Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура теории государства и права





Теория государства и права

1. Объект и предмет теории государства и права.

Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике.

Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2) Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт знания в области правотворчества.

Особенности: 1) ТГП является общественной - гуманитарной наукой. 2) Эта наука юридическое явление, а следовательно - властная. 3) Общетеоритическая наука (изучает общие закономерности присущие всем юридическим наукам. Для государства и права. Носит теоретический характер). 4) ТГП - абстрактная наука. 5) ТГП - философская наука, опирается на философские догмы и конкретизирует их.

Предмет науки ТГП - государственно-правовая надстройка.

Значение предмета: 1) позволяет определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук. 3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет концентрировать научные силы на важных участках.

Структура предмета:

1. Явления - рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.

2. Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие закономерности. (возникновение, функционирование и развитие «=» переход).

3. Г-П понятия - создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.

4. Государственно-властные отношения и правовые отношения.

5. Правосознание - политическое сознание.

В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические.

Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, присущие государству и праву как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку государство и право специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь государству и праву) их и изучает ТГП. Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичные категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить ТГП (выделить из ТГП), отдельные науки типа: теория государства, теория права, социология права, философия государства и права, и т.д.

 

Структура теории государства и права

Нет однозначности мнения по этому вопросу в правовых кругах.

ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:

1. Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.

2. Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения.

3. Специально-юридическая теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм. Алексеев С.С.: "Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части".

В любом учебники можно найти следующую структуру ТГП:

1. Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

2. Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения.

Другой вариант ответа. Оставаясь единой нау­кой, теория государства и права имеет внутри себя относительно само­стоятельные, автономные части:

- теорию государства (государствоведение) и

- теорию права (правоведение).

Два главных подразделения в свою очередь имеют внутреннюю структуру (которая не всегда выражена в относительном обособлении тех или иных ее частей). Например, в рамках теории права есть: фило­софия права (специфические вопросы методологии права, социальная ценность права и др.); социология права (эффективность права, условия и причины правонарушений, структура и уровни правосознания и т. д.); специально-юридическая теория (классификация юридических норм, юридических фактов, приемы толкования и т. д.) (С.С. Алексеев).

При наиболее подробном рассмотрении в науке выделяются ча­стные теории: происхождение государства и права, их сущности, фор­мы, функций, классификации по разным основаниям, правотворчества, толкования и реализация права, механизма правового регулирования.

Некоторые авторы выделяют другие две основные части: со­циологию государства и права и философию государства и права. Раз­дел между ними проходит по линии онтологического и гносеологиче­ского изучения.

 

Функции теории государства и права

Функции - основные направления исследовательской деятельности.

1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

 

Межотраслевые методы исследования государства и права.

 

Диалетико-материалистическая теория об основных причинах происхождения права.

 

Признаки права.

1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общая воля придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими меха­низмами, включая принудительную силу государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, все­общность, утверждает в качестве господствующей системы нормативно­го регулирования.

2. Право есть мера, масштаб свободы поведения человека. В указан­ном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каж­дого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».

3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участ­вует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора дея­тельности людей. Нормативность выражается через систему регулятив­ных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания - юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удовле­творения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулято­ром выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в соци­альных актах.

Правом при определенных условиях, могут признаваться фактичес­кие действия участников правоотношений, которые отличаются качес­твом нормативности, т. е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных усло­вий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъ­ектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактичес­кого результата; исключают причинение вреда общему интересу, пра­вам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих дей­ствий.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно дей­ствует, т. е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействитель­ным и, следовательно, в этом случае правом не является.

 

Сущность права

Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Иванов Р.Л. говорит, что «сущность права—это тот результат, который получается в ходе взаимодействия классовой и общесоциальной составляющей права».

Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Нравственность, государство и экономика - внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Другое мнение о сущности права состоит в том, что право понимают как возведённую в закон волю экономически господствующего класса. Эта точка зрения верна отчасти, потому что господствующий класс, действуя в своих интересах, не должен забывать и об общесоциальных интересах, иначе его дни сочтены.

