Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники.





Вызов ислама XXI веку

Учение Корана и Библия.
Коран признает Библию.
И все же Коран противоречит Библии.
Ошибки в Коране.
Коран лишает Бога сострадательности и справедливости.
Коран отрицает искупительную жертву Христа и порочность человечества.
Коран не дает никакой гарантии в спасении.
Коран пренебрежительно относится к личности Христа и к Его божественности.
Провинциальное происхождение Корана.
Измененные и исключенные из Корана стихи.
Текстологическая история Корана.

Сегодня в нашем мире происходит необычное брожение. Богословские устои и нравственные критерии, которые некогда питали национальную гордость Соединенных Штатов и придавали американскому народу определенную духовную направленность, сегодня неуклонно рушатся, и мы приходим в недоумение и замешательство, видя, как наша молодежь все глубже тонет в духовной грязи, бесчувственной жестокости и деградации. С тех пор, как Верховный Суд США вынес постановление о том, что государственным школам не обязательно признавать и уважать Закон Божий, и, ссылаясь на 1-ю Поправку к Конституции, отделил от государства не только церковь, но и религию вообще, наши дети росли в заблуждении, что автором нравственного закона является не Бог, а человек, и он вправе изменять этот закон по собственному усмотрению до тех пор, пока не вмешаются органы поддержания правопорядка, ищущие удовлетворения собственным похотям и страстям. Теперь почва готова принять в себя злое семя выдуманных человеком культов и бесовских учений, из которых и растут гибельные сорняки порока, безнравственности и отчаяния.

И вот на эту почву нахлынула новая волна - переселенцы с Ближнего Востока, арабоязычные люди, в большинстве своем мусульмане. Они вышли из исламского мира, не признающего никакой другой веры, кроме учения Корана. Любое вероотступничество там грозило изгнанием из общества и гонениями, а иногда и просто тюремным заключением за измену родине и бесчестием и позором для всей семьи. Но здесь, в Северной Америке, эти люди встречаются со вполне терпимым отношением к религии. Здесь каждый может свободно выбрать наиболее подходящую для него веру, не боясь преследований. Переселенцы-мусульмане оказываются среди людей, в большинстве своем исповедующих христианство и почитающих Иисуса Христа Богочеловеком, умершим на кресте ради спасения грешников от вины и наказания за грех. Им говорят, что Святой Дух Божий может и хочет взять на себя контроль над серд-цем и жизнью верующего и сделать его новым творением. Но само по себе это изменение жизни и характера человека не может спасти того, кто принимает христианскую веру. Человек получает спасение только потому, что Христос принял на Себя его наказание, и теперь Всемогущий Бог может простить этому человеку его грехи и принять его как сына, для которого Он приготовил вечную обитель на Небесах.

Но арабский эмигрант находит все это нелепым и бессмысленным. Во-первых, его учили, что распятие было просто мистификацией - Иисус, сын Марии, никогда не умирал на кресте. Его чудесным образом забрал на небеса Аллах, а вместо Иисуса пострадал другой, безымянный, хотя и очень похожий на него человек. Или, по версии Ахмадийи, Иисус действительно был пригвожден к кресту, но при этом находился в обморочном состоянии и лишь казался мертвым, когда его тело сняли с креста. Позже Иисус очнулся от комы, и, сумев избавиться от погребальных одежд и выбраться наружу, предстал перед своими учениками живым. Потом он покинул Палестину и поселился в Китае, где, в конце концов, и умер, как и всякий другой смертный.

Во-вторых, замечает новоприбывший мусульманин, большинство христиан не слишком серьезно относится к тем принципам благочестивого поведения, которые они признают в теории. Они не ведут себя как подобает верующим, получившим рождение свыше, жизнь которых изменилась. Арабы с ужасом замечают, что насилие и убийства стали обычным делом, особенно в больших городах, а гомосексуализм и право убивать нерожденных младенцев защищаются законом. Алкоголь, запрещенный мусульманам, вполне законен и широко рекламируется по телевидению и на рекламных щитах по всей стране. Стоит ли удивляться, если мусульманин придет к заключению, что христианство - религия для дегенератов, и оценит его ниже мусульманства. А вероятность того, что его удастся обратить в христианскую веру упадет практически до нуля.

