Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Библиотека как объект управления





Миссия библиотеки и ее определение. Общие цели библиотеки.

Понятие и значение внешней и внутренней среды библиотеки. Система отслеживания внешней среды библиотеки. Анализ внутренней среды библиотеки: кадровый, организационный, производственный аспекты. Роль стратегического планирования в управлении библиотекой. Назначение оперативного планирования. Взаимосвязь текущего и стратегического планирования. Особенности планирования работы библиотек разных типов. Учет и отчетность в управлении библиотекой. Первичный учет и его формы в библиотеках разных типов. Автоматизация учета.

Отчетность как итоговая оценка результативности деятельности библиотеки. Порядок отчетности государственных библиотек. Отчеты библиотеки перед населением.

Задачи библиотечной статистики в управлении. Формы государственной статистической отчетности библиотек. Современные проблемы и пути совершенствования библиотечной статистики.

 

2. Методологические основы менеджмента

 

Содержание и соотношение понятий «управление», «руководство», «администрирование», «менеджмент». Менеджмент как управление организациями. Формальные и неформальные организации. Профессиональные и личностные качества менеджера. Социальная ответственность и этика руководителя. Уровни менеджмента. Особенности руководителей высшего, среднего и низшего звена. Стили управления.

Особенности управленческой практики до середины XIX в. Становление управления как особого вида профессиональной деятельности. Возникновение научных школ.

Школа научного управления, или Научная организация труда (1885–1920 гг.). Концепция Ф. У. Тейлора: основные идеи и новации. Классическая, или административная школа (1920–1950 гг.) А. Файоля и ее вклад в управленческую науку. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и ее лидеры и подходы к управлению. Школа поведенческих наук (бихевиоризм) направление в управлении (1950-е гг. – настоящее время). Доктрина «производственной демократии». Наука управления, или количественный подход к управлению (1950-е гг. – настоящее время).

Информационные технологии в управлении.

Территориальная организация библиотечного дела

Понятие «территориальная организация библиотечного дела». Объективные предпосылки взаимодействия библиотек территории. Региональные библиотечные системы: их генезис и структура. Понятие “библиотечная сеть”. Эволюция форм библиотечной интеграции в России. Централизованная библиотечная система (ЦБС) как первая модель организации библиотечных ресурсов территории. История создания и функциональная структура ЦБС.

Преимущества, недостатки и перспективы развития ЦБС. Библиотечные территориальные комплексы (БТК) как форма координации в деятельности научных и специальных библиотек региона. Организационно-технологическая модель взаимодействия библиотек в территориальных библиотечных объединениях (ТБО). Муниципализация современного библиотечного дела.

Перспективы библиотечной интеграции в информационном обществе. Проекты региональных информационных и библиотечных сетей на основе телекоммуникационных технологий.

Организационная структура библиотеки

Понятие «департаментализация» и роль организационной структуры в управлении библиотекой. Принципы построения организационной структуры: системность, единство целей, специализация, единоначалие, норма управляемости, делегирование полномочий, принцип уровня полномочий, гибкость (адаптивность), сочетание централизации и децентрализации.

Типовые модели организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, программно-целевая (дивизиональная), матричная, органическая. Факторы, влияющие на построение организационной структуры. Особенности организационной структуры библиотек разных типов и видов.

 

Экономический анализ деятельности библиотеки

Экономические показатели библиотечной работы и их значение.

Показатели нагрузки на 1 штатного сотрудника по количеству обслуженных пользователей, книговыдач, выполненных библиографических справок, обработанных новых поступлений: методика расчета и нормативы. Финансовые (стоимостные) библиотечные показатели: значение и их расчеты. Сводные стоимостные показатели: расходы на обслуживание 1 пользователя, на 1 посещение, на 1 книговыдачу. Частные стоимостные показатели: стоимость комплектования/обработки 1 документа, стоимость библиографической справки и т. п.

 

Система менеджмента качества библиотеки

 

Философия качества (TQM). Принципы TQM. Цикл качества У. Деминга. Концепции качества В. Шухарта. Понятие потребителя в системе менеджмента качества (внешние и внутренние потребители). Устойчивые требования. Критерии устойчивых требований к качеству продукции. Принципы TQM.

