Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 10. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ





Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

 

Понятие «библиотечное обслуживание». «Узкое» («внутри-библиотечное») и «широкое» («социальное») понимание сути библиотечного обслуживания. Основные функции библиотеч­ного обслуживания; этапы их формирования.

Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Зада­чи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу.

Влияние социально-философских теорий (воспитательная ценность знания, личность как субъект воспитания, личность как субъект и объект социализации, суверенность развития личности, доступ к информации как основа развития личности и др.) на формирование теоретических основ (теории просве­щения, теории руководства чтением, библиотечной педагоги­ки, теории библиотечного обслуживания как средства социа­лизации личности, теории свободного доступа к информации и др.) библиотечного обслуживания.

Анализ основных концепций (просветительской, идеологи­ческой, педагогической, социализирующей, информационной и др.) библиотечного обслуживания в России.

Основные документы, обеспечивающие библиотечное об­служивание в Российской Федерации (Законы «О библиотеч­ном деле», «Об информации, информатизации и защите ин­формации»; документы, принятые Российской библиотечной ассоциацией: «Кодекс этики российского библиотекаря», «Мо­дельный стандарт деятельности публичной библиотеки»; и др.)

Литература

 

Библиотечное обслуживание: Теория и методика: учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, 1996. – С. 171–183.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С. 68–97.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 32–38.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУК, 2000.– С. 6–9.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект: монография. – М.: МГИК, 1993.– С.147–167.

МакДоналд Э. Планирование и дизайн библиотечного пространства // Управление библиотеками: связи Востока и Запада / РГБ НИО Информкультура. – М., 1996. – С. 17–38.

Об авторском праве и смежных правах: Федеральный Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. // Библиотека и закон: Справочник– М.: Либерея, 1997.– Вып. 2.– С. 115–127.

Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон Российской Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон: Справочник. – М.: Либерея, 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.

Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. // Библиотека и закон: юр. журн.-справочник. – М.: Либерея-Бибинформ, 1999. – Вып. 6. – С.26–33.

Общественный договор между учреждениями и пользователями // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 6–9.

Федеральный закон «О библиотечном деле» (с изменениями на 26 июня 2007 года) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html (Дата обращения 16.03.2011).

Фирсов В. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов библиотеки // Библиотековедение. – 1995.– № 4–6.– С. 35–39.

2. Библиотечное обслуживание как социокультур­ный процесс. Читатель и библиотекарь как его равные участники

Обоснование необходимости изучения читательского кон­тингента. Из опыта изучения читателей.

Центры изучения читателей в советский период. Централи­зованные исследования чтения («Советский читатель», «Спе­циалист – библиотека –библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения.

Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование тер­минов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библио­теки — к потенциальному читателю и «местному сообществу».

Социологический подходк изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологиче­ском изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чте­ния в структуре свободного времени и др.).

Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследо­вания. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, чи­тательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библио­теки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.).

Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ до­кументов, устный и письменный опрос, наблюдение, экспери­мент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классифи­кация.

Типология читателейкак результат интегрального исследо­вания чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др.

Особенности современного подхода к выделению читатель­ских типов (групп) на основе социально-психологических при­знаков: лица с особыми читательскими потребностями (инва­лиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п.

Информационная культура личностикак интегральный ре­зультат исследования личности читателя и основной показа­тель читательского развития. Формирование структуры поня­тия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-библиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности.

Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного об­служивания.

 

Литература

 

Аскарова В. Я. Тенденции развития представлений о читателях в контексте современной социокультурной ситуации // Книга, общество, читатель: современные аспекты: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2004. – C. 6–19.

Бойкова С. А. Новации ЦБС массовых библиотек г. Хабаровска в изменившейся социокультурной ситуации // Библиотеки Хабаровского края: реалии, достижения, прогнозы: Материалы науч.-практ. конф. библ. работников Хабар. края, 21–23 мая 1996 г. – Хабаровск, 1996. – C. 45–49.

Дворкина М. Я. О социокультурной роли библиотеки // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 16–17.

Кузнецова Т. Я. Адаптация библиотекарей к современной социокультурной ситуации: поствузовское образование // Библиотечная Ассамблея Евразии: Информ. бюллетень. – М., 1997. – Вып.7. – C. 17–20.

Матлина С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики (постановка проблемы) // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – C. 39–53.

Мелентьева Ю. П. Возможности библиотечного обслуживания в гуманизации социокультурной среды // Библиотека и книга в пространстве культуры. – М., 2002. – C. 50–52.

Мелентьева Ю. П. Юношеская библиотека как социокультурный феномен // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 67–80.

Овсянникова Р. А. Информационная культура библиотечного специалиста – важный фактор функционирования библиотеки в современной социокультурной ситуации // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: тез. докл. – Краснодар, 1997. – C. 168–169.

Овчинникова В. Социокультурные условия формирования читательских потребностей сибиряков в 60 – 80–е годы XX века // Библиотечный вестник Прибайкалья. – 2003. – № 3. – C. 17–19.

Самохина М. М. Динамика библиотечного спроса и библиотечного поведения юношества как отражение социокультурных процессов (конец 60–середина 90–х гг.) // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 81–95.

Фадеева Г. Формируем социокультурную атмосферу // Библиотека. – 1996. – № 6. – C. 32–33.

Федорова Т. С. Устойчивое развитие общества и библиотека: социокультурный аспект // Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). – М., 2002. – Вып. 2(14). – C. 30–49.