К нашему стыду следует признать, что американцы, как нация, во многом предали дело Христа и запятнали Его славу перед язычниками. Огромное количество прелюбодеяний, происходящих между молодыми студентами государственных учебных заведений, делает посмешищем нашу пресловутую приверженность к библейским нормам поведения. Широкое распространение психоделических препаратов и различных наркотиков привело к тому, что христианство теперь ассоциируется больше с жалкой дегенерацией, чем с избавлением от греха. Поэтому мусульмане, приехавшие в Северную Америку, и приходят к заключению, что никаких истинных ценностей в христианской вере найти нельзя, а самим христианам не мешало бы познакомиться с более высокой нравственностью Корана.

Учение Корана и Библия

В этой связи нельзя не признать, что Коран содержит много положений, верных и истинных с точки зрения Святого Писания. Коран учит, что есть только один Бог, обладающий абсолютной властью над творением, которое является исключительно Его рук делом. Коран справедливо утверждает, что точное знание о Боге недостижимо для смертного человека иначе, как через особые откровения. Для того, чтобы мы с уверенностью могли утверждать что-либо о Его планах для нас или о смысле нашей жизни, как Его детей, Бог Сам должен открыть нам это. Как и Библия, Коран говорит, что Бог дал нам бесспорные нормы нравственного поведения, ответственность за соблюдение которых всецело лежит на нас. Кроме того, Коран учит, что существование человека продолжается после смерти - либо в вечном раю, либо в вечном аду. Как и Библия, Коран говорит, что человек может спастись только через признание и принятие этих богоданных истин, и потому знание о спасении является единственной надеждой мира. Эти убеждения являются общими для нас и для мусульман, но при этом мы совершенно не согласны с учением ислама о спасении.

Далее следует добавить, что в тексте Корана неоднократно упоминаются имена и события, встречающиеся в Библии. Пятикнижие в Коране обычно называется ал-Торат, пророки - ал-Набиюн или ал-Анбийа, Псалмы - ал-Забур, а Евангелие - ал-Инджил. В Коране также упоминаются Авраам {Ибрахим), Исаак {Исхак), Измаил (Исмаил), Иаков (Йакуб), Ной (Нух), Адам {Адам}, Амрам (Имран), Моисей (Муса), Мириамь {Марйам - это имя также используется для матери Иисуса, самой Марии), Царь Саул {Талут), Давид (Дауд), Иосиф (Юсуф), Иов (Аййуб}, Иоанн (Яхуа), Захария {Закария), Иисус {Иса), Соло-мон {Сулейман), и множество других имен, например, Гаври-ил (Джцбрил), который, якобы, продиктовал весь текст Корана самому Мухаммеду. Однако события, связанные с этими имена-ми, не всегда соответствуют библейской истории (напр., солдат для своей армии вместо Гедеона отбирает царь Саул-Талут [Сура 2:249], а один из трех сыновей Ноя, по словам Корана, погиб во время потопа [Сура 11:43]). Тем не менее, Коран рассказывает о событиях Исхода, рождении и деятельности Иоанна Крестителя, о жизни Марии и Иисуса, и это доказывает, что большая часть сведений о Библии достигла арабского пророка в устных преданиях. Некоторые из этих преданий были апокрифическими - например, история о чуде, когда Иисус, еще ребенком, вдохнул жизнь в глиняный образ птицы, которая сразу ожила и улетела'. (Сура 3:49.)

Считается, что первая жена Мухаммеда, Хадиджа, хорошо изучила учение как иудеев, так и христиан. Это же можно сказать и о ее двоюродном брате Вараке. Некоторые из арабских племен в окрестностях Мекки, были обращены в христианство, поэтому у Мухаммеда, вполне естественно, сложились определенные взгляды на Святое Писание, хотя он и не мог его читать сам, поскольку был практически безграмотным.

Коран признает Библию

Мухаммед был явно очень высокого мнения о Святом Писании, поскольку он ссылался на Библию, как на авторитетный источник, в подтверждение учений и откровений, изложенных в Коране. Наиболее значительное тому подтверждение можно найти в Суре 5:48-52, где сказано: Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедуют иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они - об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня... А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные.

49) И предписали Мы им в ней, что душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб...

И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещеванием для богобоязненных.

Ошибки в Коране

Теперь мы должны рассмотреть ряд фундаментальных ошибок Корана, поскольку они весьма глубоки и чреваты серьезными последствиями. Эти ошибки серьезно искажают славу и совершенство Бога, те самые Его качества, которым мусульманские писания придают столь большое значение. Эти ошибки лишают грешника всякого практически осуществимого пути спасения и оставляют его без всякой надежды перед лицом суда и смерти.

Пять вопросов.

