Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).





1. Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

2. Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

3. Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменения в частности доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д.

Таким образом, в качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.

91. Виды толкования норм права по объему.

 

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

При буквальном толковании действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают).

При распространительном толковании действительное содержание оказывается шире буквальной формулы нормы, а при ограничительном наоборот - уже.

К распространительному или ограничительному результату интерпретатор приходит на основе использования совокупности всех способов толкования. Например, если норму, содержащуюся в п. 1 ст. 34 СК РФ толковать изолированно от других норм права, то по буквальному ее смыслу любое имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, ибо так прямо и сказано в этой норме. Если же толковать данную норму в связи с нормой, изложенной в п. 2 ст. 36 СК РФ, то толкование будет иным и правильным - ограничительного свойства. Оказывается, согласно п. 2 ст. 36 СК РФ, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т. п.), приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются имуществом того супруга, который ими пользуется. Таким образом, не все имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью супругов.

Ограничительное или распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности.

Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах, соответствующим образом аргументироваться.

Ограничительное или распространительное толкование допускается тогда, когда законодатель употребил слово или выражение, обозначающее в языке, на котором изложена норма, понятие более широкого или узкого объема по сравнению с объемом того понятия, которое в действительности имел в виду законодатель при формулировании нормы права и которое вытекает из ее контекста или из контекста нормативного акта.

Ограничительное или распространительное толкование норм права может вытекать из их системности. Например, легальное определение ночного времени не всегда совпадает с обыденным, астрономическим его пониманием.

Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы. Специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы, делает из нее изъятия. Она как бы отменяет действие общей нормы в той части, на которую рассчитана специальная норма. Действие этого правила показано выше применительно к толкованию ст. 105 УК РФ и ст. 34 СК РФ.

Распространительным толкуются незавершенные перечни и т. д. Недопустимо распространительное толкование исчерпывающих, законченных перечней (обстоятельств, субъектов и т. д.), распространительное толкование санкций, положений, составляющих исключение из общего правила. Недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней. Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки.

 

92. Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления.

 

Пробелы в праве -отсутствие (полностью или частично) правовых норм, на основании которых государственный орган мог бы решить вопрос о применении права в случае, подлежащем правовому регулированию.

Пробелы в праве следствие того, что та или иная ситуация не была предусмотрена при разработке закона или явилась результатом возникновения новых общественных отношений после издания закона.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необ­ходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, ко­торые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходст­во должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела право­применителем;

е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.

Виды пробелов:

- Мнимые пробелы – преднамеренное молчание законодателя, т.е. когда он сознательно оставляет вопрос откры­тым, предлагая передать его решение на усмотрение правопримени­теля, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия за­конодателя именуют квалифицированным молчанием.

- Подлинные пробелы - свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам: законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; вследствие недостатков юридической техники; объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных отношений.

Способами восполнения пробелов в праве является, прежде всего, законотворческая деятельность государственных органов, также аналогия права и аналогия закона.

Аналогия означает определенное сходство между различными предметами и явлениями. Новые нормы права при аналогии не создаются. Применение права по аналогии возможно при наличии одновременно трех условий:

n если отсутствует правовая норма, которая непосредственно рассчитана на регулирование конкретного случая;

n если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования;

n решение, принятое по аналогии, не должно противоречить закону.

Аналогия закона есть применение к конкретным общественным отношениям правовых норм, регулирующих схожие отношения.

Для аналогии закона наряду с отсутствием правовой нормы, регулирующей данные отношения, характерно наличие норм, рассчитанных на регулирование схожих отношений.

Аналогия права есть принятие решения по конкретному делу, исходя из общих начал и смысла российского права.

Для применения аналогий права не требуется наличия схожих норм, как для применения аналогий закона. При аналогии права решение принимается в соответствии с общими принципами и смыслом российского законодательства.

Аналогия права и закона имеет ограниченное значение. Так уголовное законодательство последовательно проводит принцип, согласно которому не считается преступлением деяние, не предусмотренное уголовным законом. Отечественное Уголовное право 1961 года предусматривало возможность применения уголовного закона по аналогии. Никто не может быть, подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением, иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

В других отраслях права аналогия допускается. В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и смысла гражданского законодательства.

 

93. Правосознание: понятие, структура, виды.

 

Прежде чем рассматривать понятие правосознания, следует заметить, что в нем участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, воля, чувство, человеческая душа, человеческий институт. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Представляется, что правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина к «общению» с правом.

