Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ЧЕЛОВЕКА ЦЕПНИ





В медицинской практике могут встретиться случаи паразитирования у обследуемых лиц редко встречающиеся цепни.

4.1. Крысиный цепень (Himenolepis diminuta) – летночный червь длиной 20-60 см. Яйца крупные, круглые, желтого цвета. Онкосфера имеет оболочку и по размеру значительно, чем собственное яйцо.

Цепень паразитирует в кишечнике мышей и крыс (основной хозяин).

Пути заражения человека. Человек заражается случайно при заглатывании вместе с непропеченным хлебом или мучными изделиями вредителей зерна и муки (мучной хрущае и др.), зараженных личинками цепня.

Крысиный цепень паразитирует у человека в кишечнике, вызывая крысиный гименолепидоз.

Диагноз ставят на основании обнаружения яиц в испражнениях.

4.2. Тыквовидный цепень (Dipilydium caninum) – цестода, длиной 20-70 см. Зрелые членики напоминают по форме семена огурца. Яйца очень сходны с яйцами карликового цепня, но в отличие от последнего выделяются по несколько штук в одной общей оболочке – коконе. Цепень – обычный паразит собак.

Пути заражения человека. Человек может заразиться при случайном проглатывании личинок собачьих блох, которые являются промежуточным хозяином для этого паразита. Тыквовидный цепень локализуется у человека в тонком кишечнике, вызывая заболевание дипилидиоз.

Диагноз устанавливают путем микроскопии испразнений, а также при осмотре выделившихся члеников. Обнаружение характерных коконов с яйцами решает вопрос о диагнозе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте характеристику класса ленточные черви (Cestoda).

2. Назовите представителей класса Cestoda.

3. Назовите типы финн ленточных червей. Приведите примеры.

4. Опишите строение стробилы ленточных червей.

5. Какие органы фиксации могут присутствовать на сколексе ленточных червей?

6. Для каких ленточных червей человек является дефинитивным хозяином?

7. Для каких ленточных червей человек является только промежуточным хозяином?

8. Для каких ленточных червей человек является и промежуточным, и окончательным хозяином?

9. Назовите диагностические признаки свиного цепня.

10. Назовите диагностические признаки бычьего цепня.

11. Назовите диагностические признаки широкого лентеца.

12. У каких ленточных червей яйцо является инвазионной стадией для человека?

13. Назовите пути заражения человека цистицеркозом.

14. Назовите пути заражения человека тениозом.

15. Назовите места локализации эхинококка в организме человека.

16. Назовите места локализации альвеококка в организме человека.

17. Назовите место локализации карликового цепня в организме человека.

18. Почему для обнаружения онкосфер бычьего цепня нельзя ограничиваться тсследованием фекалий?

19. Каким цестодозом человек может заразиться непосредственно от больного?

20. Каким образом лабораторно можно обнаружить у человека эхинококкоз и альвеококкоз?

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ. ЦЕСТОДОЗЫ»

1. Назовите гельминтоз, которым человек может заразиться, поедая мясо свиньи.

ОТВЕТ: Тениоз. Цепень свиной (Taenia solium) - возбудитель тениоза.

2. В мазке фекалий человека обнаружены яйца, имеющие на одном полюсе крышечку, а на противоположном - маленький бугорок. Чем болен человек? Как произошло заражение?

ОТВЕТ: Человек болен дифиллоботриозом (Diphyllobothrium latum). Заражение произошло при употреблении в пищу термически недостаточно обработанной рыбы.

3. Анализ фекалий пациента, страдающего расстройством пищеварения, тошнотой и олями в животе, выявил в них наличие члеников гельминта, имеющих матку с 7–10 боковыми ответвлениями. Назовите гельминта, членики которого были обнаружены в фекалиях больного. Каким заболеванием страдает пациент? Какие осложнения может вызвать данный паразит у пациента? Как произошло заражение больного? Какие дополнительные исследования следует назначить этому больному?

ОТВЕТ. Свиной цепень (Taenia solium), возбудитель тениоза. Может вызывать цистецеркоз глаз и головного мозга. Человек заражается при употреблении в пищу недостаточно термически обработанного мяса свиней. Иммуноферментный анализ, компьютерная томография головного мозга, офтальмоскопия, УЗИ для выявления личинок свиного цепня в головном мозге и глазах.

