|
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО МИГРАЦИЮ.Эта группа нематод включает гельминтов — специфических паразитов собак, кошек и других млекопитающих. Человек для них является лишь случайным хозяином, в организме которого невозможно полноценное развитие. Поэтому личинки этих гельминтов, попадая в пищеварительную систему, способны осуществлять лишь начальные этапы миграционной стадии жизненного цикла: они проходят через стенку кишечника, попадают в сосуды, оттуда могут проникать в различные органы, включая головной и спинной мозг, и там гибнут. Патогенное действие их включает аллергизацию и интоксикацию хозяина, а затем воспалительные явления вокруг погибших паразитов. Диагностика заболеваний, вызванных этими паразитами, очень сложна. В подозрительных случаях применяют иммунологические реакции. 4.1. Toxocara canis и Toxascaris ieonina — возбудители токсокароза собак и кошек. Паразиты морфофизиологией и жизненным циклом напоминают аскарид. Миграция личинок в печени вызывает гепатит, а в головном мозге — менингитоподобные явления и даже смерть. Часто заражаются дети, активно контактирующие с домашними животными. Профилактика — гигиеническое содержание домашних животных. 4.2. Гельминты из р. Anisakis — возбудители анизакиаза. Паразитируют в желудке китообразных. Биогельминты. Промежуточными хозяевами их являются морские планктонные рачки, кальмары и рыбы, в мышцах и особенно печени которых инкапсулируются спирально скрученные личинки. Человек заражается, проглатывая личинок с недостаточно термически обработанными или сырыми морскими рыбными продуктами. Личинки у человека гибнут вскоре после проникновения их через стенку желудка. Патогенное действие связано с нарушением целостности стенки желудка, что сопровождается сильными болями и явлениями гастрита. Возможны перфорации желудка и перитонит, заканчивающийся смертью больного. Заболевание распространено в странах Дальневосточного региона, особенно широко известно в Японии, где морские продукты обычно употребляют в пищу в сыром виде. Диагноз ставится при гастроскопии, когда обнаруживают личинок, внедрившихся в слизистую оболочку желудка. Профилактика анизакиаза — санитарный контроль морских продуктов, их термическая обработка при приготовлении пищи. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Назовите основные свойства круглых червей. Что вы знаете о медицинском значении этих животных? 2. Как связано паразитирование круглых червей одного и того же вида в организме человека и животных? 3. Каковы характерные особенности жизненных циклов нематод? 4. Что такое природная очаговость гельминтов и чем она определяется? Приведите примеры природно-очаговых гельминтозов. 5. Есть ли особенности в географическом распространении нематод и если да, то в чем они заключаются и от чего зависят? 6. Может ли один и тот же вид животных существ быть окончательным и промежуточным хозяином паразита? 7. Имели ли место ароморфозы в эволюции круглых червей? Если да, то назовите и опишите их с указанием значения. 8. Может ли человек заражаться гельминтами, специфичными для животных? 9. Где у человека паразитирует взрослая аскарида? 10. Какое строение имеет половая система самки и самца аскариды? 11. Какое значение имеет миграция в биологии аскариды человеческой? 12. Какое значение имеют членистоногие в биологии нематод? 13. Каково значение овогельминтоскопии в лабораторной диагностике гельминтозов? 14. Как вы понимаете происхождение круглых червей? 15. Какое строение имеет аскарида? 16. Чем отличается самка круглых червей от самца? 17. Чем покрыто тело нематод? 18. Какая полость тела у аскариды? 19. Какое строение имеет пищеварительная система власоглава? 20. Каких систем органов нет у нематод? 21. Какое строение имеет выделительная система круглых червей? 22. Какие условия нужны для того, чтобы яйцо стало инвазионным? 23. Как человек заражается трихинеллезом? 24. Как происходит миграция личинок анкилостомид? 25. Какие правила надо соблюдать, чтобы не заболеть энтеробиозом?