Важно подчеркнуть, что правосознание это внутреннее основание убежденной правовой деятельности граждан. Кроме того, как справедливо отмечено, «внутренняя структура личности интегрирована в ее сознании. Социальная деятельность индивида является объективированным внешним выражением сознания».

Правопонимание - интеллектуальная деятельность, связанная с восприятием правовых явлений и процессов, выступающая предпосылкой правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Функции правосознания:

1) Познавательная – ее результатом выступает определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

2) Оценочная – вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

3) Регулятивная – позволяет более качественно определить объект желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

4) Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

5) Моделирование – выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения;

6) Коммуникативная – состоит в том, что служит важной, идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми.

Структура правосознания:

- правовая психология (Эмоциональный компонент правосознания, выражающийся в оценке правовой действительности человеком на основании собственных чувств и переживаний (чувства, эмоции, психологические реакции, переживания)).

- правовая идеология (Рациональный компонент правосознания, отражающий оценку правовой действительности человеком на основании имеющихся у него представлений и знаний правовой действительности (оценки, идеи представления, концепции, знания НПА)).

Виды правосознания:

- В зависимости от уровня правовых знаний, имеющихся у человека:

ОБЫДЕННОЕ - предопределённое общими представлениями человека о праве, не подкреплённые специальными юридическими знаниями.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – правосознание человека, осуществляющего официальную правовую деятельность: правотворчество, применение права, толкование права.

НАУЧНОЕ (ДОКТРИННОЕ)- определено особыми (глубокими) юридическими знаниями человека о праве и правовой действительности, связано с осмыслением сущности правовых явлений и процессов.

- В зависимости от носителя правосознания:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – свойственное человеку отношение к правовой действительности.

ГРУППОВОЕ – предопределённое общими качествами индивидуального правосознания людей, представляющих социальную группу.

МАССОВОЕ – характерные черты индивидуального и группового правосознания, свойственные широкой социальной группе, такой как нация, народ, общество и т.д.

С точки зрения глубины и точности отражения правовых явлений в правосознании можно выделить, три относительно самостоятельных уровня: теоретический (научный), профессиональный и эмпирический.

Теоретическое правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. В свою очередь, в сфере теоретического правосознания выделяется два комплекса знаний:

- Правовая наука – правовые знания, выработанные человечеством за время своего существования;

- Правовая идеология – правовые знания и идеи, выражающие интересы отдельных социальных и политических групп общества.

Профессиональное правосознание – это правовое знание юристов, специалистов в области правоведения. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, данному виду правосознания свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

Эмпирическое правосознание – складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного обществу. В эмпирическом правосознании можно выделить:

- Обыденное правосознание – знания накопленные людьми в сфере реализации своих прав и свобод на привычном, обыденном, не систематизированном уровне в повседневной жизни.

- Правовую психологию – складывается из обыденного правосознания, но под влиянием уже психики, эмоций, настроений людей.

 

94. Правовая культура: понятие, признаки, внутренняя структура.

 

Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Признаки правовой культуры:

- является частью общечеловеческой культуры;

- предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юр. норм, их правовую грамотность, умение пользоваться документами в практической жизни, высокую степень уважения к праву;

- социальная значимость;

- выражается в правовых нормах, институтах.

Подходы к пониманию:

1. Антропологический: культура – совокупность всех благ, созданных человеком в отличие от того, что создала природа;

2. Социологический: культура – совокупность всех духовных ценностей;

3. Философский: культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Элементы правовой культуры:

1. Правовые убеждения;

2. Правосознание;

3. Правоотношения;

4. Законность и правопорядок;

5. Деятельность субъектов.

Виды правовой культуры:

- правовая культура общества – комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности гос. органов, должностных лиц;

- правовая культура социальной группы – представление о праве отдельной соц. группы;

- правовая культура личности – совокупность материализованных идей, чувств, представлений, как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующейся на правосознании (на обыденном и профессиональном уровнях)тренней потребгк осознанной необходимор деятельности гос. органов.

Показатели правовой культуры общества:

1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убеждённость в следовании предписаниям правовых норм;

2. Уровень совершенства законодательства;

3. Уровень законности и правопорядка;

4. Уровень работы правоприменительных и правоохранительных органов, их достаточная материальная оснащённость;

5. Уровень развития юр. техники;

6. Уровень правотворческой и правореализующей культуры.

Показатели правовой культуры личности – знание и понимание, уважение права в силу убеждения, привычки поступать в соответствии с законом.

Важно отметить, что правовая культура в целом тесным образом связана с различными правовыми институтами и правовыми категориями.

