Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общее понятие о характере. Структура характера. Типология характера.





Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.

Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.

Однако в жизни часто встречаются противоречивые характеры. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях. 1. Соматический подход. Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этого учения психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма -- конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо).

2.Социально-психологический подход. Вторая типология связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом. Согласно этому подходу К. Юнг выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет 2 основания для типологии характера:

1) направленность личности вовне или вовнутрь (экстраверсия - интроверсия);

2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства).

В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера:

экстравертно ощущающий,

экстравертно-интуитивный,

экстравертно-мыслительный,

экстравертно-эмотивный,

интровертно ощущающий,

интровертно-интуитивный, интровертно-мыслительный,

интровертно-эмотивный.

К социально-психологическим типологиям характера можно отнести типологии А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Можно также выделить типы в зависимости от профессиональной направленности личности. Например, такая типология людей представлена в концепции Е. А. Климова: типы людей, выбирающих деятельность в сфере ``человек - человек'', ``человек - техника'', ``человек - природа'', ``человек - знаковая система'' или ``человек - художественный образ''.

3. Психиатрический подход. В последнее время широкое распространение получила типология характеров, связывающая особенности характера с акцентуацией -- чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).

Рассмотрим подробнее учение об акцентуации и основанную на нём типологию характеров.

Билет № 14

Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности.

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Групповая деятельность имеет свою специфику и не может быть сведена к набору индивидуальных деятельностей и решений. При групповой деятельности осуществляется распределение функций, или, как принято говорить в психологии, ролей при решении какой-то задачи, распределение материала для разработки и каждый член группы выполняет только определенную часть работы.
Превосходство групповой деятельности над индивидуальной касается, естественно, решения не всех задач. Тем не менее в целом ряде случаев коллективное исполнение является наиболее эффективным.
Эффективность групповой деятельности зависит от знаний, способностей, умения и навыков каждого члена. Вместе с тем участие в групповой деятельности обогащает знания каждого отдельного работника, совершенствует его способности и навыки. Эффективность групповой деятельности нельзя прогнозировать, опираясь только на индивидуальные психологические качества и характеристики, на данные, полученные при изолированном исследовании индивидуальной деятельности оператора. Для этого необходимо изучать поведение каждого из операторов в процессе их групповой деятельности, исследовать поведение группы в целом при смене деятельности и изменении взаимных связей.
Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.
Вопрос о групповой деятельности имеет большое значение для решения задач организации взаимодействия операторов в системах управления. Так, наблюдения за действиями двух летчиков в аварийных ситуациях показали, что их исход зависит от того, как организовано их взаимодействие. В случае, если старший (более медленный) имел своим помощником быстрого и решительного человека, легко возникала конфликтная ситуация с вмешательством младшего в управление и попыткой навязать свою линию поведения. Исход аварийной ситуации в ряде случаев был связан со степенью внушаемости одного из операторов.
Психологическая рационализация групповой деятельности требует изучения особенностей производственных коллективов - знаний о совместимости рабочих, характере их взаимоотношений, о сплоченности. Такая работа проводится с помощью социометрии, специальных наблюдений, интервью, гомеостатической методики. Более подробный материал об измерении коллектива приводится в гл.
На эффективность групповой деятельности существенное влияние оказывают групповые нормы поведения.
В условиях групповой деятельности ответственность девальвируется.
В процессе групповой деятельности лидер обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной информации или наиболее квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения и специализации профессиональных функций в больших группах лидеры (руководители организаций) имеют в своем распоряжении различных заместителей, специалистов и консультантов. Экспертно-консультативная функция в ряде случаев может быть основой для возникновения инструментального лидерства. Пример тому - формирование научных школ, которое обычно происходит не в силу каких-либо организационных предписаний, а в связи с появлением ученого, располагающего новыми перспективными идеями.
Четвертая стадия - проектно-конструктивная индивидуальная и групповая деятельность, ориентированная на саморазвитие стажеров.
На основании анализа групповой деятельности в плане инженерной психологии решаются задачи оптимального пространственного расположения ее членов и организации их рабочих мест.
Сплоченность определяет эффективность групповой деятельности.
Общим случаем в групповой деятельности является проблема информации о целях и условиях деятельности.
Ведущая роль в групповой деятельности операторов принадлежит информационным связям между членами группы, зависящим от ее функциональной организации. При анализе групповой деятельности прежде всего оцениваются информационные связи между операторами; выясняется характер связей (односторонняя или двусторонняя связь); устанавливается уровень иерархии управления, занимаемый оператором, и определяется частота обмена информацией между членами группы; выявляется соответствие комплекса технических средств требованиям оптимальности их обслуживания операторами при решении поставленных задач.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.