|
Исследование содержимого абсцессов и пунктатов.В гнойных выделениях абсцессов или в тканях и кистах, удаленных при оперативном вмешательстве, можно обнаружить фрагменты гельминтов, их личинки и яйца (эхинококк, альвеококк, цистицерк, аскариды, токсокара, парагонимус). Исследование крови. В крови обнаруживают микрофилярии и личинки мигрирующих нематод. Каплю крови берут из пальца или мочки уха, исследуют в свежем виде или готовят препараты, помещая ее на предметное стекло с нанесенным квадратом из вазелина, и слегка прижимают покровным стеклом. Под микроскопом видны микрофилярии, движущиеся между клетками крови. Исследование кожных покровов. В коже можно обнаружить микрофилярий онхоцерков и личинок гельминтов животных, вызывающих кожную форму Larva migrans. Срезы кожи или материал, полученный скарификацией, берут в области бедра, икры, ягодицы или на уровне дельтовидной мышцы. Конусообразный кусочек эпидермиса поднимают энтомологической булавкой и, срезав бритвой, исследуют на стекле в капле изотонического раствора хлористого натрия. При отрицательном результате свежий препарат повторно просматривают через 10 мин; личинки обычно локализуются по краям препарата. По лученный материал можно выдерживать в 2 мл изотонического раствора хлористого натрия в течение 1–2 ч и исследовать осадок. У больного рекомендуют брать 5 срезов кожи.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТРИХИНЕЛЛЕЗ, ЦИСТИЦЕРКОЗ И ШИСТОСОМОЗЫ Компрессионный метод выявления личинок трихинелл. Кусочек двуглавой или икроножной мышцы (вблизи сухожилия), взятой хирургическим путем с соблюдением асептики, расщепляют препаровальными иглами на отдельные тонкие волоконца, сдавливают их между двумя предметными стеклами в капле глицерина так, чтобы препарат был тонким и прозрачным. Под микроскопом с затемненным полем зрения хорошо видны личинки трихинелл. Эффективно исследование нескольких кусочков мышц в компрессориумах. Метод переваривания Берманна: 1 г измельченных мышц заливают 60 мл искусственного желудочного сока (0,5 г пепсина, 0,7 мл концентрированной соляной кислоты, 100 мл воды) и выдерживают 18 ч в термостате при температуре 37°С. Исследуют осадок. Биопроба. Кусочки исследуемых мышц скармливают белым мышам или крысам. Через 2–3 дня можно обнаружить половозрелых трихи нелл в дуоденальном содержимом, а через 2–3 недели – их личинки в диафрагме и языке. Гистологические срезы. Кусочки мышц фиксируют в жидкости Буэна; срезы готовят обычным способом на микротоме и окрашивают их гематоксилином.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ЭНТЕРОБИОЗ И ТЕНИИДОЗЫ Материал для исследования на энтеробиоз получают путем соскобов вокруг ануса. Производят его вечером через 1–1,5 ч после того, как больной лег спать (или утром до туалета), спичкой, срезанной наискось и смоченной изотоническим раствором хлористого натрия или 2%-ным раствором двууглекислой соды. Собранную на конце спички слизь счищают краем покровного стекла в каплю жидкости на предметном стекле, покрывают его покровным стеклом и исследуют под микроскопом. При массовых обследованиях, когда соскобы берут в детских учреждениях, использованную спичку помещают в каплю жидкости на предметном стекле и после ее подсыхания покрывают другим предметным стеклом. Затем, завернув в бумагу и закрепив резинкой, доставляют в лабораторию. Метод с целлюлозной лентой Грэхэма. Полоску целлюлозной ленты прижимают клейкой стороной к перианальным складкам обследуемого, затем той же стороной – к предметному стеклу и исследуют без покровного стекла. Метод технически прост, позволяет определить даже единичные яйца, но требует тщательного соблюдения личной гигиены. Помимо остриц этим методом можно обнаружить яйца (онкосферы) тениид. Подногтевой соскоб. Края ногтя, ногтевое ложе, подногтевые пространства смачивают 0,5–1%-ным раствором едкой щелочи и протирают влажными ватными тампончиками. Отжав их в слабощелочном растворе щелочи, центрифугируют и исследуют осадок.
5. СЕРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Серологические методы исследования (выявление антител в сыворотке крови) используются с целью диагностики трихинеллеза, альвеококкоза, цистицеркоза и ряда других гельминтозов. Эти метода особенно ценны, когда наличие паразитов в организме другими более доступными путями доказать не удается. Следует однако учитывать, что серологические реакции не являются абсолютным показателем наличия или отсутствия паразита, что обусловлено и состоянием иммунитета, и спецификой той или иной реакции. Разработаны и применяются с целью диагностики гельминтозов: - РСК (реакция связывания комплемента) – при трихинеллезе, фасциолезе, шистозомозах; - РЛА (реакция латекс агглютинации) – при эханококкозе; - РНГА (реакция непрямой гемагглютинации) – при описторхозе, эхинококкозе и др.; - ИФА (иммуноферментный анализ) – при трихинеллезе, филяриидозах, шистозомозах, цистицеркозе и др.