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ. НЕМАТОДОЗЫ» 1. У ребенка, посещающего детский сад, часто наблюдаются головные боли, головокружение, боли в животе, тошнота, потеря аппетита. Чем он болен? Назовите паразита. Каковы меры диагностики? ОТВЕТ: Энтеробиоз, возбудитель - острица (Enterobius vermicularis). Диагностика: соскоб с перианальных складок кожи для исследования на наличие яиц и личинок. 2. В больницу обратился человек с жалобами на боли в ноге и коленном суставе, образование водянистых пузырей на стопе. Назовите заболевание. Каковы меры диагностики? Как произошло заражение? ОТВЕТ: Дракункулез. Диагностика: учет клинической картины (характерные изменения кожи в месте паразитирования гельминта; нередко паразит виден через кожные покровы), внутрикожная проба. Человек заражается, проглотив циклопа с личинкой ришты, попив воды из загрязненного водоема. 3. В мазке фекалий человека обнаружены яйца овальной формы, имеющие толстую, бугристую оболочку. Чем болен человек? Назовите паразита. Как произошло заражение? ОТВЕТ: Аскаридоз. Паразит - Ascaris lumbricoides. Человек заражается инвазионными яйцами с развившимися личинками, заглатывая их с пищей. 4. Человек съел свиное мясо, не прошедшее санитарный контроль. Спустя некоторое время у него появились отек лица, резкий подъем температуры, боли в мышцах, судорожное сжатие жевательных мышц. Чем заразился человек? Каковы меры диагностики? ОТВЕТ: Человек болен трихинеллезом (возбудитель - Trichinella spiralis). Диагностика: учет клинической картины в 1-й стадии болезни, опрос больного, биопсия мышц (дельтовидной или икроножной) на обнаружение инкапсулированных личинок, кожно-аллергическая проба. 5. В мазке фекалий человека обнаружены бесцветные асимметричные яйца (одна сторона выпуклая, другая уплощена). Назовите паразита. Как произошло заражение? ОТВЕТ: Острица (Enterobius vermicularis). Яйцо паразита с развитой подвижной личинкой попадает в пищеварительный тракт вместе с пищей.
ЗАНЯТИЕ № 34 ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОСТЕЙШИХ, ГЕЛЬМИНТОВ И ЯИЦ ГЕЛЬМИНТОВ. ЦЕЛЬ: Знать особенности жизненных циклов простейших и гельминтов, пути их проникновения в организм человека, место локализации в организме, способы передачи возбудителей. Знать основные диагностические признаки наиболее распространенных возбудителей протозойных болезней и гельминтов – паразитов человека. Уметь идентифицировать паразитов, вызывающих протозойные болезни и гельминтозы человека. Уметь диагностировать цисты простейших, яйца гельминтов. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ 1. В диагностике каких паразитарных болезней используют фекалии для обнаружения возбудителя болезни? 2. При каких протозойных болезнях рекомендуется исследовать кровь на паразитоносительство? 3. Возбудители каких протозойных болезней обнаруживаются в различных тканях и органах? 4. Почему с целью обнаружения паразитов крови важно исследовать прежде всего толстую каплю крови, а не только мазок? 5. Чем отличается приготовление и окраска толстой капли от приготовления и окраски мазка крови? 6. Какие простейшие могут встретиться в крови? 7. Какие простейшие могут встретиться в спинномозговой жидкости, дуоденальном содержимом, кале? 8. Почему при исследовании кала требуется просмотр и нативного мазка, и мазка, окрашенного раствором Люголя? 9. Каковы недостатки нативного мазка при исследовании кала на яйца гельминтов и почему следует обязательно пользоваться дополнительно методом обогащения? 10. Сопоставьте преимущества и недостатки методов Фоллеборна и Калантарян. 11. Для выявления каких гельминтов не применяют исследование кала и почему? 12. С какой целью проводят измерение яиц гельминтов? 13. Перечислите известные вам методы исследования кала с целью обнаружения яиц гельминтов; личинок гельминтов. 14. В чем преимущество липкой ленты (или липкого шпателя) перед перианальным соскобом тампоном или простым шпателем? 