Т.о. право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность и развитие социальных связей.

Функции права

 

Функции права - обусловленные социальным назначением права основные направления воздействия на общественные отношения.

Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.

Особенности:

1) Определяют назначение права в обществе.

2) Определяют основные направления воздействия на общ отношения.

3) Определяют сущность, главные черты права.

4) Отличаются динамизмом, но при этом относительно постоянны.

Условно функции права можно разбить на 2 группы:

 

1. Общесоциальные:

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.

в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.

г) Коммуникативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д.

 

2. Специально-юридические:

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

 

Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:

1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Олицетворенный в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

- Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

- Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.

 

Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.

 

Политический режим.

 

Традиционно один из элементов формы государства. Есть два подхода к пониманию политического (государственного) режима:

- широкий относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

- узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства, а также методы и функции осуществления государством своих функций. Политический режим требует обоих подходов, т.к. это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации испытывают значительное влияние государства. Вместе с тем существует и обратная связь. Для харатеристики формы государства имеет важное значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия офицальной конституции и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Политических режимов очень много, на них оказываетт влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и состояние экономики … существенное влияние оказывают исторические традиции страны, в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера». На вид политического режима может оказывать воздействие международная обстановка. Политические режимы делят на две большие разновидности: демократические и антидемократические. Демократия (народовластие) - сердцевина любого демократического политического режима. В таком государстве, законодательная власть представлена коллегиальным органом, выбранным народом, осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образования и вероисповедания. Он может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие через выбор представительных органов. Он означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, законность и правопорядок, различные формы собственности, плюрализм, многопартийность, достаточно высокий социально-экономический уровень. Антидемократическим политическим режимам характерны противоположные демократии черты: господство одной политической партии или движения, одной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод, низкого экономического уровня.

 

Частное и публичное право.

В зависимости от правового положения субъектов и характера реализуемых ими интересов общественные отношения подразделяются на координацион­ные и субординационные. Соответственно этому и отрасли права объединяются в 2 группы: частное и публичное право.

Частное право - совокупность отраслей, регулирующих координационные отношения. Особенность координационных отношений в том, что их участники юридически равны между собой, само­стоятельны независимы друг от друга. Они реализуют свои частные интересы на основе личной инициативы и могут конкретизировать взаимные юридические права и обязанности путём договора. Ядро координационных связей—имущественные связи, возникающие в процессе обмена. Частное право ограждает их от административно-произвольного вмешательства, разрушающего экономическое саморегулирование, нормальный ход материального про­изводства, распределения, обмена и потребления. Оно обеспечивает предприимчивость и активность их участников, проявление ими своих способностей. Поэтому правовое регулирование координационных отношений базируется на принципе «разрешено всё, что не запрещено законом». Частное право = гражданское + трудовое (с некоторыми оговорками).

Публичное право объединяет отрасли, опосредующие субординационные отношения, специфика которых в том, что один из участников наделён властными полномочиями. Это отношения власти-подчинения, юридические права и обязанности в которых не могут быть конкретизированы договором. В них выражаются интересы государства как представителя общества в целом. Публичное право определяет порядок организации и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает меры государственного принуждения и юридической ответственности, а также процедуру их применения.

Стержень субординационных связей—управленческие связи. Поскольку они связаны с организованным властным воздействием, применением государственного принуждения и возможностью необоснованного ограничения свободы подчинённых субъектов, постольку их правовое регулирование основывается на принципе «запрещено всё, кроме предусмотренного законом». Это позволяет заключить государственную власть в юридические рамки и гарантировать права и законные интересы иных участников субординационных отношений. Публичное право = государственное + административное + уголовное + уголовно-процессуальное + гражданско-процессуальное право.

Понятие правовой системы

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

1. Систему права.

2. Систему законодательства.

3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

4. Правовые понятия, принципы, символику.

5. Правовую политику, идеологию, культуру.

6. Юридическую практику.

Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.