На современном этапе нет лабораторных методов исследования на гельминтозы, которые обладают 100% надежностью. Для диагностики гельминтозов рекомендуется использовать комплекс лабораторно-инструментальных методов. Косвенными лабораторными признаками гельминтозов могут быть анемия, базофилия, эозинофилия, увеличение уровня аспартатаминотрансферазы.
ЗАНЯТИЕ № 34 ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ. КЛАСС Паукообразные - Arachnoidea. ПОДКЛАСС Клещи - Acarina. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Ознакомиться с классификацией и морфофункциональными особенностями членистоногих, имеющих медицинское значение. Изучить строение, циклы развития представителей отряда клещей. Уметь идентифицировать виды клещей. Знать меры личной и общественной профилактики. Тип: Членистоногие - Arthropoda. Подтип: Хелицеровые - Chelicerata. Класс: Паукообразные - Arachnoidea. Подкласс: Клещи - Acarina. Отряд: Акариформные - Akariformes. Представитель: чесоточный зудень - Sarcoptes scabiei. Отряд: Паразитоформные - Parasitiformes. Семейство Иксодовые - Ixodidae. Собачий клещ - Ixodes ricinus. Таежный клещ - Ixodes persulkatus. Семейство аргазовые - Argasidae. Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ 1. Общая характеристика и классификация Типа Членистоногие. Классификация членистоногих. 2. Общая характеристика и классификация класса Паукообразные. 3. Характеристика и классификация клещей. 4. Морфологические особенности и цикл развития чесоточного зудня. 5. Особенности строения и цикл развития иксодового клеща. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей. 6. Особенности строения и цикл развития аргазовых клещей. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей. 7. Морфология и цикл развития чесоточного зудня. 8. Меры защиты от клещей.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 287–297. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 184-194. 4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 310-312, 315-318, 333-337, 344-347, 354-364. 5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
РАБОТА 1. Классификация типа Членистоногие, важнейшие представители типа Arthropoda, классов Crustacea и Arachnoidea, имеющие медицинское значение. Заполнить таблицу 35.1 «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные». Медицинская арахноэнтомология изучает представителей типа Членистоногие Arthropoda. Многие представители класса паукообразных являются временными или постоянными паразитами человека и животных. Одни из них переносят возбудителей трансмиссивных болезней, другие сами способны их вызывать. Знание строения, жизненных циклов паукообразных необходимы врачу для планирования и проведения противоэпидемических мероприятий и профилактики целого ряда заболеваний. С медицинской точки зрения представляют интерес а) ядовитые животные в основном из классов Паукообразные и Насекомые; б) переносчики (как механические, так и специфические) заболеваний из классов Паукообразные и Насекомые; в) возбудители заболеваний, относящиеся к классам Паукообразные и Насекомые; г) промежуточные хозяева некоторых гельминтов, простейших, которые встречаются среди представителей классов Ракообразные, Насекомые.
Изучить представителей типа Членистоногие. Заполнить таблицу 35.1, отметив латинские названия представителей и их медицинское значение Таблица 35.1. «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные»
РАБОТА 2. Клещи — переносчики возбудителей трансмиссивных болезней (отряд Parasitiformes). Морфологические особенности клещей семейства иксодовые Ixodidae. Иксодовые клещи — временные эктопаразиты, служат переносчиками возбудителей болезней человека, таких как клещевой энцефалит, сыпной тиф, лихорадка Ку, туляремии. Сохраняя вирусы, риккетсии и бактерии в своем организме долгое время и передавая их потомству (трансовариальная передача), клещи играют роль не только переносчиков, но и резервуаров возбудителей болезней в природных очагах. Добычу иксодовые клещи подстерегают в природе. Они могут также длительное время голодать, но, присосавшись к хозяину, несколько дней питаются кровью. Присасываются они незаметно, выделяя со слюной анестезирующие вещества. Собачий клещ - Ixodes ricinus. Встречается в лесной и лесостепной зонах, а также в горных районах. Собачий клещ поддерживает в природе очаги туляремии среди грызунов. Передает человеку и животным возбудителя туляремии, а также весенне-летнего энцефалита. Изучить строение самца и самки собачьего клеща, обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка и его размеры.
РАБОТА 3. Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes. Аргасовые клещи распространены в странах с теплым и тропическим климатом. Они обитают в пещерах, норах животных, постройках для скота, в полупустынях и пустынях и питаются кровью позвоночных животных на всех стадиях развития. Тело клещей продолговатое, мягкое, не имеет щитков, размером 2–30 мм. Ротовой аппарат помещается на брюшной стороне. Изучить строение поселкового клеща, обратить внимание на размер, положение ротовых органов, отсутствие щитка, форму тела.
