Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 18. Реализация права. Пробелы, коллизии и ошибки в праве





Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.);

– семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие действия права. Понятие и формы реализации права.

2. Понятие правоприменения. Субъекты, формы и стадии применения права. Правоприменительные акты.

3. Пробелы в праве, способы их устранения и преодоления. Аналогия права и аналогия закона, правила их применения.

4. Понятие и виды юридических коллизий и конфликтов, их причины. Процедуры устранения коллизий и споров. Правила разрешения коллизий правовых норм.

Нормативные источники:

§ Конституция РФ. Ч. 5 ст. 125.

§ Гражданский кодекс РФ.

§ Гражданский кодекс РФ. Ст. ст.1, 6, 9, 10, 431.

§ Уголовный кодекс РФ. Ст. ст. 1, 3.

§ Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ч. 4 ст. 1.

§ Семейный кодекс РФ. Ст. 5.

Дополнительная литература:

Белоносов В. О., Громов Н. А. Критерии допустимости аналогии в уголовном процессе / В. О. Белоносов, Громов Н. А. // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 65–69.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. – М.: Nota bene, 2000. – 575 с. – С. 417–460.

Витушко В. А. Некоторые проблемы и перспективы толкования права / В. А. Витушко // Законодательство в России в XXI веке. – М.: Городец, 2002. – 320 с. – С. 69–77.

Гойман В. И. Действие права (методологический анализ) / В. И. Гойман. – М.: Академия МВД РФ, 1992. – 180 с.

Григорьев Ф. Л. Акты применения права / Ф. Л. Григорьев. – Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 1995. – 65 с.

Ершов В. В. Судебное правоприменение (теоретические и практические проблемы) / В. В. Ершов. – М.: Правовая академия МЮ СССР, 1991. – 97 с.

Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с.

Карташов В. Л. Введение в общую теорию правовой системы общества. Часть 4: Интерпретационная юридическая практика / В. Л. Карташов. – Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1998.

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: в 2-х тт. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2005.

Крупеня Е. М. Действенность статусного публичного права как правовая, психологическая и социокультурная проблема / Е. М. Крупеня. – М.: Университетская книга, 2010. – 324 с.

Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения / В. В. Лазарев. – М.: Юрид. лит., 1974. – 184 с.

Лебедев В. М. Судебная практика и развитие законодательства / В. М. Лебедев // Законодательство в России в XXI веке. – М.: Городец, 2002. – 320 с. – С. 42–51.

Некрасов С. И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий публично-правового характера / С. И. Некрасов // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 5–11.

Романова О. В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации / О. В. Романова // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 84–87.

Соцуро Л. З. Неофициальное толкование норм российского права / Л. З. Соцуро. – М.: Профобразование, 2000. – 112 с.

Хабриева Т. Л. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика / Т. Л. Хабриева. – М., 1998.

Тихомиров Ю. А. Коллизионное право / Ю. А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2000. – 394 с.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Реализация права» целесообразно начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается феномен воплощения предписаний правовых норм в практику общественных отношений посредством правомерного поведения субъектов права.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы.

С целью проконтролировать усвоение студентами основных понятий и категорий данной темы в заключительной части семинарского занятия проводится терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся: действие права, реализация права как необходимое и достаточное условие его действия, виды реализации — они определяются характером связи правовой нормы и субъекта, формы реализации (использование, исполнение, соблюдение), применение права – особая форма реализации, стадии правоприменения и их и содержание, акты реализации права: понятие, признаки и виды, пробелы в праве, способы их устранения, преодоления и восполнения, аналогия права и аналогия закона, условия допустимости аналогий, юридические коллизии, толкование права: понятие, объект, предмет, формы, интерпретационные акты: понятие, признаки.

Задания

В рамках самостоятельной работы с целью закрепления содержания данной темы студентам предлагается решить задания:

1. Ознакомьтесь с приложениями к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. В приведенных образцах правоприменительных актов укажите разделы, являющиеся вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частями документа.

2. В известной сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» изложена ситуация выполнения сторонами заключенного «трудового договора», в результате которого одна сторона — поп — получил психическое расстройство, лишившее его возможности понимать значение своих действий и руководить ими:

Идет Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадьей прячется,

Со страху корячится,

Балда его тут отыскал…

 

С первого щелчка прыгнул поп до потолка;

Со второго щелчка

Лишился поп языка;

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика…

 

Изучите ст. 29 ГК РФ; абз. 4 п. 1 ст. 262, ст. 263, п. 2 ст. 281, п.2 ст. 282, ст.283, п. 2 ст. 285 ГПК РФ и составьте решение суда по исковому заявлению попадьи о признании гражданина (попа) недееспособным.

ТЕМА 19. Толкование права

Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.);

–семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие, причины и значение толкования норм права. Объект и предмет толкования. Юридическая герменевтика.

2. Виды толкования правовых норм: по приемам, субъектам и объему. Юридическая сила толкований высших судебных органов в Российской Федерации.

3. Интерпретационные акты, их отличие от нормативно-правовых и правоприменительных актов.

Нормативные источники:

§ Конституция РФ. Ч. 5 ст. 125.

§ Гражданский кодекс РФ. Ст. 431.

Дополнительная литература:

Витушко В. А. Некоторые проблемы и перспективы толкования права / В. А. Витушко // Законодательство в России в XXI веке. – М.: Городец, 2002. – 320 с. – С. 69–77.

Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с.

Карташов В. Л. Введение в общую теорию правовой системы общества. – Ч. 4. Интерпретационная юридическая практика / В. Л. Карташов. – Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1998.