Одним из выдающихся знатоков Нового Завета является Н.Т.Райт, чьи объемные труды “Новый Завет и народ Божий” и “Иисус, и Божия победа” заслуживают прочтения любым, кто хочет, чтобы с ним серьезно считались в ученых кругах. Райт считает, что существуют пять ключевых вопросов, над которыми должен серьезно подумать каждый и найти на них ответ, прежде чем сформировать свое мнение об Иисусе [1]. Вот эти вопросы:

  1. Насколько Иисус вписывался в иудаизм своего времени? Верил ли он в то же, что и другие в то время, или же выпадал из общего ряда? Если выпадал, то каким образом?
  2. Каковы были цели Иисуса? Чего он хотел достигнуть, действуя в среде иудаизма своего времени?
  3. Почему Иисус умер? Почему иудейские лидеры искали путей предать его казни и каким образом они принудили римлян сделать это? [2]
  4. Каким образом и почему появилась ранняя Церковь? Что трансформировало группу перепуганных людей после гибели их лидера в группу бесстрашных проповедников, готовых стать мучениками за свое свидетельство? Почему они начали провозглашать, что история Израиля достигла обещанной кульминации именно в Иисусе?
  5. Почему евангелия именно такие, а не иные? Мы видим, что они, с одной стороны, очень отличаются от иудейского окружения Палестины первого столетия. Однако же, они существенно отличаются и от писаний ранней Церкви. (Например, в них нет никаких упоминаний о вопросах, которым уделяется большое внимание в более поздних документах Нового Завета: говорение на иных языках, обрезание, споры о язычниках и так далее).

Просто заявить что-то, к чему склоняются полемисты-мусульмане, что “Иисус был всего лишь пророком”, или, что “евангелия были искажены”, означает потерять суть вопроса — это все равно, как поехать в Диснейленд, сфотографировать билетную кассу и сразу вернуться домой. Пока мы не сможем представить Иисуса в условиях его исторического окружения, понять, что им двигало, и проследовать за ним в его путешествии и лишь тогда объяснить, каким образом все это дало начало новому движению, называемому “христианством”, нам придется вновь и вновь возвращаться к классной доске.

Мусульмане утратили своего Иисуса, и цель этих мини-серий — помочь им вновь обрести его, изучая, чему он учил, что он делал и что говорил — не забывая держать в уме пять вопросов Райта, на которые мы будем стараться сформулировать ответы.

Заключение.

Мы увидели, насколько важно понимать Иисуса в контексте иудаизма первого столетия. Мусульмане некорректно искривляют историю, пытаясь представить его плодотворным мусульманином седьмого столетия, проповедующим идентичные Мухаммаду ценности. Иисус не был мусульманином, как, по тем же самым причинам, не был он и американским протестантом 21 века! Каждый должен понимать его в его собственном контексте; и единственный путь к этому пониманию — доступ к нему через евангелия Нового Завета.

Во-вторых, эта статья является призывом прочесть послание Иисуса во всей его полноте. К сожалению, мои друзья-мусульмане очень любят использовать текст для доказательств чего-либо (христиане не слишком от них в этом отличаются). Чаще всего, можно услышать мусульман цитирующими один стих евангелия отсюда, другой оттуда, просто, чтобы что-то заявить. Как бы то ни было, наше понимание Иисуса только тогда будет правильным, если оно соответствует всему материалу в евангелиях, и отвечает всем пяти вопросам, с которыми мы ознакомились выше. Если наше представление об Иисусе поддерживается лишь двумя-тремя цитатами, вырванными из контекста, предположу, что это представление неверно. Мусульманин может совершенно справедливо возразить, что верное представление об исламе подразумевает обращение ко всему Корану, а не только двум-трем любимым стихам. Я подобным же образом буду настаивать, что любое изображение Иисуса, не принимающее во внимание всех его притч, сотворенных чудес и действий, будет таким же расплывчатым наброском. Таким образом, перед мусульманами брошен вызов вновь открыть для себя Новый Завет и пережить вместе с Иисусом то, о чем там рассказывается, не вырывая отдельных частей.

В-третьих, мы увидели, что Иисус воспринимал себя не принадлежащим ко классу обычных пророков и к их закончившейся линии. Иисус говорил о себе, как о послушном сыне владельца виноградника, посланном хозяином (Богом), когда вереница предшественников оказалась не в состоянии подготовить народ к грядущему Царству Божию. Таким образом, называть Иисуса “подобным Мухаммаду пророком” является даже не столько пародией, чем просто глупым непониманием. Вы можете называть Мухуммада пророком, если так уж хочется, но он определенно не мог быть подобным Иисусу, поскольку будущие пророки не вписывались в мировоззрение Иисуса из Назарета. [7] Если мы хотим полностью понять Иисуса, человека и его послание к нам, и понимать, кем он считал себя, то нам необходимо понять абсолютную уникальность, подчеркивающую все, что он заявлял и что он делал.

