Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Завещательный отказ и завещательное возложение





К особым завещательным распоряжениям завещателя относятся: подназначение наследника – ст. 1121 ГК РФ; завещательный отказ (легат) – ст. 1137 ГК РФ; завещательное возложение – ст. 1139 ГК РФ; назначение исполнителя завещания — душеприказчика –ст. 1134 ГК РФ. В данном параграфе остановимся на двух из них, завещательном отказе и завещательном возложении, имеющим длительную историю своего развития.

Еще в римском частном праве помимо универсального преемства по случаю смерти существовало ещё и так называемое сингулярное преемство в виде легатов и фидеикомиссов[44]. Это означает, что в завещании могли содержаться отказы, то есть односторонние распоряжения о выдаче наследником известных сумм или вещей определённым или третьим лицам. Могло последовать и распоряжение о том, что наследник должен выполнить определённые действия в пользу третьих лиц. Так и возникло сингулярное преемство, то есть преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких-либо обязанностей[45].

Как древнейшая форма отказа в римском праве получили широкое распространение легаты per vindicatonem и легаты per damnationem. С помощью легата per vindicatonem устанавливалось непосредственно право собственности легатария на известную вещь завещателя (легатарий таким образом получал виндикационный иск). Легат per damnationem обязывал наследника передать кому-то что-либо; легатарию предоставлялось только обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя.

Другой формой отказа был фидеикомисс (fideicomissa) (поручение наследодателя наследнику передать какое-либо имущество третьему лицу), возникший в период империи. В ряде случаев наследодатель, нередко в самый момент смерти, обращался к наследнику с неформальный словесной или письменной просьбой выдать что-либо кому-либо или сделать что-либо в пользу третьего лица. Вначале такие просьбы не имели юридической силы. Наследодатель обращался только к fides, то есть к чести или совести наследника. Со времени Августа лицо, которому что-либо было отказано в форме fideicomissa, получило исковую защиту[46].

Фидеикомисс устанавливался при помощи кодицилла (codicilli), то есть письма на имя наследника. Фидеикомисс мог быть возложен и на наследника по закону. Он мог быть установлен и раньше и позже завещания, в качестве приложения к нему. Если в одностороннем распоряжении наследодателя не было наследника, то есть он не был назначен, а содержался только завещательный отказ, то говорили о codicilli, который может дополнять завещание, являться обращением к наследникам по закону. Кодицилл – есть приписка, добавление к завещанию. В нём наследодатель извещает наследника о том, как он истолковывает и дополняет завещание. Но отменить завещание кодициллом наследодатель не мог.

В преторском праве, в период поздней республики и принципата, завещательная свобода ограничивалась в пользу определённого круга ближайших родственников. Завещательная свобода сочеталась с интересами наследников по закону, которые имели определённые права на имущество наследодателя[47]. Различалось формальное необходимое наследование, и наследование материальное. В первом случае завещатель, у которого были sui heredes должен или назначить последних наследниками или определённо лишить их наследства. Во втором – обойдённые в завещании наследники (прямые восходящие и нисходящие братья и сестры) могли вчинить иск о наследстве hereditas petitio.

Римскому праву также был известен институт завещательного возложения. В завещании можно было не только назначить наследника, но и возложить на него определенные обязанности. Например, пользоваться частью наследства по определенному назначению.

Следует отметить, что текущее российское законодательство сохранило понятие завещательного отказа – легата (ст. 1137 ГК РФ) и завещательного возложения (ст. 1139 ГК РФ).

Завещательный отказ представляет собой обязательство имущественного характера, исполнение которого в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей) согласно ст. 1137 ГК РФ завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников, которые являются таковыми в силу закона или в силу завещания. Суть его – в возможности завещателя возложить на одного или скольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц – отказополучателей (как входящих, так и не входящих в число наследников по закону), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ), если не будут после открытия наследства признаны в соответствии с п. 5 и на основании п. 1 ст. 1117 ГК РФ недостойными наследниками[48]. Законодательством не допускается какая-либо иная форма установления завещательного отказа кроме завещания: исключительно свободная воля завещателя является основанием возникновения завещательного отказа. При этом согласно ч. 3 и. I ст. 1 137 ГК РФ содержание завещания может исчерпываться завещательным отказом.

Отказополучатедем может быть любое лицо, как входящее, так и не входящее в круг наследников по закону. Более того, наследодатель вправе обязать наследника исполнить завещательный отказ в пользу лица, еще не родившегося, но зачатого при жизни наследодателя. Однако, несмотря на это отказополучатели не обладают правовым статусом действительных наследников завещателя: указание их в завещании в качестве отказополучателей не порождает для них каких-либо иных последствий, возникающих после открытия наследства, кроме права требовать от наследников исполнения обязательства, возложенного на этих наследников завещателем[49].