Наряду с этим, важно отметить, что правовая культура и право тесным образом связаны с политической культурой и политикой. Взаимосвязь правовой и политической культуры проявляется в том, что элементы политической культуры (политическая система, политические учреждения, политические отношения, органы государственной власти и др.) обеспечивают формирование, развитие и функционирование правовой культуры на государственном уровне. Представляется, что политическая культура есть важная предпосылка, обеспечивающая фундамент для появления и развития правовой культуры. В настоящее время, когда на политической арене встречаются недальновидные, авантюрные, посредственные «лидеры», политическая культура может принять «уродливую», несоответствующую обходимому объему ценностей в обществе, форму. Представляется, что общественные и политические деятели должны в первую очередь подвергаться правовым наставлениям, а не наоборот. Здесь должна возникнуть следующая схема: правовая культура формирует правовую активность, которая в свою очередь формирует всю совокупность правового арсенала, с последующим его применением, у должностных лиц органов власти. По этому поводу справедливо отмечает А.Г. Володин, что в настоящее время в России будет верным провести «административную революцию» в среде управленческой элиты.

Так, верно отмечает Л.С. Мамут, что «далеко не всякий народ в состоянии самоорганизовываться в правовую государственность и нормально жить в ней. Чтобы это произошло, ему надо, в частности, создать и накопить в себе критическую массу политико-правовой культуры полагающейся кондиции… Механизм выработки и обогащения ментальной компоненты политико-правовой культуры – политико-правовое воспитание». В итоге, как видится, будет правильным говорить о таком факторе правовой активности граждан как правовая, а не политико-правовая культура.

Заметим, что данный процесс должен сопровождаться не просто увеличением количества граждан, обладающих определенными элементами правовой культуры, но и повышением уровня правовой культуры уже у более старшего поколения. Конечно, роль формирования правовой культуры среди молодежи является достаточно важной в целях, как справедливо отмечено, «изменения положения человека в обществе, социально-правовых преобразований в обществе».

В.В. Демин отмечает, что правовая культура общества определяется состоянием действующего права. При этом автор выделяет три проблемы, от решения которых зависит развитие правовой культуры в России, ее состояние в обществе:

- во-первых, авторитет и развитие правовой науки – юриспруденции, где необходимо добиться изменения отношения к ней, сделать опережающее развитие юридической науки, изменения характера, духа научных исследований и их переориентацию на новые потребности общества в оценке и изучении вновь возникших общественных отношений (например, личности, собственности);

- во-вторых, состояние и развитие юридического образования в стране, где необходимо повышение качества подготовки юристов вообще и качества преподавания права в вузах;

- в-третьих, общее правовое воспитание и просвещение в стране.

Представляется, что здесь правовая культура выступает как внешний фундамент правовой активности граждан. Согласимся, что правовая культура – это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Следовательно, можно констатировать, что правовая культура гражданина является источником устойчивой убежденности в высоком назначении права, качественного, основанного на соответствующих знаниях, выполнения требований права.

Так, справедливо отмечено, что «сформированная правовая культура способствует правомерному поведению и социально активному поведению прежде всего с психологической стороны». По данному поводу П.П. Баранов и В.В. Денисенко также добавляют: правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права и, наконец, правосознания.

Важно заметить, что на практике правовая культура, как важная составляющая качественной юридической деятельности в целом, может проявляться в различных аспектах. Так, например, в сфере охраны общественного порядка на уровне муниципальной власти приняты соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие качество правовой культуры законодателя, а также исполняющего органа (уровень муниципалитета):

В этой связи можно отметить на примере г. Красноярска документы, принятые в сфере охраны общественного порядка:

- Устав города Красноярска от 24 декабря 1997 г. указывающий в ст.7, что предметом ведения города наряду с иными вопросами является охрана общественного порядка, а также организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их деятельностью.

- Решение Красноярского городского Совета от 7 июня 2000 г. «О создании красноярской муниципальной народной дружины». Данный документ юридически оформляет специальные формирования созданные при администрации г. Красноярска, занимающиеся охраной общественного порядка.

- Решение Красноярского городского Совета от 20 марта 1997 г. “Об утверждении положения о комиссиях Красноярского городского Совета”. Данное решение утверждает вышеназванное положение, согласно которому при городском Совете создана комиссия по законности и правопорядку. В сферу полномочий указанной комиссии входит участие в деятельности по контролю за охраной общественного порядка, организацией и содержанием муниципальных органов охраны общественного порядка.