4. Мужчина 50 лет жалуется на слабость, истощение, расстройства пищеварения и тошноту. При обследовании у больного была обнаружена анемия. В фекалиях больного были обнаружены овальные яйца гельминта желтоватого цвета с крышечкой на одном конце. В истории болезни пациента записано, что каждое лето он проводит на рыбалке в Карелии. Назовите гельминта, которым заражен пациент. Назовите заболевание, которым страдает пациент. Как произошло заражение больного?

ОТВЕТ. Широкий лентец (Diphyllobothrium latum). Дифиллоботриоз. Развитие анемии у пациента вызвана способностью паразита адсорбировать витамин В12. Заражение человека (и животных) происходит при употреблении в пищу термически необработанного мяса пресноводной рыбы (щука, налим, ерш, окунь).

5. При дегельминтизации у больного выделился цепень, сколекс которого имел четыре присоски, а концевые членики имели удлиненную форму и матку с 17–35 боковыми ответвлениями. Назовите гельминта, который паразитировал у больного. Как произошло заражение больного? Кто является источником данной инвазии? Какие меры профилактики надо соблюдать для исключения данной инвазии?

ОТВЕТ. Бычий цепень (Taenia saginata, прежнее название Taeniarhynhus saginatus). Заражение происходит при употреблении в пищу недостаточно проваренного финнозного мяса крупного рогатого скота. Источником инвазии служит человек (дефинитивный хозяин). Исключить из рациона термически необработанное мясо крупного рогатого скота. Выявление и лечение больных, охрана почвы от загрязнения фекалиями человека, ветеринарная экспертиза мяса крупного рогатого скота, санитарно-просветительская работа среди населения.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 32

ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ – НЕМАТОДОЗЫ.

ТИП NEMATHELMINTHES. КЛАСС СОБСТВЕННО КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ - NEMATODА.

ЦЕЛЬ: Изучить морфофункциональные особенности представителей класса Собственно круглые черви, уметь идентифицировать их, установить вид вызываемой ими инвазии. Изучить жизненные циклы нематод, вызывающих нематодозы у человека, уметь распознать и знать меры профилактики данного гельминтоза.

Тип: Круглые черви - Nemathelminthes.

Класс: Собственно круглые черви - Nematoda.

Представители: Аскарида человеческая - Askaris lumbricoides.

Острица - Enterobius vermicularis.

Власоглав человеческий - Trichocephalus trichiurus.

Угрица кишечная - Strongiloides stercoralis.

Анкилостомиды - кривоголовка Ankylostoma duodenale и некатор Necator americanus

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

 

1. Прогрессивные черты организации Типа Круглые черви (по сравнению с Плоскими червями).

2. Каковы характерные особенности жизненных циклов нематод? Патогенное действие круглых червей на организм человека. Жизненные циклы развития паразитов.

3. Дайте определение био- и геогельминтам. Приведите примеры.

4. Какое значение в развитии нематод имеет миграция?

5. Какие особенности жизненного цикла нематод указывают на происхождение паразитов от свободноживущих форм?

6. У каких нематод происходит миграция личинок по организму человека? Каковы пути их миграции?

7. Морфологические особенности аскариды человеческой. Миграция личинок аскариды в организме человека.

8. Размеры и особенности внешнего и внутреннего строения острицы. Пути и источники заражения энтеробиозом.

9. Размеры и особенности внешнего и внутреннего строения власоглава. Жизненный цикл власоглава. Диагностика трихоцефалеза.

10. Угрица кишечная: особенности морфологии и цикла развития, способы заражения человека, патогенное действие, симптомы. Диагностика и профилактика стронгилоидоза.

11. Анкилостомиды: особенности морфологии и цикла развития, способы заражения человека, патогенное действие, симптомы, диагностика и профилактика.

11. Отличительные особенности морфологии яиц аскариды, острицы, власоглава.

12. Инвазионные и неинвазионные яйца круглых червей, время становления инвазионности.

13. Отбор материала для диагностики геогельминтозов, методы овогельминтоскопии.

14. Личная и общественная профилактика геогельминтозов.

15. Какие нематодозы являются природно-очаговыми?

16. При каких нематодозах возможна аутоинвазия и реинвазия?

17. Что такое перкутанный способ заражения, и для каких нематод он характерен?

18. Что такое дегельминтизация? Что такое девастация?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 274 -280.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 165-176, 180-184.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 245-257, 259-263, 273-277.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

РАБОТА 1. Возбудители важнейших нематодозов-геогельминтозов.

В зависимости от особенностей циклов развития все нематоды — паразиты человека подразделяются на две группы: геогельминтов и биогельминтов.