Необходимо подчеркнцть, что ст. 1137 ГК РФ предусматривает возможные предметы завещательного отказа. В ней сказано, что предметом завещательного отказа может быть передача обязанным наследником отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование веши, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение обязанным наследником для отказоподучателя и передача ему иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и т.п. В частности, на наследника, который согласно завещанию приобретает право собственности на жилой дом, квартиру или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить конкретному отказополучателю на период жизни этого лица или на иной срок право пользования завещанным недвижимым имуществом или его определенной частью. При этом согласно ч. 3 п. 2 ст. 1137 ГК РФ с последующим переходом права собственности на указанное имущество к другому лицу при любой форме его отчуждения наследником (продажа, мена, дарение и т.п.), а также при переходе этого имущества в порядке наследования после обязанного наследника право пользования отказополучателем имуществом, предоставленное ему по завещательному отказу, сохраняет силу.

Обобщая содержание приведенных теоретических положений, можно сделать вывод о том, что существо завещательного отказа выражается в предоставлении отказополучателю имущественного права, однозначно определенного в завещании. Спецификой правоотношений, возникающих при исполнении завещательного отказа, является приобретение указанного имущественного права отказополучателем не непосредственно от завещателя, а через наследника, обязанного завещателем к совершению соответствующего действия в пользу отказополучателя. Такой вид приобретения имущественных прав в теории цивилистики получил название сингулярного (частного) правопреемства[50], в отличие о приобретения имущественных прав в порядке наследования – универсального правопреемства. Таким образом, после открытия наследства между наследником, на которого возложено исполнение завещательного отказа, и отказополучателем возникает обязательственное правоотношение, в котором наследник выступает должником, а отказоподучатель – кредитором. К таким правоотношениям применяются положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах[51], если из правил раздела V ГК РФ «Наследственное право» и существа завещательного отказа не следует иное. В частности, завещательный отказ подлежит исполнению обязанным наследником только в пределах перешедшего к нему наследства и исключительно после того, как из наследственного имущества будет удовлетворена обязательная доля и погашены долги наследодателя, обязательства по которым должен исполнить этот наследник. Если завещательный отказ возложен на нескольких наследников, такой отказ обременяет право каждого из них на наследство соразмерно его доле в наследстве постольку, поскольку завещанием не предусмотрено иное.

Обязанность исполнения отказа наступает для наследника лишь при принятии им наследства. Поэтому в случае его смерти до открытия наследства или одновременно с завещателем либо в случае непринятия им наследства обязанность исполнения завещательного отказа постольку, поскольку из завещания или закона не следует иное, переходит на других лиц, получивших его долю, например в порядке приращения долей или подназначения наследника (ст. 1140 ГК РФ). Если же обязанный наследник умирает после открытия наследства, не успев принять причитающуюся ему долю, то исполнение завещательного отказа возлагается уже на его наследников.

Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности исключительно имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей, легатариев), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 1137 ГК РФ).

Следует подчеркнуть, что завещательный отказ порождает не наследственное, а обязательственное правоотношение личного характера между отказополучателем – кредитором и наследником, на которого возложен завещательный отказ -должником, если из правил раздела V ГК РФ и существа завещательного отказа не следует иное (п. 3 ст. 1137 ГК РФ). Из этого следует ограничение размера требования отказополучателя стоимостью наследуемого имущества или его доли (ст. 1138 ГК РФ). Особо отмечается, что обязательная доля в наследстве в расчет не включается. Обязательственное право обуславливает долевое исполнение при наличии нескольких наследников (п. 2 ст. 1138, ст. 321 ГК РФ).

В связи с этим следует обратить внимание на соотношение легата и наследственной доли. Легат отличается от наследственной доли не только по признаку отдельности или целостности имущества, но, главным образом, по намерению завещателя - одарить или призвать к наследству.

Для реализации отказополучателем своего права установлен общий срок исковой давности – 3 года со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1137, ст. 196 ГК РФ). Право кредитора не переходит по наследству (п. 4 ст. 1137 ГК РФ), обязанность должника наследуется, если из завещания или закона не следует иное (ст. 1140 ГК РФ). Кредитор может отказаться от принятия завещательного отказа, что означает прощение долга (п. 4 ст. 1137, ст. 415 ГК РФ) и приращение доли соответствующего наследника – должника. Отказ в пользу другого лица, под условием или с оговорками, не допускается (ст. 1160 ГК РФ). Если в течение указанного срока отказополучатель не потребует от обязанного наследника исполнения завещательного отказа, то этот наследник по истечении трех лет со дня открытия наследства освобождается от возложенного на него обязательства.

