Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реальная гарантированность прав и свобод человека.





Юридическое равенство граждан перед законом и судом.

4. Гуманизм – Конституция и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

5. Демократизм – в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении гос. и общественными делами, защищать права и свободы.

6. Единство прав и обязанностей, т.е. прав не может быть без обязанностей и наоборот.

7. Федерализм – существование 2-х систем законодательства: общефедеральной и региональной, существование чёткого разграничения полномочий и предметов ведения между федерацией и её субъектами.

8. Ответственность за вину, т.е. если в деянии лица отсутствует вина, то к нему не могут быть применены меры юр. ответственности.

Законность.

 

42. Ценность и функции права.

 

Ценность права – способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых прогрессивных потребностей и интересов человека и общества.

Основные направления проявления ценности права:

1. Право – средство организации и управления обществом, оно придаёт действиям людей согласованность, реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений. Право – необходимое условие жизни общественных отношений.

2. Воплощая общую волю участников общественных отношений право способствует развитию тех отношений в которых заинтересованы как отдельные люди так и общество в целом. Право оказывает воздействие на поведение людей путём согласования их индивидуальных интересов, не подавляет частные интересы и согласует их с общими интересами.

3. Право представляет собой средство защиты существующего общественного строя. Нормы права устанавливают меры ответственности за социально-вредное и опасное поведение.

4. Право выступает масштабом свободы человека в обществе.

5. Право выступает фактором прогресса, источником обновления общества, на его основе формируются основные институты гражданского общества и правового государства.

6. Право является уникальным средством разрешения международных проблем, в том числе глобальных проблем человечества.

Социальная ценность права определяется той ролью, которую оно играет в общественной жизни, в жизни каждого человека. Право выступает всеобщим нормативным регулятором поведения людей. Благодаря этому свойству право занимает важное место в системе тех средств, с помощью которых общество и государство решают общесоциальные задачи в области охраны природы, обеспечения здоровья населения, развития образования и культуры и решении международных проблем и др.

Значение и ценность права определяется его ролью в упрочении и развитии демократии в обществе, утверждении режима законности. Право создаёт юридическую основу для борьбы с произволом, нарушением общепринятых норм поведения. Вне и помимо права невозможно обеспечить безопасность и личную свободу людей, развитие инициативы и предпринимательства. Право обозначает известную свободу поведения людей, способствует утверждению общечеловеческих ценностей.

В понимании функций права нет единого подхода. Одни считают, что функции права – реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают, что функции права – это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет слишком общим, если же функцию права понимать только как направление правового воздействия, то упускается из виду направляющий момент такого воздействия. Поэтому целесообразно объединить оба подхода и тогда функции права можно определить как основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

Особенности функций права:

- производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе;

- выражают такие направления воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления;

- отражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

- представляют направления активного действия права, упорядочивающего определённый вид общественных отношений. Функции права динамичны;

- обладают постоянством, т.е. они непрерывны, длительны.

Функции права могут рассматриваться в разных аспектах. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями гос. власти, могут совпадать с функциями государства в целом, в зависимости от субъектов гос. власти могут подразделяться. Функции права могут изменяться также как и функции государства от влияния внешних и внутренних факторов.

Классификация функций:

1. Внешние: политическая, экономическая, воспитательная, культурно-историческая, социального контроля, информационно-регулирующая, коммуникативная.

2. Внутренние: регулятивная - динамическая, статическая, охранительная.

3. Второстепенные: компенсационная, ограничительная, восстановительная.

 

43. Понятие и классификация социальных норм.

 

Все нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические – правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда (Правила пожарной безопасности, Госстандарт и др.).

Социальные нормы – правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Признаки социальных норм:

- выступают правилами поведения в обществе, имеют общий объект регулирования, имеют одну цель – упорядочивание общественных отношений (социальный характер);

- устанавливают общие границы дозволенного и должного поведения (регулятивный характер);

- складываются в результате исторического развития общества и обусловлены этим развитием (исторический характер);

- обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы (общеобязательность);

- имеют процедуры и механизмы реализации в жизни (процедурный характер);

- в целом составляют систему социального регулирования, имеют свою собственную внутреннюю систему построения (системность);

- характеризуется многократностью действия, т.е. направляют поведение людей в заранее не фиксированных случаях (неоднократный характер действия социальных норм);

- неопределённый круг лиц, на которых распространяются эти нормы (общий характер действия).