Биогельминты — паразиты, все стадии жизненного цикла которых проходят в организме хозяина (основного и промежуточного) без выхода во внешнюю среду. Самки биогельминтов живородящие.

Геогельминты — это нематоды, которые развиваются без смены хозяина и часть жизненного цикла которых проходит в почве. Самки геогельминтов, как правило, откладывают яйца, которые созревают в почве при подходящих условиях.

Заполните таблицу 32.1: выпишите название нематодозов, вызываемых данными представителями, и укажите область распространения заболеваний, используя материалы учебника и лекций.

Табл. 32.1. Возбудители нематодозов - геогельминты

Представители класса Собственно круглые черви Вызываемое заболевание Регион распространения
Ascaris lumbricoidus (аскарида)    
Enterobius vermicularis(острица)    
Trichocephalus trichiurus(власоглав)    
Strongyloides Stercoralis (угрица кишечная)    
Ankylostoma duadenale (кривоголовка)    
Hecator americanus (нeкатор)    

 

РАБОТА 2. Морфологические особенности аскариды - Ascaris lumbricoides

Изучите строение самца и самки аскариды, острицы, власоглава, используя материалы учебника, таблицы и макропрепараты. Опишите особенности строения, имеющие диагностическое значение.

 

    Рис. 32.1. Поперечный срез самки аскариды 1. Рассмотреть на поперечном срезе аскариды кожно-мускульный мешок, полость тела, кишечную трубку, ветви матки, срезы яичников и яйцеводов, боковые валики гиподермы, нервные стволы на брюшной и спинной стороне. 2. З арисовать препарат в альбом. 3. На рисунке обозначить: 1 - кожно-мускульный мешок; 2 – первичная полость тела; 3 – валики гиподермы; 4 – нервные тяжи; 5 – кишечник; 6 – матка; 7 – яичники.
    Рис. 32.2. Строение яиц аскариды 1. Рассмотреть строение яиц аскариды, обратить внимание на форму, цвет, бугристую оболочку. 2. Определить, не являются ли рассматриваемые яйца аскариды оплодотворенными. 3. Зарисовать в табл. 29.2.  

 

РАБОТА 3. Морфологические особенности самки и самца остриц - Enterobius vermicularis.

    Рис. 32.3. Строение с амки (слева) и самца (справа) острицы. 1. Рассмотреть общий вид самки и самца острицы. Обратить внимание на передний и задний концы тела (у самца - закрученный). 2. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - пищевод; 2 – бульбус; 3 – пищеварительную систему; 4 – половую систему  
  Рис. 32.4. Строение яйца острицы. 1. Рассмотреть яйца остриц, обратив внимание на цвет, форму, прозрачность, выраженность оболочки. 4. Зарисовать в табл. 29.2.

 

РАБОТА 4. Строение самки и самца власоглава - Trichocephalus trichiurus.

    Рис. 32.5. Самец и самка власоглава, яйцо. 1. Рассмотреть препарат самки и самца власоглава. 2. Отметить особенности строения тела, особенности переднего и заднего (закрученного у самца) концов тела. 3. Зарисовать самца и самку власоглава и обозначить: 1 – передний конец тела; 2 - задний конец тела. 4. Зарисовать в табл. 32.2 яйцо и обозначить: 1 - оболочка, 2 – пробочка (крышечка).  

 

РАБОТА 5. Строение самца и самки угрицы кишечной. Пользуясь таблицей и материалом для самоподготовки, изучить строение самки и самца угрицы кишечной. Записать стадии жизненного цикла угрицы в таблицу 32.3.

 

Рис. 32.6. Строение угрицы кишечной Рис. 32.7. Стадии жизненного цикла угрицы кишечной.

 

РАБОТА 6. Анкилостомиды: кривоголовка - Ankylostoma duodenale и некатор - Necator americanus

    Рис. 32.8. Самка(вверху)и самец(внизу)кривоголовки. 1. Рассмотреть препарат под микроскопом, отметив общее строение половозрелой формы самки кривоголовки. Обратить внимание на характерный изгиб переднего конца тела. 2. Рассмотреть ротовую капсулу и найти режущие кутикулярные зубы.    
  Рис. 32.9. Строение ротовой капсулы анкилостомид 1. Зарисовать строение ротовой капсулы и на рисунке отметить: 1 – кутикулярные зубы анкилостомы; 2 – режущие пластины некатора 3 – ротовая полость; 4 – глотка.  