15. Личинки каких гельминтов и какими способами можно обнаружить в мышцах? ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Конспекты лекций. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 223–225; 229–230; 233–235; 240-244. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 41-46, 48-49. 4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 110-116; 120-152. 5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2 6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: / Под ред. Н.В. Чебышева. - M.: Медицина, 2001. - С. 95-112. 7. Чебышев Н.В. и др. Атлас по зоопаразитологии. M.: Изд-во АОЗТ «Интер.хим». 1997.-С. 3-42. Дополнительная 1. Генис Д.Е. Медицинская протозоология. - M.: Медицина. 1979. 2. Гинецинская Т.А.. Добровольский А.А. Частная паразитология. - M.: Высшая школа. 1978. 3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. M.: Высшая школа. 1981. Дранкин Д.И. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии с паразитологией. M.: Медицина. 1981. 4. Иванов А.В.. Полянский Ю.Н.. Стрелков А.А. Большой практикум по биологии беспозвоночных. - M.: Высшая школа. 1981. 5. Кеннеди К. Экологическая паразитология. - M.: Мир. 1978. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ РАБОТА 1. Заполните таблицу 34.1. «Диагностика паразитарных болезней» (используйте материал лекций, материал для самоподготовки). Таблица 34.1. ДИАГНОСТИКА ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
РАБОТА 2. Рассмотрите под микроскопом препарат «Смесь яиц гельминтов». Определите яйца, представленные в таблице 34.1 «Яйца наиболее распространенных гельминтов человека» (найдите яйца аскариды, власоглава, острицы, тениид, карликового цепня, шистосомы кишечной, легочного сосальщика, анкилостомы, печеночного сосальщика). Для идентификации воспользуйтесь рис. 34.1 и 34.2 из материала для самоподготовки. Зарисуйте яйца перечисленных гельминтов, укажите номер в соответствии с рисунком 34.2, опишите диагностические особенности яиц. Таблица 34.1. «ЯЙЦА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ГЕЛЬМИНТОВ ЧЕЛОВЕКА»
РАБОТА 3. Заполните таблицу 34.2 «Распространенные методы диагностики гельминтов» (используйте материал лекций, материал для самоподготовки) Таблица 34.2. «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГЕЛЬМИНТОВ»
РАБОТА 4. Решить задачи по теме «Методы лабораторной диагностики паразитарных заболеваний». Ответы занести в протокол. Ситуационные задачи по теме Задача 1. Фекалии исследовали спустя час после выделения. Какие формы паразитических простейших за это время разрушились и перестали быть видимыми? Задача 2. При дуоденальном зондировании в отделяемой жидкости был обнаружен грушевидный трофозоит с билатеральной симметрией, двойным набором органелл и присасывательным диском на уплощенной стороне. Что это за паразит? Какое заболевание он вызывает? В каких двух формах существует этот паразит? Задача 3. При микроскопическом исследовании мазка крови были обнаружены эритроциты с амебовидным паразитом внутри, с хорошо развитыми ложноножками. Обнаружены лентовидные формы. Размер эритроцитов не изменен. Предположительный диагноз? Задача 4. В мазке фекалий человека обнаружены бесцветные асимметричные яйца (одна сторона выпуклая, другая уплощена). Назовите паразита. Как произошло заражение. Задача 5. В мазке фекалий человека обнаружены яйца овальной формы, имеющие толстую, бугристую оболочку. Чем болен человек? Назовите паразита. Как произошло заражение? Задача 6. В мазке фекалий человека обнаружены яйца, снабженные шипиками. Назовите заболевание, паразита. Как человек заразился? Задача 7. В мазке фекалий человека обнаружены яйца овальной формы бледно-желтого цвета, на одном из полюсов есть крышечка, Что это за паразит? Как произошло заражение? Назовите инвазионную форму.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|