Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 6. Механизм государства: понятие, структура,





Принципы построения и функции

Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.);

– семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие механизма (аппарата) государства, его структура.

2. Понятия и признаки государственных органов. Система государственных органов и проблема разделения властей. Государственные органы и органы местного самоуправления.

3. Глава государства, его правовой статус. Монарх. Президент.

4. Представительные органы государственной власти. Парламент и парламентаризм. Законодательные органы в Российской Федерации.

5. Аппарат исполнительной власти: структура и особенности функционирования. Правоохранительные и «силовые» органы государства. Армия. Исполнительная власть в Российской Федерации.

6. Суд и судебная власть. Судебная система Российской Федерации.

Нормативные источники:

§ Конституция РФ. Главы 4, 5, 6, 7, 8.

Дополнительная литература:

Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / П. Баренбойм. – М.: РОССПЭН, 2003. – 285 с.

Бахрах Д. Л. Государственная служба в Российской Федерации / Д. Л. Бахрах. – Екатеринбург, 1995.

Бородин С. В. О судебной власти в России / С. В. Бородин, В. Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2001. – № 10. – С. 21–27.

Братко А. Г. Правоохранительная система: вопросы теории / А. Г. Братко. – М.: Юрид. лит., 1991. – 205 с.

Джавланов О. Т. Номенклатура: эволюция отбора / О. Т. Джавланов, В. А. Михеева. – М.: Луч, 1993. – 138 с.

Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России / Р. Я. Евзеров // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 83–94.

Колдаев В. М. Государственная власть. Механизм государственной власти / В. М. Колдаев. – М., 1993.

Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире / Н. А. Сахаров. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с.

Чиркин B. E. Основы государственной власти / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1996. – 112 с.

Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 416 с. (Гл. 9: Государственный аппарат)

Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л. М. Энтин. – М.: Юрид. лит., 1995. – 176 с.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Государственный аппарат» целесообразно начинать с повторения материалов лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается организационная основа государства в собственном значении этого слова.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме «Государственный аппарат» сопровождается выполнением дополнительных заданий и решением задач практической направленности. Целесообразным представляется в ходе эвристической беседы выполнить задания и обсудить контрольные вопросы.

Задания и контрольные вопросы:

1. Что означает термин «механизм государства»? В каких смыслах он используется в юриспруденции?

2. В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.

3. На основе Конституции РФ обоснуйте ответ на вопрос, все ли государственные органы в механизме государства России вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

4. Прочитайте выдержку из памфлета С. Н. Паркинсона «Искусство передавать фишку» (Законы Паркинсона: сборник / пер. с англ. – М., 1989. – С. 181–182) и подумайте, бюрократизм государственного аппарата имеет объективные или субъективные причины?

«Этот процесс начинается с Букашкоу, который получил дело первым. При всем отсутствии опыта, при всей молодости он понимает: на полученное прошение надо ответить либо «да», либо «нет». Он делает это с легким сердцем, ибо прекрасно знает: окончательное решение все равно будет приниматься где-то выше. Весьма вероятно, что Нед О. Росс пересмотрит его рекомендацию в принципе, просто чтобы его поставить на место, а того в свою очередь одернет кто-то еще. Так что Букашкоу всего лишь (как он полагает) запустил дело в дальнее плавание. Однако у Неда О. Росса в этот день на уме что угодно, только не работа (такое бывает нередко), и определить собственное отношение к делу он просто не в силах. Он рассеянно подмахивает отказ и пересылает папку Серри-Динкену, прекрасно понимая, что его решение так или иначе не окончательное. Серри-Динкен, занятый своими мыслями, не вдается в суть и подтверждает визу «Нет», после чего посылает папку Солли Дняку. Но Солли Дняк привык полагаться на Серри-Динкена, чья добросовестность прошла испытанием временем. Он передает бумагу с отрицательным ответом на подпись Барбоссу. Но одна из слабостей пирамидального процесса в том, что на стол к Барбоссу стекается практически все. Он успевает лишь мельком проглядеть присланные ему бумаги, ведь за тем, чтобы решения принимались правильные, должен следить Солли Дняк. В итоге – окончательный вердикт: «Нет». На процедуру ушло шесть недель, и наивный проситель думает, что все это время его предложение рассматривалось самым серьезным образом, в торжественной обстановке и за закрытыми дверями. С грустью констатируем: предложение его – увы! – не обсуждалось вообще».

На второй стадии семинарского занятия целесообразно перейти к рассмотрению и обсуждению домашнего задания — графического изображения механизма государства в России на основании глав 4, 5, 6, 7, 8 Конституции.

На завершающей стадии занятия студентам предлагается терминологическая работа, нацеленная на контроль над усвоением основными терминов данной темы: механизм государства, аппарат государства, организационная основа государства — органы государства (представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора), принципы организации и функционирования механизма государства.

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается выполнить работу по графическому изображению механизма государства в РФ.

ТЕМА 7. Функции государства

Формы занятий:

– лекция обратной связи — лекция-беседа (2 ч.);

– семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

–самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Функции и задачи государства, понятие и виды, факторы влияния. Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и не основные. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного российского государства

2. Формы и методы осуществления функций современного государства.

3. Функции государства и организация управления обществом в современной России.

Дополнительная литература:

Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности / Л. А. Морозова. – М.: Юрид. лит., 1998. – 254 с. (Гл. II)

Пахоленко Н. Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период / Н. Б. Пахоленко // Политические проблемы теории государства. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. – С. 28–38.

Рогачев А. А. Внешние функции государства социалистического типа / А. А. Рогачев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 96 с.

Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 416 с. (Гл. 5)

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Функции государства» целесообразно начинать с повторения материалов лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке объясняется генеральные направления деятельности государства — института социального служения — по решению актуальных для общества задач на определенном уровне его исторического развития.

Семинар по теме «Функции государства» проводится в форме информационного проекта, для успешного выполнения которого студентам необходимо освоить основные понятия и категории, такие как: понятие функций государства, признаки функций государства, отличие функций государства от функций органов государства, формы осуществления функций государства, методы осуществления функций государства, классификационные основания для определения видов государственных функций.

Проверочная терминологическая работа проводится на первом этапе семинарского занятия.

На завершающей стадии семинара студенты проводят презентацию подготовленного информационного проекта, суть которого состоит в поиске, отборе и систематизации научной информации о функциях государства в России в период системных реформ конца прошлого — начала текущего столетия, а также обсуждение эссе по теме: «Патерналистская функция государства в России: история и современность».

Задания и контрольные вопросы

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается выполнить задания и ответить на контрольные вопросы:

1. В чем состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство?

2. Какова ваша точка зрения по поводу выделения «классовых функций государства»? Что означает это понятие? Насколько обосновано его существование?

3. Отто фон Бисмарк утверждал, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть». Что имел в виду немецкий канцлер, если его слова отнести к функциям государства?

4. Какие функции, на ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации?







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.