'Вопрос к утраченному Иисусу” является новой, постоянной серией статей на сайте ANSWERING ISLAM. Автор постарается подготавливать новые статьи в серии по крайней мере каждые 8 недель. Если Вы владеете английским и у Вас есть какие-либо вопросы или комментарии, пожалуйста, не стесняйтесь связаться со мной:
Andy Bannister.

Примечания.

  N T Wright, Jesus and the Victory of God (London: SPCK, 1999) стр.91-113.
  Само собой, известно, что мусульмане не верят в то, что Иисус был распят (на основании Суры 4:157). Этот момент будет обсужден в дальнейших статьях этой серии. На сегодня, достаточно будет задать нашим друзьям-мусульманам три вопроса: (i) Почему Иисус постоянно говорит о своей смерти? (Например, Марка 8:31; 10:33-34). Сказать, что это “поздние христианские исправления евангелия” будет абсолютно не по теме; если бы дело обстояло так, тогда почему ни один из этих стихов не упоминает распятия, искупления, либо какой иной более поздней христианской идеи? (ii) Что заставляло первых иудео-христиан твердить, что их мессия был распят? Как отметил мусульманский апологет Шабир Алли, сама идея о “распятом мессии” звучала бы противоречием для слуха иудеев (на основании Второзакония 21:22-23). Однако же, мы находим у самых ранних христиан, что они проповедовали именно распятого мессию (Деяния 2:36). Это заявление не того рода, что иудео-христиане стали бы выдумывать, если бы они не были в этом уверены на самом деле. (iii) Как Иисус понимал ветхозаветные тексты, говорящие о страданиях помазанника Божия (мессии), например, Песни раба в книге Исайи и в многочисленных примерах в межзаветных писаниях, например, в книге Притчей 2:12 и дальше?
  Я пользуюсь термином “рассказ” (“история”) в смысле “художественного повествования”. Коран, разумеется, содержит ряд повествований, например, в отношении Иосифа, Соломона и патриархов и т.д. Однако ортодоксальные мусульмане считают их не художественными, но историческими повествованиями. Тем не менее, Коран не использует жанр “рассказа” так, как это делают евангелия. Недостаток знакомства с жанром рассказа часто создает для мусульман проблемы при их обращении к евангелиям, поскольку Иисус многое из своего учения облекает в форму историй-притч, с которыми его слушатели могли строить свои ассоциации. Нельзя использовать эти истории для утверждения своих заявлений, выдирая притчи из их контекста. Вместо этого, должно использовать весь рассказ ответственно, читая его как единое целое (ученые зовут такие отрывки “перикопи”).
  К сожалению, мало кто замечает, что происходит при цитировании евангелий в полемике с мусульманами. Никто не в состоянии вырвать единичные стихи из евангелия от Матфея, Марка, Луки или Иоанна, чтобы доказать свою точку зрения. Иисус говорил о Царстве Божием (тема для следующей беседы в нашей серии) в форме притч и историй, и для понимания Иисуса следует читать, что он говорит в контексте. Я бы посоветовал читателям-мусульманам сперва прочесть Евангелие от Марка за один присест: на это уйдет часа два. Если они не готовы потратить свое время, мне придется вежливо предложить им поискать альтернативную тему в истории человечества. Больше мне нечего сказать.
  Традиционно, под Торой понимаются первые пять книг Ветхого Завета. Однако ко времени Иисуса “Тора” выросла до включения в себя всего Ветхого Завета.
  N T Wright, ‘Jesus and the Identity of God’ в журнале Ex Auditu 14 (1998) 42-56, стр.53.
  Обычный мусульманин, встретив трудный вопрос об Иисусе, прибегает к формулировке “это позднейшее изобретение христиан”. Вопрос в том, что такой ответ не поможет Вам в понимании притчи о винограднике, где Иисус представляет себя как послушного владельцу сына, посланного после неудачи всех пророков. Если это позднехристианское искажение, мусульманину придется мне объяснить: (i) Почему здесь не упомянуто распятие или воскресение (что Церковь явно должна была добавить)? (ii) Почему мы не находим никаких следов теологии искупления? (iii) Фокус на Израиле. Смысл сохраняется только в том случае, если притча рассказана до 70 года первого столетия, когда Иерусалим был разграблен римлянами, а Храм разрушен. Проблема аргумента “искаженного евангелия” в том, что он часто приводится людьми, незнакомыми с Новым Заветом полностью, игнорирующими историю первого столетия или, зачастую, и то и другое.