Шведов С. С. Читательский спрос в социокультурной ситуации начала «перестройки» // Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства: Сб. науч. тр. – СПб. – 1992. – C. 76–92. – Библиогр.: 91–92.

3. Библиотечное обслуживание как технологиче­ский процесс

 

Понятие о технологии и технологическом процессе. Основ­ные этапы (алгоритм) библиотечного обслуживания как техно­логического процесса.

Информационный запрос как пусковой механизм техноло­гического процесса обслуживания. Понятие информационного запроса. Виды запросов.

Выявление связи информационного запроса с реальными потребностями – суть реализации библиотечного обслуживания.

Библиотечная услуга как конечный продукт технологиче­ского процесса.

Классификация библиотечных услуг.

Новые технологии в организации библиотечного обслужи­вания.

Значение и задачи индивидуального библиотечного обслу­живания. Разработка теории и практики индивидуального биб­лиотечного обслуживания российскими (Н. А. Рубакин и др.) и зарубежными (Д. Шира и др.) специалистами. Особенности по­нимания сущности индивидуального библиотечного обслужи­вания в российской и западной традиции. Современные фило­софские и психолого-педагогические основы индивидуального библиотечного обслуживания, основные научные концепции.

Основные цели (информационные и коммуникативные) индивидуального библиотечного обслуживания. Возможности осуществления индивидуального библиотечного обслуживания в библиотеках разных типов и видов.

Методы индивидуального библиотечного обслуживания:

– индивидуальная беседа как базовый метод индивидуаль­ного библиотечного обслуживания. Основные виды беседы: при записи в библиотеку (ориентирующая); при рекомендации книги (тактическая); беседа о прочитанном (корректирующая);

Формы передачи информации в процессе индивидуального библиотечного обслуживания (рекомендации, справки, консультации). Использование современных средств связи для обеспечения индивидуального библиотечного обслуживания (Интернет, электронная почта, факс и др.).

Технологические и методические приемы, обеспечивающие эффективность индивидуального библиотечного обслужива­ния. Этические основы индивидуального библиотечного об­служивания.

Показатели эффективности индивидуального обслуживания.

Литература

 

Багрова И. Платные услуги библиотек: «Священный прагматизм» против «священной коровы» // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 130–141.

Библиотечное обслуживание: Теория и методика: учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд–во МГУКИ, Либерея, – 1996. – С. 98–101.

Веденяпина Н. И., Грузнова Е. Б. Электронные каталоги РНБ: изменение технологии обслуживания пользователей // Современные пользователи автоматизированных информационно–библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6–й и 7–й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – C. 100–106.

Галактионова Л. А. Технологии информационно–библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности // Библиотечно–информационная деятельность в контексте культурных традиций региона: Четвертые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – C. 60–67.

Глушановский А. В.,Калёнов Н. Е.Научные библиотеки и развитие сетевых технологий // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – Вып. 2. – C. 159–164.

Гурьянова И. В. Новейшие информационные технологии в библиотечно–библиографическом обслуживании читателей // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. – Саратов, 2003. – Вып. 3. – C. 27–31.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С.68–97.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции. – М.: МГУК, 2000.– С. 32–38.

Дебрион Ф. Французские библиотеки: задачи, фонды, новые технологии // Петербургская библиотечная школа. – 2004. – № 3. – C. 46–52.

Елисина Е. Ю. Новые технологии в библиотечно-информационном обслуживании пользователей // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2003. – № 1. – C. 54–57.

Квартерникова Т. О. Теоретические и организационные аспекты развития технологий электронной доставки документов в библиотеках // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф. – Смоленск, 2003. – C. 227–237.

Коломейчук Е. М. Место информационных технологий в деятельности центральных универсальных библиотек Российской Федерации // Мир библиографии. – 2003. – № 6. – C. 8–9.

Красильникова И. Ю. Развитие МБА на основе компьютерных технологий // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (9–10 нояб. 2000 г., г. Новосибирск). – Новосибирск, 2001. – C. 76–80.

Лаврик О. Л. Параллельные технологии в библиотеке: доколе? // Библиотека и духовная культура нации: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 115–122.

Маркова А. А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион.науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 280–287.

Пилко И. С. Библиотечная технология: Общий курс: учеб. пособие. – Кемерово, 2000.– С. 80–87.

Пилко И. С. Основные направления трансформации библиотечных технологий в условиях информатизации // Информационные недра Кузбасса – 2005: Тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2005. – C. 244–246.

Пушкова С. В. Использование Интернет и современных компьютерных технологий в библиотечном обслуживании слепых // Библиотеки за рубежом 2005: сборник. – М., 2005. – C. 14–40.

Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно–библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») // Информационный бюллетень РБА. – СПб., 2005. – № 35. – C. 136–137.

Редькина Н. С. Библиотечный технологический консалтинг // Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 5. – C. 26–34.

Ремизова Т. В. Использование электронных ресурсов и современных технологий в справочно–библиографическом обслуживании // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион. науч.- практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 134–139.

Селеменева О. Н. Роль новых технологий в формировании информационной культуры читателей // Современная библиотека: традиции и инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2005. – C. 70–73.

Соколова Н. В. Библиотечные консорциумы: куда ведут технологии... // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10–я юбил. междунар. конф. «Крым 2003». – М., 2003. – Т. 2. – C. 613–617.

Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169.

Федеральный закон «О библиотечном деле» (с изменениями на 26 июня 2007 года) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html(Дата обращения 16.03.2011).

Холявко Л. А. Справочно–библиографическое обслуживание в век электронных технологий // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – C. 86–93.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.