Другой вариант ответа. Право как явление мировой культуры включает множество пра­вовых систем, которые отличаются большим разнообразием, специфи­кой, подчас уникальностью.

Подходы к понятию правовой системы. Существует два различ­ных понятия правовой системы:

- узкое и

- широкое.

В узком смысле под правовой системой понимается право опре­деленного государства, терминологически обозначаемое как "нацио­нальная правовая система". Национальная правовая система - это кон­кретно-историческая совокупность права (законодательства), юриди­ческой практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

В широком значении понятие "правовая система" используется как собирательное понятие. Терминология здесь весьма разнообразна: "семья правовых систем (Р. Давид), "правовые круги" (К.О. Эберт и М. Рейнстайн), "форма правовых систем" (И. Саба), "структурная общность" (С.С. Алексеев). Наиболее распространен термин "правовая семья". Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделен­ная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Правовая система и право. Понятия "право" и "правовая систе­ма" - это часть и целое. Если под правом понимается система обще­обязательных юридических норм, установленных и обеспеченных го­сударством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действи­тельность. Правовая система отличается и от системы права. Система права - это строение права, выражающееся в разделении единого пра­ва на взаимосвязанные отрасли права и институты. Правовая система -это более широкое понятие, охватывающее все правовые явления, и соответственно - это структура правовой реальности.

Виды политических систем.

— В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем:

1. Демократические.

2. Тоталитарные.

 

— В зависимости от общественно-экономической формации:

1. Политические системы рабовладельческих обществ.

2. Политические системы феодальных обществ.

3. Политические системы буржуазных обществ.

4. Политические системы социалистических обществ.

 

— В зависимости от географического положения:

1. Европейская политическая система.

2. Североамериканская политическая система.

3. Азиатская политическая система и т.д.

— Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию:

1. Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе.

2. Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой.

3. Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы.

 

— По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:

1. Закрытые (СССР).

2. Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).

 

— В зависимости от роли государства в политической системе выделяют:

1. Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении.

2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.

3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

 

Понятие правоотношения

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.

Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью.

Признаки:

1. Правоотношение предусмотрено нормой права.

2. Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.

3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей.

4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Предпосылки возникновения правоотношения:

1. Наличие норм права.

2. Юридические факты.

3. Правоспособность участников.

Субъекты правоотношений

Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.

Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:

1. Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей.

2. Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.

3. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).

Юридические лица - это коллективные субъекты: государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.8 ГК РФ).

Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.

 

Объекты правоотношений.

В философии под объектом понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект - это часть объективной реальности с которой взаимодействует субъект. Объект права - это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования.

Понятие объекта правоотношения(п\о) уже. Объект права понятие абстрактное, а объект п\о понятие конкретное, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент по поводу которого взаимодействуют субъекты.

Объект п\о - это то, на что направлены субективные права и юридические обязанности. Такое понимние объекта согласуется с философской трактовкой понятия. Есть 2 теории: монистическая и плюралистическая.

- Монистическая (О. С. Иоффе) - объект п\о должен обладать способностью к реагированию на правовое воздействие, а поскольку только человеческое поведение и следует признавать объектом прав и обязанностей. Человеческое поведение - единый объект.

- Плюралистическая реально отражает разнообразие п\о, опирается на факты, практична, а потому верна. Она показывает многообразие объектов, а не сводит их только к поведению обязанного лица.

Виды объектов:

1. Предметы материального мира. К ним относятся вещи - предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникает п\о. Это средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги. Купля-продажа, мена, дарение и др. - это примеры п\о по поводу таких объектов.

2. Продукты духовного творчества. Это результаты интеллектуальной деятельности (духовной, творческой): произведения исскуства, литературы, живописи, кино. Именно они интерсуют носителей субъективного права - граждан, посещающих выставки, музеи, кино. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный. Если его нет, а есть другие устремления лица, то и объект п\о будет иным. Пример: гражданин покупает книгу, которая интересует его как произведение литературы (здесь объект—духовное творчество). Та же книга, приобретенная







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.