Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий.





Выбор профессии — важное звено в жизненном и профессиональ­ном становлении

человека. Именно профессия предоставляет воз­можность человеку удовлетворить

основную гамму своих потреб­ностей, реализовать себя как личность.

В процессе выбора профессии можно выделить несколько периодов:

период фантазий, свойственный детям примерно до 11 лет; период пробных

выборов (1 1-17 лет), включающий 4 стадии:

• когда выбор определяется интересами (11-12 лет);

• когда выбор определяется способностями, одаренностью, уме­ниями (13-14 лет);

• когда выбор определяется ценностями личности (15-16 лет);

• переходный период, когда происходит смена типа жизни или, как говорят, человек вступает в новую социальную ситуацию развития;

период реалистического выбора (после 17 лет), включающий 3 ступени:

• исследовательскую;

• стадию кристаллизации, в которой происходит оценка факторов,

влияющих на выбор;

• стадию детализации, уточнения выбора [5].

При этом в зависимости от характера доминирующих мотивов различают несколько

уровней реалистического выбора:

экономический, для которого характерным является стремление к высокому заработку при выраженном игнорировании других харак­теристик профессий;

социальный, определяемый преобладающей направленностью на получение престижной профессии;

духовный, ведущим мотивом которого является стремление само­совершенствования, раскрытие творческого потенциала.

Исследованиями Б. Г. Ананьева [1] установлено, что выбор про­фессии осуществляется в разные периоды следующим образом: в 11-20 лет — 12,5 %, 21-

30 лет — 66 %, 31-40 лет — 17,4 %. Наибо­лее ранний старт профессиональной деятельности бывает в искусст­ве, наиболее поздний — в сфере науки, политике

Типичные ошибки при выборе профессии

Таблица 1

 

Этапы выбора Типичные ошибки и проблемы
Постановка проблемы выбора профессии Определение источников ин­формации, круга компетент­ных лиц для принятия реше­ния при выборе профессии Сбор необходимой информа­ции Обобщенное представление о ситуации выбора профессии Поиск и оценка вариантов профессионального самоопре­деления Принятие решения о выборе конкретной профессии Неверное осознание сути проблемы, подмена проблемы профессионального самоопреде­ления проблемой определения в социальном плане, выбора престижной профессии без учета личных склонностей Неправильное понимание собственной роли при выборе профессии, низкий уровень самостоятельности, активности Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации; расхождение в оценке субъективной и объективной значимости информации о профессиях; отсутствие полной ориентиров­ки в мире профессий Фрагментарное понимание сложившейся ситуации, низкий уровень критичности Наличие неадекватной самооценки; пере­оценка фактора престижной профессии; отсутствие представлений о параметрах оптимального выбора, неоптимальный стиль поиска решений, недооценка усилий по достижению цели Переоценка или недооценка степени риска и его "цены", возможной неудачи или отсрочки в достижении цели

 

Профессиография включает в себя и классификацию профессий. Одну из таких классификаций разработал Дж. Холланд. Он основы­вался на том, что все существующие профессии можно объединить в 6 основных моделей профессиональной среды, которым соответст­вует 6 основных типов ориентации личности: реалистический (рабо­чие, автоводители); интеллектуальный (ученые); социальный (учи­тель, врач); стандартный (клерк); предприимчивый (бизнесмен, про­давец); артистический (художник, актер). Учитывалась, кроме того, склонность личности не только к тем или иным типам, но и к опреде­ленным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии [6; 123].

Не менее известна классификация Э. Ро, включающая 8 групп:

1-я — группа сервиса (работники службы быта, официанты);

2-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний);

3-я — группа организаторов (администраторы, директора);

4-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие,

рыбаки, работники сельского хозяйства);

5-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники);

6-я — группа профессий в области науки;

7-я — группа профессий в области культуры;

8-я — артистические профессии.

В каждой из этих групп Э. Ро выделяет 6 квалификационных уровней, для которых приведены данные о чертах личности, особен­ностях психики и психофизиологических различиях [5].

В нашей стране общепризнанной и наиболее используемой в проф­ориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым [12]. В основу этой классификации положено 4 признака.

Первый, основной, — это осо­бенности предмета (объекта) труда. Исходя из этого признака, все профессии делятся на 5 типов, представленных в табл. 2. С точки зрения второго классификационного признака — цели труда, — каждый из указанных в таблице типов профессий делится на 3 класса: гностические, преобразующие, изыскательские.

Третий классификационный признак — характер используемых орудий труда —

позволяет разделить все профессии на 4 группы:

1) ручного труда;

2) механизированного труда;

Классификация профессий

Таблица 2

Типы профессий Классы профессий
  гностические преобразующие изыскательские
"человек — природа" учетчики полеводы, селекционеры
  и приемщики каменотесы  
"человек — техника" контролеры ОТК, слесари, конструкторы
  работники водители,  
  госприемки механизаторы  
"человек — человек" инспекторы, медсестры, работники
  следователи продавцы, НОТ
    работники  
    по кадрам,  
    руководители  
    всех уровней  
"человек — знаковая корректоры наборщики, программисты
система"   операторы ЭВМ,  
    бухгалтеры  
"человек — худо- контролеры, маляры, модельеры
жественный образ" приемщики художники  
  малярных работ    
основные личные интерес к свойст- склонность к интерес к но-
качества, необходимые вам определенных практическому вому, способ-
работнику объектов, выра- влиянию на окру- ность легко
  женная познава- жающую среду, отказываться
  тельная актив- интерес к процес- от привычного
  ность, устойчи- су и результату образа мышле-
  вость внимания, этого влияния, ния, искать но-
  наблюдательность активность и ра- вые варианты
    ботоспособность  

 

3) автоматизированного труда;

4) труда, в котором основным орудием являются умственные умения и навыки (учитель, врач, ученый-теоретик).

Четвертый классификационный признак — условия труда — вы­деляет 4 подгруппы профессий:

1) подгруппа М характеризуется повышенными требованиями к моральным качествам (судья, врач, работник милиции);

2) группа Н — необычными условиями работы — летчик-испы­татель, водолаз;

3) группа Б — бытовым микроклиматом (бухгалтер, официант,библиотекарь);

4) группа О — работой на открытом воздухе (полевод, лесовод, тракторист).

 

Под профессиональной пригодностью понимают совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необ­ходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда в той или иной профессии.

В это понятие вхо­дит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе само­го труда и при оценке его результатов. Среди основных компонентов пригодности человека к работе вы­деляют [12]:

гражданские качества (идейный, нравственный облик человека как члена общества, уровень развития его гражданского самосозна­ния);

отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;

общая дееспособность (состояние физического и психического здо­ровья, общие способности, в основе которых лежат способность к саморегуляции человека как субъекта деятельности);

единичные, частные, специальные способности (индивидуально-пси­хологические особенности человека, обеспечивающие успех в дан­ной профессии при оптимальных нервно-психических затратах);

навыки, умения, знания, опыт, определяющиеся на основе профес­сионально-квалификационных характеристик данной специаль­ности.

Билет № 26







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.