Также приняты и иные документы, цель которых так или иначе направлена на охрану общественного порядка со стороны муниципальных органов:

- Постановление администрации г. Красноярска от 25 февраля 2000 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 15 сентября 1999 г. «Об усилении общественного порядка»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 23 декабря 1998 г. «Об утверждении положения о Департаменте общественной безопасности»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 29 июля 1999 г. «О привлечении частных охранных предприятий и служб безопасности к охране общественного порядка»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 30 августа 1996 г. «О создании городской добровольной народной дружины на красноярском железнодорожном узле».

Здесь следует отметить, что на настоящее время органы местного самоуправления имеют некоторый правовой фундамент и качество правовой культуры для соответствующей деятельности по охране общественного порядка. Данное право отмечено в основополагающих правовых актах приведенных выше, а также иных (федерального значения).

Правовая культура может иметь консолидированный характер. Если обратиться к предыдущему примеру, то в данном случае может быть применена форма определенного соглашения. Так, например, выход из указанной выше ситуации предлагает А.М. Кононов, отмечающий роль договора между органом местного самоуправления и городским, районным органом внутренних дел, в котором были бы отражены права и обязанности сторон по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Автор также указывает, что в принципе такая мера может рассматриваться лишь как временная, необходимая для перехода к самостоятельному осуществлению муниципальными подразделениями функции охраны общественного порядка. Здесь видна связующая характеристика правовой культуры.

В итоге все вышеуказанные обстоятельства выражают правовую культуру общества. Кроме того, правовая культура может исходить и от самой личности – правовая культура личности.

 

95. Правовой нигилизм и иные деформации в правосознании и правовой культуре.

 

Виды деформации:

1. Правовой нигилизм – отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко - критически относится к требованию уважения и соблюдения права;

2. Правовой инфантилизм – несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юр. подготовке;

3. Перерождение правосознания – крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел – антипод законности;

4. Правовой делитантизм – вольное обращение с законами, либо с оценками юр. ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юр. ценностям;

5. Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о роли юр. средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.

Черты правового нигилизма:

- крайне негативное отношение к общественным ценностям;

- бескомпромиссность отрицания;

- не сопряжён с позитивной программой;

- несёт в себе деструктивное разрушительное начало.

Виды правового нигилизма в зависимости от того, какие ценности отрицает:

1. Политический;

2. Религиозный;

3. Нравственный.

Формы правового нигилизма:

- активная – осознанное враждебное отношение к праву, связанное с пониманием роли права в жизни общества;

- пассивная – безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.

Причины распространения правового нигилизма:

1. Исторические корни (самодержавие, крепостничество, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия);

2. Теория и практика в понимании диктатуры пролетариата, как власти целесообразности, а не закона;

3. Правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, телефонное право;

4. Количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого – переходный период, кризис законности, неотлаженность приведения в действие нормативных законов.

Пути борьбы с преодолением правового нигилизма:

1. Реформы социально – экономического характера;

2. Повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;

3. Массовое просвещение и правовое воспитание населения, подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

4. Совершенствование законодательства;

5. Подъём авторитета правосудия, как за счёт изменения характера судебной деятельности, так и путём воспитания уважения к суду;

6. Изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юр. норм к интересам различных слоёв населения;

7. Улучшение правоприменительной практики;

8. Профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;

9. Упрочение законности и правопорядка, гос. дисциплины;

10. Уважение и защита прав человека;

11. Теоретическая работа в этом направлении.

Правовой нигилизм нельзя ликвидировать немедленно, это трудный и длительный процесс.

 

96. Понятие, признаки и виды правового поведения.

 

Человек – существо социальное, общественное. Существуя и развиваясь в обществе, человек вынужден постоянно вступать в различные общественные отношения. Вся совокупность участия человека в различных общественных отношениях образует его поведение.

Государство, стремясь к установлению и обеспечению общественного порядка, посредством права, регулирует наиболее важные и значимые общественные отношения, определяя своеоб­разные границы должного, социально значимого, необходимого поведения для субъектов права. Обратим внимание на особую роль права в этом процессе.

«Право, – указывает А.С. Шабуров, – важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отноше­ния есть продукт жизнедеятельности людей, их поведе­ния в обществе. Следовательно, регулировать общест­венные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право – один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования».

Анализ жизни общества и человека позволяет утверждать, что поведение людей представляет довольно широкий спектр действий и бездействий, имеющих различную направленность, мотивацию и значимость для общества. Любое поведение человека в обществе урегулировано. В зависимости от того, к какой группе отношений оно относится или в какой общественной сфере осуществляется, поведение человека урегулировано различными социальными регуляторами, среди которых выделяется право, мораль, обычаи, религия, корпоративные нормы и т.п.