3 декабря 2001

Эта статья является переводом с английского.
Оригинал: The Quest for the Lost Jesus (Part 1)

Священник Александр Суворов

История халифов

(часть 2)

Г де (в Евангелии) написано Отец, ты передаешь словом Господь или Бог, и думаешь тем оправдать себя в ужасных заблуждениях. В одном ты не солгал; но хотя ссылка твоя была верна, ты все-таки не веришь ей: "веруяй в мя, не верует в мя, но в пославшаго мя" Иоан. XII, 44; то есть, не в видимого человека — меня, а в меня, невидимого Бога — Слова. Далее: «кто [57] презирает меня, тот презирает пославшаго меня. И видяй мя, видит пославшаго мя» Иоан. XII, 43, 48. Посылается, как человек, а посылает своих учеников, как Бог, говоря им: «Отец мой болий мене есть» Иоан. XIV, 28, то есть больше меня — человека; а то как бы он далее сказал: «Аз и Отец едино есьма» Иоан. X, 30. В молитве своей, как ты пишешь, он говорит: «да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и его же послал еси Иисуса Христа» Иоан. XVII, 3; видишь, он ставит Иисуса Христа на ту же ступень божественной почести, как и Бога? Если бы он был только пророком, то сказал бы: «да познают Тебя единаго истиннаго Бога, Моисея и других пророков, а потом уже Иисуса». Оставь же свои вздорные мнения, ибо Он был совершенным Богом, и по воплощении сделался совершенным человеком. И мы, как я часто говорил, находим, что в писаниях говорится о нем смиренное, как о человекe, и высокое, как об истинном Боге. Диавол искушает его под его телесным покровом, ибо он слышал голос Божий при крещении. «Се есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих» Матф. III, 17, и ужаснулся, и не знал, к кому отнести этот голос. Но Господь, предпринимая сорокодневный пост, явно показывает, что голос относился к нему, так что Диавол завидует и печалится, видя ревнителя добродетели, и, приблизившись к нему, видит Господа — человека. Но Он, всеведущий, отвечает ему, как человек, и не удостоивает нашего врага открытия своего таинства. Что же ты не читал далее, где сказано: «тогда остави его диавол, и се ангели приступиша и служаху ему» Мат. IV, 14. Ангел разве служит простому человеку? Но, как заметно, ты только избегаешь истины, [58] и ничего более не желаешь; не соглашаешься обоготворить нашего Господа, почитая его обыкновенным человеком; приводишь в пример Адама, который также был рожден от Бога без посредства родителей. Ты слышал о животворящей смерти его и уверяешь, что никто из людей не мог убить его. Если Он, по твоему мнению, был обыкновенный человек, что же тут удивительного, что человек может умереть? Подумай и рассуди внимательно: ты принимаешь с готовностью то, что сказано о Господе — обыкновенного, и не принимаешь того, что сказано о нем, как о Боге — высокого. Слушай о том у евангелистов. Евангелист Иоанн говорит: «всяк веруяй в сына имат живот вечный, а не веруяй уже осужден есть» Иoaн. III, 16. Далее Иоанн, сын Захарии, говорит: «Се агнец Божий, вземляй грехи миpa» Иоан. I, 29, 4. То же в начале Евангелия Иоанна: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже быст». Само же воплотившееся Слово говорило: «видяй мя, види Отца моего» Иоан.XIX, 9. «яко же знает мя Отец, и аз знаю Отца и пославый мя Отец со мной» Иоан. X, 15. «Восхожу к Отцу моему и отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему» Иоан.XX, 17. По природе — его отец, по благодати — ваш; ибо Он говорит: «елице же прияша его даде им область чадом Божиим быти верующим во имя его.» Бог, будучи по плоти одной с нами природы, посылается, как человек, и посылает как Бог. «Яко же посла меня Отец, и аз посылаю вы» Иоан. XX, 21.