Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По типу контактов с респондентом





  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в Интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Анкетирование — метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения (например, при выдвижении руководящих работников, аттестации кадров, изучении причин текучести, при организационной диагностике и т. д.) или в процессе подбора кадров. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в психологических, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

 

 

По форме вопросы анкеты разделяются на:

  • открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?")
  • закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.

Открытые вопросы - когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биогра-фической анкеты. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику военнослужащего, откровенные самостоятельные ответы.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении солдат (матросов), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос.

Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

 

По содержанию вопросы делятся на:

  • объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе);
  • субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям.

Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

 

Анкетирование может проводиться несколькими способами:

  • анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
  • групповое заполнение в присутствии сборщика;
  • опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
  • "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.

 

Известно несколько типов анкет. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). Отметим три основных типа анкет (рис. 1), применяемых в психологии:

  • это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
  • это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;
  • это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

• 5 - уверенно да;
• 4 - больше да, чем нет;
• 3 - не уверен, не знаю;
• 2 - больше нет, чем да;
• 1 - уверенно нет...

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

 

При использовании данного метода необходимо учитывать и такой его существенный недостаток: высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: “Нет, это совсем не так,” “Пожалуй, так”, “Верно”, “Совершенно верно”), можно повысить информативную ценность ответов.

 

Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

 

Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

 

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

 

. Основные правила составления анкет

 

Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

 

Разработка анкеты

 

В существующих словарях под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, как следует их упорядочить, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос.

 

Анкета должна состоять из трех частей:

1.Вводная часть.
2.Основная часть.
3. Паспортичка.

Вводная часть. Главная функция вводной части - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:

  1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.).
  2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
  3. Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.
  4. Значимость роли респондента для решения этих задач.
  5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
  6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
  7. Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.

Основная часть. Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название "Правило воронки". Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты.

 

После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

 

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.

 

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

 

Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

 

Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Хотя по этому вопросу до сих пор есть различные мнения. Одни специалисты считают, что если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Они считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.