 

РАБОТА 7. Овогельминтоскопия. Морфологические особенности яиц нематод.

Рассмотрите под малым и большим увеличением микроскопа препараты яиц различных нематод. Обратите внимание на форму, окраску яиц и толщину их оболочек. Сделайте рисунок в последней графе таблицы 32.2.

Табл. 32.2. Морфологические особенности яиц нематод

Вид гельминта Размер, мкм Форма яйца Оболочка яйца Особенности стоения яйца Рисунок яйца
Аскарида (оплодотворенные яйца) 70х50 Овальная Темнo- желтая или бурая, бугристая, контур волнистый. Крышечки и крючьев нет. Внутри яйца крупная зародышевая клетка. Между ней и полюсами светлые промежутки  
Аскарида (неоплодотворенные) 100х50 Овальная или неправильная Темно- жёлтая, бугристая. Нa полюсах светлых промежутков нет. Внутри яйца крупные желточные клетки.  
Острица 60x30 Асимметричная, овально - вытянутая, одна сторона более выпуклая Бесцветная, тонкая, гладкая, прозрачная. Крышечки и крючьев нет. Одна сторона плоская, другая выпуклая.  
Власоглав 50x25 Бочкообразная или лимонообразная Гладкая, толстая Нa полюсах бесцветные прозрачные пробочки.  

 

РАБОТА 8. Жизненные циклы нематод - геогельминтов, личинки которых развиваются в теле человека с миграцией и без миграции.

Заполнить таблицу 32.3 «Особенности жизненного цикла круглых червей – геогельминтов», используя материалы учебника, лекций, материала для самоподготовки, учебных таблиц изучить жизненные циклы следующих нематод: аскариды, угрицы, острицы, власоглава. Обратите внимание на:

1) развитие яиц и личинок во внешней среде:

2) способы заражения:

3) пути миграции личинок в теле человека:

4) возможность развития личинок без миграции;

5) локализацию половозрелых форм паразита в организме хозяина.

Табл. 29.3. Особенности жизненного цикла круглых червей – геогельминтов.

Группы нематод Представители Стадии жизненного цикла
1. Круглые черви – геогельминты - развивающиеся без миграции.    
2. Геогельминты, развивающиеся с миграцией - развитие личинок только в организме хозяина; - имеющие чередование паразитического и свободноживущего поколений    

 

РАБОТА 9. Решить ситуационные задачи. Ответы занести в протокол.

Ситуационные задачи

Задача 1. В мазке с перианальных складок промежности детей одного из детских садов обнаружены прозрачные бесцветные яйца овальной, несколько асимметричной формы, длиной до 50 мкм.

а) Заражение каким нематодозом можно подозревать?

б) Как могло произойти заражение?

в) Какие меры профилактики необходимо соблюдать?

Задача 2. Во время операции в кишечнике больного был обнаружен клубок гельминтов, вызвавших его закупорку. Извлечённые черви имели тело веретеновидной формы размером 15-40 см в длину.

а) При каком нематодозе может быть такое осложнение?

б) Объясните, как могло произойти заражение?

Задача 3. Жители сельской местности на приусадебных участках используют человеческие фекалии в качестве удобрений.

а) Какими нематодозами жители могут в этом случае заразиться?

б) Каких мер профилактики следует придерживаться?

Задача 4. В летнее время у подростка, живущего в деревне и часто употребляющего в пищу немытые овощи и фрукты, появился кашель с коричнево-ржавой мокротой, характерной для пневмонии.

а) Какой нематодоз можно предположить у больного и почему?

б) Объясните, как произошло заражение пациента.

в). Назовите меры профилактики данного заболевания.

Задача 5. При обследовании рабочих глубоких шахт были выявлены инвазированные лица.

а) Какой нематодоз у них можно предположить?

б) Какие исследования надо произвести для подтверждения диагноза?

в) Какие меры профилактики следует выполнять для предотвращения данного заболевания?

Задача 6. У школьника наблюдаются кишечные расстройства, боли в животе и анемия. В фекалиях больного были обнаружены яйца коричневого цвета в форме лимона с пробочками на обоих концах и толстой оболочкой.

а) Яйца какого гельминта обнаружены в фекалиях ребенка?

б) Как произошло заражение ребенка?

в) Какие меры профилактики надо соблюдать, чтобы исключить данную инвазию?

г) Какую роль играют синантропные мухи в распространении данной инвазии?

д) Кто является источником данной инвазии?

 

ЗАНЯТИЕ № 33







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.