В этом согласны все евангелия. — Ты говоришь, что мы самовольно обрезание превратили в крещение, а жертвоприношение — в причащение освященного хлеба и чаши; но это не [59] мы, а сам Господь древние предписания заменил истинным законом, по пророчеству Иеремии: «се дние грядут, глаголет Бог, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов. Не по завету, его же завещах отцем их, в день в он же емшу ми за руку их, извести я из земли египетския» Иерем. XXXI, 31. Какой же завет дал Он отцам их в земле египетской, кроме крови агнца в Пасху, о чем говорит он: "да пребудет закон сей в народе вашем» Исход, XII, 17. Кровью бессловесного агнца спаслись сыны Израиля от истребителя. А мы разве не спасемся от вечной смерти кровью непорочного агнца? В дни страстей своих он взял хлеб, благословил его, и преломив, дал ученикам, также и чашу вина, называя их плотью и кровью своею, и заповедал делать это в его воспоминание, обозначая тем свое заклание, подобно закланию непорочного агнца. Ты не читал писания и не знаешь имен, какими называют его божественные книги: Слово, Сын, Лучи, Образ Божий, Образ раба, Бог, Человек, Ангел, Жемчуг, Уда, Господь Господей, Раб, Агнец, Овца, Пастух, Первенец в братьях, Первенец в мертвых. Ничто не мешало бы мне объяснить тебе, почему эти названия даны ему, если бы я только знал тебя за желающего познать истину. Говоря, что мы крещением заменили обрезание, ты не познал таинства обрезания, и почему было угодно Богу в том сокровенном уде поставить завет свой, а не в других членах, гораздо важнейших и явных. Не знаешь ли ты и того, что Авраам и прежде обрезания был угоден Богу, и в знак веры или любви к Богу получил приказание к обрезанию. Но ты не знаешь, как мы выше заметили, почему оно относится к тайному уду. Мы получили приказание принимать [60] духовное обрезание сердца, а не внешнего тела, согласно упомянутому выше, — в котором Бог обещал заключить с нами новый союз. И если бы учитель истинного закона, Христос, не уничтожил обрезания, жертвоприношения и субботы, что же за новые заветы завещал бы он? Но ты должен стыдиться этого, что живя в новейшие времена, когда Бог избавил род человеческий от тех законов, ты становишься защитником обрезания. Этим ты поругался над ним. Древле приказал Бог совершить обрезание над каждым новорожденным мужского пола на восьмой день; вы же не только мужчин, но и женщин каждого возраста подвергаете осквернению 137. О божественном крещении Бог уже давно предвещал через пророка Иезекиила: «и окроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших и очищу вас» Иезек. XXXVI, 25. То же самое заповедал Господь в евангелии: "Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Матф. XXVIII, 19, и совершилось слово пророка: «поставих тя в свет язычникам». Далее: «Люди седящия во тьме видеша свет велий» Матф. IV, 16. Мы субботу не заменяли воскресеньем, как ты неразумно полагаешь. Ты без основания назначил пятницу днем собрания. Мы же празднуем день этот по причине Воскресения Господа, который и нам обетовал воскресение, и занимаемся молитвами и хвалою Творцу за подлинно великое таинство. Искони в тот же день, в который сказал «да будет свет» и быст свет, он явил свет благовещения — воскресения роду человеческому воскресением во плоти единородного Слова своего. Мы не получили повеления проводить это время в праздности по обыкновению Евреев, [61] которые даже и пищи не приготовляют в этот день. Ты, не верующий в пророков и в их Господа, почтешь ли верными истинные наши христианские предания? Ибо о тебе и подобных тебе сказал Бог через пророка: «видите презорливии и смотрите, понеже дело Аз делаю во днех ваших, ему же не имати веровати, аще кто исповесть вам» Аввак. I, 15. Я не забыл того, что ты говорил: «как мог Бог обитать в утробе человеческой, между кровью и плотью и разной нечистотой?» Я думаю, ты знаешь, что великое число творений Божиих созданы Им из ничего словом своим, как о том говорится в 148 псалме: «рече и быст, повеле и создатеся" (ст. 5), даже и то, что ты полагаешь превосходнее и чище человека — небо и