Классифицируются социальные нормы в зависимости от способа формирования, сферы действия, социальной направленности и по этим критериям можно выделить:

1. Обычаи – правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного применения. Разновидность обычая – деловой обычай – играет важную регулирующую роль в отношениях между предпринимателями и в сфере делового партнёрства.

Традиции – близки к обычаям, но их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

Деловые обыкновения – правила поведения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей, направленные на повышение её эффективности.

2. Религиозные нормы – правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Содержатся в религиозных книгах, в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. В основном содержат правила отправления обрядов, церковных служб, соблюдение постов, имеют нравственное содержание.

3. Политические нормы - регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и др. общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование гос. власти. Могут существовать и в виде лозунгов, публичных выступлений и в виде более конкретных политических норм (различные программы).

4. Корпоративные нормы – регулируют права и обязанности членов различных организаций, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с гос. органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и др. документах учреждений. Но при этом на законодательном уровне могут устанавливаться и общие нормы, регулирующие порядок создания и функционирования общественных объединений, политических партий и других объединений и корпоративные нормы не должны им противоречить.

5. Моральные нормы - взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, достоинстве, долге, справедливости. Мораль как и право носит исторический характер. Она постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, его социальные, бытовые, религиозные, экономические и др. факторы. Распространяются на всё общество в целом.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

6. Правовые нормы - общеобязательные формально-определённые правила поведения, устанавливаемые и обеспечиваемые государством и направленные на урегулирование общественных отношений.

Таблица видов юридической ответственности.

Виды юридической ответственности Уголовная Административная Гражданско-правовая Дисциплинарная Материальная
Правонарушение Преступление Административный проступок Гражданско-правовой деликт Дисциплинарный проступок Материальный ущерб
Субъект привлечения Суд Административные органы Суд Администрация предприятия Администрация предприятия
Форма Лишение свободы Штраф Пеня, возмещение вреда Выговор, увольнение Денежное взыскание
Юридический порядок УПК КоАП ГПК, АПК, КоАП ТК ТК
Правоприменительный акт Приговор Постановление Решение Приказ Приказ

 

 

109. Основания освобождения от юридической ответственности.

 

Под основаниями освобождения от юридической ответственности принято понимать основания, наличие которых приводит к тому, что к правонарушителю не применяется юридическая ответственность. То есть это такие случаи, когда правонарушение было совершено, но в силу определённых жизненных обстоятельств (юридических фактов), закреплённых в праве правонарушитель не привлекается к ответственности.

К числу таких оснований можно отнести следующие:

УК РФ:

Деятельное раскаяние. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной в компетентные органы, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причинённый в результате преступления.

Также имеются специальные указания в статьях особенной части Уголовного кодекса России на деятельное раскаяние (126, 204, 205, 206, 208, 222, 228, 275, 276, 291, 307), когда компетентный субъект обязан освободить раскаявшегося от уголовной ответственности.

Примирение с потерпевшим. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый потерпевшему вред.

Причём важно отметить, что по делам частного обвинения (побои, оскорбление и клевета) – это основание обязательное, по другим делам – факультативное. То есть в первом случае компетентный орган обязан вынести акт, освобождающий лицо от уголовной ответственности, а во втором случае вынесение такого акта прерогатива (полномочие) компетентного органа.

Изменение обстановки. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершённое им деяние перестали быть общественно опасными.

Истечение сроков давности. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

- 2 года после совершения преступлений небольшой тяжести,

- 6 лет – средней тяжести,

- 10 лет – после тяжкого,

- 15 лет – особо тяжкого.

Важно отметить, что преступления против мира и человечества сроков давности не имеют.

Акт амнистии, помилования. Акт, изданный компетентными органами (Президент России, Государственная Дума России), направленный на конкретное лицо (круг лиц), в целях освобождения данного субъекта от юридической ответственности.

КоАП РФ:

Малозначительность правонарушения (ст. 2.9).

ТК РФ:

Коллективная ответственность - для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины (ст. 245).

Отметим, что перечисленные основания освобождения от юридической ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих противоправность деяния, наличие которых приводит к тому, что совершенное деяние не является правонарушением и, следственно, вообще не может повлечь за собой юридической ответственности.

 

110. Законность: понятие и признаки.