Именно поэтому мы можем выделить общественные отношения, а, следовательно, и поведение людей в рамках этих отношений, которые нахо­дятся вне сферы правового регулирования, не оцениваются правом (отношения любви, дружбы и т. д.) или юридически без­различны, и не требуют правового опосредования (на­пример, увлечение спортом, музыкой, спортивные игры). Такие отношения регулируются моралью, обычаями и другими социальными нормативными регуляторами.

Заметим, что чаще всего бывает так, что поведение человека урегулировано сразу несколькими социальными регуляторами. Например, запрет убийства издревле существует в обычаях, также за его нарушение осуждают нормы морали и права.

Правовое поведение – это именно такое поведение, которое урегулировано правом, правовыми предписаниями. То есть, именно на правовое поведение распространяется воздействие права.

Для более полной характеристики правового поведения необходимо обозначить основные, характерные для него свойства (признаки):

1) Первый характерный для правового поведения признак состоит в его особой социальной значимости. Мы уже говорили о том, что посредством права регулируются наиболее важные общественные отношения. Следовательно, определённое поведение людей (положительное или отрицательное) в данных общественных отношениях, порождает последствия (положительные или отрицательные), имеющие значимость для права и общества. В силу того, что какое-либо общественное отношение признано (государством, обществом и т.п.) важным, всякий человеческий поступок в этой сфере порождает реакцию окружающих – одобрение или осуж­дение. В этом и проявляется социальная характеристика (оценка) поведения, которое может быть либо общест­венно полезным, либо общественно опасным (вредным).

2) Следующим признаком правового поведения является его психоло­гизм, субъективность.

Можно утверждать, что этот признак присущ любому виду социального поведения, однако в правовом поведении субъект осознаёт и контролирует своё поведение с точки зрения объективных и субъективных обстоятельств. Из принятых в государстве законов субъект узнаёт о рамках возможного поведения, о подконтрольности государству определённых общественных отношений. В соответствии с полученными знаниями и имеющимися ценностями человек, анализирует свое поведение с позиций полезности для общества и решает как ему поступить в ситуации регулируемой правом.

Все эти сложные процессы, происходящие в сознании субъекта, составляют содержание субъективной стороны его правового поведения. Её анализ позволит понять, как лицо относится к своему поведению, каковы были его цель и мотивация, желал ли он наступления последствий и многое другое.

3) Третьим признаком, определяющим правовое поведение, выступает его правовая регламентация. Правовая регламентация правового поведения является следствием его особой социальной значимости. Поэтому объективные и субъ­ективные моменты правового поведения закреплены в правовых предписаниях. «Такая регламентация, – по мнению А.С. Шабурова, – обеспечивает точность, определенность поведения в правовой сфере, является защитой от постороннего вмешательства в действия граждан иных субъектов».

Причём важно отметить, что правовым является только то поведение, которое регламентируется правом. Этот признак, пожалуй, является основным признаком, характеризующим правовое поведение.

4) Четвёртый признак правового поведения – наличие контроля за ним со стороны государства.

Так государство, регулируя посредством права, ту или иную область общественных отношений, а, следовательно, и поведение человека в этой области, устанавливает определённые рамки свободного поведения, определяет заперты на совершение каких-либо действий и возлагает на людей обязанность вести себя определённым образом. Причём государство не ограничивается установлением прав, запретов и обязанностей, оно ещё осуществляет контроль за надлежащим поведением в рамках установленных правил. Такой контроль государство осуществляет через свои органы, через должностных лиц, посредством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Следует отметить, что государство может принудить человека к совершению определённых правовых действий. Сущность данного при­знака предопределена таким свойством права, как его гарантированность, принудительность государ­ством.

5) И последний в списке, но не по значению признак правового поведения – его юридические последствия.

Данный признак означает то, что в результате совершение любого правового действия наступают определённые правом последствия. В силу указанной особен­ности правовое поведение как действие, так и бездействие выступает в качестве юридичес­кого факта, т.е. являются основанием для возникновения, прекращения либо изменения различных правоотношений.

Все перечисленные выше признаки позволяют нам дать полное определение правового поведения.

Правовое поведение – это социально значимое, осознанное поведение субъектов права, урегу­лированное и обеспеченное государством посредством права (правовых предписаний), влекущее за собой юри­дические последствия.

Виды правового поведения:

Говоря о видах правового поведения, прежде всего, нужно указать, что деяния (действия и бездействия) человека в правовой сфере могут оцениваться с двух сторон:

1) со стороны социальной полезности или вредности какого-либо поведения или его последствий;

2) с юриди­ческой стороны.

Так, во-первых, прав







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.