небесные светила, солнце с луною и звездами, и землю с растениями и животными. Но тех животных, которых ты называешь нечистыми, не повелением только сотворил Бог, а всемогущими и всечистыми руками своими, и одушевил их дуновением дыхания жизни. Не было нечисто перед Богом устройство нашей природы, которая была сотворена его творческими руками и была почтена образом того же творца. Не хули же доброго творца их, потому что перед Богом нет ничего нечистого, что сотворено им, исключая греха, которого Бог не создавал. Между творениями его нет ничего превосходнее человека, для которого и создано все. Удостоив человека такой почести, Бог не сочел постыдным принять образ его для спасения его; ибо, как я говорил, в природе человеческой нет ничего нечистого, кроме греха. И то, что ты в природе нашей почитаешь самым нечистым, то назначил он для пользы рода человеческого, каковы: месячное очищение женщин — для рождения людей, и каналы для [62] выложения лишней пищи и питья — для поддержания жизни; — вот что тебе кажется нечистым. Но перед Богом то нечисто, что так нравится тебе: распутство, убийство, хуления и другие подобные преступления, а не те, о которых ты выше упомянул и которые он сам определил для рождения людей и их спокойствия. Кроме всего этого познайте и то, что если купина при Моисее горела огнем божественности его и не сгорала: человек превосходнее купины и всех творений. О святых между людьми сказал Господь: «яко вселюса в них и похожду» Кор. II, VI, 16; далее: «в ком же я буду обитать, как не в кротком и смиренном и слушающем словес моих.» Вот Бог обиталищем своим назвал праведных людей и недуги человеческие, которые ты назвал нечистыми, не препятствовали в том Богу; ибо гораздо пристойнее живому быть храмом вечно живого. Все это представляю тебе лишь потому, что ты завидуешь почестям святых Божиих и мощей их, в которых он обитает, как сам сказал. Если Бог заботится о костях всех людей для всеобщего воскресения, тем более (он печется) о святых своих, о которых он часто говорит в выражениях высоких и славных, особливо о тех, которые претерпели за него смерть. О том же Дух Святый говорит устами Давида: «честна пред Господом смерть преподобных его» Псал. XIV, 5. Далее: "многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их и ни едина от них сокрушатся» Пс. XXXIII 20, 21. Он говорит: «не сокрушится» о силе божественной, которая обитала в этих святых, потому что кости многих святых были раздроблены и сожжены огнем. Но ты не можешь понять этого; ты как мальчик. Смотришь [63] только на видимое. Далее говорит: "дивен Бог во святых своих» Пс. LXVII, 36. И Соломон говорит: «праведницы же во веки живут, и в Господе мзда их; хотя они и умерли в глазах людей, но они в мире» Премуд. V, 16. Я знаю, что ты и того не знаешь, что убитый, необрезанный чужестранец, будучи положен в могилу пророка Елисея, и коснувшись костей пророка, тотчас воскрес» (2. Цар. XIII, 21). Если бы в костях пророка и святых не пребывала божественная сила, то каким образом кости простого умершего человека могли воскресить мертвого. Бог живой не сочел постыдным пребывать в могиле мертвеца. Это мне с тобой кажется нечистым, а ему напротив. Какого же уважения к святым можно от тебя требовать, когда ты теперь, по обыкновенному языческому заблуждению, принуждаешь к отступничеству людей, имеющих страх Божий, и убивая не соглашающихся на твое предложение, умерщвляешь себя вечною смертью. По предсказанию Господа нашего: «придет час, да всяк иже убиет вы, возмнит службу приносити Богу» Иoaн. XVI, 2. Махомет 138, брат отца твоего, в день, когда совершал безбожное свое жертвоприношение, кровь убитого верблюда смешивал с кровью рабов Божиих — христиан, обезглавленных им. И ты на то досадуешь, что мы святых Божиих, которые претерпели смерть за исповедание его, кладем в священные места?