 

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

1) в плане правового характера общественной жизни;

2) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;

3) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Таким образом, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Недавно отечественная наука анализировала законность во втором аспекте, т.е. односторонне отражала содержание и сущность законности. Деятельность органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Такое понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию, в результате сложился обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений. Это не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Такое понимание законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является “правом” и соответственно требует неукоснительной реализации. Эти акты порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. То есть акцент в этом случае делается лишь на исполнение норм права, а содержание этих норм, носящих волевой характер, обходится стороной.

Так что же такое законность?

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных, включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличие законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идеею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Дадим определение законности.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права (Хропанюк Валентин Николаевич).

Требования законности:

- воплощение идеи господства права;

- верховенство закона;

- равенство перед законом;

- неукоснительное соблюдение НПА всеми субъектами права;

- обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод компетентными органами;

- надлежащее правильное и эффективное применение права;

- последовательная борьба с правонарушениями;

- недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Условия наличия законности:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определённого уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению её в жизнь.

Одной из разновидностей законности является конституционная законность. Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции.

Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным нормативно-правовым актом в стране и обладает высшей юридической силой

Конституционная законность означает следующее:

Правовой характер самой Конституции как основного закона государства. Иными словами, Конституция своим содержанием должна выражать принципы демократии, свободы общества, справедливости нормативно-правовых актов, идеи правового государства, права и свободы человека и гражданина закрепленные в международных стандартах и нормах.

Верховенство Конституции в правовой системе государства. Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Согласно ст. 184 Конституции Российской Федерации, все законы и иные акты органов государственной власти либо специально уполномоченных на то субъектов в России издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Все должностные лица независимо от их ранга и положения несут ответственность за нарушение принципов и норм Конституции Российской Федерации

Верховенство Конституции на всей территории Российской Федерации. В условиях федеративного устройства Конституция действует во всех субъектах Российской Федерации и на всей ее территории.

Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов и учреждений должна соответствовать Конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.

Функцию конституционного контроля в государстве, то есть функцию обеспечения действия конституционной законности, осуществляют специальные государственные органы (органы конституционного надзора, конституционного контроля, конституционного правосудия). В ведение судебной власти — как наиболее беспристрастной и независимой — передан, в соответствии с волей законодателя, конституционный контроль в России. В Российской Федерации создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите конституционного строя в Российской Федерации — России. Впервые в ее истории, столь богатой «традициями» беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека и гражданина, пресекать

В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законность — это определенный режим функционирования социальных связей, характеризующийся строгим, точным и неуклонным соблюдением всеми участниками общественных отношений требований юридических норм.

 

111. Принципы законности.

 

Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Назовем эти принципы:

1) Всеобщность законности. Этот принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Никто не может уклониться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство отвечает перед гражданином, а гражданин – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть интересы каждого, да и не должно. Тем не менее, с помощью законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение выполнения данного принципа задача государства, в лице его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Так же оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший принцип законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

2) Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Всем известно высказывание Ленина “...Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская...”. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, края, области, районе, предприятии своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. В результате нарушается единство законности, снижается эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

3) Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. Необходимо неуклонно, точно реализовывать правовые предписания независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. В связи, с чем законы нарушаются по этим же соображениям, в силу их нецелесообразности, однако, с точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Хотя бывает, что соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний вызывает негативные последствия, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно.

По-другому целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Здесь целесообразность достигается в рамках законности.

Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

В содержание термина “требования законности” вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности – это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

Назовем основные требования законности:

1) верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. То есть отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона, так как закон – акт высших органов государственной власти. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закона.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной закон государства, поэтому в содержании законности выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

2) единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3) равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Мало предоставить гражданам право важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

4) осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5) воплощение идеи господства права в жизни общества, государства.

Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, “правовой природе вещей”. В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно “правовое” решение (это требование законности определяют термином “правозаконность”). Только при наличии законодательства адекватного объективно природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

6) надлежащее правильное и эффективное применение права должностными лицами.

Оно адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издания эффективных правоприменительных актов. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

7) последовательная борьба с правонарушениями.

Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

 

112. Гарантии законности: понятие и виды.

 

Требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Выделяют общие условия и специальные средства.

Общие условия – это объективные (экономические, политические, идеологические, социальные, правовые) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Экономические условия – это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, устойчивая денежная система и др. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к дезорганизации, росту числа правонарушений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не тол







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.