|
РАЗДЕЛ 10. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕТеоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
Понятие «библиотечное обслуживание». «Узкое» («внутри-библиотечное») и «широкое» («социальное») понимание сути библиотечного обслуживания. Основные функции библиотечного обслуживания; этапы их формирования. Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу. Влияние социально-философских теорий (воспитательная ценность знания, личность как субъект воспитания, личность как субъект и объект социализации, суверенность развития личности, доступ к информации как основа развития личности и др.) на формирование теоретических основ (теории просвещения, теории руководства чтением, библиотечной педагогики, теории библиотечного обслуживания как средства социализации личности, теории свободного доступа к информации и др.) библиотечного обслуживания. Анализ основных концепций (просветительской, идеологической, педагогической, социализирующей, информационной и др.) библиотечного обслуживания в России. Основные документы, обеспечивающие библиотечное обслуживание в Российской Федерации (Законы «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации»; документы, принятые Российской библиотечной ассоциацией: «Кодекс этики российского библиотекаря», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки»; и др.) Литература
Библиотечное обслуживание: Теория и методика: учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, 1996. – С. 171–183. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С. 68–97. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 32–38. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУК, 2000.– С. 6–9. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект: монография. – М.: МГИК, 1993.– С.147–167. МакДоналд Э. Планирование и дизайн библиотечного пространства // Управление библиотеками: связи Востока и Запада / РГБ НИО Информкультура. – М., 1996. – С. 17–38. Об авторском праве и смежных правах: Федеральный Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. // Библиотека и закон: Справочник– М.: Либерея, 1997.– Вып. 2.– С. 115–127. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон Российской Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон: Справочник. – М.: Либерея, 1996. – Вып. 2. – С. 103–114. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. // Библиотека и закон: юр. журн.-справочник. – М.: Либерея-Бибинформ, 1999. – Вып. 6. – С.26–33. Общественный договор между учреждениями и пользователями // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 6–9. Федеральный закон «О библиотечном деле» (с изменениями на 26 июня 2007 года) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html (Дата обращения 16.03.2011). Фирсов В. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов библиотеки // Библиотековедение. – 1995.– № 4–6.– С. 35–39. 2. Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его равные участники Обоснование необходимости изучения читательского контингента. Из опыта изучения читателей. Центры изучения читателей в советский период. Централизованные исследования чтения («Советский читатель», «Специалист – библиотека –библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения. Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование терминов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библиотеки — к потенциальному читателю и «местному сообществу». Социологический подходк изучению читателей: опыт России («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологическом изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чтения в структуре свободного времени и др.). Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследования. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, читательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библиотеки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.). Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ документов, устный и письменный опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классификация. Типология читателейкак результат интегрального исследования чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др. Особенности современного подхода к выделению читательских типов (групп) на основе социально-психологических признаков: лица с особыми читательскими потребностями (инвалиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п. Информационная культура личностикак интегральный результат исследования личности читателя и основной показатель читательского развития. Формирование структуры понятия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-библиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности. Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного обслуживания.
Литература
Аскарова В. Я. Тенденции развития представлений о читателях в контексте современной социокультурной ситуации // Книга, общество, читатель: современные аспекты: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2004. – C. 6–19. Бойкова С. А. Новации ЦБС массовых библиотек г. Хабаровска в изменившейся социокультурной ситуации // Библиотеки Хабаровского края: реалии, достижения, прогнозы: Материалы науч.-практ. конф. библ. работников Хабар. края, 21–23 мая 1996 г. – Хабаровск, 1996. – C. 45–49. Дворкина М. Я. О социокультурной роли библиотеки // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 16–17. Кузнецова Т. Я. Адаптация библиотекарей к современной социокультурной ситуации: поствузовское образование // Библиотечная Ассамблея Евразии: Информ. бюллетень. – М., 1997. – Вып.7. – C. 17–20. Матлина С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики (постановка проблемы) // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – C. 39–53. Мелентьева Ю. П. Возможности библиотечного обслуживания в гуманизации социокультурной среды // Библиотека и книга в пространстве культуры. – М., 2002. – C. 50–52. Мелентьева Ю. П. Юношеская библиотека как социокультурный феномен // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 67–80. Овсянникова Р. А. Информационная культура библиотечного специалиста – важный фактор функционирования библиотеки в современной социокультурной ситуации // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: тез. докл. – Краснодар, 1997. – C. 168–169. Овчинникова В. Социокультурные условия формирования читательских потребностей сибиряков в 60 – 80–е годы XX века // Библиотечный вестник Прибайкалья. – 2003. – № 3. – C. 17–19. Самохина М. М. Динамика библиотечного спроса и библиотечного поведения юношества как отражение социокультурных процессов (конец 60–середина 90–х гг.) // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 81–95. Фадеева Г. Формируем социокультурную атмосферу // Библиотека. – 1996. – № 6. – C. 32–33. Федорова Т. С. Устойчивое развитие общества и библиотека: социокультурный аспект // Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). – М., 2002. – Вып. 2(14). – C. 30–49. Шведов С. С. Читательский спрос в социокультурной ситуации начала «перестройки» // Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства: Сб. науч. тр. – СПб. – 1992. – C. 76–92. – Библиогр.: 91–92. 3. Библиотечное обслуживание как технологический процесс