Что касается знамения креста 139 и икон, тобою упомянутых, то мы крест почитаем, как воспоминание о страстях его, (как орудие,) на котором было распято воплощенное Слово Божие. Мы знаем о том из повеления, данного Господом Моисею и из проповедей пророков. Бог повелел Моисею взять и возложить [64] образ креста на чело первосвященника, называя это тщицею святою (Исх. XXVIII, 38; Лев. XVI, 9). Знамением креста мы осеняем чела наши по причине страдания за нас во плоти Слова Божия. А пророк Исаия ясно обозначил древо, из которого сделали крест, и которым всегда славится церковь: «кедром, певком и кипарисом 140 прославлю место святилища моего и место ног моих прославлю». И Соломон говорит: «благословенно бо древо, им же бывает правда» Притч. III, 18; Далее: «Древо жизни есть всем держащимся ея и воскланяющимся на ню, яко на Господа тверда».

Относительно икон, мы не такого мнения, потому что из писаний мы не получали подобных заповеданий; хотя и находим, что в древности повелел Господь Моисею сделать и поставить в Скинии свидения подобия херувимов. Также и мы, следуя ученикам Божиим, и воодушевленные любовью к воплощенному Господу, сохраняем живописные их подобия, которые с тех времен дошли до нас, как подлинные изображения их. Ликуя, прославляем Господа, Спасителя нашего, облеченного в такое подобие, Сына Его, прославляющего святых своих. Мы не древу и не краске на древе поклоняемся. Ты не постыдился жертвоприношениями почитать тот дом, который ты называешь Кабаром 141 и домом Авраама; хотя Авраам и во сне не видывал вашей демонской и безлюдной пустыни; а этот дом народ ваш и прежде Махомета почитал. Этого обыкновения вашего не уничтожил Махомет, а только назвал его домом Авраама. Но, чтобы не показаться тебе дерзновенным порицателем, изложу тебе о том из св. евангелия и из твоих летописей. Господь часто посылал множество бесов в ту пустыню, как говорится [65] в евангелии: «скитаются в безводных местах» Мат. XIII, 43. Вы же там живете. Представляясь вам то под видом змей, то под видом распутных и нечистых похотей, обольщая вас по своему обыкновению, они возбуждают в вас желания к сочетаванию. А вы, не разбирая, попадаете в их сети и уподобляетесь им, как здесь, так и в будущем. Вы не постигаете, что на том свете, по евангелию Спасителя, они не могут ни к кому приблизиться; но мятежное насилие их постоянно злобное, как и отец их сатана, будет связано силою вочеловечения Христа и не может вредить явно (?). 142

Ибо если бы они были в состоянии и смели, то в один день сожгли бы огнем и умертвили бы вас; но они только обманом обольщают вас на погибель душ ваших. Так, например, камнем, называемым Рокун 143, которому сам не знаешь, почему ты поклоняешься; сатанинской резней, от которой и звери и птицы отвратились бы и убежали на одной ноге; тоже бросанием камней, 6егством, бритием головы и другими гадостями, которые творят они 144. Пропускаю нечистое предписание законодателя вашего о соединении мужчин с женщинами, — примером чему он привел грядообразное возделывание полей, и многие из вас приучились сообщаться с женщинами таким образом 145. Что же говорить мне о целомудренной скромности пророка вашего, о бесстыдной наглости жены Зеда 146? Вы приписываете Богу причины этих мерзостей, от чего и отвратительные законы эти вошли в ваш народ. Есть ли хула хуже той, как выставлять Бога причиною распутств, творимых людьми? Ты говоришь, что и Давид взял жену Урию. Да, взял он, и согрешил перед [66] Господом, за что и был наказан Богом. Но Махомет твой и вы противитесь истине и хорошо делаете; но что может быть хуже того, как творить грех и не почитать его грехом, не просить прощения и не иметь отпущения от стыда грехов?... Бог повелел в евангелии не отпускать жены, как только за прелюбодеяние, а вы, насытившись женами, как пищею, оставляете их, когда хотите. Если бы можно было мне скрыть стыд вашего брака, я бы не упомянул о нем: вы даете женщину сперва на осквернение другим, а уже после берете ее сами 147. Как мне выразиться о бесстыдном разврате ваших любовниц, на которых вы тратите все имущество и добычу людей, покупая их за дорогую цену, и насыщенные их осквернением, продаете их, как скотов? Об известной змее говорят, что она часто смешивается с пресмыкающимся мюринес 148, живущим в море; но перед совершением своей похоти она приближается к берегу и выбрасывает смертельный яд свой. Но вы ядовитее и лукавее даже самой змеи, ибо злость ваша не уничтожается при вашем телесном сочетании, но и перед грешною смертью, по наущению злого духа, вы приказываете задушить (ваших жен). 149

Упоминая о диаволе и душах святых, ты говоришь, что мы почитаем диавола казнохранителем Бога; ты очень ошибаешься в нашем мнении. (Напротив,) радовался Сатана на безнадежность человеческого рода по причине смерти, и думал, что умершие праведники погибли и забыты Богом.

Видя Слово Божие во плоти и безмерном смирении, он полагал, что и Оно подобно им, и потому убедил ученика предать Его, а Евреям внушил намерение убить Его. Видя, что Господь по воле Своей шел на [67] крестную смерть, он устрашился, и стал мучить жену судьи ужасами, чтобы препятствовать искуплению рода человеческого. Но Он вкусил смерть, как человек, оставался бессмертным, как Бог, будучи неразделен с человечеством, как истинный Бог от истинного Бога — воскрес и воскресил свое человечество по пророчеству Давида: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» Псал. LXVII, 2, и (одного из) двенадцати пророков: «остается в день воскресе







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.