Стандарты ИСО по управлению качеством продукции. Макроэкономическая модель функционирования библиотеки. Индикаторы эффективной работы библиотек (Р.Орр). Опыт Российских библиотек по внедрению системы менеджмента качества.

Литература

К курсу в целом

Абрамова В. И. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие / В. И. Абрамова. – М.: РИОР, 2009. – 160, [1] с.

Абрамова Л. В., Суслова И. М. Функции информационно-библиотечного менеджмента: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007. – 146 с.

Адизес И. К. Стили менеджмента-эффективные и неэффективные: пер. с англ. /Ицхак Калдерон Адизес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 197, [1] с.: a-ил.

Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998. – 512 с.

Ахмадова Ю. А. Менеджмент качества и библиотека: учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ахмадова, Е. Я. Галимова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 88 с. – (Библиотека и время. XXI век; вып. 55).

Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки: учеб.-практ. пособие / науч. ред. В. В. Брежнева. – СПб.: Профессия, 2007. – 264 с. – (Серия «Библиотека»).

Бакленд М. Модернизация библиотечного дела: Манифест: пер. с англ. – М.: ОГИ, 2000. – 268 с.

БасамыгинаИ. Н. Микроэкономика библиотечного дела: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 51).

Басамыгина И. Н., Апанасенко А. А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой. – М.: Литера, 2009. – 126 с. – (Современная библиотека; вып. 41).

Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1997. – 210 с.

Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств по специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиогр.», а также системы переподготовки и повышения квалификации библ.-информ. кадров / под общ. ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой. – М.: Профиздат, 2001. – 203 с. – (Сер. «Соврем. б-ка»; Вып. 18).

Борхардт П. Маркетинговая концепция для публичных библиотек // Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. – М., 1994. – С. 67–76.

Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. – М.: Профессия, 2004. – 304 с.; [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.twirpx.com/file/148559/, http://www.twirpx.com/file/191946/ (Дата обращения 07.12.2010).

Брофи П. Оценка деятельности библиотек / [пер. с англ.]; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – М.: Омега-Л, 2009. – 357 с. – (Электронные ресурсы в библиотеках и образовании).

Ванеев А. Н., Мошкина Н. И. Библиотечный коллектив: Пробл. изучения и упр. // Библиотековедение. – 1994. – № 5. – С. 96–105.

Веснин В. Р. Менеджмент: учебник: [для вузов по специальности «Менеджмент орг.»] / В. Р. Веснин. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 502 с.

Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 306 с.

Виханский О. С. Менеджмент: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 284, [1] с.

Виханский О. С. Стратегическое управление: учеб. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

Добрина Н. А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: [учеб. пособие для сред. проф. образования] / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. – М.: Альфа-М, 2009. – 287 с.

Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие /Л. А. Дробышева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 149 с.

Ефимов А. Н. Менеджмент. Практикум: [учеб. пособие для вузов по экон. специальностям] /А. Н. Ефимов, Е. Н. Барикаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 118, [1] с.

Жичкин А. М. Основы менеджмента. Человек в системе менеджмента: [учеб. пособие] /А. М. Жичкин, С. Ю. Гурьянова. – М.: МИЭМ, 2009. – 100 с.

Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.

Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: (маркетинг в системе упр. б-кой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. Клюева В. К. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 143 с.: ил. – (Современная библиотека;вып. 1).

Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусства. – М.: МГУК, 1998. – 135 с.

Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и ответов по экономике и методологии: учеб.-метод. пособие / Сиб. отд-ние Рос. акад. наук, Гос. публич. науч.-техн. б-ка. – Новосибирск: ГПНТБ, 2008. – 151 с.

Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре экономики региона: Препринт 02-1/ Л. А. Кожевникова. – Новоcибирск, 2002. – 32 c.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/Кожевникова.pdf(Дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах: учебно-метод. пособие. – Новосибирск, 2005. – 48 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn06.pdf (Дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: конспект лекций. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1999 – 46 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn03.pdf(Дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник. – Новосибирск, 2001. – 128 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/ekonomika/index.htm (Дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / науч. ред. Н. И. Гендина; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск). – Изд. 2-е, доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 200 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn17.pdf (Дата обращения 05.12.2010).

Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 101)

Конти Т. Качество: упущенная возможность?: кн., заставляющая задуматься предпринимателей, менеджеров и служащих, стремящихся к успеху в бизнесе: [пер. с итал.] / Т. Конти. – М.: Стандарты и качество, 2007. – 213 с.

Концепция маркетинга для публичных библиотек: переводное издание / П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, К. Райнхардт; [Пер. с нем. Е. М. Ястребовой]. – М.:БиблиоМаркет, 1993. – 143 с. – (Маркетинг некоммерческой организации).

Кравченко А. И. История менеджмента: [учеб. пособие для вузов по специальностям «Социология» и «Соц. антропология»] /А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.; М.: Акад. проект; Трикста, 2009. – 555, [1] с.

Лапин А. Н. Менеджмент: полевые опыты /Александр Лапин; под ред. А. Плоткина. – М.: Упр. персоналом, 2009. – 187 с.

Менеджер информационных ресурсов / В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин и др.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Литера, 2009. – 325 с. (Современная библиотека).

Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек: [научно-метод. пособие]. – М.: Литера, 2009. – 173 с. – (Современная библиотека; вып. 57).

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. – 702 с.

Мильнер Б. З. Теория организаций: курс лекций: [учеб. пособие для вузов по спец. «Менеджмент»]. – М.: Инфра-М, 1998. – 335 с.: a-ил.

Мурашко О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. – М.: Литера, 2008. – 139, [1] с. – (Современная библиотека; вып. 40).

Окрепилов В. В. Менеджмент качества: [учеб. для вузов / В. В. Окрепилов. – СПб.: Наука. – Т. 1. – 2. – 2007.

Паршукова Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2005. – 151 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn08.pdf(Дата обращения 12.12.2010).

Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки: (конспект лекций для библиотечных специалистов) / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – 74 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/Strategiya/index.htm (Дата обращения 05.12.2010).

Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2004. – 187 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn10.pdf (Дата обращения 05.12.2010).

ПоллР., Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек: пер. с англ. / Рос. гос. б-ка, [Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений]. – М.: Пашков дом, 2008. – 314 с.

Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности: учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2008. – 111 с.

Романов П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 105).

Свиткин М. З. Менеджмент качества на основе стандартов ИСО: содержание, проблемы, перспективы / Свиткин М. З., Мацута В. Д. – СПб.: ВСЕГЕИ, 2008. – 549 с.

Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане и др.; [под ред. Кане М. М.]. – СПб.: Питер, 2009. – 559, [1] с. (Учебник для вузов).

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: полн. курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидат. минимума: [по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»]. – Орел: Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК. – Ч. 1. – 2010. – 329 с.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК. – Ч. 2. – 2010. – 314 с.

Суслова И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учеб.-метод. пособие. – М.: Профиздат, 2003. – 159 с.: ил. – (Серия «Современная библиотека»; вып. 30).

Суслова И. М. Значение стратегического менеджмента в управлении информационно-библиотечной деятельностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom7/disk/54.pdf (Дата обращения 05.12.2010).

Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2005. – 143 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»; вып. 9.).

Суслова И. М., Злотникова З. И. Проектная деятельность библиотек: науч.-практ. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175 с.

Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / под общ. ред. И. М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.

Учебно-методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные курсы». Раздел: Экономика, менеджмент, маркетинг библиотчно-информационной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html (Дата обращения 1.11.2010).

Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. – М.: Рудомино, 1997. – 132 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/191955 / (Дата обращения 06.12.2010).

Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины / / Библиотечное дело — XXI век. – 2004. – № 1 (7). – С. 6–15; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=98 (Дата обращения 06.12.2010).

Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2008.– 263 с. – (Библиотека: новые возможности).

Чуприна Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 117 с.

Шадрин А. Д. Менеджмент качества: от основ к практике / А. Д. Шадрин. – [2-е изд., испр.]. – М.: Трек, 2005. – 359 с.

Шилков В. И. Стратегический менеджмент: [учеб. пособие] / В. И. Шилков. – М.: Форум, 2009. – 302 с. с.: a-ил.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.