РАБОТА 4. Клещи отряда Acariformes — возбудителей болезней. Морфологические особенности акариформных клещей. Чесоточный зудень - Sarcoptes scabei. Эндопаразит человека, возбудитель скабиоза (чесотки), антропоноза. Тело чесоточного клеща широкое, овальное, складчатое, покрыто треугольными чешуйками. Размеры самки составляют 0,4 мм, самца — 0,3 мм. Ротовые органы клешневидные, грызущего типа. Ноги короткие, состоят из 6 члеников. На передних лапках расположены присоски. Глаза отсутствуют, дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Живут они до 2 месяцев, откладывая за это время 30–40 яиц.
Железница угревая - Demodex folliculorum. Эндопаразит человека, возбудитель демодекоза, антропоноза. Тело железницы червеобразное, малосегментированное, до 0,3 мм длиной. Клещ паразитирует в сальных железах и волосяных луковицах. Чаще всего поражают кожу лица, ушей и живота. Изучить по таблицам строение железницы угревой, обратить внимание на форму тела, размеры, места локализации.
Медицинское значение Акариформных клещей (Acariformes). Акариформные клещи питаются мертвыми или живыми производными эпидермиса птиц, млекопитающих и человека. Медицинское значение имеют чесоточный зудень и железница угревая (рис. 31.7). Чесоточный зудень – возбудитель скабиоза (чесотки). При чесотке обычно поражаются кисти рук, локти, подмышечные впадины, а также кожа живота, бедер, ягодиц. Больного беспокоят сильный зуд и воспаления на коже. Клещи демодекс вызывают воспаление кожных покровов (угревую сыпь) в результате закупорки сальных желез. Рис. 35.7. Клещи Acariformes – эктопаразиты и возбудители болезней человека.
РАБОТА 5. Природная очаговость паразитарных болезней. По Е. Н. Павловскому явление природной очаговости трансмиссивных болезней состоит в том, что независимо от человека (!) на территории определенных географических ландшафтов могут существовать очаги заболеваний, к возбудителям которых человек восприимчив. Такие очаги сформировались в процессе длительной эволюции биоценозов с включением в их состав трех основных звеньев: • популяции возбудителей болезни; • популяции диких животных - природных резервуарных хозяев (доноры и реципиенты); • популяции кровососущих членистоногих - переносчиков возбудителей болезни.
Природные очаги трансмиссивных болезней бывают двух видов: → моновекторными, если в передаче возбудителя участвует один вид переносчиков (вшивые возвратный и сыпной тифы); → поливекторными, если передача одного и того же вида возбудителя происходит через переносчиков двух, трех и более видов членистоногих. Очагов таких болезней большинство (энцефалиты - таежный, или ранневесенний, и японский, или летне-осенний; спирохетоз - клещевой возвратный тиф; риккетсиоз - клещевой сыпной тиф североазиатский и др.). Устойчивость природных очагов некоторых болезней объясняется прежде всего непрерывным обменом возбудителями между переносчиками и животными - природными резервуарами (донорами и реципиентами). Существует особая форма передачи возбудителей таких заболеваний, как клещевой энцефалит, клещевой возвратный тиф и др. – миграция с гемолимфой в различные органы, в том числе в яичники. В результате инфицированная самка откладывает инфицированные яйца, т. е. происходит трансовариальнаяпередача возбудителя потомству переносчика. По способу передачи возбудителя от инфицированного позвоночного-донора → позвоночному-реципиенту природно-очаговые болезни делят на 2 типа: →облигатно-трансмиссивные - только через кровососущего членистоногого при кровососании; →факультативно-трансмиссивные - участие кровососущего членистоногого (переносчика) в передаче возбудителя возможно, но не обязательно. Т.е. наряду с трансмиссивным (через кровососа) существуют и другие способы передачи возбудителя от позвоночного-донора → позвоночному-реципиенту и человеку (например, пероральный, алиментарный, контактный и др.) Возбудителями различных природно-очаговых болезней могут быть вирусы, спирохеты, риккетсии, разнообразные бактерии, простейшие, гельминты, паразитические грибки. Изучить схему (рис.31.8) «Болезни, передаваемые членистоногими». Зарисовать схему в протокол, выбрав болезни, в передаче которых участвуют клещи. Рисунок 35.8. Болезни, передаваемые членистоногими
РАБОТА 6. Решить ситуационные задачи. Ответы занести в протокол. Ситуационные задачи Задача 1. После посещения бассейна ваш приятель стал ощущать сильный зуд между пальцами и на тыльной стороне ладоней. При осмотре на коже рук были обнаружены тонкие извилистые полоски грязного цвета. Вопросы: 1. Как предположительно называется болезнь, которая развилась у вашего приятеля? 2. Кто возбудитель данной болезни? 3. Как можно подтвердить предполагаемый диагноз? Задача 2. Весной после прогулки в лесу студент обнаружил на теле присосавшегося клеща. Он имел следующее строение: тело клеща овальной формы, сильно сужено на переднем конце, длиной 3 мм, переднюю часть спины покрывает короткий щиток, который имеет светлый эмалевый рисунок с симметрично расположенными бурыми пятнами. Вопросы: 1. К какому семейству и роду относится обнаруженный клещ? 2. Является обнаруженный клещ самцом или самкой? Почему? 3. Возбудителей каких болезней может переносить этот клещ?
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|