная задача психолога-консуль­танта в работе с умирающим?

3. К каким экзистенциальным вопросам могут обращать­ся клиенты психологических служб?

к оглавлению







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.