Основаниями освобождения наследника от исполнения завещательного отказа являются:

1) смерть отказополучателя до открытия наследства или одновременно с наследодателем;

2) его отказ от принятия завещательного отказа, что равносильно сложению долга (такой отказ может быть только безусловным);

3) установленные п. 5 ст. 1117 ГК РФ случаи, когда лицо лишается права на получение завещательного отказа как недостойный отказополучатель.

Единственным случаем, когда и при наличии указанных оснований наследник обязан исполнить завещательный отказ, является подназначение отказополучателю в завещании другого отказополучателя.

Представляет как теоретический, так и практический интерес вопрос о соотношении прав кредиторов наследодателя и легатариев, который традиционно вызывал споры и не решен четко в современном законодательстве[52].

Легатарии - кредиторы наследника, а не правопреемники завещателя, следовательно, они не отвечают по долгам последнего. «Говоря о безответственности легатариев за долги, надо понимать эту безответственность таким образом, что легатарий не отвечает как наследник, но отвечает в размере полученного при невозможности для кредиторов получить с прямых наследников, вернее, отдает в этом смысле весь легат или часть его кредиторам. По общему правилу права кредиторов наследодателя имеют преимущество перед правами отказопринимателей»[53]. Представляется, что именно как преимущество кредиторов наследодателя перед отказополучателями в очередности удовлетворения требований следует толковать часть первую п. 1 ст. 1138 ГК РФ: «Наследник, на которого завещателем-возложен завещательный отказ, должен исполнить его в пределах стоимости перешедшего к нему наследства за вычетом приходящихся на него долгов завещателя».

В случае, когда отказополучатель является одновременно наследником, его право, предусмотренное ст. 1160 ГК РФ, не зависит от его права принять наследство или отказаться от него. Действующая формулировка («в пользу... лиц») позволяет сделать вывод о том, что отказе получателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также государственное или муниципальное образование. Аналогично с под назначен нем наследника завещатель вправе подназначить отказополучателя (п. 4 ст. 1137 ГК РФ). Итак, наследственное право России признает как универсальных правопреемников, так и сингулярных (отказополучателей).

Завещательное возложение представляет собой обязательство одного или нескольких наследников (по завещанию или по закону) совершить в соответствии с волей завещателя какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (ст. 1139 ГК РФ). Такая же обязанность может быть возложена на исполнителя завещания при условии выделения в завещании части наследственного имущества для исполнения завещательного возложения[54].

В отличие от завещательного отказа, завещательное возложение предусматривающего исключительно имущественный характер и определенность выгодоприобретателя, завещательное возложение означает возложение на одного или нескольких наследников обязанности совершить какое-либо действие как имущественного, так и неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (п. 1 ст. 1139 ГК РФ, отдаленная аналогия со ст. 582 ГК РФ «Пожертвования»). Как и завещательный отказ, завещательное возложение является обременением только доли определенного наследника. На исполнителя завещания такая обязанность может быть возложена при условии выделения в завещании части наследственного имущества для ее исполнения (п. 1 ст. 1139 ГК РФ). К завещательному возложению, предметом которого являются действия имущественного характера, соответственно применяются правила ст. 1138 ГК РФ «Исполнение завещательного отказа». Представляется возможным и целесообразным применение к завещательному отказу по аналогии п. 3 ст. 1139 ГК РФ.

Завещательное возложение осуществляется обязанным наследником лишь при принятии им наследства. Поэтому в случае его смерти до открытия наследства или одновременно с завещателем либо в случае непринятия им наследства обязанность исполнения завещательного возложения постольку, поскольку из завещания или закона не следует иное, переходит на других лиц, получивших его долю, например в порядке приращения долей или подназначения наследника (ст. 1140 ГК РФ). Если же обязанный наследник умирает после открытия наследства, не успев принять причитающуюся ему долю, то завещательное возложение осуществляется уже его наследниками. В случае, когда завещательное возложение должно быть осуществлено исполнителем завещания, он считается обязанным совершить предписанные завещателем действия только при его согласии быть исполнителем завещания[55].

Основным отличием завещательного возложения, предметом которого являются действия имущественного характера, от завещательного отказа является его осуществление в интересах неопределенного круга лиц. Например, на наследников может быть возложена обязанность за счет определенной в завещании части наследства учредить гранты (премии) для финансирования исследований в области фундаментальных наук или образовательных программ либо для материального поощрения выдающихся представителей науки, литературы, искусства. Такие завещательные возложения осуществляются обязанными наследниками (исполнителем завещания) в соответствии с правилами исполнения завещательного отказа.

Как мы видим, совершение обязанными лицами в соответствии с завещательным возложением действий неимущественного характера особо не урегулировано нормами Гражданского кодекса РФ, поскольку их осуществление, как правило, не связано с ограничением имущественных прав наследников[56].

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.