Лебедев В. М. Судебная практика и развитие законодательства / В. М. Лебедев // Законодательство в России в XXI веке. – М.: Городец, 2002. – 320 с. – С. 42–51.

Романова О. В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации / О. В. Романова // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 84–87.

Соцуро Л. З. Неофициальное толкование норм российского права / Л. З. Соцуро. – М.: Профобразование, 2000. – 112 с.

Хабриева Т. Л. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика / Т. Л. Хабриева. – М., 1998.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Толкование права» предлагается начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль над усвоением видов толкования правовых норм, пониманием значения толкования норм права, уяснением специфики интерпретационных актов.

Задания и контрольные вопросы:

1. Изучите ст. 3 ГК РФ и дайте толкование термину «гражданское законодательство».

2. Как законодатель толкует понятие «крупный размер» применительно к следующим преступлениям: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга – ст. 191 УК РФ, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте – ст. 193 УК РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – ст. 194 УК РФ, уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – ст. 198 УК РФ (см.: примечания к указанным статьям УК РФ). Эти толкования идентичны?

3. В средние века в городе Болонье был издан закон, предписывающий «наказывать с величайшей суровостью всякого, кто станет проливать кровь на улицах». Случилось, что на улице в конвульсиях упал прохожий. Позвали врача, который согласно медицинским показаниям того времени, сделал кровопускание, и прохожему стало лучше. Исходя из буквы закона, врача ждало суровое наказание. Как следует решить данный казус?

4. Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 г. «О толковании части 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда РФ: в 2-х тт. / отв. ред. Б. С. Эбзеев. – М., 2000. – Т. 1. – С. 3–34) и объясните, что Конституционный Суд РФ предлагает понимать под законом, «одобренным Советом Федерации»?

ТЕМА 20. Правовое поведение

Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.);

– практическое занятие в форме практикума с элементами исследования (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие и признаки правового поведения. Виды правового поведения: правомерное и противоправное.

2. Правомерное поведение, понятие и признаки. Состав правомерного поведения. Виды правомерного поведения

3. Противоправное поведение: объективно-противоправное поведение, злоупотребление правом, правонарушение. Виды правонарушений, их характеристика.

4. Состав правонарушения, его элементы и признаки. Соотношение понятий «правонарушение» и «состав правонарушения».

Нормативные источники:

§ Гражданский кодекс РФ. Ст. 401.

§ Трудовой кодекс РФ. Ст. 191, 192, 193, 233, 419.

§ Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. ст. 2.1–2.10, 3.1, 3.2.

§ Уголовный кодекс РФ. Ст. ст. 2– 8, 14, 15, 19–21, 24–26.

Дополнительная литература:

Кожевников В. В. Теоретические проблемы правовой активности граждан в правоохранительной сфере и новый Уголовный кодекс РФ / В. В. Кожевников // Государство и право. – 1998. – № 2. – С. 72–77.

Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность / В. Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1986. – 448 с.

Кудрявцев В.Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. – М.: Юрид. лит., 1978. – 192 с.

Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1982. – 287 с.

Крупеня Е. М. Политико-правовая активность личности / Е. М. Крупеня. – М.: Университетская книга, 2009. – 312 с.

Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н. С. Малеин. – М.: Юрид. лит., 1985. – 192 с.

Нурпеисов Е. К. Механизм формирования правомерного поведения личности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е. К. Нурпеисов. – М., 1980. – 196 с.

Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности / В. В. Оксамытный. – К.: Наук. думка, 1985. – 175 с.

Проблемы теории правонарушений. – Воронеж, 1990.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Правовое поведение» целесообразно начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении ее основных положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается смысл правового поведения (правомерного и противоправного).

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избран практикум с элементами семинара исследовательского типа.

Практическая составляющая занятия направлена, во-первых, на то, чтобы проконтролировать усвоение студентами теории вопросов, а во-вторых, научить применять в процессе квалификации правонарушения основные понятия и категории данной темы. По этой причине на первом этапе занятия студентам предлагается проверочная терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся: правовое поведение, правомерное поведение, противоправное поведение, объективно-противоправное деяние, злоупотребление правом, правонарушение, виды правонарушения, состав правонарушения, объективная сторона правонарушения (основные и факультативные признаки), объект правонарушения (классификация), субъект правонарушения (виды), субъективная сторона правонарушения (формы вины), квалификация правонарушения.

Задания и контрольные вопросы

С целью закрепить теоретический материал студентам предлагается выполнить приведенные ниже задания и ответить на контрольные вопросы.

1. В гражданской присяге молодого афинянина (V в. до н. э.) говорилось: «И я буду слушать властей … и повиноваться установленным законам… И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми». О каком виде правового поведения здесь идет речь?

2. В чем отличие содержания противоправности, характеризующей гражданско-правовое нарушение и преступление? (См.: ч. 1 ст. 8 ГК РФ и ст.ст. 1, 3 УК РФ).

3. Два приятеля, Фиников и Леднев, разговорились о том, что самый «верный» способ добыть деньги — это ограбить кассу какого-нибудь магазина перед закрытием. «Для этого нужно оружие», — сказал Фиников. Леднев ответил: «Попробуем достать». После состоявшегося разговора каких-либо попыток достать оружие они не предпринимали. Изучите ст.ст. 14 и 30 УК РФ и решите, было ли совершено Финиковым и Ледневым преступление? Какие признаки характеризуют преступление? В чем его отличие от иных видов правонарушений?

4. В детской сказке «Волк и семеро козлят» лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. Изучите ст.ст. 30 и 105 УК РФ и сформулируйте юридическим языком имеющий место в данном случае состав совершенного преступления.

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается подобрать собственные примеры статей и установить состав правонарушения, содержащийся в них.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.