Понятие о технологии и технологическом процессе. Основные этапы (алгоритм) библиотечного обслуживания как технологического процесса. Информационный запрос как пусковой механизм технологического процесса обслуживания. Понятие информационного запроса. Виды запросов. Выявление связи информационного запроса с реальными потребностями – суть реализации библиотечного обслуживания. Библиотечная услуга как конечный продукт технологического процесса. Классификация библиотечных услуг. Новые технологии в организации библиотечного обслуживания. Значение и задачи индивидуального библиотечного обслуживания. Разработка теории и практики индивидуального библиотечного обслуживания российскими (Н. А. Рубакин и др.) и зарубежными (Д. Шира и др.) специалистами. Особенности понимания сущности индивидуального библиотечного обслуживания в российской и западной традиции. Современные философские и психолого-педагогические основы индивидуального библиотечного обслуживания, основные научные концепции. Основные цели (информационные и коммуникативные) индивидуального библиотечного обслуживания. Возможности осуществления индивидуального библиотечного обслуживания в библиотеках разных типов и видов. Методы индивидуального библиотечного обслуживания: – индивидуальная беседа как базовый метод индивидуального библиотечного обслуживания. Основные виды беседы: при записи в библиотеку (ориентирующая); при рекомендации книги (тактическая); беседа о прочитанном (корректирующая); Формы передачи информации в процессе индивидуального библиотечного обслуживания (рекомендации, справки, консультации). Использование современных средств связи для обеспечения индивидуального библиотечного обслуживания (Интернет, электронная почта, факс и др.). Технологические и методические приемы, обеспечивающие эффективность индивидуального библиотечного обслуживания. Этические основы индивидуального библиотечного обслуживания. Показатели эффективности индивидуального обслуживания. Литература
Багрова И. Платные услуги библиотек: «Священный прагматизм» против «священной коровы» // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 130–141. Библиотечное обслуживание: Теория и методика: учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд–во МГУКИ, Либерея, – 1996. – С. 98–101. Веденяпина Н. И., Грузнова Е. Б. Электронные каталоги РНБ: изменение технологии обслуживания пользователей // Современные пользователи автоматизированных информационно–библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6–й и 7–й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – C. 100–106. Галактионова Л. А. Технологии информационно–библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности // Библиотечно–информационная деятельность в контексте культурных традиций региона: Четвертые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – C. 60–67. Глушановский А. В.,Калёнов Н. Е.Научные библиотеки и развитие сетевых технологий // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – Вып. 2. – C. 159–164. Гурьянова И. В. Новейшие информационные технологии в библиотечно–библиографическом обслуживании читателей // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. – Саратов, 2003. – Вып. 3. – C. 27–31. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С.68–97. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУК, 2000.– С. 32–38. Дебрион Ф. Французские библиотеки: задачи, фонды, новые технологии // Петербургская библиотечная школа. – 2004. – № 3. – C. 46–52. Елисина Е. Ю. Новые технологии в библиотечно-информационном обслуживании пользователей // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2003. – № 1. – C. 54–57. Квартерникова Т. О. Теоретические и организационные аспекты развития технологий электронной доставки документов в библиотеках // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф. – Смоленск, 2003. – C. 227–237. Коломейчук Е. М. Место информационных технологий в деятельности центральных универсальных библиотек Российской Федерации // Мир библиографии. – 2003. – № 6. – C. 8–9. Красильникова И. Ю. Развитие МБА на основе компьютерных технологий // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (9–10 нояб. 2000 г., г. Новосибирск). – Новосибирск, 2001. – C. 76–80. Лаврик О. Л. Параллельные технологии в библиотеке: доколе? // Библиотека и духовная культура нации: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 115–122. Маркова А. А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион.науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 280–287. Пилко И. С. Библиотечная технология: Общий курс: учеб. пособие. – Кемерово, 2000.– С. 80–87. Пилко И. С. Основные направления трансформации библиотечных технологий в условиях информатизации // Информационные недра Кузбасса – 2005: Тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2005. – C. 244–246. Пушкова С. В. Использование Интернет и современных компьютерных технологий в библиотечном обслуживании слепых // Библиотеки за рубежом 2005: сборник. – М., 2005. – C. 14–40. Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно–библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») // Информационный бюллетень РБА. – СПб., 2005. – № 35. – C. 136–137. Редькина Н. С. Библиотечный технологический консалтинг // Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 5. – C. 26–34. Ремизова Т. В. Использование электронных ресурсов и современных технологий в справочно–библиографическом обслуживании // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион. науч.- практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 134–139. Селеменева О. Н. Роль новых технологий в формировании информационной культуры читателей // Современная библиотека: традиции и инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2005. – C. 70–73. Соколова Н. В. Библиотечные консорциумы: куда ведут технологии... // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10–я юбил. междунар. конф. «Крым 2003». – М., 2003. – Т. 2. – C. 613–617. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169. Федеральный закон «О библиотечном деле» (с изменениями на 26 июня 2007 года) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html(Дата обращения 16.03.2011). Холявко Л. А. Справочно–библиографическое обслуживание в век электронных технологий // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – C. 86–93. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|